itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Поле есть мир»

К толкованию притчи о пшенице и плевелах

0
4990
Время на чтение 10 минут

Притча

Притча о пшенице и плевелах - одна из самых значительных в Евангелии:

Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. (Мф.13:24-30).

Разгадать значение этой притчи непросто. Поэтому апостолы попросили Христа прокомментировать ее:

И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф.13:36-43)

Надо сказать, что эта притча на особом счету - лишь две притчи: «о сеятеле» и «о пшенице и плевелах» были Спасителем лично истолкованы. Остальные же притчи слушатели (прежде всего, апостолы) должны были разгадывать сами. Благодаря этой притче такие словосочетания как «доброе семя» и «плевелы» стали фразеологизмами, крылатыми словами. К тому же ее содержание несет определенную неожиданность: вместо того, чтобы выполоть вредные плевелы, Господь велит оставить их. Это оттеняет глубокий смысл притчи, заставляя читателя лишний раз задуматься - ведь в ней заключены выводы о самых общих принципах, которые Бог положил в основу Своих отношений с человечеством.

Комментарии

Надо сказать, что святоотеческих комментариев на притчу довольно мало. Причина проста - притча изъяснена Самим Христом, и потому древние комментаторы не считали возможным еще что-то прибавлять и в основном повторяли Христов комментарий. Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Итак, мы не должны, увлекаясь собственным желанием, искать изъяснения притчи, прежде, чем она не будет изъяснена от Господа» /1,138/. Однако, если вчитаться в Христов комментарий, то можно увидеть, что Господь вовсе не имел намерение дать подробное и исчерпывающее истолкование притчи. По сути дела Он делает некие указания, выводящие на следующий уровень понимания, но подразумевающие, что многое еще требует дополнительных объяснений.

И толкователи зачастую это и делают. Из комментариев некоторых святых отцов можно понять, что эта притча о Церкви. Действительно, Иоанн Златоуст и почти всегда следующий ему Феофилакт Болгарский под плевелами, которые вырастают на поле, понимают еретиков. Блаженный Иероним также упоминает о ересях: «А слова Его, что снопы сорной травы предаются огню, пшеница же собирается в житницу, ясно показывают, что еретики и лицемерные в вере должны быть сожжены огнем геены» /1,145/.

Можно понять древних авторов, живших в век ересей и потому прилагавших притчу к церковным реалиям. Однако следует заметить, что такое толкование сильно сужает универсализм притчи - ведь Сам Христос, комментируя ее, указывает: «поле есть мир». Но все мы отлично знаем, что «мир» не есть «Церковь» - он гораздо шире. Так что Спаситель явно имел в виду, что речь в притче идет о реалии более широкой, чем только Церковь. И, кроме того, надо сказать, что Церковь всегда действовала вопреки притче - ведь церковная история нам показывает, что Церковь отнюдь не стремилась оставлять ереси до второго пришествия, а наоборот активно их «выпалывала», избавляясь от еретиков, вплоть до извержения из сана, отлучения от Церкви и даже казней. Поэтому уточнение смысла притчи следует продолжить.

«Поле есть мир»

Прежде всего, постараемся выяснить, о реальности каких масштабов говорит притча. И путеводной звездой должно явиться совершенно ясное и категоричное указание Спасителя «Поле есть мир (космос)» . Оно не оставляет сомнений, что речь в притче идет о более широкой сфере: о жизни и судьбе всего человечества, о жизни в больших обществах. Поэтому имеет смысл содержание притчи изложить с социологической точки зрения. А именно.

Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем. Было бы неверно и даже абсурдно считать, что Царство «подобно человеку» - это лишь оборот речи. Нет, Царство Небесное «подобно» всей ситуации описываемой притчей. А точнее, каждая из притч о Царстве не изображает все Царство целиком, а характеризует лишь один аспект его. Вот и из этой притчи мы узнаем, что хозяин сеет на своем поле, которое «есть мир». Это означает, что Царство Господа ­- весь мир, вселенная, включая все души человеческие - ведь Господь Иисус Христос есть царь этого мира по праву Творца. Златоуст объясняет: «Итак, если сам Он есть Сеятель, сеет на собственном поле и с Своего царства собирает, то ясно, что настоящий мир Ему принадлежит» /VII,489/. И Он сеет только «доброе семя», творя души наследников Царства.

когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы. Диавол «посеял плевелы», т.е. изменил души некоторых так, что они стали делать злые дела. Причем, как утверждает Блаженный Иероним, сначала, до периода колошения, отличить пшеницу от плевел практически невозможно: «Между пшеницей и той сорной травой, которую мы называем «куколем», пока она еще имеет вид травы и не дала колоса, есть большое сходство, и для различения их одной от другой или совсем нет признаков, или есть весьма трудно замечаемые признаки» /1,144/. И действительно, трудно по внешнему виду понять, кто хороший, а кто плохой - все мы носим примерно одинаковую одежду, все улыбаемся, разговаривая по мобильнику, и лишь наши дела в итоге свидетельствуют о том, кто мы - добрая пшеница или плевелы.

рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Тут - главный смысл притчи, который в социологической интерпретации становится совершенно прозрачен. Господь определил, чтобы разные люди - и хорошие и плохие, по слову ап. Иоанна «дети Божии и дети диавола» (1 Ин.3,10) - жили в одном обществе. Отделение, сепарацию злых от добрых в земной жизни Господь не благословляет, хотя кажется, что тут-то как раз и заключается решение всех социальных проблем: хорошие люди устроят и хорошее общество - надо лишь немного «зачистить» негодных. В истории человечества не раз появлялись «рабы», которые жаждали «выбрать» плевелы, оставив только одну пшеницу. Это и «красные кхмеры», это и экстремистское крыло мусульман, у которых бродит идея фикс истребить всех неверных. А если обратиться к нашей истории, то это - взаимное желание красных и белых отправить врага «в расход» ради будущей светлой жизни. Но нет - оставьте расти вместе то и другое. Даже самое, на первый взгляд, праведное негодование, требующее прекратить существование другого, как оказывается, к христианству не имеет отношения. И добрые и злые, и альтруисты и эгоисты должны, по замыслу Господа, жить в одном обществе, как-то уживаясь друг с другом. Ибо в обществе люди взаимовоспитываются, притираются друг к другу. И кроме того, для Господа каждый человек абсолютно ценен, и поэтому, даровав людям свободную волю, Он до последней возможности дает шанс каждой душе омыться от грехов и стать доброй пшеницей.

Жатва

«оставьте расти...до жатвы». Это исключительно важный момент. Все же «отделение от зла и злых» - верный принцип. Н.Н.Неплюев считал этот принцип необходимым для создания любого высоконравственного общества. Но до «жатвы» это возможно только в масштабе локальных обществ, где может подобраться коллектив людей, исповедующих любовь. Для больших обществ это невозможно - там всегда найдется, и немало, моральных уродов, стремящихся погасить свет и добродетель. Как известно, даже ложка дегтя портит целую бочку меда. А тут куда больше ложки ... Однако в конце мира произойдет генеральная «прополка», разделение в масштабах всего человечества. Но людям ее Господь не доверяет, и совершит ее Сам. И заметим, она произойдет во-первых в самом конце времен, а во-вторых будет в высшей степени справедливой, поскольку будет выполнена Самим Господом, имеющим абсолютное ведение состояния каждой души. «Жатва» неизбежно наступит. Она описана в этой притче так: и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. И еще, более определенно: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Тут надо отметить, что ангелы возьмут беззаконников из Царства Его. Отсюда видно, что в Царстве Христа есть как сыны света, так и сыны тьмы. Это еще раз подтверждает, что под Царством Сына в притче понимается мир, объемлющий все человечество. А вот под Царством Отца в притче, видимо подразумевается только Царство Света, где Бог царствует явно и актуально, где нет «плевел» и все славят Царя. Это то Царство, о котором благую весть несет Евангелие. Царство же Сына временно и частично оккупировано «плевелами», или как говорит Спаситель, «сынами лукавого», и цель исторического процесса - победить их и изгнать из Царства. Действительно, ведь христиане - армия Христа, призванная освободить Царство Сына от беззаконников. И одним из важнейших фронтов этой борьбы является фронт социологический. В этом мы - соработники Христа, но всегда должны действовать Его методами - любовью, убеждением, личным примером, но не «прополкой». Так мы послужим Христу и исполним всякую правду. Эта миссия и будет окончательно завершена в «жатве». И тогда, по слову ап. Павла «Он (Христос) пред­аст Цар­с­т­во Богу и Отцу» (1 Кор.15,24).

