itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О неоднозначном отношении восточноевропейцев к освободительной миссии Советской Армии 1944-45 гг.

Попробуем без оценочной лексики в адрес оппонентов

Бывший СССР  Бессмертный полк 
0
2292
Время на чтение 16 минут

Вступление

26 марта 1944 года Советская Армия вышла на Государственную границу СССР и был восстановлен небольшой - всего 85 км - отрезок границы СССР. Тем не менее, эта дата символична, поскольку уже на следующий день, 27 марта началось освобождение стран Восточной Европы от нацизма.

Сейчас в массовом сознании восточноевропейских стран, мягко говоря, по-разному относятся к освободительной миссии наших воинов.

Это неоднозначное отношение в числе прочего проявляется в тех ситуациях, которые связаны с работой за рубежом активистов движения по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны.

Для того, чтобы найти способы разрешения конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе практических мероприятий, связанных с работой поисковиков, нам представляется важным постараться понять мотивацию тех европейцев, которые восприняли негативное отношение к освободительной миссии Советской Армии.

Т.е. тех, для кого осеннее-зимняя и весенняя кампании 1944-45 годов, очистившие Европу от гитлеровцев, воспринимается не как освобождение, но как новая оккупация.

Такое отношение является следствием внедрения в массовое сознание идеологии, повторявшей в общих чертах тот настрой, который имел место в среде политически активных представителей восточноевропейских стран в досоветский период их истории.

Прежде всего, необходимо отметить, что, например, на хорошо известных людям среднего возраста исторических картах, иллюстрирующих заключительный этап Великой Отечественной войны, обычно изображаются государства в границах, определённых Версальской системой международных отношений. Между тем, система эта после Мюнхенского сговора 1938 года уже прекратила своё существование, и в результате последовавших вслед за крушением этой системы событий карта Восточной Европы существенно отличалась от того, какой она была в период с 1920 по 1938.

Например, не существовало к марту 1944 года ни Республики Чехословакии, ни Королевства Югославии, ни даже Речи Посполитой.

На месте бывшей Чехословакии находился Протекторат Богемия и Моравия, Республика Словакия и жупании Венгрии, возрождённой после трагедии Трианона.

Да, да. Именно «возрождённой после трагедии Трианона». Мы к этому вернёмся несколько позже, а пока что отметим, что Венгрия вовсе не была неким марионеточным государством, волею случая, оказавшимся по одну сторону баррикад с гитлеровским Рейхом. Мадьяры были глубоко унижены Версальской системой, и именно в бросившей вызов этой системе Германии они видели залог успешного реванша. Поэтому не мудрено, что советский солдат был для политически мотивированного венгра именно оккупантом, а вовсе не освободителем.

Про Румынию этого сказать с такой твёрдостью нельзя, поскольку румыны - известные мастера «переобуваться на лету». Однако, в Советском Союзе они видели тех, кто отобрал назад Бессарабию и часть Буковины, а в немцах - тех, кто остановил в своё время превращение полновесной «версальской Румынии» в государство, очерченное границами молдавского и валашского княжеств.

Независимая Держава Хорватская, занимавшая добрую половину бывшей Югославии, служила Гитлеру верой и правдой.

Единственный народ, который ждал прихода братьев-Русов - были сербы, хотя в силу сложившихся уже в 1943 году обстоятельств, приход Красной армии означал, что в гражданской войне, бушевавшей на территории собственно сербских краёв бывшей Югославии, хорват Иосиф Броз Тито одержит безоговорочную победу над сербом Дражей Михайловичем. Сербы, кстати говоря, - единственный в Восточной Европе народ, который, несмотря на то, что на танках Т-34 в Белград вошли сербофобы-титоисты, всё-таки сохранил добрые чувства по отношению к советским солдатам.

А вот поляки этих чувств не разделяют.

Кстати, Польши на советских картах, напечатанных перед войной, в 1940 году вообще не существовало. А существовала «территория жизненных интересов Германии», а также области Западной Украины и Западной Белоруссии.

И хотя приход Красной Армии в Польшу означал освобождение тысяч узников гитлеровских лагерей смерти, выход Красной Армии на берега Одера означал, что Гитлеровскому Рейху осталось существовать считанные месяцы, для поляков мы не были воинами-освободителями. Ибо подавление гитлеровцами Варшавского восстания означало фактически крах надежд на восстановление правительства, которое бы гарантировало попытки претендовать на то, чтобы Польше был возвращён тот общественно-политический строй и те границы, которые существовали до 1 сентября 1939 года.

