itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Век Николая Тряпкина

К 100-летию Н.И.Тряпкина, пророческая поэзия которого после полосы забвения оказалась востребованной и в XXI веке

Александр Сергеевич Пушкин 
0
761
Время на чтение 12 минут

...Ещё одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя.

Исполнен долг, завещанный от бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем господь меня поставил

И книжному искусству вразумил...

А.С.Пушкин. Борис Годунов

(сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» -

старец монах Пимен пишет при свете лампады).

Один из замечательных русских поэтов XX века, ровесник советской власти, Николай Иванович Тряпкин (1918-1999) - свидетель и летописец всей истории страны Советов: гражданской войны, нэпа, коллективизации и индустриализации, репрессий, Великой Отечественной, возрождения страны после войны, разоблачения культа личности, оттепели, полёта в космос, застоя и перестройки, развала великой державы.

Но Тряпкин отразил в своей поэзии эпоху не с идеологических позиций, а под своим, особым углом зрения, православным и философским, нравственным и совестливым, очень русским и, наконец, крестьянским, ибо происходил из крестьян.

Я не был славой затуманен

И не искал себе венца.

Я был всегда и есть крестьянин -

И не исправлюсь до конца.

И вот опять свой стих подъемлю

Пред ликом внуков и сынов:

Любите землю, знайте землю,

Храните землю до основ.

Не будьте легче мысли птичьей -

Врастайте в землю, как гранит.

Она всему даёт обличье

И всё навеки утвердит:

И нашу суть, и нашу славу,

И запах лучшего плода, -

И нашу русскую державу

Оставит русской навсегда.

И потому-то землю надо

Особой меркой измерять:

Она не только хлеб и стадо,

Она ещё - сестра и мать.

И потому-то в поле вешнем

Сними-ка, братец, сапоги,

И постарайся быть безгрешным,

И никогда земле не лги.

И я не с тем ли, не затем ли

Даю стихам высокий лад

И вот кричу: не грабьте землю,

Не будьте прокляты стократ!

Она не только хмель и сыта,

Она ещё - сундук и клеть,

И нашей речи знаменитой

При ней вовек не оскудеть.

И нашу суть, и нашу славу

Она не спустит без следа

И нашу русскую державу

Оставит русской навсегда.

1969

Тряпкин отображает в своей поэзии эпоху как летописец пушкинского склада. Почему монах Пимен из «Бориса Годунова» вызвал у меня такую аллюзию?! Во-первых, поэт жил и творил в столь же многострадальную для Отечества эпоху, как герой Пушкина.

Во-вторых, его прообразом мог послужить земляк Тряпкина - игумен Старицкого Успенского монастыря, впоследствии первый Патриарх Московский Иов (1589-1605), близкий сподвижник Бориса Годунова. После его смерти в 1605 году и победы Лжедмитрия I Патриарх Иов отказался признать самозванца сыном Ивана Грозного и был заточён в монастыре в родной Старице.

В-третьих, для такой аллюзии даёт повод и творчество Тряпкина, написавшего стихотворение о Лжедмитрии I - Гришке Отрепьеве, которое воспринимается как развёрнутая метафора того, что происходило в советскую эпоху:

Стихи о Гришке Отрепьеве

Для меня ты, брат, совсем не книга.

И тебя я вспомнил неспроста.

Рыжий плут, заносчивый расстрига

И в царях - святая простота.

Мы с тобой - одна посконь-рубаха

Расскажи вот так, без дураков:

Сколько весит шапка Мономаха

И во сколько сечен ты кнутов?..

За цветными окнами столетий,

Что там, где - пойми издалека!

Да и нынче - столько вас на свете

Поджидает царского пайка!

Забывают - кто отец, кто мама.

И не лучше сеять, чем хватать?

А ведь ты ба, Гриша, скажем прямо,

Мог бы просто песенки играть.

И ходил бы с клюквой на базаре

Да из лыка плёл бы лапотки.

А тебя вот псивые бояре

Изрубили прямо на куски.

Только всё ж - за дымкой-невидимкой

Ты уж тем хорош, приятель мой,

Что из всех, пожалуй, проходимцев

Ты, ей-ей, не самый продувной.

Изрубили всё же и спалили,

Заложили в пушку - и каюк.

А иным бродягам всё простили,

Даже тьму придумали заслуг.

И гремит веками литургия -

Со святыми, дескать, упокой.

А тебя и нынче вот, как змия,

Проклинают дьяки за разбой.

Только знаю - парень ты без страха.

И давай - скажи без дураков:

Сколько весит шапка Мономаха

И во сколько сечен ты кнутов?..

