itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О шизофреническом настроении, характерном для сегодняшнего религиозного сознания

Попытки воцерковления быта (в соответствии с опытом, лежащим в основе тех или иных национальных церковных традиций), идут вразрез с интеллектуальной модой на «шмемановщину»

0
1055
Время на чтение 7 минут

Сегодня мы продолжаем беседу с нашим постоянным автором, доктором юридических наук (Университет в Крагуевце, Сербия), специалистом по юридической истории, членом Правового-политическогo совета Автономного края Косово и Метохия Зораном Чворовичем.

Павел Вячеславович Тихомиров: Зоран, в одной из предыдущих бесед мы уже отмечали, что нам, русским, со стороны кажется, что в сербском церковном мировоззрении имеет место какая-то раздвоенность. С одной стороны всё в СПЦ указывает на фундаментальную роль культа внешнего, помогавшего сохранить внутреннее, собственно говоря, Святосавие во многом как раз и является опытом воцерковления быта. С другой стороны, не может не бросаться в глаза интеллектуальная мода на "шмемановщину". Это ведь получается не просто раздвоенность, а настоящая шизофреничность, ведь одно исключает другое.

Зоран Чворович: Шизофреническое настроение, характерное для сегодняшнего религиозного сознания сербов, должно было оставить свой отпечаток и на предложении нового Устава Сербской Православной Церкви.

Настойчивость некоторых епископов, утверждающих, что нормативный текст церковно-правового акта, который исключительно касается организацией поместной церкви, чрезмерно обременён экклезиологическим учением, можно объяснить только узким революционным сознанием некоторых сербских епископов, лихорадочно пытающихся - пользуясь возможностями своего архипастырства - полностью модернизировать унаследованную церковную практику и сознание сербского народа.

В целом, апеллирование к Преданию всегда являлось испытанным начином обретения легитимности того или иного нового учения, в данном случае речь идёт о сторонниках афанасьевско-шмемановской евхаристической экклезиологии.

Пока Предание живо, никакие новины не могут присвоить себе авторитета ортодоксии и ортопраксии. Но после того, как революция осуществит полное уничтожение «старого режима», первоначальная незаконность перестанет восприниматься в таком качестве.

Михаил Михайлович Иванов: Если рассмотреть аспект общественно-политический, то в Сербии наблюдалось примерно то же самое, что и в России: пока Церковь воспринималась в качестве союзницы в борьбе против коммунистической идеологии, условные либералы-рыночники терпели всё то, что можно назвать корпоративной нормой, присущей традиционному православному мировоззрению.

Как только с остатками советского строя было покончено, в глазах адептов либерально-рыночной идеологии Церковь стала восприниматься в качестве уже не тактического союзника, но как стратегический неприятель. Поскольку церковное мировоззрение является системной альтернативой идеологии потребительского общества.

Зоран Чворович: Пока продолжалась политическая расправа над режимом Слободана Милошевича, в которой на стороне прозападной оппозиции активно участвовали некоторые влиятельные епископы СПЦ, попытки замещения святосавского Предания модернистской идеологией осуществлялись исключительно в рамках «внутренней жизни» СПЦ. Реформа богослужебной практики, реформа образования - могли ощущаться лишь относительно малым кругом воцерковлённых людей, участвующих в литургической жизни Церкви.

При этом значение Предания могли осознать лишь те, кто сохранял свою воцерковлённость на протяжении десятилетий коммунизма, а не неофиты, которые массово пришли в Церковь в начале девяностых.

Фото Павла Тихомирова.П.В.Тихомиров: Да, в Сербской Церкви острее ощущается контраст между теми настроениями, которые царят в среде неофитов, и тем настроением, которое присуще людям, воспитанным в непрерывной церковной традиции.

Но в этом смысле у нас ситуация несколько иная.

Это как раз хорошо подмечают сербы, сталкивающиеся с реалиями нашей церковной жизни. Я хорошо помню то впечатление, которое оказало на нашего общего друга Ранко Гойковича общение с единоверцами из России и Украины.

У нас исчезающее мал процент людей, воспитанных в непрерывной православной традиции, все мы, постсоветские люди, - по большому счёту - неофиты.

Другое дело, но одна часть пришедших в Церковь в 90-е годы, искренне полагает, что необходимо всё в церковном укладе вернуть в то состояние, которое имело место до революции, а вот иные же убеждены в том, что необходимо не повторять ошибок, имевших место в Синодальную эпоху. И потому жизненно необходимо творчески переосмыслять опыт прошедшего. Разумеется, порою это переосмысление заходит далеко. У нас в Русской Церкви сейчас нет, условно говоря, некой корпоративной нормы, которая была бы присуща неофитам.

Есть у нас среди неофитов как те, кто ориентируется на ХIХ век, так и те, кто полагает, что ХIХ век не может служить образцом для подражания.

А вот у вас, выходит, всё-таки сложились разные церковные культуры. И проводниками модернистских тенденций являются церковно-общественные деятели, пришедшие в Церковь в 90-е годы ХХ века.

Зоран Чворович: В то же время, в 1990-х годах, в общественном мнении епископы-модернисты не высказывали взглядов, которые бы как-то принижали значение Предания и особенностей многовековой сербской церковной практики. Т.е. против Святосавия как сербского опыта и специфического стиля православного христианства.