Для Польши советский солдат воспринимался в качестве той силы, которая похоронит надежду на это. И как таковые наши солдаты воспринимались политически активными поляками конечно же не как германские каратели, но... как «очередная версия Российских империалистов, в очередной раз лишивших Речь Посполиту вожделенных вольностей».

Всё это необходимо понимать, для того, чтобы сформировать трезвое отношение к тем мотивам, которые движут политически активными восточноевропейцами.

Понятно, что в Венгрии к нашим воинам одно отношение, в Польше - другое, в Чехии или Сербии - третье.

Чтобы разобраться с особенностями восприятия советских воинов в странах с различными традициями культуры осмысления как Версальской системы международных отношений, так и заключительной фазы Второй Мировой войны.

Помочь в этом нам могут ответы на следующие вопросы:

Что же представляла собою выстроенная по итогам Первой Мировой войны Версальская система международных отношений?

Кого она унизила, кого возвысила?

Что сломал Гитлер? (Почему на него сделали ставку не только венгры, но даже румыны?)

Чего боялись его союзники?

Чем были недовольны опиравшиеся на Черчилля противники Гитлера: как преданные им в Тегеране-43 национал-демократы Югославии, так и польские национал-демократы, за которых Лондон держался до последней возможности?

Версальская система международных отношений

Версальская система формально закрепила итоги Первой Мировой войны, главным из которых была ликвидация континентальных империй - Германской, Австро-Венгерской и Российской - и построение на обломках этих империй массива относительно мелких государств.

Основу Версальской системы составляет Версальский договор (28.07.1919) и связанные с ним ряд договоров: Сен-Жерменский (10.10.1919), Нёйиский (27.11.1919), Трианонский (04.06.1920-26.07.1921) и фактически так и не вступивший в силу Севрский (10.08.1920).

Сен-Жерменский договор зафиксировал распад Австро-Венгрии.

Австрия стала республикой и признала отделение от неё Венгрии, Чехословакии, части польских территорий, также согласилась на территориальные уступки в пользу Румынии. Южнославянские области рухнувшей монархии были присоединены к Сербии и Черногории, в результате чего было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев (позже переименованное в Югославию). Также согласно договору название республики было изменено с «Немецкая Австрия» на «Австрия».

Нёйиский договор определил территориальные потери Болгарии: Добруджа окончательно закреплялась за Румынией, а Западная Фракия присоединялась к Греции. Кроме того, несколько уездов передавались Югославии.

Трианонский мирный договор был составлен по образцу Сен-Жерменского мирного договора 1919 года с Австрией. Договор содержал описание границ Венгрии с соседними странами. Было юридически оформлено положение, фактически сложившееся в бассейне Дуная. Договор зафиксировал потери Венгрией значительных территорий: Трансильвания и восточная часть Баната были присоединены к Румынии; Хорватия, Бачка и западная часть Баната вошли в состав Королевства Югославии; Словакия и Карпатская Русь вошли в состав Чехословакии.

Т.о. Венгрия теряла 2/3 своей территории и населения, выхода к морю и практически всей промышленности.

Надо ли говорить, что венгры восприняли это как национальную трагедию.

Итак, Версальская система была сформирована под влиянием соображений государств-победителей (в первую очередь, Великобритании) при игнорировании интересов как побеждённых, так и вновь образованных стран.

Наиболее слабыми в национально-политическом смысле оказались страны, выглядевшие как раз наиболее внушительно по сравнению с прочими «версальскими карликами». Речь идёт о Королевстве Югославии и о Чехословацкой Республике. Эти обломки Австро-Венгрии - как показывает прошедшие после крушения монархии Габсбургов сто лет - так никогда и не смогли состояться как прочные государственные образования.

Немцы, напротив, несмотря на показательное унижение, готовились к реваншу. Немудрено, что возрождение Германии - как силы, способной противостоять Великобритании, вызвало определённый энтузиазм как среди политических элит пострадавших от Версальской системы стран, так и от тех стран, положение которых усугублялось конфликтами с более могущественными соседями.

Кого унизила Версальская система

«Поражение Германии, которое высшее военное командование рейхсвера вынуждено было публично признать 2 октября 1918 г., и соответственно тяжелейшие условия Версальского мирного договора, возлагавшего на Германскую империю всю полноту ответственности за развязывание мировой войны, вызывало у населения глубочайший шок. Встречая возвращавшиеся с фронтов части, немцы не уставали повторять тезис о «непобедимости на поле битвы» немецких солдат. Вот только, им нанесли «удар кинжалом в спину» революционеры, стоявшие у истоков Веймарской республики.

