itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Чудный Саров»

Доклад на XXII Международных Образовательных Рождественских чтениях

0
267
Время на чтение 6 минут
В истории России и Дома Романовых имена святых преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского неразрывны и стоят рядом. Не ошибусь, если скажу, что нет ни одного православного храма, где не было бы икон этих великих угодников Божиих. Господь призвал их на общественное служение в трудное, переломное для нашего Отечества время. Чудный Сергий вымолил у Бога освобождение Святой Руси от татарского ига. А служка Богородицы «огненный» Серафим не допустил впадения России в новую смуту после декабрьского бунта 1825 года.

В нынешний год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского особенно многолюдна будет знаменитая Троицкая дорога в обитель святого. В прежнее время вся Русь во главе с Царями и Императорами прошла по ней, чтобы поклониться мощам Игумена Земли Русской. В некоторых селениях на дороге были воздвигнуты путевые царские дворцы. Один из них стоял в селе Тайнинском. Ныне здесь возведен памятник святому Царю-страстотерпцу Николаю Второму, работы скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова. Наш фонд имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны заботится о содержании памятника и окружающего ландшафта.

По сложившейся традиции Государь Император Николай Александрович неоднократно посещал Троице-Сергиеву Лавру вместе с членами Августейшей Семьи. Общеизвестен его решающий вклад в дело канонизации преподобного Серафима Саровского. В сам праздник прославления святого Императорская Фамилия прибыла в Саров. Воспоминания о тех незабываемых днях оставила младшая Сестра Царя-страстотерпца Великая Княгиня Ольга Александровна, моя дорогая Свекровь. Эти воспоминания хранятся в нашем семейном архиве. Часть из них вошла в редчайшую книгу об Угоднике Божием, написанную Анатолием Тимофиевичем. Книга была издана к 50-летию прославления святого попечением сестер основанного в 1949 году в США Ново-Дивеевского Успенского женского монастыря. В пасхальном письме 1955 года Великая Княгиня Ольга Александровна пишет своей датской знакомой Александре Михайловне Искре: «Читаю чудную книгу о преподобном Серафиме Д-ра Анатолия Тимофеевича, он живет US в монастыре Ново Дивеевском. Говорят, там такая благодать, чувствуется любовь отца Серафима...». В том же письме автор сообщает, что с сыном Тихоном, членом церковного совета русской церкви в Торонто, ездят «часто в город - к каждой Преждеосвященной обедне». Вообще должна отметить, что все члены великокняжеской семьи были глубоко верующими и церковными людьми, воспитанными на почитании святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

В августе 2003 года два экземпляра этой неизвестной в России книги о святом я привезла из Канады на торжества, посвященные 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского. Один экземпляр книги передала для Святейшего Патриарха Алексия, а другой - во дни торжеств преподнесла настоятельнице Серафимо-Дивеевского монастыря игуменье Сергии (Конковой).

Багрянородная Сестра святого Царя-страстотерпца вспоминает:

«Царский поезд остановился где-то в поле, не доезжая до города Арзамаса, виднеющегося слева вдали. Рассевшись по коляскам по два человека, тронулись в путь по пыльной черноземной дороге. Пыль стояла густая всю дорогу почти до леса, там же началась песчаная дорога. Чудный лес и тень показалась нам после зноя раем. Приближалась цель Нашей поездки и с ней росло нетерпение увидеть Саров. Вдруг на повороте перед глазами раскрылся чудный вид монастыря, блиставшего своими золотыми крестами над церквами, стенами вокруг него и воротами. Толпы богомольцев тянувшиеся как и мы туда же.

Торжество перенесения мощей и положения в новую раку не стану описывать, так как много уже было написано и рассказано тогда об этом.

Помню, какое великое на Меня впечатление произвела толпа богомольцев...

Наш русский народ со всех краев России стекался в эти дни в Саров, как и при жизни батюшки отца Серафима, когда он сам всех принимал, к кому всегда был доступ, слова утешения, добрый прием. Никто от него не уходил, не получив доброго совета и духовной помощи.

Тысячная толпа спала на лугу под открытым небом внизу под горой у реки. Ночью горели костры, по прозрачному ночному воздуху доносилось пение молитв, на темном небе горели звезды и светила луна. Мирно и чудесно.

Днем и ночью беспрерывно двигалась густая толпа богомольцев к собору с умилительной верой. Каких только калек они с собой не вели, несли и тащили в самодельных тележках. Какая великая вера двигала всех этих людей. Один крестьянин из Архангельска, на руках влача свои парализованные ноги за собой, шел один без посторонней помощи.

...Шли сухие, слепые, хромые, все шли тихо и чинно и между ними попадались кликуши. Чем ближе к храму, тем труднее было справиться с ними. С усилием их втаскивали по ступенькам наверх; 4 человека не справлялось с одной, начинались дикие крики. Наконец, попавши в собор и там приложившись, крики стихали, и мучавший их дух, отходил по молитвам сопровождающих их родных.