Впрочем, о «жатве» упоминается в нескольких местах Евангелия. Самое красочное описание дано в 25 главе Евангелия от Матфея в знаменитом фрагменте об овцах и козлищах:

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25,31-46).

Тут очень важный момент: по каким критериям отделяет Господь овец от козлищ? Вовсе не по количеству вычитанных молитв или посещений храма. А по социальным критериям милосердия и солидарности с другими людьми! Помочь нуждающемуся, лично или через социум, - вот критерий, по которому Господь дает Царство. Это и есть критерий любви к ближнему, ибо бескорыстно помогая ближнему, мы любим Самого Христа.

Итоги нашего рассмотрения можно сформулировать в нескольких словах:

- грехопадение людей привело к тому, что на земле живут и «добрая пшеница» и «плевелы»;

- Господь не благословляет нас выдергивать «плевелы», то есть лишать жизни злых, противящихся Богу людей ;

- но Он сделает это Сам в конце времен, отделив пшеницу от плевел;

- это отделение будет вершиться Им по критерию любви к ближнему.

Заключение

Конечно, современное общество совершенно не христианское, и ясно, что оно требует улучшения. Но притча о пшенице и плевелах этому требованию ставит одно принципиальное ограничение: «пропалывать» людей, убивать во имя лучшей жизни нельзя, Господь запрещает нам такую «социальную технологию», и применяющие ее обречены на неудачу. Но притча говорит и о другом: по сути дела общество любви будет только в Царстве Отца, после великого разделения людей на «овец» и «козлищ». В земной жизни люди, и пшеница и плевелы, обречены жить вместе, в одном обществе.

Но если так, то каков же предусмотренный всеведящим Господом образ жизни такого общества, каков социальный принцип, соблюдая который общество, в котором живут и «пшеница» и «плевелы», может без «прополки», тем не менее, достойно существовать в земной истории? Этот принцип - справедливость. Справедливость - та степень любви в общественных отношениях, которая может быть реально осуществлена в падшем мире в широких масштабах. Справедливость - единственное, что может привести к согласию и стабильности, ибо ее признает большинство людей, несмотря на их врожденную падшесть и вообще всяческие несовершенства. Вне справедливости общество неизбежно будет катиться вниз, приближаясь к состоянию, которое можно назвать «ад на земле». Это ясно видно на примере западного общества, которое фактически отвергло справедливость, признав безудержную наживу единственным принципом своего существования. Оно уже одной ногой вступило в этот «ад на земле».

Россия тоже было побежала вслед за Западом, и за четверть века в деле несправедливости обогнала многие западные страны. Но русский менталитет, очень остро чувствующий несправедливость, заглушить не так-то легко. И поэтому в последнее время появляется все больше и больше людей, которые ясно чувствуют, что так жить нельзя. Наше общество, оглушенное было страшной катастрофой 91 года, постепенно просыпается. Какими будут грядущие перемены - предвидеть чрезвычайно сложно. Но будем надеяться, что они приведут Россию к укреплению Православия и воссозданию справедливости.