Особого внимания и отдельного рассмотрения заслуживает тема отношений Веймарской республики и Советского Союза. Россия, активная союзница Антанты в Первой мировой войне, в одностороннем порядке прекратила военные действия и установив сепаратный мир с основным и главным противником, выпав, таким образом, из круга потенциальных победителей, и оказавшись в категории поверженных. Брест-Литовский договор устанавливал дипломатические отношения и фиксировал признание Берлином Советской России де-факто и де-юре в качестве субъекта международного права. И хотя позднее правительство принца Баденского расторгло эти дипломатические отношения, после завершения гражданской войны в России и установления демократии в Веймарской республики обе страны выразили понимание неизбежности и необходимости двустороннего сотрудничества.

<...> Точкой отсчета внешнеполитического восхождения Советской и Веймарской республик к вершинам мировой политики следует считать 16 апреля 1922 года, день подписания Чичериным и Ратенау в итальянском Рапалло договора, особенность которого составляло взаимное неприятие условий Версальского договора. [1]

Заключение Рапалльского договора было неизбежно уже потому, что западные державы предопределили событие, «подвергнув остракизму эти две крупнейшие континентальные державы путем формирования целого пояса малых и враждебных друг другу стран, а также посредством расчленения как Германии, так и Советской России. Это создавало множество побудительных мотивов и для Германии, и для Советской Республики преодолеть рамки идеологической вражды и начать сотрудничать в деле демонтажа Версаля». [2]

Беседуя с Энтони Иденом 29 марта 1935 года в Кремле, И.В.Сталин, в числе прочего, озвучил свою позицию по поводу показательного унижения Германии:

«Германцы - великий и храбрый народ. Мы этого никогда не забываем. Этот народ нельзя было надолго удержать в цепях Версальского договора. Рано или поздно германский народ должен был освободиться от версальских цепей. Мы - не участники Версаля, и мы поэтому можем судить о Версале свободней, чем те, кто участвовал в его создании. Повторяю, такой великий народ, как германцы, должен был вырваться из цепей Версаля. Однако формы и обстоятельства этого освобождения от Версаля таковы, что способны вызвать у нас серьезную тревогу...» [3]

Германия стремилась не просто к ревизии Версальского договора, но к глобальному изменению сложившейся системы международных отношений. К 1933 году Германии удалось устранить наиболее тяжёлые последствия поражения в Первой мировой войне. Кризис 1935-1938 годов усилил позиции Германии, и Берлин начал собирать союзников.

Помимо германских и австрийских немцев Версальская система - как уже говорилось выше - глубоко унизила венгров.

По случаю заключения договора в стране был объявлен национальный траур, все официальные флаги приспущены. В школах ученики каждый день перед уроками сотворяли молитву о воссоединении Венгрии. Были воздвигнуты поклонные кресты - т.н. «Трианонские памятники», оплакивающие расчленённую Венгрию. 4 июня - день «Трианонского позора» - отмечается как памятный День национального единства. (Эта традиция была поддержана и сейчас Орбаном). [4] Стремление к воссозданию «Великой Венгрии», стали одними из основных черт межвоенной диктатуры Миклоша Хорти, ставшего ещё 1 марта 1920 г. регентом Венгрии (Королевстве без короля).

Лишь в конце 1930-х в Восточной Европе сложилась благоприятная для венгров ситуация и Хорти предпринял вторую попытку возрождения «Великой Венгрии».

Карточный домик Версальской системы безопасности

Одним из основных звеньев Версальской системы европейских отношений - отношений между теми, кого Генри Киссинджер метко охарактеризовал в качестве пояса «малых и враждебных друг другу стран», - являлся находившаяся в особо тесной связи с Францией военный блок, получивший название «Малая Антанта».

Этот политический союз Чехословакии, Румынии и Югославии, просуществовавший с 1920 по 1938 гг. был создан в целях поддержания status quo, сложившегося в Дунайском бассейне и на Балканах.

До тех пор, пока главным игроком на континенте была Франция, Версальская система ещё могла претендовать на что-то. Однако, уже к концу 20-х годов стало ясно, что система пактов всё меньше и меньше напоминала цепи, но более походила на паутину, которой опутан был раненный, а теперь выздоравливающий великан - Германия.

