Посох игумении

Светлой памяти игумении Елисаветы (Беляевой, †2010). 2 часть

Новости Москвы 
0
882
Время на чтение 13 минут
Незадолго до праведной кончины приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси II, в конце ноября 2008 г. в г. Тернополе на Украине состоялась встреча паломников из Москвы с одним из наставников матушки ныне митрополитом Тернопольским Сергием, в епархии которого находится один из оплотов Православия - всемирно известная Почаевская Лавра. Во время встречи в епархиальном доме мы коснулись животрепещущей и важнейшей тогда темы - визита Святейшего Патриарха Алексия на Украину по случаю 1020-летия Крещения Руси и той драматической ситуации, которая усиливалась присутствием на торжествах Вселенского Константинопольского Патриарха Варфоломея. Даже репортажи официальных телеканалов не могли не отразить необыкновенного и огромного эмоционального накала тех дней. Украинская Православная Церковь во главе с Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины подтвердила свое единство с Московской Патриархией. И глубоко символичным стал подарок Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Вселенского Патриарха Варфоломея в день 1020-летия Крещения Руси на исторической Владимирской Горке - Посох.

Рассказывая об этом, Высокопреосвященнейший владыка Сергий сказал, что сохраненное единство Церкви далось самой высокой ценой. И услышали: «Святейший Алексий ради этого пожертвовал своей жизнью. Ему врачи категорически запрещали лететь в Киев...».

Я отчетливо запомнила свою мысль, которая крутилась в моей голове, как и полагается «фомам неверующим»: «Слава Богу и автокефалии на Украине нет, и Святейший Алексий жив!». Это было 22 ноября 2008 года, через несколько дней, 5 декабря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси скончался.

У меня нет желания сравнивать и проводить ненужные параллели между святительским крестоношением Святейшего Патриарха Алексия Второго и жертвенным служением настоятельницы Спасо-Елеазаровского монастыря игумении Елисаветы (Беляевой). Но оба они были не только верными рабами Божьими, но и бесстрашными воинами Христовыми.

Митрополит Сергий хорошо знал их обоих много лет.

С владыкой Сергием меня познакомила матушка Елисавета, и, когда владыка прилетал в Москву, мне приходилось встречаться с ним. Необыкновенный владыка, светлейший человек, лаврский. И когда 4 июня 2010 года, через полтора года после кончины Патриарха, не стало и матушки Елисаветы, я позвонила в Тернополь с просьбой помолиться о новопреставленной игумении, услышала от келейницы, взявшей трубку, что владыка Сергий и все они уже молятся об упокоении матушки.

Матушку Елисавету похоронили с наградным игуменским крестом, которого она была удостоена от Патриарха Алексия II в честь воссоединения РПЦ и РПЦЗ 17 мая 2007 года. Он был вручен ей в Храме Христа Спасителя. В этот день матушка была на торжественном приеме, куда пригласила и меня. В конце торжества выстроилась бесконечная очередь за благословением к Святейшему Патриарху. Игумения Филарета, собрала всех игумений, бывших на приеме, ручейком повела их к Святейшему. Матушка взяла и меня. Она стала за всеми монахинями последней в этом ряду. Хотя игумения Елисавета по чину могла пройти далеко в начало этого ручейка настоятельниц, но тогда она не смогла бы взять меня. Когда подошли к Патриарху, Святейший не только благословил матушку, но и расспросил о монастыре и похвалил ее, она же в свою очередь тепло представила меня. Я, безмерно волнуясь, начала говорить слова благодарности и любви. Он же смотрел на меня своими удивительными глазами и подбадривал ими меня в моем волнении, по-отечески улыбаясь. Рассказала, что завтра, 18 мая, начинается международная программа «Под звездой Богородицы». Его Святейшество сказал, что благословляет всех участников программы. Благословляя, он дал мне свою руку. У него была большая, теплая, сухая, крепкая ладонь, рукопожатием которой он меня еще и поддержал.