Литература

1. Иероним Стридонский. Толкование Евангелия. Минск: Лучи Софии, 2013. - 320 с.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

195. Ответ на 191., Алёша:

"Очерки Бурсы"

Картина угасания Помяловского, болевшего белой горячкой в клинике Боткина весной 1863 года, — потрясающа. Вот как рассказывает об этом А. П. Аристов со слов известного историка А. П. Щапова. «Помяловскому являлся дедушка с книгой в руках, окруженный всеми знакомыми, и укорял громче и громче о его худых поступках, начиная с самого детства, то вдруг разверзался перед ним ад, и там представлялись страшные картины и мучения грешников, куда влекли и его демоны. Он в ужасе становился на колени или бежал и кричал, умоляя чтобы разубедили его, что это не действительность, а призрак… Ты плюнь на все, — твердил с улыбкой Щапов, — это представление и больше ничего. Ты послушай-ка, я вот прочту тебе из рукописи забавную легенду «о привидениях».
Lucia / 02.10.2017, 06:35

194. Ответ на 190., Кирилл Д.:

Такие вещи случайно не бывают. И в Царской России было много масонов, иначе не было бы сатанинских революций.Насколько я понимаю, остаётся за кадром вопрос о масонстве в СССР и непосредственно в ВПК(б)-КПСС. Вот, к примеру, Сталин в каких отношениях был с масонами? Был ли он одним из них или, наоборот, мочил их в сортире, или вёл какую-то более тонкую игру? Также не уверен я, что масоны - сатанисты. Во всяком случае - далеко не все. Всё-таки, они провозглашают или провозглашали "веру в высший разум" - это не сатанизм, а такая всем знакомая "интеллигентская" религия. Типа - я слишком умён и образован, чтобы "буквально веровать в воскресение Лазаря", как простой деревенский мужик, но, конечно, наличие высшего разума признаю. Хотя кто-то из масонов, возможно, докатился и до прямого антихристианства и сатанизма. И, наверно, это, всё-таки не одна иерархическая структура с централизованным управлением, а несколько или много. И между ними тоже возможны конфликты.

Не имеет никакого значения, о чем мечтали глупцы, вступающие в масонство. В комсомольские деятели тоже шли не за метафизикой, а за квартирой или другими благами. " «Мы больше не можем признавать Бога как цель жизни: мы создали идеал, которым является не Бог, но человечество». (Convent, Grand Orient,1913). «Треугольник — взамен креста! Ложа — взамен церкви!» — таков символ веры масонов. Но кому же они поклоняются вместо Господа Бога? «Мы, масоны, принадлежим к роду Люцифера»,- отвечает на этот вопрос альмейстер Броклин, ложи Лессинг. Масонским орденом палладистов в качестве гимна ордена принят «Гимн сатане». Согласно обычной тактике масонства, не только сатанизм, но и вообще антихристианские его цели раскрываются лишь в высших степенях. К этим идеям приучают масонов постепенно и осторожно. Сперва начинающим масонам говорят: «Масонство — ни церковь, ни религия, и чтобы быть действительно веротерпимым, оно должно избегать упоминания имени Христа. (Журнал «Square and Compasse» (New Orleans) juin 1917. В книге масона Клавеля читаем: «Рыцари Солнца (28 степень) имеют задачей установление натуральной религии на развалинах существующих ныне христианских религий». Это уже дальнейшая ступень, после коей начинаются полные сатанинской злобы выходки против Церкви, религии и Бога. В заключение открывается посвященным дотоле тщательно скрывавшийся культ сатаны, наследие и продолжение черной магии. Культу сатаны предаются масоны, достигшие надлежащей степени посвящения, и культ этот является официальной верой масонских верхов. Само собой разумеется, что культ сатаны скрывается масонами также тщательно, как в свое время скрывался их предками, храмовниками. В своем докладе о масонской морали член ложи «Эльзас-Лотарингия» брат Лермит говорит: «Таким образом, я попытался разрушить или расшатать ваши моральные принципы. Это роль сатанинская, и христиане не так уж ошибаются, обвиняя философов, и особенно нас (масонов) в сатанизме». Другой весьма видный масон, Освальд Вирт, в докладе от 28 марта 1912 г. о «Посвящении и спиритуализме», говорит, что Люцифер восстал против Бога и увлек за собой некоторых ангелов вследствие «вопиющих несправедливостей божественной администрации. В сущности, Люцифер (ангел Света) представляет собой дух Свободы. В этом смысле масонство вполне приемлет люциферианство». Для сатанистов Сатана как падший ангел, изгнанный с небес и борющийся с Богом, — есть «первый и великий Восставший, первый и великий Побежденный, постоянно поднимающийся, исполненный все больших сил против Создателя. Бог владеет небом, сатана же владеет землею; он Князь этого мира и его сокровищ... Сатанист верит в католические догматы; но он обдуманно предпочел сатану, он отказывается от Бога и его будущего рая, он будет осужден, но тем лучше — вечный ад будет для него местом наслаждений, где он насладится присутствием своего Господина.» (Жеан Сильвиус «Черные мессы». (Messes Noires, Paris, 1929). Автор описывает, как однажды его водили к люциферианам на «литургию» Астарты. Воплощенная Астарта, жрица Люцифера Флори София, совершенно нагая сидела на алтаре под изображением Люцифера. Ее помощник (коадъютор) и два диакона, окруженные дюжиной хористок, подготовляли церемонию. Коадъютор перед началом церемонии простерся ниц перед живой Астартой и поцеловал ее обнаженные ноги.»Тогда началась служба. Служащий провозгласил громким голосом: «Да будут прокляты Адонаи и его Христос, да будет благословен Люцифер Добрый Бог!»
Lucia / 02.10.2017, 06:29