В Мюнхене всем, способным видеть, стало ясно: Версальской системе пришёл конец.

Нет нужды подробно пересказывать хронологию событий, предшествовавших расчленению Чехословацкой республики, но напомним, что в расчленении Чехословакии активное участие приняла также и Польша. 29 сентября 1938 года - в самый разгар Мюнхенских переговоров - поляки пригрозили чехам совместным с немцами вторжением, если вдруг Польше не будет уступлен угольный бассейн в южной Силезии.

7 октября под давлением Германии чехословацкое правительство принимает решение о предоставлении автономии Словакии, а 8 октября - Подкарпатской Руси.

Территориальные претензии Венгрии к Чехословакии вошли в историю как «Первый Венский Арбитраж».

Власти Чехословакии отказались передать Венгрии южную Словакию и Подкарпатскую Русь, и правительство Хорти попросило Германию и Италию стать арбитрами в этом споре. Поначалу Германия отказалась поддержать притязания венгров, поскольку античешски настроенные словаки и русины должны были по плану Гитлера добить Чехословакию изнутри. Однако, использовав русинскую карту в деле раскачивания чехословацкой ситуации, Гитлер предал их и передал Венгрии. 2 ноября 1938 года Венгрия по решению Первого Венского арбитража получила южные (равнинные) районы Словакии и Подкарпатской Руси с городами Ужгород, Мукачево и Берегово.

Зимой 1938/39 годов Прага распустила местные словацкие и русинские правительства и ввела военное положение в Словакии и в Закарпатье. Это было прекрасным поводом для Гитлера вмешаться в ситуацию и добить остатки Чехословакии.

13 марта 1939 года сотрудники Гестапо доставили в Берлин словацких лидеров, где и было озвучено решение о провозглашении независимой Словакии, которая тут же должна была призвать Рейх взять себя под защиту.

На следующий день Чехословакия прекратила своё существование.

Парламент автономии Словакии, созванный премьер-министром автономии Йозефом Тисо, объявил о выходе Словакии из состава Чехословакии и об образовании Словацкой республики. А уже вечером того же дня в Берлин был вызван президент развалившейся республики, где его ознакомили с заранее подготовленным Риббентропом договором, в котором, в числе прочего, говорилось о том, что «Президент Чехословакии с уверенностью вручает судьбу чешского народа и страны в руки фюрера Германии. Это заявление было принято фюрером, который согласился взять чешское население под защиту Германского Рейха и со своей стороны обеспечить ему подобающее существование в рамках автономии». [5]

Итак, при активной поддержке нацистской Германии были пересмотрены сами основы Версальской системы международных отношений. В результате ликвидации Чехословакии Гитлер подтвердил свою способность стать для венгров гарантом реванша, получил нового союзника - Словакию, а также существенно увеличил промышленный потенциал за счёт Чехии, превращённой в Протекторат Богемия и Моравия.

Великобритания и Франция приняли происшедшее как свершившийся факт, поскольку поставили перед собой задачу оттягивать войну как можно дольше.

Эта политика была блестяще обличена чеканной фразой Черчилля:

«Англии был предложен выбор между войной и бесчестием. Она выбрала бесчестие и получит войну».

Почему на Гитлера сделали ставку враги немецких друзей - румыны?

С Венгрией, пострадавшей от Версальской системы, всё понятно.

Но почему же на Гитлера сделала ставку и Румыния?

В августе 1940 состоялся «Второй Венский Арбитраж». Теперь Венгрия предъявила претензии на Трансильванию. К этому времени Румыния пребывала в состоянии внешнеполитического и внутриполитического кризисов.

(Кроме венгерских претензий, на земли, принадлежавшие тогда Румынии, претендовала Болгария и СССР. Болгария - на южную Добруджу, а Советский Союз - на Бессарабию и северную Буковину. Как мы помним, в конечном итоге оккупированная в 1918 румынами Бессарабия была без лишнего кровопролития отобрана и превращена в Молдавскую ССР и Аккерманскую область УССР).

Гитлер не желал превращать стратегически важный регион нефтедобычи - каковой была тогда Румыния - в арену вооруженного конфликта, а потому - на правах власть имеющего - урегулировал конфликт. Северная Трансильвания была передана Венгрии, а в обмен на это Рейх гарантировал безопасность и стабильность Румынии.