1993

В-четвёртых, аллюзия о летописце пушкинского склада возникает и в связи с биографией поэта: в 1939-1941 годах он учился в Московском историко-архивном институте (на Никольской улице, в те годы - улица 25 Октября), где некогда располагалась легендарная Славяно-греко-латинская академия. То есть до окончания в 1958 году Высших Литературных Курсов при Литературном институте имени А.М.Горького Тряпкин по первому своему образованию - историк-архивист - и, правда, имел отношение к летописям, документам различных эпох Государства Российского.

И, наконец, в-пятых. В дебютном номере альманаха «Неизбывный вертоград», изданного в 2010 году по итогам одноименного конкурса имени Николая Тряпкина (они стали ежегодными) опубликован очень важный для понимания творческого наследия Тряпкина доклад поэта и литературоведа Дмитрия Псурцева «Время Тряпкина - будущее в прошедшем».

«У Тряпкина в стихах, - подчёркивает Дмитрий Псурцев, - оживает в первую очередь наше прошлое - историческая, культурная, языковая память (которая у большинства современных стихотворцев отсутствует), и всё прочее устанавливается относительно этой памяти как точки отсчёта. Будущее время для Тряпкина - это не безответственное, волюнтаристское будущее, а будущее в прошедшем, будущее, устанавливаемое относительно прошедшего... Поэзия Николая Тряпкина, воскрешая трудное прошлое, связывая его с настоящим, - ведёт нас в будущее. Русский ковчег, о котором писал Тряпкин, уже в пути. Поэзия Тряпкина - в нашем ковчеге...».

Вот научная концепция, поддерживающая мою аллюзию: поэт - летописец пушкинского склада.

***

Николай Иванович Тряпкин - уроженец деревни Саблино Старицкого уезда Тверской губернии. В его биографии, опубликованной в разных изданиях, указано, что будущий поэт появился здесь на свет Божий 19 декабря 1918 года. Именно в этот день, день своих именин, когда празднуется память самого почитаемого на Руси святого Николая Чудотворца, Николай Иванович всегда отмечал свой день рождения.

Но на самом деле, как и поэты-классики Фёдор Тютчев и Афанасий Фет, традиции которых Тряпкин продолжал в своём творчестве, Николай Иванович родился 5 декабря.

О своей работе с церковными метриками, благодаря которой установлена точная дата рождения поэта, рассказывает старицкий краевед Александр Шитков:

«... «22 ноября 1918 года родился сын Николай в деревне Саблино гражд. Ивана Филиппова Тряпкина и жена его Параскева Никанорова, оба православного исповедания. Восприемниками были той же деревни Михаил Филиппов Тряпкин и девица Пелагия Филиппова».

Но подождите, Николай Тряпкин везде указан родившийся под числом и месяцем 19 декабря, а не 22 ноября!

Здесь для понимания процесса нужно чуть-чуть отвлечься. Дело в том, что 26 января 1918 года Декретом Совнаркома в России, на территории находившейся под контролем Советской власти, вместо юлианского вводился григорианский календарь, согласно которому «в 1918 году после 31 января следует 14 февраля».

Известно, что Русская Православная Церковь не стала переходить на новый стиль и поныне пользуется юлианским календарём. Таким образом, в метрической записи, относящейся к рождению Николая Тряпкина, к дате 22 ноября мы прибавим 14 дней, то получается, что день рождения Николая Ивановича по новому стилю выпадает на 5 декабря».

Родной деревни поэта, откуда их семья в 1930 году под угрозой раскулачивания перебирается в Лотошино под Москвой, сейчас увы, нет. Но Саблино живёт в стихотворениях цикла «Из семейной хроники» Николая Тряпкина. Его первая часть «Земля моего детства» - о Саблине:

...Деревенька была небольшая,

Совсем небольшая:

За полсотни дворов - на пригорке,

Поросшем травой,

В два порядка дома.

Дом родителей - с самого края,

Вот он смотрит на юг -

Там овины и клин полевой...

Творчество его глубоко уходит своими корнями в русский фольклор и насквозь пронизано песенными интонациями.

«Николай Тряпкин, - считает его собрат по перу, другой великий поэт XX века Юрий Кузнецов, - близок к фольклору и этнографической среде, но близок как летящая птица. Он не вязнет, а парит. Оттого в его стихах всегда возникает ощущение ликующего полёта... Бытовые подробности отзываются певучим эхом. Они дышат, как живые. Поэт владеет своим материалом таинственно, не прилагая видимых усилий, как Емеля из сказки, у которого и печь сама ходит, и топор сам рубит. Но это уже не быт, а национальная стихия. В линии Кольцов - Есенин, поэтов народного лада, Тряпкин - последний русский поэт. Трудно и даже невозможно в будущем ожидать появления поэта подобной народной стихии. Слишком замутнён и исковеркан русский язык и сильно подорваны генетические корни народа. Но если такое случится - произойдёт поистине чудо. Будем на это надеяться, а я уверен в одном: в XXI веке значение самобытного слова Николая Тряпкина будет только возрастать».

