Недавно ознакомилась с первым номером православного женского журнала «Моя надежда» за 2016 год, который издается по благословению Высокопреосвященнейшего Георгия, митрополита Нижегородского и Арзамасского. Доброжелательные лысковчане попросили посмотреть и прокомментировать статью Ольги Схиртладзе, редактора журнала, посвященную графине Анне Георгиевне Толстой.
Автор статьи попыталась нарисовать образ прекраснейшей женщины XIX века, дочери князя Георгия Александровича Грузинского, владельца села Лысково, губернского Предводителя нижегородского дворянства, создателя и руководителя Нижегородского ополчения 1812 года, потомка Грузинских Царей Багратиони... И что же мы узнаем из этой статьи, которая называется «Нуждаюсь именно в ваших молитвах»?
В САМОМ НАЧАЛЕ узнаем, каким «развратным» был родитель Анны Георгиевны, которого из-за его, якобы, сумасбродного нрава прозвали «царьком». Оказывается, у дверей его дома стояла специальная корзина, в которую «осчастливленные» княжеским вниманием «девки» могли положить рожденных «от него» детей, коих у него было - представьте себе! - около сотни.
Дальше - больше. Оказывается, святой Антоний Радонежский, он же в миру Андрей Медведев, был... внебрачным сыном князя!
Так и хочется задать автору вопрос: «Откуда Вы это все взяли?» И почему, прежде чем писать, тем более, о таких великих исторических личностях, как князь Георгий Александрович Грузинский, не познакомились в полном объеме с литературой по этому вопросу?
Да, много «легенд» было сочинено о последнем из Царского рода Грузии Светлейшем князе Георгии Александровиче Грузинском. Но ведь Вы же - редактор православного журнала! Почему бы не открыть Житие преподобного Антония Радонежского (издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры за 2005 год), где четко написано, кто же были родители этого святого. Давайте процитируем отрывок из этого Жития: «Архимандрит Антоний родился 6 октября 1792 года и назван в святом крещении Андреем в честь преподобного Андрея Критского. Его отец, Гавриил Иванович Медведев, и мать, Ирина Ивановна, были вольноотпущенными графини Екатерины Ивановны Головиной. Гавриил Иванович служил вольнонаемным поваром у князя Георгия Александровича Грузинского в известном торговом селе Лыскове Нижегородской губернии. На пятом году жизни Андрей лишился отца, о котором сохранилось у него полное любви воспоминание».
Как видим, у святого Антония Радонежского были и папа, и мама. И не был он незаконнорожденным сыном «развратного» князя! Да, рано умер у него отец, и Георгий Александрович оставил мальчика в своем доме. Далее из того же Жития мы узнаем, что «однажды зашел он в нижний этаж княжеского дома, всегда открытого для странствующих монахов. В углу, освещенном лампадой, он увидел послушника, стоящего на коленях и молящегося... Это первое благодатное впечатление сохранилось в душе Андрея на всю жизнь».
Надо же, «развратный» князь и вдруг... принимает странствующих монахов. Не правда ли, несостыковочка получается? Краски не те в описании образа! Да и сам тон статьи - то за здравие, то за упокой. Цитируем статью Ольги Схиртладзе: «Трудно переоценить роль князя и во внешнем облике Лыскова...» Оказывается, князь пожертвовал множество средств на величественный Вознесенский собор, был ктитором других лысковских храмов, помогал больницам, школам, духовному училищу. А те «княжеские корзины»... В статье они названы «демографическими достижениями»! Да, пожалуй, автор прав: это, действительно, без иронии - достижение князя! Это - прообраз современных «беби корзин», чтобы «девки» не уничтожали своих новорожденных детей! Только почему такая ирония в голосе, когда автор говорит о князе? И с чего автор взял, что «мученицы» рожали этих детей от князя Георгия Александровича? Опять - байки.
Вот что пишет по этому поводу лысковский краевед Алексей Толстых в книге Марии Сухоруковой «Из рода Давидова»*: «Сироты становятся особой заботой князя. Еще раньше по его приказу в «скрытом» месте усадьбы была поставлена специальная корзина, куда дворовые девки, как лысковские, так и окрестных поместий, чтобы не лишать дитя жизни, могли подбросить «на прокорм» князю Грузинскому «плод своей грешной любви». Впоследствии Георгий Александрович регистрировал этих детей, как своих крепостных, в Макарьевском уездном суде. К ним он питал искреннюю любовь и привязанность. Может, отсюда и все легенды о внебрачных «детях» князя...»
И вот одну их таких «легенд» нам выдает за действительность редактор православного журнала Ольга Схиртладзе! Почему же у женщины поднялась рука осмеять такое благое дело, как сохранение жизни ни в чем не повинных детей?! Это деяние достойно всяческого уважения, а не поругания.
По поводу прозвища «царек» - из-за сумасбродного, якобы, нрава князя.
Давайте посмотрим, как к князю Грузинскому относился простой народ. Вот что писала библиограф Ленинской (центральной в Нижнем Новгороде и области) библиотеки Алла Фунтикова в статье «О роде князей Грузинских» (также помещенной в книге Марии Сухоруковой «Из рода Давидова»): «...крестьяне любили Грузинского и в его Терюшевской волости, когда тамошней мордвой был провозглашен «богом» мордвин Кузьма Алексеев, часть мордвы, не желавшая признавать «Кузьку бога», как существует предание, в виде протеста, «богом» хотела провозгласить своего Князя Егорку».