193. Ответ на 190., Кирилл Д.:

""веру в высший разум" - это не сатанизм" А что же это тогода? Когда вся православная догматика отвергается. Это идолопоклонство.
М.Яблоков / 02.10.2017, 05:22

192. Ответ на 182., Сергей Швецов:

Так это только сейчас нельзя в иностранных банках деньги держать, а сто лет назад было можно? И почему же?

Николай Второй был Помазанник Божий и такие земные мелочи, как деньги не играли для него никакого значения. Кроме того, он был в родственной связи со многими правящими домами Европы и Англии, в том числе. И уже один тот факт, что ни он сам, ни его дети не покинули пределов России, хотя таковая возможность имелась, говорит о том, что другой судьбы, кроме той, что ему уготована на Родине, он не мыслил. Так какой смысл попрекать человека деньгами, от которых он отрёкся, совершенно сознательно избрав Голгофу для себя и всей своей семьи? Другое дело, когда человека сознательно переместившего все свои денежные средства, своё потомство и свою недвижимость на территорию враждебного государства (например Великобритании), кто-то пытается именовать консерватором. Консерватизм - это в первую очередь, традиция. Всё то положительное, что накоплено твоим народом и государством за многие века. Не чьим-то там чужим, в чужой стране, а конкретно твоим на твоей конкретной Родине. Лишь человек, намертво привязанный к традиции, а в случае с Россией к русской традиции, и не мыслящий себе никакой иной судьбы, кроме как быть вместе с Родиной во всём без исключения, и имеет право именоваться настоящим консерватором. Поэтому и ни один британский или американский консерватор не приобретает недвижимость в России, не отправляет своих детей учиться в Москву и не хранит свои сбережения в Сбербанке в русских рублях. Даже когда,цитирую: "конкретные указания, что и как надо делать, получают где-то совсем в другом месте от совершенно других людей"?

Перед этим я написал: ощущение такое. То бишь в виде предположения. То есть как возможно объяснить систематическое игнорирование министрами указов и распоряжений Президента. Лично мне приходит в голову только то объяснение, которое я и изложил. Что имеется некий реальный альтернативный центр формирования экономической политики с которым Президент вынужден считаться. В противном случае, он, как руководитель государства, давным давно уволил бы нерадивых министров, систематически игнорирующих его приказы и назначил на их место более добросовестных исполнителей. Я так считаю. Середина XIX века. Ни разу не сказка. А если не любите стихов, почитайте Очерки Бурсы Помяловского.