Ходили мы и пешком в ближнюю и дальнюю Пустыньки, прикладывались к небольшому плоскому камню, на котором молился некогда Батюшка 1000 дней. В Пустыньке висели еще его рубаха, топор и другие предметы, принадлежавшие Преподобному. Везде чувствовалась его близость.

Утром по пути туда встретились богомольцы вдоль реки. Помню, что один молодой парень, поддерживаемый своею матерью, висел как-то на руках, поджав ноги под себя на ветке, и глядел оттуда над головами толпы на Государя. Возвращались мимо того же места. Теперь мать и сын были центром взволнованной толпы богомольцев. Кто-то говорил: «Чудо, чудо случилось!» Крестьянка в радостных слезах рассказывала, как она пошла на источник, зачерпнула воды в свой маленький чайник и стала поливать у сына колени и ноги, и вот его изогнутые ноги стали выпрямляться, он стал на ноги и теперь может хорошо стоять и ходить. Мы все вместе с этой матерью порадовались ее великой радости и счастью быть свидетелями Божественной помощи.

Перед отъездом удалось приобщиться, а накануне вечером и исповедаться в самой келье Батюшки у старца схимонаха (не помню имени). У Меня было чувство, что он видит Мою душу насквозь, и страх Меня разбирал, а он так ласково и трогательно со Мной говорил, что стало легко и радостно.

В один из последних вечеров Императрица Александра Феодоровна, Ея Сестра В.К. Елисавета Феодоровна захотели выкупаться в источнике, позвали и Меня с Собой. Был такой теплый вечер и было почти светло, так как луна освещала тропу. С левой ее стороны темнела опушка леса, а с правой стороны речка, вдоль которой мы шли, журчала и кое-где блистала в лучах луны. Вода источника была до такой степени холодная, что как бы обжигала тело, будто кипяток, зато потом оставалось приятное чувство бодрости.

Уезжать не хотелось, и Мы с грустью покинули после пятидневного пребывания, чудный Саров. Это святое место унесло с собой незабываемые воспоминания».

Спустя сто лет и мне посчастливилось побывать у преподобного Серафима в «чудном Сарове». Особенно запомнилось, как подошли к открытой раке преподобного. Душевные переживания и эмоции были настолько сильны, что слезы удерживала с трудом. Я со страхом Божиим трепетно приложилась к мощам преподобного Серафима Саровского и приложила иконку, которая была у меня на шее. Иконка двухсторонняя, на одной стороне изображен преподобный Серафим Саровский, на другой - образ Божией Матери «Умиление».

В Пятницу, 1 августа 2003 года, был главный день торжеств. Именно 100 лет назад, первого августа 1903 года, в присутствии Царской Семьи был торжественно причислен к лику святых преподобный Серафим Саровский. Тогда тысячи верующих со всей России съехались в Дивеево. Ранним утром 1 августа 2003 года тысячи людей занимали лучшие места для того, чтобы увидеть ретрансляцию праздничного Богослужения, которое должен был провести Патриарх Алексий прямо на соборной площади Дивеевского монастыря. Пройдя за ограду монастыря, мы вновь приложились к мощам преподобного, которые теперь были помещены на улице под золоченой резной походной сенью неподалеку от входа в Дивеевский Преображенский собор. Рядом был сооружен импровизированный алтарь, прямо на площади под открытым небом, где вскоре началось праздничное Богослужение. Огромное количество иерархов со всех уголков земли принимали участие в этой службе. Гости произносили некоторые возгласы на Литургии на родном языке, отчего служба оказалась особенно торжественной.

После причащения тысячи верующих устремились на главную площадь Серафимо-Дивеевского монастыря. Люди прикладывались к мощам преподобного Серафима Саровского, находившихся прямо на улице, под походной сенью у входа в Преображенский собор. Затем святые мощи перенесли обратно в Троицкий собор. Очередь к раке не прекращалась и утром следующего дня. До обеда оставался приблизительно час и на площади ко мне стали подходить знакомые и незнакомые люди из Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Петербурга, Пскова, из Верхотурья и самых разных уголков страны и ближнего Зарубежья. Любовь и поклонение святыням неистребима в русском народе.

Много раз молилась у мощей святого угодника Сергия Радонежского. Об этих встречах с великими русскими святыми у меня, как и моей Свекрови, остались «незабываемые воспоминания». Главное, что ныне Россия, как и в царское время, вся от мала до велика, притекает в обители Сергия и Серафима. У их святых мощей молимся о мире и благоденствии, о единстве народа, о спасении и благополучии детей и внуков наших. Святая Царская Семья и семья Великой Княгини Ольги Александровны - молитвенники и почитатели преподобных Сергия и Серафима - это образец для подражания молодым семьям. Полюбим всем сердцем, как Цари наши, святых Сергия и Серафима - спасем Россию. И передадим ее в крепкие руки молодых русских людей.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Куликовская-Романова
«Подвижник благочестия, стяжавший обильные плоды благодати»
К 25-летию со дня прославления Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского («Босого»)
02.07.2019
«Под сенью Брасовских аллей»
О Великокняжеских Михайловских Днях на Брянщине 14-16 Июня
13.06.2019
Все статьи Ольга Куликовская-Романова
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:02
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44