Михаил Михайлович Иванов, Председатель Наблюдательного Совета ООД «Россия Православная»: Какими нормативными актами регулируется иностранное военное присутствие на территории БиГ?
Зоран Чворович, доктор юридических наук (Университет в Крагуевце, Сербия), специалист по юридической истории, член Правового-политическогo совета Автономного края Косово и Метохия: Вопрос о внешнем военном присутствии и, следовательно, о наличии иностранных военных баз в БиГ регулируется Приложением 1А Дейтонского мирного соглашения и Дополнения Б к Приложению 1А.
В Приложении 1А регулируются все военные аспекты мирного решения для БиГ: прекращение военных действий, вывод вооруженных сил Республики Сербской и мусульманско-хорватской Федерации в казармы, установление совместных командований субъектов образования, возглавляемых международными миротворческими силами, уничтожение определенного оружия, обмен заключенными и т.д.
В то же время данное Приложение разрешает Совету Безопасности ООН размещать международные военные силы в БиГ (Implementation Force - IFOR), которые отвечают за осуществление военного аспекта мирного соглашения. Согласно Приложению 1А, IFOR-у подчиняются военные силы энтитетов, и IFOR имеет право исключительного и полного контроля над свободой передвижения в воздухе, на суше, по рекам на территории БиГ.
Приведённое приложение Дейтонского мирного соглашения предусматривает, что IFOR прежде всего будет состоять из подразделений государств-членов НАТО, и, соответственно, предполагается, что эти подразделения будут действовать под командованием штаб-квартиры НАТО. Приложение 1А позволяет армиям других стран участвовать в осуществлении военных аспектов Дейтонского мирного соглашения, но согласно 1-й статье пункту В) они могут сделать это только в соглашении с Пактом НАТО.
Короче говоря, Приложение 1А Дейтонского мирного соглашения позволяет Пакту НАТО полностью осуществлять контроль над БиГ, как самостоятельно, так и под фиговым листом IFOR. Дополнение Б к Приложению 1А предоставляет дополнительные инструменты Пакту НАТО как субъекту, осуществляющему протекторат над формально независимым государством. Эти дополнительные инструменты обеспечивают полный налоговый и судебный иммунитет для солдат, офицеров и гражданского персонала НАТО, право на бесплатное использование электромагнитного спектра, объектов, дорог, а также использование электроэнергии, воды и других активов по самым низким ценам, без налогов.
М. М. Иванов: Название международных вооружённых сил в БиГ несколько раз менялся. Вначале (1995-1996гг.) это был IFOR (Implementation Force), потом (1996-2004) - SFOR (Stabilization Force), а с 2004 и по сей день - EUFOR (EU Force). Что изменилось за прошедшие с Дейтона годы?
Зоран Чворович: В сущности, все вышеназванные силы действовали под командой штаба НАТО.
Кроме того, НАТО все это время имеет специальную штаб-квартиру в Сараево. Хотя численность л/с международных вооруженных сил резко сократилось - с 50 000 в 1995 году до примерно 1000 сегодня, до тех пор, пока Совет Безопасности продлевает мандат этих сил, они могут на основе Приложения 1А) Дейтонского мирного соглашения увеличить в краткосрочной перспективе численность л/с.
И, исходя из этого Приложения, осуществлять интервенцию в Боснию и Герцеговину. Причём даже выступая против одного из субъектов.
Именно это - в числе прочего - и подчеркнул в начале прошлого года командующий EUFOR. Одновременно EUFOR может осуществлять некие действия по приказу Верховного представителя.
Имевшие место ранее действия, направленные против сербов и Республики Сербской, показывают, что EUFOR и Верховный представитель, как наиболее заметные инструменты международного протектората в отношении БиГ, представляют собой прямую угрозу выживанию Республики Сербской и сербского народа.
Эти учреждения могут дополнительно использоваться в будущем для насильственной централизации БиГ, что является условием условий на пути присоединения к БиГ к Европейскому союзу и пакту НАТО.
Потому что в 2009 году БиГ подал официальный запрос о членстве в НАТО, и, к сожалению, тогда (в нынешних условиях однополярного порядка) сербские представители СНСД Додика поддержали этот запрос.
Даже с такой политикой Додик сделал четкий разворот, принятием Народной Скупщиной Республики Сербской Декларации о военном нейтралитете. Проблема в том, что членство в Пакте НАТО в БиГ предусмотрено Законом об обороне БиГ и Планом действий (MAP), принятым на уровне БиГ. А вследствие внесения незаконных изменений в Дейтонские мирные соглашения, право обороны было передано от субъекта на уровень БиГ.
Верховный представитель интерпретирует вопрос военной интеграции БиГ таким образом, чтобы решать его не на уровне субъектов федерации, но передать ведение центральных властей в Сараево.
И давление на Республику Сербскую осуществляется именно в этом направлении.
В целях активизации Плана действий по членству в БиГ в НАТО, который привел бы к проведению многочисленных правовых, политических, экономических реформ и реформ безопасности в направлении централизации БиГ, необходимо, чтобы Республика Сербская разрешила регистрацию недвижимого военного имущества в Республике Сербской БиГ.
