itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Новое иго

Из учебников истории России будет изъят термин «монголо-татарское иго»

9 Мая День Победы  Новые учебники истории в России 
0
4364
Время на чтение 10 минут

Введение

Согласно сообщению газеты «Коммерсант» из учебников истории России будет изъят термин «монголо-татарское иго», хотя первоначально он там был. Газета «Коммерсантъ» пишет: «Напомним, первоначальной версией стандарта откровенно выразили свое недовольство прежде всего историки Татарстана. Президент академии наук республики Рафаэль Хакимов направил свои предложения по доработке стандарта и господину Чубарьяну, и господину Нарышкину. В ответ господин Чубарьян направил татарскому коллеге выправленный вариант. Как рассказал «Ъ» господин Хакимов, «в сравнении с первым жестким вариантом концепция смягчилась и стала более плюралистичной». В частности, по его словам, термин «татаро-монгольское иго» заменен «системой зависимости русских земель от ордынских ханов». «Существенным» называет господин Хакимов и замену «национальных окраин» просто «регионами» - при описании взаимоотношений с «имперским центром». Кроме того, исчез пассаж о том, что «история религии, прежде всего православия, должна пронизывать все содержание учебника». А термин «язычество» заменили «более нейтральным» - «традиционные верования» Кроме того <> ...по просьбе татарских коллег из концепции убрали упоминание о «ликвидации пятой колонны во время сталинских репрессий 1936 года». Более того, «В самом Татарстане «Золотая Орда считается империей, а Чингисхан не завоевателем, а реформатором», сообщил коллегам вице-президент республиканской Академии наук Рафаэль Хакимов, возглавляющий республиканский Институт истории.

К вышеперечисленным цитатам следует добавить еще одну: «Как сообщало ИА REGNUM, о духе хана Батыя в начале этого года уже напомнили активисты из Союза татарской молодежи «Азатлык» («Свобода»). В январе они объявили 2013 год «Годом Батыя», наметив целую череду акций, в том числе - проведение пикетов «в честь сожжения какого-нибудь русского города - Москвы, Рязани, Суздаля, Владимира, Козельска». В мае эти же общественники призывали не отмечать 9 Мая, поскольку «для нас День Победы не праздник, а пустой звук».

Что все это значит? Это значит, что космополиты и поощряемые ими этно-националисты пытаются лишить нас сущности государственности России - всего русского и, значит, всего советского (и наоборот). Обоснуем данный тезис.

Советская историография против буржуазной и троцкистской лженауки

Посещая недавно выставку художника фотохудожника Романа Соколова в рамках проекта «Руси великое начало», посвященной 633-летию Куликовской битвы , лидер КПРФ и народно-патриотических сил Г.А. Зюганов сказал: «Мы - народ Победы. Из тысячи лет своей истории семьсот мы провели в боях и походах... Но Куликовская битва стоит особо. Она заложила основы русского централизованного государства».

Говоря это, он опирался на научный подход, в полной мере соответствующий советской историографии в противовес как историографии буржуазной, так и историографии троцкистской.

Согласно Большой Советской Энциклопедии «Монголо-татарское иго на Руси, система властвования монголо-татарских феодалов над русскими землями в 13-15 вв., имевшая целью регулярную эксплуатацию завоёванной страны путём различных поборов и грабительских набегов. М.-т. и. было установлено в результате Монгольских завоеваний в 13 в. ... М.-т. и. имело отрицательные, глубоко регрессивные последствия для экономического, политического и культурного развития русских земель, явилось тормозом для роста производительных сил Руси, находившихся на более высоком социально-экономическом уровне по сравнению с производительными силами монголо-татар. Оно искусственно законсервировало на длительное время чисто феодальный натуральный характер хозяйства. В политическом отношении последствия М.-т. и. проявились в нарушении процесса государственной консолидации рус. земель, в искусственном поддержании феодальной раздробленности. М.-т. и. привело к усилению феодальной эксплуатации русского народа, который оказался под двойным гнётом - своих и монголо-татарских феодалов. М.-т. и., продолжавшееся около 240 лет, явилось одной из главных причин отставания Руси от некоторых западно-европейских стран»

Обратимся к подробному исследованию различий между советской историографией с одной стороны, и либерально-троцкисткой, с другой, сделанные известным советским историком В.В. Каргаловом в научной работе «Внешнеполитические факторы развития Феодальной Руси» на примере оценке монголо-татарского ига (М, Издательство «Высшая школа» Год: 1967)

«Активная проповедь «прогрессивности» монголо-татарских завоеваний, - писал Каралов, - является довольно распространенной в современной буржуазной историографии. Так рассматривается, например, монгольское завоевание в «Иллюстрированной истории России», изданной в 1957 г. в Нью-Йорке. Большое распространение получила теория влияния на русскую историю различных иноземных «культур», которая объясняет формирование государственности, права, развитие культуры и т. д. различными «влияниями»: в древности - варягов, с принятием христианства - Византии, в средние века - монголов, а с Петра I - «европейской цивилизации» (например, в трудах американского историка Бакуса). Так, французский историк А. Муссе прямо утверждает, что лишь «монгольское нашествие... принесло в страну понятие государства, которого славяне не имели».

Очевидно, что буржуазные историки, стремясь лишить историю русского, российского государства своей содержательной основы, метят, прежде всего, в высшую форму развития русской цивилизации - в цивилизацию советскую: русофобия и антисоветизм, как известно, понятие синонимические. Очевидно и то, что либерально-троцкисткие «историки», мимикрирующие под марксистов, также всеми силами пытались лишить русский народ своего национального самосознания. Вновь обратимся к Каралову, описывающему тот период существования СССР, когда в стратегически важной области историографии бал правили сторонки Троцкого: «Для советской историографии 20-х годов было характерно большое внимание к вопросам истории Золотой Орды, без изучения которой невозможно решить вопрос о степени влияния монголо-татарских завоеваний на русскую историю (работы Н. И. Веселовского, Ф. В. Баллода, В. В. Бартольда, Ф. И. Успенского и других). Однако, справедливо критикуя представление о полной «дикости» татаро-монголов, эти исследователи, в свою очередь, допускали серьезную ошибку, выражавшуюся в преувеличении социального и культурного уровня Золотой Орды и ее влияния на покоренные народы. Так, Ф. В. Баллод приписывает монгольским завоевателям «какое-то особо бережное отношение к представителям науки, искусства и ремесла» и считает их «культурным народом, занимавшимся промышленностью и торговлей», имевшим «свои собственные золотоордынские искусство и архитектуру, плоть от плоти мусульманского искусства, как самостоятельная ветвь» В работах 20-х годов, касающихся монголо-татарского нашествия на Русь и его последствий, взгляды дореволюционных историков по этой проблеме еще не подверглись коренному пересмотру. Даже в работах М. Н. Покровского заметна недооценка разрушительных последствий нашествия, признание за завоевателями известной роли в образовании русского централизованного государства. М. Н. Покровский, например, подвергал сомнению «ходячее мнение, будто татарское нашествие было разгромом культурной страны «дикими кочевниками». «Объединение Руси вокруг Москвы, - писал он в другой своей работе, - было на добрую половину татарским делом»«

Понятно. что, отвергая любой этно-национализм, мы понимаем, что отказ от суперэтнических корней русского народ, от национально-освободительной борьбы за русскую идею, органично переросшую в социалитический идеал есть предательство самих основ нашего Отечества. Конечно же, это ясно осознавал И.В.Сталин, при поддержке которого была создана подлинная советская, подлинная марксистская историография.. позволяющая заряжать народ на борьбу против будущих агрессоров на примере героической борьбы наших предков.

В.В. Каргалов приводит следующие факты: «В 1937 г. с обобщающей статьей, посвященной татарскому нашествию на Русь, выступил в «Историческом журнале» Б. Д. Греков. Он указывал, что политика ордынских ханов не только не способствовала складыванию русского централизованного государства, но даже, наоборот, это произошло «вопреки их интересам и помимо их воли» . Общая характеристика тяжелых последствий монголо-татарского завоевания для развития Руси содержалась в сборнике «Восточная Европа под властью монгольских завоевателей»: «Татарское владычество имело для русского народа отрицательный и регрессивный характер. Оно способствовало росту феодального гнета и задерживало экономическое и культурное развитие страны» 2. Регрессивное влияние монголо-татарского завоевания на экономическое и политическое развитие феодальной Руси показал на материале Левобережной Украины В. В. Мавродин. В большой статье «Левобережная Украина под властью татаро-монголов» В. В. Мавродин прослеживает некоторые последствия нашествия: опустошение целых областей «татарскими погромами», ослабление княжеской власти и усиление феодальной раздробленности, отлив населения в лесные районы, - картину, типичную для всей Руси после «Батыева погрома» . Оценка монгольского нашествия как страшного бедствия, которое «задерживало экономическое и культурное развитие русских земель», содержится и в работах К. В. Базилевича и В. Н. Бочкарева. В том же году вышла в свет монография А. Н. Насонова «Монголы и Русь. История татарской политики на Руси». Основной вывод А. Н. