itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Подвижники

Светлой памяти Ивана Васильевича Киреевского

Александр Сергеевич Пушкин  Консервативная классика 
0
1014
Время на чтение 12 минут


212 лет назад, 22 марта (4 апреля) 1806 года родился замечательный сын России Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), горячо и горько любивший свою Родину и стремившийся вместе со своими единомышленниками направить ее на пути особенной духовной силы.

В формировании философско-эстетических взглядов Киреевского определяющая роль принадлежала семье, святоотеческой литературе, духовному опыту оптинских старцев.

ХIХ век дал России немало дворянских семей и семейных династий, внесших неоценимый вклад в национальную культуру. Разносторонне образованный и глубоко верующий глава семьи - отец братьев Киреевских Василий Иванович, отставной секунд-майор, много и серьезно занимавшийся литературными переводами, химией, медициной, сельским хозяйством, знавший пять иностранных языков; их отчим А.А. Елагин, страстный поклонник Канта и Шлегеля, знаток отечественной культуры; мать, Авдотья Петровна, талантливая воспитательница, переводчица, основательница и душа литературно-художественного салона, которой почти четверть века являлся нравственной, культурной и гражданской школой для многих молодых писателей и ученых, где своими людьми считались Аксаковы, Хомяков, Шевырев, Погодин, Баратынский, Вяземский, где не раз бывали Пушкин и Гоголь; мудрое наставничество близкого родственника Киреевских В.А. Жуковского, который приходился дядей Авдотье Петровне, был ее воспитателем и наставником ее детей; частые поездки на богослужения в Оптину Пустынь из села Долбино Калужской губернии, где подолгу жили Киреевские - такова была культурная и душевно-духовная атмосфера, в которой росли и воспитывались Иван Киреевский и его брат Петр.

Целеустремленное самообразование, глубокий интерес к отечественной и западноевропейской философии, литературе, истории, лингвистике, способствовали тому, что братья Киреевские стали энциклопедически образованными людьми, подлинно творческими личностями, первопроходцами, оставившими глубочайший след в истории русской культуры.

Мировосприятие и гражданская позиция Ивана Киреевского формировались на основе пристального изучения им западноевропейской и отечественной философии. Тщательно изучив философские доктрины, школы и течения, И.Киреевский уже в конце 1820-х годов приходит к выводу, что при всем своем различии для них характерен главный недостаток - рационализм, «формальное развитие разума и внешних знаний» и что подлинная и правильная жизнь человека обретается в Православии.

Киреевского и его единомышленников нередко обвиняли в национальной ограниченности и замкнутости, в пренебрежении опытом западной культуры и цивилизации. Это несправедливые и тенденциозные обвинения. Дело вовсе не в том, утверждал он, что Запад абсолютно плох, а мы, россияне, абсолютно хороши, а в том, что у нас свои традиции, своя вера, собственный духовный уклад и менталитет, богатейшая национальная культура, вовсе не изолированная от мировых достижений. В статье «Обозрение современного состояния литературы» И. Киреевский утверждал, что те, кто отвергает все европейское, отрывает себя от разрыва человечества. Он ратует за использование того, что «было и есть доброго в жизни Запада» и за подчинение заимствованного «высшим русским началам».

Не отвергая достижений западноевропейской философской мысли, Киреевский считал необходимым создание новой философии на основе национальных традиций. «Наша философия, - писал он в статье «Обозрение русской словесности 1829 года» - должна создаваться из нашей жизни <...> из господствующих интересов нашего народного быта».

В поисках фундаментальной основы для новой философии и эстетики мыслитель обратился к православному религиозно-философскому опыту, к святоотеческой литературе, к живым примерам старчества как особого рода святости, прозорливости и «умного делания», дающие право на духовное водительство.

В формировании его философско-эстетических взглядов трудно переоценить духовный опыт оптинских старцев, начиная от Паисия Величковского, житие которого Киреевский опубликовал в редактировавшимся им журнале «Москвитянин», и кончая Макарием Оптинским, его духовным наставником, а также жены И. Киреевского Н.П. Арбеневой, глубоко религиозной женщины, сыгравшей большую роль в воспитании мужа в духе Православия.

Киреевский считал принципиально необходимым распространить идеи, содержащиеся в патристике «на все вопросы современной образованности, на все плоды тысячелетних опытов разума».

Читая статьи, письма, дневниковые записи Киреевского, поражаешься тому, как далеко шагнула его исследовательская мысль, припав к живоносному духовному роднику Оптиной Пустыни, к писаниям святых Отцов Церкви.

Используя аксиологию, основанную на православной духовности, и создавал Иван Киреевский свою философско-эстетическую систему. Главная цель истинной науки, считал он - «согласить разум с верою». Это возможно осуществить лишь на основе Православия, ибо оно, по верной мысли Киреевского, является универсумом жизни и фундаментом науки. «Главное отличие православного мышления, - писал он в статье «О необходимости и возможности новых начал для философии», - состоит в том, что оно ищет не отдельные понятия устроить сообразно требованиям веры, но самый разум поднять выше своего обыкновенного уровня, ... стремится самый источник разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою». И.Киреевский был убежден, что потенции человеческого разума не могут быть реализованы, если он в своем движении к объекту познания не сопрягается с верой, которая возводит человека на высшую степень деятельности, формируя «цельную личность». Таким образом, главная особенность святоотеческого типа мышления состоит, по И. Киреевскому, в «двойной деятельности разума: помимо естественной рассудочной направленности на внешний объект познания, существует обращенность во внутрь, к душе человека». Этот тип мышления философ именовал «верующим мышлением».

Воспитание православно воцерковленного человека, по мнению Киреевского, должно начинаться с детских лет. Став в 1839 году почетным смотрителем Белевского уездного училища Тульской губернии, он направляет попечителю Московского учебного округа графу С. Строганову предложения по реформированию образования. «Школа должна быть не заменою, но необходимым преддверием Церкви», - таков его итоговый вывод.

Православие, подчеркивал И.Киреевский, должно вобрать в себя «светское просвещение», наполнить его «господством другого начала» - духовного. Это и есть тот «путь истины», по которому должна идти отечественная наука. Отдаляясь от христианских ценностей, наука становится бездуховной. Это приводит к негативным последствиям, превращая науку в силу, направленную против человека, приводящую к разрушению целостности и объемной многомерности видения мира. Только наука, обратившаяся к Богу, взыскующая Истины, неразлучной с Добром и Красотой, способна воспринять ту великую меру ответственности, с какою нужно подходить к познанию мира и человека, - был убежден И.В. Киреевский.

И. Киреевский справедливо полагал, что православная духовность сформировала многие черты национального своеобразия, определила сотериальный характер русской литературы и культуры в целом, размышлениям о путях развития которой он посвятил многие работы. Суждения Киреевского о литературе это одновременно и литературная критика, и философия, и эстетика. Это вполне закономерно, ибо русская философия литературоцентрична. Как справедливо утверждал известный мыслитель А.Ф.Лосев, «художественная литература является кладезем самобытной русской философии».

В 1827 году, на заре своей творческой деятельности, Иван Киреевский писал А. Кошелеву: «Куда бы нас судьба ни завела, и как бы обстоятельства ни разрознили, у нас все будет общая цель - благо Отечества, и общее средство - литература <...> Я могу быть литератором, а содействовать просвещению народа не есть ли величайшее благодеяние, которое можно ему сделать». Этому благородному обету И. Киреевский оставался верен всю свою жизнь.

И. Киреевский был убежден, что главная особенность русской литературы состоит в том, что эта литература прежде всего православная. Если европейская культура, считал он, рассудочна и секуляризована, то русская - основана на началах братства, любомудрия и смирения. Односторонне рассудочному западному человеку в работах Киреевского противостоит человек русской культуры как носитель целостного религиозного сознания. Сама эта целостность понималась им как синтез рассудочной и эмоциональной сфер жизни. Разуму самодостаточному, видящему в себе последнюю цель и высший авторитет, мыслитель противопоставляет «внутренний разум», подчиняющий себя Божественной Истине.