М.М.Иванов: Что можно противопоставить такому развитию событий?
З.Чворович: Чтобы предотвратить новые нарушения Дейтонской позиции РС со стороны EUFOR и Верховного представителя, необходимо отменить мандат на дальнейшую их деятельность.
В этой связи представляется совершенно расплывчатым решение России проголосовать в Совете Безопасности в конце прошлого года за продление мандата EUFOR (т.е. фактически Пакта НАТО) в БиГ.
Если Россия не задействует механизмы упразднения EUFOR и функции Верховного представителя как институтов западного протектората в отношении БиГ, то руководство Республики Сербской не сможет продолжать проводить политику военного нейтралитета.
Особенно в условиях экономического кризиса для жителей БиГ, и даже для сербов, членство в НАТО, воспринимается как способ выхода из экономического тупика.
В конце концов, в то время как сам Додик защищает политику военного нейтралитета, Запад уже подготовил видимых сторонников присоединения к пакту НАТО в сербской оппозиции, собравшейся вокруг «Альянса за перемены», но, безусловно, также невидимых и неизвестных лоббистов в нынешней структуре власти, которая только ждет миг, чтобы повернуться к Додику спиной.
П.В.Тихомиров: Каким образом Россия могла бы задействовать механизмы упразднения EUFOR и функции Верховного представителя?
З.Чворович: До объявления вето на новое продлении мандата EUFOR, Россия могла бы потребовать - на основе Приложения 1А Дейтонского мирного соглашения - введение своих вооруженных сил в БиГ. Поскольку НАТО, вероятно, не согласилось бы, Россия получала бы отличный повод наложить вето на новую резолюцию Совета Безопасности.
П.В.Тихомиров: При каких условиях НАТО могло бы построить базу в Брчко?
З.Чворович: Принимая во внимание Приложение 1A) и Дополнение Б к настоящему Приложению, толкование Врховного представителя о том, что оборонная политика находится в юрисдикции центрального управления БиГ, а также арбитражное решение (противоречащее Дейтонскому мирному соглашению), которое район Брчко отделил от Республики Сербской и непосредственно подчинил его учреждениям БиГ, НАТО может очень легко построить военную базу в этой области.
П.В.Тихомиров: Брчко представляет собой самое слабое звено Баня-Луки.
З.Чворович: «Дистрикт Брчко» разрывает Республику Сербскую на 2 части, при этом западная часть РС превращается в оторванный от сербских краёв анклав.
Без отмены незаконного арбитражного решения по Брчко нет возврата к первоначальному Дейтонскому соглашению. А без возвращения к «оригинальному Дейтону», в БиГ не будет мира и стабильности.
П.В.Тихомиров: Что представляет собою тройное представительство в Сараево?
З.Чворович: Тройное председательство в БиГ является коллективным президентом, коллективным главой государства, который согласно Конституции БиГ, (являющейся частью Приложения 4 Дейтонского мирного соглашения), выполняет исполнительную власть на уровне БиГ вместе с Советом министров. При этом Президиум является более сильным исполнительным органом, чем Совет министров.
Президент Совета министров выдвигается Президиумом БиГ, а утверждает его Палата представителей Парламентской Скупщины (Ассамблеи) БиГ.
М.М.Иванов: Что находится в сфере компетенции президиума?
З.Чворович: Президиум в первую очередь несет ответственность за проведение внешней политики.
Согласно духу и букве первоначального Дейтонского мирного соглашения, т.е. провозглашения БиГ как конфедерации, компетенция Президиума ограничивалась внешней политикой, таможенная политика и денежно-кредитная политика.
Незаконные изменения в первоначальной Дейтонской Конституции расширили компетенцию центральных органов БиГ и, следовательно, Президиума за счет умаления сферы компетенции субъектов федерации.
П.В.Тихомиров: Осталось ли хоть что-то от изначальной конфедеративности «дейтонской» БиГ?
З.Чворович: Конфедеративное устройство БиГ проявляется в процедуре выбора членов Президиума и наличием у каждого из выбранных членов права вето.
Члены Президиума избираются на территории субъектов, представляющих один избирательный округ. Один хорват и мусульманин (босняк) избираются в Федерации, а один серб в Республике Сербской.
Решения Президиума принимаются единогласно.
Каждый член Президиума имеет право вето, как инструмент блокирования такого решения президиума, которое может нанести вред жизненным интересам того сообщества, которое представляет соответствующий член Президиума.
М.М.Иванов: Получается, что президиум может блокировать решения, навязываемые Верховным представителем?
З.Чворович: Нет. член Президиума может блокировать только решение другого члена Президиума. Просто нынешний Верховный представитель не обладает той властью, которую ранее имели Верховные представители, и которая могла бы делала Президиум зависимым от него. Но нынешние члены Президиума БиГ - Бакир Изетбегович, Младен Иванич и Драган Чович - имеют ту же цель (наряду с определенными разногласиями между собой), что и Верховный представитель.
Эта цель - евроинтеграция и вступление в НАТО.
П.В.Тихомиров: Из чего следует, что «милые бранятся - только тешатся». И члены Президиума, и Верховный представитель - это, по-сути, одна команда.