Капитулировав перед союзниками Германии и Советским Союзом, король Румынии отрекся от престола. Через месяц после этого премьером нового правительства был избран генерал Ион Антонеску, который спустя 2 месяца присоединил Румынию к Тройственному пакту - в надежде на то, что это обеспечит территориальную целостность сильно пощипанной страны.

Новая карта Новой Европы

В советское время на исторический картах, изображавших как нападение нацистской Германии на СССР в 1941, так и освобождение Европы от фашизма в 1944-45, страны Восточной Европы обозначались чаще всего в границах, установленных Версальской системой. Между тем, к моменту начала Великой Отечественной, уже не существовало ни Чехословакии, ни Югославии, а очертания границ Венгрии и Румынии были - как мы упомянули выше - совсем иными.

Венгрия, Румыния, а также новообразованные Словакия и Хорватия были союзниками Рейха, и - как таковые - ничего хорошего для себя от Советского Союза не ждали. Эти страны вполне сносно существовали в системе Третьего Рейха, поэтому нужно понять, что для прогермански ориентированных граждан этих стран наши солдаты вовсе не воспринимались воинами-освободителями.

Но помимо государств, созданных в качестве негативной реакции на Версальский миропорядок, в восточной Европе существовало и несколько оккупированных территорий. Помимо уже упоминавшегося нами Протектората Богамия и Моравия, речь идёт о Сербии, которая получила статус «независимого государства под немецкой военной администрацией» и генерал-губернаторстве, т.е. остатках Польши. Интересно, что на советских Атласах, напечатанных перед самой войной, в 1940 году, Генерал-Губернаторство обозначалось как «Область Государственных Интересов Германии».

Вообще, с определением границ воссоздаваемой в Версале Речи Посполитой сразу же возникли трудности, обусловленные тем, что союзники твёрдо вознамерились создать Польшу настолько сильную, чтобы она была в состоянии противостоять как Германии, так и России.

Однако, Германия вместе с Советским Союзом Польшу стёрли с карты Европы в буквальном смысле слова. И для поляков Великая Отечественная война Советского Союза против немецко-фашистских захватчиков была просто жестоким столкновением двух вековечных неприятелей Речи Посполитой.

Вообще, польский и сербский вопросы достаточно сложны и требуют более детального разбора, к которому мы намерены вернуться в последующих публикациях.

Заключение

Признавая неоспоримый вклад союзников в обеспечении тыла, в материально-техническом снабжении Советской Армии, признавая решающую роль Американской Армии в разгроме Японии. Признавая победу союзников в Африке и западной Европе, тем не менее, нужно всегда помнить о том, что решающий вклад в разгром нацизма внесла именно Советская армия. Именно на Восточном фронте была сокрушена военная машина гитлеровцев, военная машина, представлявшая собою фактически «объединённую Европу» той поры.

Многие восточноевропейские народы - не только одни лишь мадьяры и румыны - неплохо встроились в то, что называли тогда гитлеровские пропагандисты «Новой Европой».

И поэтому советских солдат, конечно, мало кто воспринимал тогда как воинов-освободителей.

Впрочем, наши деды вступили 27 марта 1944 года на территорию Восточной Европы не для того, чтобы освободить население этих стран от гитлеровщины. Наши деды вступили на земли Восточной Европы для того, чтобы продолжать бить врага уже в его вотчине. Для того, чтобы взять Берлин.

И путь к Рейстагу шёл через Румынию, Венгрию, Польшу.

А то, что далеко не все восточные европейцы воспринимали гитлеризм в качестве того зла, от которого нужно освобождаться, лишь укрепляло это зло. Обеспечивало его если и не энтузиастами, то, по крайней мере, сочувствующими, недоброжелательно относящихся к воинам Советской армии.

И даже если кто-то из внуков и правнуков тех сочувствующих гитлеровцам недоброжелателей сейчас преподносят себя в качестве потомков борцов с нацизмом - не беда.

Гораздо хуже, когда внуки и правнуки советских воинов, не разобравшись в некоторых ключевых моментах межвоенной политической обстановки, начинают сочувствовать нашим недоброжелателям.

Чтобы этого не произошло, мы и предложили вниманию читателя краткий обзор основных тенденций, присущих общественно-политическим настроениям, царившим в странах, которым на протяжении 1944-45 суждено было стать ареной жесткого противоборства.

Литература

[1] Павлов Н. В., Внешняя политика Веймарской республики (1919-1932) // MGIMO.ru. - 2011. - Октябрь.

[2] Киссинджер Г. Дипломатия. Пер. с англ. В. В. Львова / Послесл. Г. А. Арбатова. - М., Ладомир, 1997. -- 848 с.