А поэт Геннадий Суздалев, с которым я общался в последние годы его жизни, так рассказывал мне о первой встрече с Николаем Ивановичем в 1974 году в ЦДЛ, о том, что его поразило больше всего:

«...Стихи свои Николай Иванович не читал, а напевал, потому что, читая - заикался. Подобного исполнения в народном духе я никогда раньше не слыхал. Тряпкин напевал стихи и притопывал в такт ногой. Мы были все в восторге...».

***

Большинство книг Николая Ивановича Тряпкина было издано в советские годы - он автор 23 поэтических сборников: «Первая борозда» (1953), «Белая ночь» (1956), «Распевы» (1958), «Краснополье» (1962), «Перекрёстки» (1962), «Песни великих дождей» (1965), «Серебряные пруды» (1966), «Летела гагара» (1967), «Гнездо моих отцов» (1967), «Избранная лирика» (1970), «Златоуст» (1971), «Гуси-лебеди» (1971), «Жнива» (1974), «Вечерний звон» (1975), «Заповедь» (1976), «Скрип моей колыбели» (1978), «Избранное» (1980), «Стихотворения» (1983), «Стихотворения» (1983), «Огненные ясли» (1985), «Излуки» (1987), «Подражания Экклезиасту» (1987), «Стихотворения» (1989).

С одной стороны, такому количеству изданий можно было бы и порадоваться: ведь чуть не ежегодно читатели знакомились всё с новыми и новыми произведениями большого поэта.

Но, с другой стороны, цензура не дремала. Многое из написанного Николаем Ивановичем оказывалось под запретом. Так, только после его кончины было опубликовано такое известное ныне стихотворение как «Вербная песня»:

За великий Советский Союз!

За святейшее братство людское!

О Господь! Всеблагой Иисус!

Воскреси наше счастье земное.

О Господь! Наклонись надо мной.

Задичали мы в прорве кромешной.

Окропи Ты нас вербной водой,

Осени голосистой скворешней.

Не держи Ты всевышнего зла

За срамные мои вавилоны, -

Что срывал я Твои купола,

Что кромсал я святые иконы!

Огради! Упаси! Защити!

Подними из кровавых узилищ!

Что за гной в моей старой кости,

Что за смрад от бесовских блудилищ!

О Господь! Всеблагой Иисус!

Воскреси моё счастье земное.

Подними Ты мой красный Союз

До Креста Своего аналоя.

...В 1992 году первым из своих коллег Николай Тряпкин удостоился Государственной премии России за сборник «Разговор по душам» (1989). Стихи этого сборника - скорбные и гневные произведения о драматических поворотах в жизни нашего Отечества, глубокие раздумья поэта над судьбами Родины и человечества. Тряпкин призывает нас к трудному, но необходимому деланью - духовной работе над собой.

В трагические нулевые, которые мы называем новым Смутным временем, Николай Тряпкин продолжал писать, уже не скованный ни идеологическими догмами, ни цензурными запретами. До конца своей долгой жизни резко выступал против разрушения исторической России, против духовной и нравственной деградации общества.

Он был членом редколлегии газеты «День», её постоянным автором и, как отмечают исследователи творчества, в каком-то смысле поэтическим символом.

***

После кончины Тряпкина были годы забвения его творчества. Но, слава Богу, это грустное для России время позади. Как трава прорастает сквозь асфальт, так и пророческая поэзия Тряпкина, победив равнодушие, вернулась к нам, оказалась востребованной и в XXI веке.

Одним из первых о Николае Тряпкине сердечно напомнил в своём документальном сериале «Мальчики державы» критик Лев Аннинский:

«...Ровесник советской власти, в отрочестве переживший великий перелом, - переломом души и тела был отодвинут от фронта, комиссован и отправлен в сольвычегодскую ссыльную глушь, где досталось ему, в бессильной ярости задирая голову, наблюдать патрулирующие в высоте немецкие самолёты с крестами. Он очистил родное небо годы спустя - строчками, вошедшими в народную жизнь:

«Летела гагара, кричала гагара, махала крылом...

Кричала гагара, кричала гагара над крышей моей...

Кричала гагара, что солнце проснулось, что море поёт...

Что месяц гуляет, что море сияет, что милая ждёт...»».

... Сегодня о Тряпкине пишут воспоминания и научные исследования. Вновь издаются его стихи.