И.В. Киреевский дебютировал в печати в 1827 году статьей «Нечто о характере поэзии Пушкина», вызвавшей восторженный отклик Жуковского и знаменитую реплику Пушкина: «Насилу-то дождались мы истинной критики». Творчество Пушкина было главным предметом размышлений Киреевского в 20-е годы, мерой оценки им состояния и перспектив развития русской литературы.

Исходным пунктом его раздумий о творчестве Пушкина являлась мысль о том, что гениальный поэт прошел в своем творчестве три периода: период итальнско-французской школы, «байронический» и, наконец, период высший глубоко национальный, начавшийся с появления трагедии «Борис Годунов».

В работах о Пушкине Киреевский сформулировал одну из главных своих эстетических мыслей, которые впоследствии ляжет в основу новой эстетики - реализма. Суть этой мысли состояла в требовании тесной связи искусства с жизнью. «Пушкин - поэт действительности», - так афористически Киреевский подчеркнул главное в творчестве русского гения. Таким образом, с Пушкиным связана не только оценка Киреевским его произведений, но и осознание того поворота к реализму, который в лице Пушкина переживало отечественное словесное искусство. Одного этого уже достаточно, чтобы отвести Киреевскому почетное место в истории нашей литературной критики. Но мыслитель не ограничился рассмотрением лишь творчества Пушкина. Его статьи содержат глубокие суждения о комедии «Горе от ума», о произведениях Державина, Жуковского, Баратынского, Ф. Глинки, Языкова, Крылова. Он одним из первых предрек великое творческое будущее Льву Толстому, прозорливо заметив после прочтения «Севастопольских рассказов», что русское общество вправе ожидать от их автора «чего-нибудь необыкновенного. Ему, кажется, Бог дал самородного таланта больше всех наших писателей».

Анализ произведений Пушкина, Державина, Грибоедова, Жуковского, Баратынского, Ф. Глинки, Крылова, раннего Л. Толстого привел И. Киреевского к мысли, что в их творчестве «стремление к жизни и поэзии сошлись», обозначив тем самым яркое своеобразие русской литературы, суть ее духовных исканий.

Художественное отображение жизни и духовного мира человека во всей их сложности и полноте Киреевский считал важнейшим качеством подлинного искусства. «Изнутри всей совокупности человеческих отношений рождается свободное искусство и, явившись на свет, снова входит в глубину человеческого духа», - писал он в статье «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России».

Одна из важнейших идей Киреевского - мысль о национальной самобытности словесного искусства. Писатель, считал он, должен быть проводником народного самопознания, а литература - «развитием духа народного». Именно тогда творения писателя могут получить мировое признание, ибо частью мировой литературы становится только то, что имеет прочные, глубоко национальные, почвенные корни. Так называемой «интернациональной», а вернее, безнациональной культуре, апеллирующей к примитивным желаниям и мотивациям, в силах противостоять лишь мощная этнокультурная доминанта, базирующаяся на национальных традициях и духовных ценностях. Эта мысль проходит едва ли не через все статьи Киреевского.

В своей концепции художественного творчества И. Киреевский опирался на святоотеческую идею синергий, утверждающую, что истинное творчество - всегда от Бога, что оно есть результат взаимодействия божественной благодати и свободной воли человека. Поэтому, в представлении Киреевского, русская литература, по большому счету, - не просто сумма или конгломерат литературных течений и направлений, хотя он различал в ней и предромантизм, и романтизм, и зарождающийся реализм, а многообразное и сложное сакральное явление, художественно отображающее степень доверия автора к Божиему миру, к сокровенному замыслу Творца. И чем меньше художник доверяет Высшему замыслу, полагаясь лишь на собственный творческий произвол, тем менее он оказывается свободным эстетически верно и глубоко отобразить действительность и человека, воедино сплавить в произведении Истину, Добро, Красоту. В западноевропейском искусстве со времен эпохи Возрождения, справедливо считал Киреевский, наблюдается заметное пренебрежение высшей Истиной. Одна из главных тому причин - раздвоение сознания, отделившего материальный земной мир от сферы религиозной жизни, дробление идеи мироздания: «Вместо того, чтобы смысл красоты и правды хранить в той неразрывной связи, которая бережет общую цельность человеческого духа и сохраняет истинность его проявлений, западный мир напротив того, основал красоту свою на обмане воображения, на заведомо ложной мечте или на крайнем напряжении одностороннего чувства, рождающегося из умышленного раздвоения ума».