[3] Сталин И.В., Запись беседы с лордом-хранителем печати Великобритании А. Иденом, 29 марта 1935 года // Сталин И.В. Cочинения. - Т. 18. - Тверь: Информационно-издательский центр «Союз», 2006. С. 86-91.

[4] Трианон всё ещё болит // https://www.svoboda.org/a/25444141.html

[5] Gerhart Binder. Epoche der Entscheidungen/ Eine Geschichte des 20. Jahrhunderts. Sechste Auflage. Stuttgart-Degerloch: Seewald Verlag. 1960.

[6] Системная история международных отношений. Под ред. Богатурова А. Д. - М: Московский Рабочий, 2000.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

68. Ответ на 65., Кирилл Д.:

Еврейскую тему я давно уже стараюсь не трогать, потому что как ни изощряйся в политкорректности, а все равно одни обзовут «шабесгоем», а другие – «антисемитом». Это точно.

Вы же первый и назовете. А ведь это неправильно.
Lucia / 31.03.2018, 06:20

67. Ответ на 63., Василий В.В.:

Я думал, что это " взаимное понимание " имеется. Вы бы просигнализировали раньше, и я бы не напрягался с объяснениями.

Ув.Василий, моё предположение о том, что мы не понимаем друг друга строится на том факте, что я высказал примерно следующее: 1. каббалистика является разновидностью пантеистического мировоззрения. 2. в некоторых доктринах акосмического пантеизма, например, индуизме, существует представление, что "мировая душа" , условный Брахман, растворена во множестве своих отражений - индивидуальных "душах" - атманах. Есть космические механизмы, которые способствуют воссоединению разрозненных элементов, есть - напротив - некие силы, которые этому препятствуют. 3. Если позиционировать одних жителей планеты в качестве носителей "атманов", а других - в качесвте неких "биороботов", которые препятствуют слиянию атманов в Брахмане, то получаем предпослылки оккультно обоснованного разделения людей. 4. Нечто подобно исповедовали оккультные расисты, в т.числе и гитлеровские нацисты. разумеется, речь идет о "продвинутых", о тех, кто мыслил подобными категориями, и мотивировал свои действия именно исходя из приверженности такой картине мира. 5. Вы мне на протяжении нескольких комментариев пытаетесь объяснить, что в индуистском обществе никакого расизма нет, все там у них в согласии с кастовыми традициями. Ну при чём тут Индия, когда я просто привел в пример верование в брахмана-атманов, чтобы не употреблять каббалистическую терминологию. Вот это упорное нежелание понять смысла сказанного и привело меня к выводу о том, что Вы не хотите слышать собеседника.
Павел Тихомиров / 31.03.2018, 04:24

66. Ответ на 62., Павел Тихомиров:

Еврейскую тему я давно уже стараюсь не трогать, потому что как ни изощряйся в политкорректности, а все равно одни обзовут «шабесгоем», а другие – «антисемитом».

Это точно.
Кирилл Д. / 30.03.2018, 22:23

65. Ответ на 44., Павел Тихомиров:

А Дугина за что ругать-то? Он, вскормленный пантеистическими и дуалистическими моделями восприятия метаисторических процессов, проповедовал разновидность старообрядческого восприятия Третьего Рима - т.е. как некоего пространства, выпадающего из-под действий падших духов. Дугин логичен. Эти его размышления... далеки от того, чтобы быть иллюстрацией мировоззрения, сформированного сотериологическим мышлением, ну да ведь это понятно...

Ай, Моська! Знать, она сильна... (с)
Полтораки / 30.03.2018, 19:09

64. Ответ на 58., Павел Тихомиров:

Разве всякое магическое учение не является сатанизмом?Ув.Мария, там же речь в полемике с Кириллом шла не о том, какую духовную оценку давать каббалистике, а о том: присутствуют ли в каббалистических идеях предпосылки для формирования идеологии некой разновидности оккультного расизма?Само собой разумеется, что исповедание этого мировоззрения не приводит души адептов ко спасению.

