Дорогие братья и сестры! Сегодня мы отмечаем праздник Обрезание Господне.
Из Священного Писания мы узнаем, что Господь наш Иисус Христос был, согласно обрядовому еврейскому закону, обрезан на восьмой день. Тогда же Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом - имя Иисус (Спаситель): «Ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Всякое имя всегда несет в себе некую глубинную сакральную сущность - ведь не случайно еще Адам нарекал имена всем животным в Раю. И здесь в имени тако ж было сокрыто будущее мессианское служение Богомладенца: «Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мр. 16:17,18)..
Через обрезание был заключен Союз Бога с Авраамом. Восьмой день - это день после субботы, которой отводилось особое место в еврейской традиции как дню покоя (шаббат). Таким образом, восьмой день недели имеет уникальный статус: это одновременно и первый день недели, и «восьмой». Восьмой день вплетается в Вечность, где происходит сорастворение двух форм бытия - временного и вечного. Не случайно и то, что положенная на бок восьмерка становится знаком вечности в мире ученых и философов...
Христос пришел не нарушить закон, а исполнить. Это касалось не только Нравственного закона (Декалога), но и обрядового, выраженного массой мелких предписаний и правил. Именно этот последний закон Христос связал со словосочетанием «бремена неудобоносимые», возлагаемые на плечи людям. Однако, исполняя и этот закон, Христос принял обрезание.
Святитель Димитрий Ростовский пишет: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем - в рождении Он принял образ человека..., в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех». Ведь, как мы знаем из Писания «без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22). В еврейской традиции этот обряд именовался «брей мила». Совершением над Ним этого обряда Христос показал нам, что Его плоть - это плоть человека, что Он не дух: Он плакал, страдал, нуждался в пище, порой не имел, где главу преклонить, срывал с учениками колосья пшеницы в поле, стоял связанным перед Пилатом... Се, Человек! Именно в Послании к Колоссянам отражена Его человеческая природа: «...в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).
Преп.Иоанн Дамаскин пишет: «Обрезание - это есть отложение в сторону телесного удовольствия и излишних вещей, то есть не необходимых. Ибо крайняя плоть есть не что-либо другое, кроме излишней кожи того органа, в котором возбуждается удовольствие. Всякое же удовольствие, присходящее не от Бога и не в Боге - есть излишек удовольствия, образом которого и служит крайняя плоть». Излишек удовольствия в нашей жизни, о котором упоминает преподобный, это то, что нами «сеется в плоть»: «Сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). Все, чем наполнен мир в его греховном многообразии: буйные застолья, легализация наркотиков, эвтаназии, трупное донорство, фетальная терапия, гей-культура во всей ее мерзости, феминизм, секуляризация, насильственное введение цифровых технологий, сектантское мышление, раскольническая идеология и многое другое - есть этот самый «излишек удовольствия», который следует отсечь как греховный и ненужный. Об этом «обрезании» говорит и апостол: «И вы обрезаны в Нем обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти... бывши погребены с Ним в крещении» (Кол. 2:11-12). Как видим из этих слов, ветхозаветное обрезание - прообраз новозаветного крещения.
Чтобы мы не забывали о другой стороне - Божественной природе Спасителя, - мы читаем из сегодняшнего Евангелия, что в 12 лет от роду Он удалился в храм, где через три дня родители нашли Его посреди учителей..., где «все слушающие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк. 2:47). Это была мудрость, нисходящая свыше: «Ибо слово Божие никогда не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет. 1:21).
Так Христос показал нам Свое человечество и Свое Божество. В Своей личности соединил две эти природы, став Богочеловеком. До начала проповеди о Царствии Небесном Господь, как происшедший из семени Авраама, прошел все ветхозаветные установления еврейских обрядов, утверждая единство библейской истории: «...не нарушить, а исполнить закон» пришел Христос (Мф. 5:17).
Кроме того, установление праздника Обрезания Господнего имело значение и для борьбы с ересью докетов, которые отрицали Боговоплощение и ложно утверждали, что тело Христа было призрачным, а не реальным.
Все, что совершалось согласно Ветхому Завету, прикровенно указывало на события более значимые в будущем - обрезания уже не телесного, а духовного. Человек преисполнен всяких страстей, которые въелись в него, как раковая опухоль, растущая за счет жизненных соков организма - и лишь болезненная операция сможет спасти человека, отделив больные ткани от здоровых. Так грех необходимо прооперировать, отсечь, обрезать - «отделить чистое от нечистого», согласно опять же Ветхому Завету (Лев. 19:10) - чтобы стать здоровым. Поэтому без духовного обрезания верующий не может войти в Царство Небесное. Поэтому мы должны, дорогие братья и сестры, ежедневно, ежеминутно совершать над собою эту духовную операцию: воздерживаться от всего греховного, что ввергает нас в духовную смерть, ибо сказано: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор. 8:10-11).
14 января 2018 г.
1. Re: Обрезание Господне