«Николай Иванович Тряпкин..., - считает доктор филологических наук, литературовед Светлана Николаева из Твери, - успел осмыслить и воплотить в слове все важнейшие явления и вехи истории России XX столетия, в том числе и катастрофы конца 1980-1990-х гг. Уровень мышления Николая Тряпкина позволил ему связать Тверскую землю со всей Россией, всем миром, даже вселенной. Поэт большой внутренней силы и духовной самостоятельности, он решал в своём творчестве проблемы войны и революции, веры и безверия, народного и национального, семьи и рода, цивилизации и космоса и тем самым оказался в эпицентре столкновений противоборствующих идей и партий не только современного ему, но и текущего исторического момента».

А филолог и краевед из Старицы Наталья Терёхина даёт такую оценку творчества своего земляка:

«Семья - Отчизна - Мироздание. Вот особенность лирики Тряпкина. Человек в его мире - часть Вселенной, так же, как тополь, ромашка, родник. Поэтому всё вокруг имеет значение и значительно. Конечно, философичность лирики Тряпкина имеет корни: прежде всего, наследуются традиции Ф.И. Тютчева. Но если Тютчева чаще интересует связь человека с природными стихиями, то Тряпкин видит и воспевает гармонию земли, человека и неба, сосуществование, в основе которого лежит великая Любовь к каждой частичке микрокосма и Мироздания».

...10 лет назад при Союзе писателей России была создана Комиссия по сохранению творческого наследия Н.И. Тряпкина. Она объединила вокруг творчества Николая Ивановича таких подвижников: первый секретарь правления Союза писателей России Геннадий Иванов, поэт, ответственный секретарь Комиссии Алексей Полубота, литературовед, критик, составитель поэтических сборников Н.И. Тряпкина Сергей Куняев, поэт Григорий Шувалов и других.

При их активном участии на месте родной деревни Тряпкина установлен поклонный крест, а проезжающих встречает стенд со стихотворной цитатой Николая Ивановича.

«Десятки статей о творчестве и судьбе Николая Ивановича, вечера и фестивали памяти, альманах «Неизбывный вертоград», памятный знак на месте рождения поэта в Саблино, сбор материала для будущего музея, восстановленная могила родителей поэта, сбор денег на восстановление могилы самого Н. Тряпкина - далеко не полный перечень сделанного комиссией», - подвёл итоги сделанного к 100-летию Тряпкина Алексей Полубота.

Так Николай Иванович Тряпкин соединил «век нынешний и век минувший». Его поэзия устремлена в будущее и в космические дали. Именно об этом он мечтает в 1966 году в одном из самых известных своих стихотворений - «Космодромы»:

Где-то есть космодромы,

Где-то есть космодромы.

И над миром проходят всесветные громы.

И, внезапно издав ураганные гамы,

Улетают с земли эти странные храмы,

Эти грозные стрелы из дыма и звука,

Что спускаются кем-то с какого-то лука,

И вонзаются прямо в колпак мирозданья,

И рождаются в сердце иные сказанья:

А всё это Земля, мол, великая Гея

Посылает на небо огонь Прометея,

Ибо жизнь там темней забайкальского леса:

Даже в грамоте школьной никто ни бельмеса.

А в печах в это время у нас в деревнюшке

Завывают, как ведьмы, чугунные вьюшки,

И в ночи, преисполненной странного света,

Загорается печь, как живое магнето.

И гашу я невольно огонь папироски,

И какие-то в сердце ловлю отголоски,

И скорее иду за прогон, к раздорожью,

Где какие-то спектры играют над рожью,

А вокруг силовые грохочут органы...

И стою за бугром, у знакомой поляны,

А в душе, уловляющей что-то и где-то,

Голубым огоньком зацветает магнето...

И, внезапно издав ураганные гамы,

Вдруг шибается небо в оконные рамы,

И летят кувырком с косяками и цвелью

Эти все пошехонские наши изделья.

А вокруг, испуская всё то же свеченье,

Как штыки, стояком замирают растенья.

И дрожат, как в ознобе, подъёмные краны,

А в полях силовые грохочут органы.

И старушки в очках, те, что учат по книжкам,

Говорят из-за парты вскочившим детишкам:

А всё это Земля, мол, великая Гея

Посылает на небо огонь Прометея -

Эти грозные стрелы из грома и света...

Успокойтесь, родные.

И помните это.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Головкин
День святой свободы
3 марта – национальный праздник Республики Болгария – День освобождения от османского ига
04.03.2024
Памяти Фёдора Абрамова
(29.02.1920 - 14.05.1983)
01.03.2024
Все статьи Николай Головкин
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09