Лучше не давайте духовную оценку каббалистике, а то он скажет что Вы антисемит, а виноват Нилус.
Lucia / 30.03.2018, 16:42

63. Ответ на 62., Павел Тихомиров:

Василий, я не про касту брахманов, а о пантеистическом веровании в то, что Брахман – т.е. Абсолют, тождественен совокупности атманов. Т.е. того, что очень условно можно уподобить тому, что в категориях антропологии, сформированной монотеистическими верованиями, можно назвать душой отдельной личности. В пантеизме нет личностей, поэтому атман – это не совсем то, что душа. Акосмические пантеисты, как Вы помните, убеждены в том что атман – это отражение Брахмана («Аям атма брахма»).Согласно предположению некоторых людей, занимавшихся изучением интеллектуальных основ расистской идеологии, определённые интерпретации пантеистических верований могут приводить к выводу о том, что одни люди являются носителями «искры Б.», обладателями «атмана», а другие – являются просто инструментами «сил смешения», которые всячески пакостят.Простите, я не хочу тут рассуждать на эту тему.Причин как минимум две:1. Не хочется в эти дни приближения Страстной Седмицы погружаться в оккультизм, и т.о. пропагандировать его. А ведь иначе как истолковать собеседнику те или иные азы? Вот с вами, к примеру, мы говорим на разных языках, и я не вижу предпосылок ко взаимному пониманию.2. Еврейскую тему я давно уже стараюсь не трогать, потому что как ни изощряйся в политкорректности, а все равно одни обзовут «шабесгоем», а другие – «антисемитом». Я избегаю разговоров на эти темы с людьми, которых плохо знаю.Давайте лучше попробуем доковылять до храма, как-никак – завтра Лазарева суббота.

" Согласно предположению некоторых людей, занимавшихся изучением интеллектуальных основ расистской идеологии, определённые интерпретации пантеистических верований могут приводить к выводу о том, что одни люди являются носителями «искры Б.», обладателями «атмана», а другие – являются просто инструментами «сил смешения», которые всячески пакостят." Странные предположения. Индуизм не дает повода для выдвижения таких предположений. Все люди, независимо от касты, могут познать свой атман, который един с брахманом. И у буддистов то же самое: все живые существа наделены буддо-природой, т.е. обладают природой Будды. Это просто кто, чтобы придать вес и значимость своим расистским идеям, решил сослаться на индуистские понятия, в надежде, что собеседник или слушатель с ними не знаком. 1. Жаль. Я думал, что это " взаимное понимание " имеется. Вы бы просигнализировали раньше, и я бы не напрягался с объяснениями. Учту. 2. Ладно. Не будем касаться этой темы. До храма я уже доковылял и поучаствовал в Литургии Преждеосвященных Даров. Беспокоить Вас больше не буду. К тому же, я успел высказать основное из того, что намеревался сообщить.
Василий В.В. / 30.03.2018, 16:11

62. Ответ на 61., Василий В.В.:

Ничего не понял. Причем здесь индуистские атманы-брахманы? Может быть, Вы имели в виду жреческую касту брахманов ( ведических священников )?

Василий, я не про касту брахманов, а о пантеистическом веровании в то, что Брахман – т.е. Абсолют, тождественен совокупности атманов. Т.е. того, что очень условно можно уподобить тому, что в категориях антропологии, сформированной монотеистическими верованиями, можно назвать душой отдельной личности. В пантеизме нет личностей, поэтому атман – это не совсем то, что душа. Акосмические пантеисты, как Вы помните, убеждены в том что атман – это отражение Брахмана («Аям атма брахма»). Согласно предположению некоторых людей, занимавшихся изучением интеллектуальных основ расистской идеологии, определённые интерпретации пантеистических верований могут приводить к выводу о том, что одни люди являются носителями «искры Б.», обладателями «атмана», а другие – являются просто инструментами «сил смешения», которые всячески пакостят. Простите, я не хочу тут рассуждать на эту тему. Причин как минимум две: 1. Не хочется в эти дни приближения Страстной Седмицы погружаться в оккультизм, и т.о. пропагандировать его. А ведь иначе как истолковать собеседнику те или иные азы? Вот с вами, к примеру, мы говорим на разных языках, и я не вижу предпосылок ко взаимному пониманию. 2. Еврейскую тему я давно уже стараюсь не трогать, потому что как ни изощряйся в политкорректности, а все равно одни обзовут «шабесгоем», а другие – «антисемитом». Я избегаю разговоров на эти темы с людьми, которых плохо знаю. Давайте лучше попробуем доковылять до храма, как-никак – завтра Лазарева суббота.
Павел Тихомиров / 30.03.2018, 13:50

61. Ответ на 56., Павел Тихомиров:

В самых общих чертах расизм заключается в том, что имеет место разделение на тех, кто представляет собою нечто вроде того, что в индуизмах подразумевают под атманами-брахманами, и на тех, кто преподносится в качестве "сил смешения", препятствующих тому и сему.