"Очерки Бурсы" я прочитал ещё лет эдак в тринадцать-четырнадцать. И что с того? Картина неприглядная, чего говорить. Но Православие не исчерпывается одной лишь бурсой. Это лишь малая ложка дёгтя в бочке с мёдом. И Ваша попытка, на основании очерков Помяловского, обвинить русский народ в безверии смешна и нелепа. Я ведь не пишу, что русский народ - это святой народ. Как и все народы на земле он подвержен грехам, он может падать и оступаться. Но это не значит, что он забыл Веру и отказался от Православия. Об этом свидетельствует сонм святых великомучеников и исповедников, явленных нам в XX веке. Об этом свидетельствуют многочисленные крестные ходы по всей современной России. Даже не смотря на 70 лет атеизма. После перестройки открыта не одна сотня монастырей. Кто же в них, по Вашему, подвизается? Безбожники? А кто, по всей России, посещает воскресные школы при храмах? Сатанисты? Пока жив русский народ будет жить и Православие. Как бы, Швецов, Вам ни хотелось обратного.
Алёша / 02.10.2017, 02:35

191. Ответ на 189., М.Яблоков:

Такие вещи случайно не бывают. И в Царской России было много масонов, иначе не было бы сатанинских революций.

Насколько я понимаю, остаётся за кадром вопрос о масонстве в СССР и непосредственно в ВПК(б)-КПСС. Вот, к примеру, Сталин в каких отношениях был с масонами? Был ли он одним из них или, наоборот, мочил их в сортире, или вёл какую-то более тонкую игру? Также не уверен я, что масоны - сатанисты. Во всяком случае - далеко не все. Всё-таки, они провозглашают или провозглашали "веру в высший разум" - это не сатанизм, а такая всем знакомая "интеллигентская" религия. Типа - я слишком умён и образован, чтобы "буквально веровать в воскресение Лазаря", как простой деревенский мужик, но, конечно, наличие высшего разума признаю. Хотя кто-то из масонов, возможно, докатился и до прямого антихристианства и сатанизма. И, наверно, это, всё-таки не одна иерархическая структура с централизованным управлением, а несколько или много. И между ними тоже возможны конфликты.
Кирилл Д. / 01.10.2017, 20:24

190. Ответ на 188., Туляк:

Такие вещи случайно не бывают. И в Царской России было много масонов, иначе не было бы сатанинских революций.
М.Яблоков / 01.10.2017, 19:31

189. Ответ на 186., М.Яблоков:

Серп и молот - это масонский символ.

В царские времена, масонскими символами часто пользовались. Другой вопрос: - был ли это чей то злой умысел, или нет? https://goo.gl/5F9m35 https://goo.gl/RF5jmS https://goo.gl/T3H4aX
Туляк / 01.10.2017, 19:10

188. Ответ на 183., Сергей Бахматов:

Игорь, предлагаю вам написать статью по поводу имманентной действительности и озарению. Намётки у вас очень впечатляющие.

Спасибо за предложение. Но статьи не получится потому, что не вместится в статью. А вот проработать терминологию Гегеля - это, да! Это действительно интересно! Но это не объем статьи, это сами труды Гегеля.
Бондарев Игорь / 01.10.2017, 18:22

187. Ответ на 185., Туляк:

Серп и молот - это масонский символ.
М.Яблоков / 01.10.2017, 17:06

186. Ответ на 174., Lucia:

Масонские символы. Вместе с пятиконечной звездой.

Да что вы говорите?! Любуйтесь: https://goo.gl/Xe7TUH А тут, про серп и молот: https://goo.gl/4yHkPZ
Туляк / 01.10.2017, 15:49
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Оправдание «совка»
При каких условиях состоится православный социализм?
25.07.2023
Все статьи Николай Сомин
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59