А вот что пишет А.П. Мельников в «Очерках бытовой истории Нижегородской области» о том, как складывались легенды, а проще говоря, сплетни о деятельном человеке князе Георгии Александровиче Грузинском: «Князь Грузинский поистине был личностью легендарной. Россказней про него и его своевольство ходило множество, много на него возводилось и клевет. Бывали случаи, что, пользуясь его горячностью, нарочно раздражая его, впоследствии выводили целые умышленно не в меру раздутые, громкие истории, нередко шантажировали этим и всячески, с другой стороны, старались по возможности повредить его репутации, не брезговали этим и власть имущие, с которыми Светлейший находился не в ладах, а, власть имущим подло подслуживаясь, полицейская мелкота нарочно нередко подстраивала разные мерзости князю».
Как видим, виной россказней о князе является такой людской грех, как зависть. А не из зависти ли распяли и Господа нашего Иисуса Христа, родственником Которого по плоти считал себя князь Георгий Александрович? В родословной он так и писал, что род его восходит к Царю, Пророку и Псалмопевцу Давиду. Князь на своей груди с большим трепетом и большой любовью носил частицы Животворящего Креста Господня. И всей своей жизнью он старался не осрамить Создателя!
Да, был строг. Но к кому? К жуликам, к развратникам! И чинил свой Княжеский грозный суд, порой и кулаком, если того кто заслуживал.
Уважаемая Ольга! В основном Ваша статья пронизана любовью к графине Анне Георгиевне Толстой, как большой благотворительнице. Но она была не только благотворительницей, но и человеком высокой нравственности, о чем свидетельствовали ее духовники. А высокую нравственность ей привил именно отец - Светлейший князь Георгий Александрович Грузинский. Ну, мог ли блудник вырастить высоконравственную дочь?!
Мне посчастливилось принять участие в подготовке книги Марии Сухоруковой «Из рода Давидова», посвященной светлой памяти князя Георгия Александровича Грузинского. В своей статье, помещенной в этой книге, привожу слова известного православного писателя Андрея Николаевича Муравьева, который в 1843 году посетил Лысково.
И вот, что он писал в своей книге «Путешествие по Святым местам русским»:
«Знаменитый владелец Лыскова - князь Егор Александрович Грузинский. Он - сын царевича Александра, внук Царя Бакара. Род сей происходит от царя Пророка Давида. Это свидетельство летописей - Грузинских, Греческих, Армянских... Мне хотелось поклониться святыням, которые хранятся в доме князя и в многочисленных церквах Лыскова... До сих пор 80-тилетний старец не опускает ни одной службы - утренней, вечерней, в круглый год и с большим торжеством совершает все церковные праздники. Такой пример не может не подействовать на поселян. «Князь наш так делает, и мы обязаны то же делать», - говорят они... С любовью он показал мне все лучшие храмы Лыскова, украшенные его усердием, особенно изящный собор Вознесенский, недавно им сооруженный посреди села, и подле своего дома - церковь Великомученика Георгия, его Ангела, одаренную великолепной ризницею». Далее описываются святыни, которые хранил князь. «Но главное сокровище всегда носит в себе князь, это две большие части Животворящего Древа, сложенные крестообразно»... Смотрите, с какой любовью говорит о Георгии Александровиче его современник - человек православный. Наверное, об этом надо писать в православном журнале? А не о светских байках?
И невольно напрашивается вопрос: и кому все это надо? Кому нужно до сих пор клеймить Светлейшего?
Нижегородцы еще в позапрошлом веке назвали улицу Грузинскую в областном центре в честь Георгия Алексадровича, а в 2012 году на здании Театра комедии на этой улице установлена мемориальная доска, которая увековечила подвиг князя как руководителя Нижегородского ополчения 1812 года.
А в городе Лыскове вот уже третий год на 28 мая проводится День памяти Князя. И гости из Москвы приезжают, и из Нижнего Новгорода. А в июле этого года приехала делегация из Грузии во главе с епископом Григорием. Большое внимание исторической личности князя Георгия Грузинского уделяется Международной общественной организацией «Русское Собрание», отделение которой в феврале этого года было создано в Нижнем Новгороде... Давайте научимся видеть положительное, которого так было много в жизни этого удивительного человека!
Просим также автора статьи повнимательнее посмотреть в интернет-сети на фото супруга Анны Георгиевны. На портрете, который она приводит в своей статье, изображен отнюдь не муж Анны Георгиевны, но ее крестник - Николай Евграфович Стогов.
Завершая разговор о князе Георгии Александровиче Грузинском, хочется привести небольшой отрывок из поэмы Марии Сухоруковой «Князь Грузинский»:
До смерти страха не утратил
Князь перед силою Креста.
Он был избранник Божьей Мати,
Избранник Господа Христа!
С благоговеньем Он молился,
Не прерывая с Ними связь.
И по Его молитвам милость
На земли Лыскова лилась,
С высот струилась в эти дали,
Где все Божественно цвело.
И часто градом называли
Близ Волги чудное село.
При чутком ухе, строгом глазе
Жил Князь, нечестье не любя.
И те, кто строго судят Князя,
Пускай посмотрят на себя!
Ирина Александровна Высоцкая, директор благотворительного Фонда «Меценат», участник Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание»
* (Издательство «Вертикаль XXI век», Благотворительный фонд «Меценат», Н.Новгород, 2013)