Ничего не понял. Причем здесь индуистские атманы-брахманы? Может быть, Вы имели в виду жреческую касту брахманов ( ведических священников )? Правда, касты в Индии существуют тысячелетия, но ни к какому фашизму они не приводили. Жители Индии хорошо знают, что ведическую религию в Индию принесли арии с севера, но ни к какому нацизму эти знания тоже не привели и не приводили.
Василий В.В. / 30.03.2018, 13:22

60. Ответ на 59., Павел Тихомиров:

не управляется и не просвещается мышлениемУв. Василий, просвещение само по себе вовсе не гарантирует освобождения души от страстей.Вы правы, для того, чтобы принять некие идеи, необходимо пребывать в определённом - повреждённом страстями - состоянии духа. И говорить о том, что номинальная православность уберегает человека от порабощения некими страстями и от принятия неких соблазнительных идей, - совершенно некорректно.

Я до минимума сократил объем текста своего комментария, и в результате этого стало не совсем понятно, причем здесь мышление и просвещение мышлением. В предложении - " Бесы завладевают той частью человеческого естества, которая не управляется и не просвещается мышлением." - речь шла о том человеческом естестве, которое мы получаем от родителей. Передается оно нам по средством генов, является оно источником непорочных ( неукоризнанных ) страстей, над которыми, по преподобному Иоанну Дамаскину, человек не властен. Независимо от того, насколько человек просвещен, его физиология и соответствующие непорочные страсти будут действовать в нем в соответствии с общечеловеческой природой. Но отсюда не следует делать вывод, что просвещение никак не влияет на страсти и на страстность человека. Укоризненные страсти находятся во власти человека, он несет за них полную ответственность и именно просвещением укоризненные страсти могут быть удалены из души человека. Говоря о коммунизме с одной стороны и о нацизме или фашизме с другой стороны, я намеренно подчеркнул различие между тем, что находится во власти мысли и мышление и управляется ими, и тем, на что мысль человека не влияет. Первое человек сам в себе взращивает и развивает образованием, воспитанием, накоплением жизненного опыта, анализом и исследованием и т.д., а второе получает от родителей, не имея над этим власти. Со вторым у жителей Запада большие проблемы ( я уже объяснял, почему ), а у православных русских в большинстве своем с первым дела обстояли не лучшим образом. В результате одними овладели бесы нацизма, а других дьявол соблазнил примитивной коммунистической идеологией.
Василий В.В. / 30.03.2018, 13:10

59. Ответ на 55., Василий В.В.:

не управляется и не просвещается мышлением

Ув. Василий, просвещение само по себе вовсе не гарантирует освобождения души от страстей. Вы правы, для того, чтобы принять некие идеи, необходимо пребывать в определённом - повреждённом страстями - состоянии духа. И говорить о том, что номинальная православность уберегает человека от порабощения некими страстями и от принятия неких соблазнительных идей, - совершенно некорректно.
Павел Тихомиров / 30.03.2018, 04:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Молчать нельзя осаживать
Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей
27.03.2024
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
О нападках на прот. Андрея Ткачёва и Василия Дворцова
25.03.2024
Лишь каждый четвёртый американец считает, что Библия важнее демократии
Религия теряет влияние в жизни США, но президент должен показать пример
22.03.2024
Т.Карлсон: «Наша брань не против плоти и крови»
Американец о слугах антихриста
20.03.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Михаил Иванов
Россия действует так, как будто страдает аутизмом
Наше государство не может предложить Сербии идейной альтернативы, российские дельцы безразличны к простым людям, российские чиновники безынициативны
06.04.2020
Пропаганда России на Балканах под контролем Запада
В Сербии нет ни пророссийских СМИ, ни пророссийских НКО
28.03.2020
Нового поколения славянофилов и русофилов в Сербии нет
Участники Балканского Клуба РНЛ о причинах провала политики России на Балканах
25.03.2020
Патриарху Иринею мстят за критику протестов
Об истоках информационной кампании против Предстоятеля Сербской Православной Церкви
09.04.2019
Нужно ли России делить «сукиных сынов» на «своих» и «чужих»?
Участники «Балканского клуба» о том, почему нашей стране не следует поддерживать Александра Вучича
29.03.2019
Все статьи Михаил Иванов
Бывший СССР
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Бессмертный полк
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59