На следующий день, 18 мая, в храме святителя Николая в Толмачах состоялся торжественный молебен в честь начала Международной программы «Под звездой Богородицы», посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви. Его возглавил епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил. В истории воссоединенной РПЦ это была первая служба, которую возглавил иерарх РПЦЗ в Московской Патриархии. На молебне присутствовала и матушка Елисавета. Она привезла из Пскова для участия в этой программе святыни: икону мученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны с частицей мощей, преподобного Гавриила (Зырянова), чудотворную икону Божией Матери «Сурдегская», зубик страстотерпца цесаревича Алексия и Священное Писание страстотепца Императора Николая II. Эти святыни вместе с храмовой иконой Николая Чудотворца из храма в Толмачах и большой иконой священномученика Владимира, митрополита Киевского из Николо-Перервинского монастыря, отправлялись в Приморье, во Владивосток. Там 22 мая начинался крестный ход Владивосток-Москва, который станет самым длинным и непрерывным за всю историю крестных ходов. Его участники преодолеют более 10500 километров и завершат его вместе с участниками семи других ходов 8 июня 2008 года, в день 125-летия освящения Храма Христа Спасителя.

Провожая нас, матушка вручила мне Священное Писание Императора Николая Второго и сказала, понимаю ли я в должной мере степень ответственности за эту святыню, которую она мне доверила. Эта святыня, как и молочный зубик цесаревича Алексия, и ныне хранятся в псковском храме св.благоверного князя Александра Невского. Священное Писание святого императора Николая II находилось в царском поезде, который привез арестованного Царя в Псков 2/15 марта 1917года. Мы, участники крестного хода Владивосток-Москва, прибыли во Владивосток 19 мая, в день рождения Императора-страстотерпца. И со святынями для крестного хода мы привезли освященную у великой святыни Православия иконы Божией Матери «Владимирская» икону Божией Матерь «Державная», чудотворный образ которой был явлен в московском Коломенском в день отречения императора от престола Российской империи 15 марта 1917 года. 21 мая эта икона, ставшая символом покровительства Богоматери России в XX веке, Священное Писание Императора и другие святыни возглавили начало крестного хода Владивосток-Москва программы «Под Звездой Богородицы». Эта святыни пребывали с крестоходцами от начала до конца покаянного крестного хода. Эти святыни пронесли на руках через всю Россию.

Но в тот день, когда мы осле молебна в храме со святынями разместились в автобусе и начали движение в аэропорт Шереметьево, случилось непредвиденное. Вскоре мы попали в огромную «пробку», и только за три часа преодолели путь от станции метро Третьяковская до Химкинского моста. Когда мы поняли безнадежность положения и что самолет может улететь без нас, мы начали с особым усердием петь акафисты иконе Богородицы «Державная» и святителю Николаю Чудотворцу. Я позвонила матушке Елисавете, что под угрозой срыв начала такой программы. Матушка просила никого не волноваться и молиться, а она позвонит в монастырь и поставит сестер на усердную молитву. Так и произошло. Мы молились, сестры молились. Мы приехали в аэропорт через три часа после должного взлета аэробуса. Который по неизвестным никому причинам не вылетал, стоял под парами. Нас пропустили везде без досмотра с нашим огромным громоздким грузом. Появились доброхоты, которые все тащили. Их пропустили с нашими баулами к самолету. Мы без рук и ног плюхнулись в наши кресла, которые оказались литерными. Икону «Державную» поставили возле кабины летчиков самолета. И странное дело. В самолете все пассажиры сидели себе спокойненько, не бунтовали, не высказывали нам своё недовольство. И тут же командир экипажа сказал, что начинается взлет. Нам дали разрешение на взлет. При посадке сотрудники аэропорта говорили, что подобная задержка аэробуса рейса Москва-Владивосток по неизвестным причинам впервые в истории. Позвонили матушке Елисавете и сообщили, что мы вылетаем. Она сказала, что сестры будут молиться пока самолет не сядет во Владивостоке. Просила нас позвонить при посадке. Что мы и сделали, прилетев, когда в Москве и Пскове была глубокая ночь.

В тот памятный день 18 мая 2007 года, в древнем храме Николая Чудотворца в Толмачах, где настоятелем много лет протоиерей Николай Соколов - внук Н.Е. Пестова, духовного воспитателя матушки - игумения Елисавета подозвала меня к себе. Она была в необычном состоянии: сдержанная, глубоко задумчивая и смотрящая откуда-то далеко. В руках у нее была писанная икона Святой Троицы. Вдруг она вручила мне ее со словами: «Эта икона будет хранительницей Вашего дома»; говоря, она будто бы проговаривала слышанное только ею. Это было за три года до праведной кончины. Впереди у нас было еще много встреч, программ, поездок. Теперь я понимаю: она знала, что скоро уйдет и старалась нас укрепить и одарить всех, кто был с ней рядом.

