Одной из наиболее характерных для средневековой Сербии твердынь является монастырь Манасия, иначе - по названию реки, у которой расположен, - именуемый Ресавским.
Твердыня веры являлась и твердыней в прямом смысле слова - монастырь окружён высокими стенами и 11 башнями с шестью ярусами каждая. На уровне четвертого яруса у башен есть выходы на стены, позволявшие ратникам быстро перемещаться по всему периметру. Донжон - Деспотова башня - имеет 11 ярусов. (Башня названа в честь деспота (правителя) Стефана Лазаревича, который и воздвиг Манасию с 1407-го по 1418 г.)
После поражения войска св.царя Лазаря на Косовом поле Сербия попадает в вассальную зависимость от Османского султана. Стефан Лазаревич принимал участие в Ангорской битве 1402 г., в которой Баязид I потерпел поражение от Тамерлана. Сербские витязи были одним из наиболее стойких и боеспособных подразделений турецкой армии, что особенно контрастировало на фоне татар, предавших султана в самом начале битвы.
В результате поражения Османская империя временно распалась, что повлияло на отсрочку падения Византийской империи. Возвращаясь в родные места Стефан с остатком дружины останавливается в Константинополе, где Стефан от василевса Византии получает титул деспота (примерно соответствовавший титулу короля в католической Европе).
Именно ко времени правления Стефана Лазаревича относится утверждение в Сербии одного из государственных символов Византии - белого креста с четырьмя огнивами (ныне Сербский крест), наряду с двуглавым орлом.
Став вассалом Венгрии, деспот Стефан получил ряд ключевых крепостей на Дунае.
В Сербии по европейскому образцу вводятся рыцарские турниры.
Сейчас любители старины нередко мечутся из одной крайности в другую - то изображая сербских средневековых воинов в виде привычных нам итальянских или французских рыцарей, то изображая их в виде неких персонажей фэнтезийного "контента".
Между тем, есть неплохие источники - фрески, на которых изографы изображали своих современников, воинов XV века.
В качестве иллюстрации рассмотрим знаменитую фреску «Святые ратники», украшающую монастырский храм св.Троицы.
Традиционно воины изображены в группе. Святой Никита, воин, находящийся справа на фреске, вооружён характерной ближневосточной саблей с елманью, обоюдоострым утолщением на конце клинка, усиливающей рубящий удар и позволяющий наносить колющий удар. В левой руке у воина - булава типа пернача. (На этой иллюстрации навершия не видно, но другие изображения показывают именно такой типа булавы). Пернач имел деревянную длинную рукоять и металлическое навершие - «шестопёр». Вероятно, воин, изображённый на фреске, намеревался метнуть пернач в противника и после этого вступить в схватку. Но, возможно, фреска иллюстрирует способность витязя сражаться двумя руками.
Святой Нестор, самый молодой из воинов, показан в момент, когда он выхватывает меч из ножен, а копьё - практически тоже наготове - под мышкой левой руки.
Крайний слева - святой Аритон - в отличие от взлохмаченного св.Нестора - спокоен и внимательно наблюдает за противником, опираясь на длинное копьё.
Как видим, перед нами три поколения воинов, изображённые вместе, очевидно, не случайно: ратное искусство передавалось из поколения в поколение наставниками, имевшими небольшое количество учеников. Молодой и вспыльчивый св.Нестор рвётся в бой, но старшие товарищи рядом, плечом к плечу.