Разделение Истины и Красоты, предупреждал Киреевский, неизбежно приводит к необратимым потерям. Красота в таком случае обожествляется и становится сама для себя высшей истиной. Мыслитель прав: именно так происходит ныне в постмодернистском искусстве. Поэтому для Киреевского-критика присуща постоянна духовная брань с эстетизмом, с этим, по его словам, «языческим поклонением красоте».

Один из основных вопросов эстетики Киреевского - вопрос о специфике художественного творчества. Значимость и цельность произведения, по его мнению, определяется единством мысли и религиозного чувства, содержания и формы. Уделяя немало внимания проблеме стиля, он первым ввел в научный оборот понятие «художественная техника», обозначив ее важную роль в процессе создания произведения и в степени его художественной интенции.

Эстетика, считал Киреевский, должна быть неразрывно соединена с этикой. «Мы изящное согласим с нравственностью», - писал он А. Кошелеву еще в 1827 году. Нравственное начало в художественном произведении онтологически переводится им в православную систему этических координат и ставится рядом с художественным: русская литература, по мысли философа, призвана глубоко отражать бытие человека, сложность и глубину его духовных исканий.

И. Киреевский ратовал за учительный характер отечественной литературы, долженствующей воспитывать у читателя самостоятельность мышления, глубину и искренность нравственно-эстетических и патриотических чувств. Мало быть лишь культурным читателем, неплохо разбирающемся в художественной ценности произведения. Эстетические эмоции, по мысли Киреевского, должны быть в согласии с нравственным поведением. Можно ведь сопереживать литературным героям, осуждать умозрительно зло и при этом поступать безнравственно. «Истинная образованность», был убежден мыслитель, состоит в том, чтобы чувства и поступки человека находились в гармоничном единстве, чтобы овладение науками или наслаждение искусством не были отделены от сердечного стремления к Истине, не превращались лишь в процесс усвоения информации.

Иван Киреевский явился одним из основателей религиозного экзистенциализма - философско-эстетического течения, получившего свое развитие в ХХ веке. Он сформулировал некоторые идеи этого течения, развитые позднее в России Достоевским, Л. Андреевым, а затем Н. Бердяевым, Л. Шестовым. Киреевский ввел само понятие существования («существенности», - как он выражался), которое позднее на Западе было принято в латинской огласовке - экзистенция. Суть экзистенциального мышления, по Киреевскому, состоит в том, что человек выступает здесь как цельность, в единстве телесных, эмоциональных и духовных сил, как существование, единосущное со всеми предметами и явлениями тварного мира.

Иван Киреевский прекрасно владел пером критика. Об этом свидетельствует завершенность и строгая красота его афористической мысли. Он писал сжато, охотно использовал сравнения, олицетворения, аллегорию, избегал императивности и категоричности суждений. Его стилю, по верному замечанию Е. Баратынского, присуща «совестливая изысканность выражений». Анализируя литературное произведение, Киреевский всегда учитывал личность автора, особенности его психологии.

Особого разговора заслуживает издательская деятельность Киреевского. В 1832 году он предпринял попытку издания журнала «Европеец». Однако удалось выпустить лишь два его номера. По распоряжению властей журнал был закрыт.