Такой же взгляд, чрез время, у неё был еще во время одной нашей встречи. Мы с ней были на празднике Творожковского женского монастыря в глуши Псковских лесов в день иконы Божией Матери «Всех скорбящих радосте» - 5 августа 2008 года.

После торжественной службы, которую возглавил митрополит Псковский Евсевий, после праздничной трапезы мы втроем: настоятельница Творожковского монастыря матушка Варвара, матушка Елисавета и я - стояли на крыльце сестрического корпуса и ждали, когда же наконец закончится затяжной дождь. А он не только не прекращался, а усиливался и шел сплошной стеной. Игумении говорили о монастырской жизни, о том, что матушке Елисавете по разбитой дороге и огромным лужам придется ехать обратно. Вдруг матушка Варвара встрепенулась и сказала: «Как же это я забыла!». Подозвала келейницу и послала ее принести коробку из своей кельи. Через некоторое время та вернулась. В руках у нее был большой картонный ящик с конфетами. Матушка Варвара сказала игумении Елисавете, что это ей от старца архимандрита Илариона (Приходько, + 2008) из Бронниц Новгородских на помин его души. И рассказала, что за несколько дней до смерти старец Иларион начал их расписывать кому что раздать после его смерти. Два ящика с конфетами он подписал передать матушке Варваре и матушке Елисавете. Принимая этот ящик, матушка как-то особенно покойно взглянула на матушку Варвару. Обе игумении преставились одна за другой.

Архимандрит Иларион, 80-летний старец, был известен не только как высокообразованный монах, прозорливец, многолетний духовник Новгородской епархии, духовный писатель, но и тем, что был воспитанником знаменитой Глинской пустыни, а потом и насельником Троице-Сергиевой Лавры, столь дорогой матушке. Игумения Елисавета знала как всех дивеевских стариц, так и глинских монахов, которых, как сестер из Дивеева, разогнали и закрыли монастырь. Иногда она говорила, что нет худа без добра. Так и глинские монахи, изгнанные из разоренной обители в 1961 году, сеяли и взрашивали великое наследие знаменитого монастыря во всех уголках страны. Архимандрит Иларион (Приходько) многие годы прослужил в Бронницах на Новгородской земле. К нему приезжали тысячи людей.

И вот от умершего старца она получила большой картонный ящик с конфетами. На помин души. Но в глазах её не было страха, совершенно спокойное - это была весть и о её скором уходе. Она за оставшееся ей время постаралась сделать всё, что смогла. Мне порой кажется, что она увеличила и так безмерно тяжелую нагрузку. Она торопилась исполнить, что было поручено ей, игумении возрождаемого из тлена древнего монастыря. Архимандрит Иларион почил в 2008 г., ее сподвижник протоиерей Михаил Женочкин, настоятель первого в России храма иконы Божией Матери «Державная» в Гдове в 2009 г., игумения Елисавета в 2010г., монахиня Варвара (в схиме - Василиса) в 2011г.

Матушка - воспитанница старцев

Людям, не знавшим матушки, трудно понять, как за такое короткое время, удалось матушке Елисавете восстановить в течение 10 лет (год в год день в день) древнюю обитель. Но игумения Елисавета (Беляева) была не просто игуменией и монахиней. Господь, избрав её к тяжелому крестоношению восстановления обители и глашатайства великой национальной идеи, поднял её, приговоренную, с ложа смертельно больную девочку-студентку, исцелил и окружил духовными учителями. Матушка Елисавета это избранничество свое понимала и не кичилась. Как человек высшей духовности она обладала неизменным даром простоты - была простушкой. А некоторые говорили - просто блаженная.

Архимандрит Наум (Байбородин)

Матушка Елисавета - избранница Божия была выпестована Н.Е. Пестовым, будущим архимандритом Виктором (Мамонтовым), архимандритом Наумом (Байбородиным), братией Троице-Сергиевой Лавры, дивеевскими старицами. Ей был открыт доступный избранным духовный мир на Земле, который был для неё явным и в котором и для которого она жила-горела. Сестра матушки Марина говорила, что она с Богородицей разговаривала как с простым человеком. Обращалась к Ней постоянно. Но она и глубоко понимала меру ответственности своего монашества, игуменства и миссии. Она не раз мне говорила, что Богородица особенно относится к монахиням и игумениям. Что их молитвы она всегда слышит и непременно выполняет.