Само собой разумеется, что те епископы, которые примкнули к борьбе прозападной оппозиции против Слободана Милошевича, не могли позволить себе вступить в эту борьбу без святителя Саввы.

Ибо Слободан Милошевич для значительной части молодого поколения избирателей ассоциировался с коммунизмом и югославянством. На то были причины. Сразу оговоримся: прозападная оппозиция была лишена национального самосознания даже в большей степени, нежели Милошевич.

При этом политическая борьба усиливалась в условиях войны, которую Запад развязал против сербов Республики Сербской Краины и Республики Сербской (Боснии и Герцеговины).

У епископов, вступивших в политическую борьбу против Слободана Милошевича, геополитическое сознание было законсервировано на уровне 1945 года. Милошевич был для них символом титоизма, и в оппозиции они увидела силу, способную возродить именно сербскую государственность.

Такое архаическое геополитическое сознание было гарантией того, что часть клира СПЦ будет использована в качестве инструмента прозападной оппозицией, которая - на первоначальном этапе своей деятельности - остро нуждалась в национальной окраске, которую ей и обеспечивали некоторые епископы.

М.М.Иванов: А что произошло после свержения Милошевича?

Зоран Чворович: Сразу же после октябрьского переворота, начиная с 2002 года, отдельные епископы-модернисты и отдельные епископы начали и публично озвучивать радикально обновленческие идеи. Вплоть до призывов отказаться от сербской идентичности, святосавской традиции в пользу некоего наднационального универсализма.

При этом модернисты полностью взяли под свой контроль все учреждения, занимающиеся богословским образованием, от богословского факультета до средних школ.

Молодые священнослужители, чьё мировоззрение сформировано под влиянием этих веяний, выглядят не меньшими сторонниками либерально-рыночного идеологического мэйнстрима, нежели типичные молодые представители «офисного класса».

П.В.Тихомиров: Неужели все поголовно молодые клирики напрочь лишены того чувства, которое у нас в России называется «за державу обидно»?

Зоран Чворович: Конечно же, не все. Но те молодые модернисты, в которых остался ещё «нерв национального вопроса», оказываются неспособны на борьбу, поскольку в их сознание встроено столько фильтров, столько «внутренней цензуры», обусловленной идеями религиозной и прочей толерантности, что это сказывается на бойцовских качествах.

П.В.Тихомиров: Альтернатива?

Зоран Чворович: Число противников церковного модернизма возрастает. Но, к сожалению, мы сталкиваемся с феноменом «ревности не по разуму». Раскольнический дух. Раскольнические методы...

Одним словом, отсутствие целостного мировоззрения, сформированного на фундаменте св. Предания, становится идеальным полем для взращивания как модернистского духа, так и духа «консервативного» раскольничества.

П.В.Тихомиров: Уверен, в этом вопросе мы в очередной раз сталкиваемся с неверными представлениями об иерархии ценностей. С отсутствием внятного представления о том, что в духовной жизни человека является конечной целью, а что - средством. Консерваторы придают излишнее значение внешним формам, забывая подчас, что суть спасения не в том, чтобы «во чтобы то ни стало стоять за единый «азъ»».

Напротив, люди, склонные критически относиться к тому, что видится им косностью, увы, как показывает практика, с таким упоением отдаются делу «низвержения идолов», что «выплёскивают младенца вместе с водой».

И остаются вообще ни с чем.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Молчать нельзя осаживать
Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей
27.03.2024
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
О нападках на прот. Андрея Ткачёва и Василия Дворцова
25.03.2024
Лишь каждый четвёртый американец считает, что Библия важнее демократии
Религия теряет влияние в жизни США, но президент должен показать пример
22.03.2024
Т.Карлсон: «Наша брань не против плоти и крови»
Американец о слугах антихриста
20.03.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Зоран Чворович
Балканские шахматы, домино и напёрстки
Давление со стороны «Сербии против насилия» использовано, чтобы сделать Вучича ещё более кооперативным
05.01.2024
Трагический спектакль близится к закономерному финалу
Вучич готов открыто признать «Республику Косова»
03.11.2023
Сербам плеснули в лицо кипятком
Протест в защиту Косова был несравненно менее массовым, нежели протесты, организованные прозападной оппозицией
22.05.2023
Охридская Архиепископия СПЦ войдёт в состав Македонской Церкви
Отрабатываются механизмы, которые, возможно, будут использоваться для преодоления и других расколов
27.04.2023
Все статьи Зоран Чворович
Михаил Иванов
Россия действует так, как будто страдает аутизмом
Наше государство не может предложить Сербии идейной альтернативы, российские дельцы безразличны к простым людям, российские чиновники безынициативны
06.04.2020
Пропаганда России на Балканах под контролем Запада
В Сербии нет ни пророссийских СМИ, ни пророссийских НКО
28.03.2020
Нового поколения славянофилов и русофилов в Сербии нет
Участники Балканского Клуба РНЛ о причинах провала политики России на Балканах
25.03.2020
Патриарху Иринею мстят за критику протестов
Об истоках информационной кампании против Предстоятеля Сербской Православной Церкви
09.04.2019
Нужно ли России делить «сукиных сынов» на «своих» и «чужих»?
Участники «Балканского клуба» о том, почему нашей стране не следует поддерживать Александра Вучича
29.03.2019
Все статьи Михаил Иванов
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40