Более успешной оказалась деятельность Киреевского совместно со старцем Макарием по изданию в Оптиной Пустыни, начиная с 1845 года, произведений религиозного характера. Помимо жития Паисия Величковского ими были выпущены сочинения Исаака Сирина, Нила Сорского, Максима Исповедника, Федора Судита и других Отцов Церкви.

Философско-эстетическая система Киреевского из-за внезапной смерти ее автора (И. Киреевский умер от холеры 11 (23) июня 1856 года в возрасте 50-ти лет) не получила своего стройного завершения. К тому же наброски его статей и множество писем, в которых содержатся суждения критика о литературе, к сожалению, до сих пор не опубликованы. Тем не менее, семена, посеянные им, обильно взошли в трудах крупнейших представителей русского религиозно-эстетического ренессанса ХХ столетия от И.А. Ильина до А.Ф. Лосева, от И. Шмелева до В. Николаева.

Выдающейся личностью был и младший брат И.В. Киреевского - Петр. «Своенародности подвижник просвещенный», - так назвал П.В. Киреевского (1808-1856) поэт Николай Языков. Петр Васильевич тоже был одним из образованнейших людей России. Он прекрасно владел семью иностранными языками, хорошо рисовал, страстно любил литературу, музыку, театр.

П. Киреевский рано проявил себя как литературовед, переводчик, историк. В 1827 году в журнале «Московский вестник» он дебютировал работой «Курс новогреческой литературы». Затем последовал ряд его статей исторического и историко-культурологического характера: «Современное состояние Испании» (1832), «О древней русской истории. Письмо к М.П. Погодину» (1845) и некоторые другие.

Но главным делом П.В. Киреевского, если не сказать, его судьбой, стало собирание им народных песен. По совету А.С. Пушкина, которого хорошо знал лично, и перед творчеством которого преклонялся, П. Киреевский, начиная с лета 1831 года и до конца дней, исходил не одну сотню верст в поисках песен. В этом благородном деле ему активно помогали многие выдающиеся писатели и деятели русской культуры: А.Пушкин, Н.Языков, А. Кольцов, П. Якушкин, Н. Гоголь, А. Вельтман, С. Шевырев, В. Даль и другие. В результате многолетней кропотливой работы было собрано несколько тысяч песен, часть которых еще ждет своего издателя.

Это уникальное собрание составило целую эпоху в истории отечественной фольклористики и заложило прочную научную базу для ее дальнейшего развития. Своим подвижническим трудом П.В. Киреевский золотыми буквами вписал свое имя в русскую и мировую культуру.

Подытожить все сказанное выше о братьях Киреевских хотелось бы словами одного из их первых биографов П.В. Лясковского: «Киреевские были одними из тех немногих людей, которых нравственная чистота, высота духовного строя, твердость убеждений и живая их самобытность бывают зиждительною силою лучших эпох и поколений <...> Такими людьми жив народ».

Анатолий Черников, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России

г. Калуга

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Черников
Великий мастер слова и образа
К 145-летию со дня рождения И.С. Шмелёва
02.10.2018
«Души моей поймите голос тайный»
О литературно-эстетических взглядах великого князя Константина Константиновича Романова, Патриота и Поэта, президента Императорской Академии наук в дни его 160-летнего юбилея
13.08.2018
Родина, Человек, природа в произведениях И.С.Соколова-Микитова
Памяти русского советского писателя и журналиста
15.05.2018
Диверсия против России и патриотизма
Вместо заслуженной благодарности Олег Анатольевич Платонов получает угрозы о суде над ним
06.03.2018
«Так же будет струиться Ока...»
Образ «малой родины» в поэзии Станислава Куняева
02.03.2018
Все статьи Анатолий Черников
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Консервативная классика
Слово о русской философии. Павел Флоренский.
«Троице-Сергиева лавра и Россия»
27.03.2024
Слово о русской философии. Павел Флоренский
«Столп и утверждение истины»
21.03.2024
Слово о русской философии
Дмитрий Мережковский – «Христос и Антихрист»
06.03.2024
Слово о русской философии
«Иван Ильин – Сопротивление злу силой»
29.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30