Какими высочайшими духовными качествами и чистотой должна была обладать выпускница филологического факультета Московского государственного педагогического института имени В.И. Ленина, чтобы её духовником стал отец Наум и благословил не только посещать, а жить в сокровеннейшем месте - с живыми святыми - последними сестрами Дивеевской обители. Эти монахини и их духовник архимандрит Серафим (Битюгов) в 30-е годы 20-го века, в то время когда были закрыты последние скиты и переплавлялись колокола великой Лавры, в небольшом домике на улице Пархоменко непрерывно молились, и не гасла лампада живой Православной веры в граде преподобного Сергия. К этим монахиням, поддерживавших Свечу Веры многие годы, и была отправлена в начале 80-х тогда выпускница МГПИ Татьяна Беляева.

Живя с дивеевскими старицами и работая в Сергиевом Посаде под покровом преподобного Сергия, она думала о своем постриге и видела себя в Дивеево. Этому предполагало то, что все годы своего жития в Сергиевом Посаде, она жила в послушании дивеевских сестер. Они прошли лагеря и ссылки. С матерью Никодимой, которую называли «царской монашкой», она прожила более 10 лет. Была в послушании у матушки Веры, бесстрашной проповедницы Слова Христова. Эта монахиня носила железные четки, выходила на Красную площадь, и говорила: « Кто тут у вас от Церкви? Забыли, что Площадь - Храм. Литургию еще послужите здесь». Никогда не гневалась. Всегда говорила правду. Даже когда ее допрашивали с пристрастием, никого не оговорила и не выдала. Шла по этапу в Сибирь и проповедовала. Вернувшись в Сергиев Посад, молилась с железными четками и днем, и ночью.

Матушка Никодима -постриженница священномученика по Серафима (Звездинского), юродивая Фрося, которая отсидела 25 лет, да и все дивеевские старицы были учителями будущей матушки Елисаветы.

Именно здесь, у стариц и состоялась встреча Татьяны Беляевой с иеромонахом Евсевием. По благословению наместника Лавры он приходил исповедовать и причащать немощных монахинь. Именно ему, будущему митрополиту Псковскому и ей, будущей игумении в домике дивеевских стариц было благословение преподобного Сергия и преподобного Серафима о восстановлении порушенной вблизи Пскова - Дома Святой Троицы - святыни Спасо-Елеазарова монастыря, которые старицы называли Вторым Дивеево.

И даже матушка Елисавета сначала не поняла важность этого возрождения и рвалась в Дивеево Первое. Но все было предопределено свыше. И до конца своей жизни она с великим почтением и благоговением относилась к владыке Псковскому Евсевию, который и благословил её на восстановление монастыря. Надо быть справедливыми - митрополит Псковский Евсевий был для матушки Елисаветы не только отцом родным, не только владыкой, а и безусловным духовным авторитетом. Никого не могут оставить не потрясенным не только службы возглавляемые владыкой, но и проповеди, которые он произносит, пламенея, находясь в Духе, и передавая Божию Благодать каждому из нас...

Матушка, наверное, знала всех старцев и стариц, а они знали её. Сестра матушки Марина Ивановна вспоминает, что с начала работы в Лавре, она не только занималась организацией паломнических поездок, но и ездила по одной ей ведомым адресам к старцам, старицам, блаженным, опекая их бесконечно.

На остров Талабск ( по-советски Залит) к отцу Николаю Гурьянову её отправила Любушка из Сусанино. Как потом оказалось, старец Николай был хранителем монастырской иконы Богородицы «Царьградская».

Мне приходилось видеть, как тепло она заботилась о болящей матушке схимонахине Феодосии из Скопина. Она ездила к ней при первой возможности, несмотря на неблизкий да и непростой путь. Ехать надо было в Рязань, далее в Скопин. Матушка принимала только ночью. Отслужив со священником Михаилом молебен или панихиду, матушка пропускала впереди себя всех, кто с ней приезжал, детей, взрослых, а потом сама беседовала со старицей. Тот, кто был у матушки Феодосии в Скопине, знают, что это была дивная старица, и, общаясь с ней, прикованной к постели и слепой многие годы, каждого не покидает чувство, что ты разговариваешь с ангелом, любящим и заботящимся о каждом из нас. Через два года после смерти матушки Елисаветы я опять была у старицы.

Последняя моя встреча с матушкой Феодосией состоялась 26 октября 2013 г., в праздник иконы Божией Матери «Иверская». Нашу машину на въезде в Скопин ждал неутомимый помощник матушки протоиерей Михаил Рыжов из Преображенского храма в Рязани. Возле забора дома матушки, в полисаднике, в сенях везде были люди. В ее доме, возле дверей кельи собрались 5 священников и небольшой хор. В старом буфете под стеклом стояла рядом с портретом протоиерея Николая Гурьянова Патриаршия Грамота схимонахине Феодосии от Святейшего Патриарха Алексия II. Жарко топилась покрытая бело-синими изразцами печка.

В начале десятого вечера в келье начался молебен, который продолжался почти полтора часа. Нас окропили святой водой. По благословению служившие молебен сели за трапезу, а меня с моими спутницами завели к матушке. Каждая из нас приехала со своими проблемами. Для меня главным и самым сложным было то, чтобы матушка согласилась и хотя бы немного рассказать о матушке Елисавете (Беляевой) для книги, работа над которой ведется по благословению митрополита Псковского Евсевия. Матушка всегда очень коротко и однозначно отвечала на поставленный перед ней вопрос.

Матушку я не видела более двух лет. Но опять возникло тоже чувство света и благодати. Она также лежала в своей кроватке с сияющими глазами, излучающими радость и любовь.

Я передала матушке два фильма о Спасо-Елеазаровском монастыре, созданных фондом «Ориентир»: о Цареградской иконе «Цареградская тайна» и о игумении Елисавете «Матушка и Храм»; журнал «Покров», большая часть которого посвящена монастырю, теории «Москва - Третий Рим» и матушке Елисавете. Сказала, что владыкой Евсевием в монастырь назначена новая настоятельница - монахиня Евфросиния. Что матушка и сестры просят о них молиться.

- Молимся всегда, - ответила старица.

- Помолитесь матушка о схиархимандрите Власии, который сейчас хворает.

-И за отца Власия всегда молюсь. Мы с ним дружим столько лет. Все будет хорошо.

- Матушка, расскажите о игумении Елисавете.

- Матушка Елисавета была моим духовным чадом. Её я знала очень давно. Она была Таней из Лавры. Она всегда обо мне заботилась. Всегда. Когда поехала уже в монастырь, все равно приезжала. Сама приезжала и с народом. Очень заботилась и жалела меня. Хотела к себе забрать. Всегда говорила: «Поехали ко мне. Будет у нас Вам хорошо». Но я не поехала. Как же я поеду? Здесь у меня родители похоронены, куда мне ехать. Вот думала, что за мной племянники будут ухаживать, а помогают племянницы. А Елисавета тоже о мне очень заботилась и любила. И я ее тоже люблю. Она мне дочка.

Матушка, скажите, игумения Елисавета выполнила ли то, предназначено было ей Господом?

- Исполнила полностью.

Потом немного помолчав, говорит: « Ну как там Москва?».

- Держимся в Москве молитвами, святынями и святыми.

- Москва - святой город. Защищайте её. Вас там Господь поставил. Уходить нельзя.

Вот уже год как нет и старицы Феодосии. Рядом со своей духовной дочерью Елисаветой в Горниих селениях.

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктория Медунина
Божие чудо
Обретены мощи преподобного Макария Алтайского (Глухарёва)
06.03.2024
Рождественские подарки из России сирийским детям
«Фонд апостола Павла» реализует очередную программу «Православное Рождество в Сирии»
23.12.2023
Герои России
Российские пилоты Фёдор Конюхов и Игорь Потапкин установили мировой рекорд высоты для экипажа паралёта-двойки
20.09.2023
Над нами Пастырь бдит…
Светлой памяти новопреставленного о.Максима Обухова
26.04.2023
«Горжусь, что знала, дружила с таким богатырем»
Отошел ко Господу герой Российской Федерации Новгородов Алексей Викторович
27.05.2022
Все статьи Виктория Медунина
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 23:42
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 20:29
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Vladislav
22.04.2024 20:27
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от prot
22.04.2024 19:42
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 19:30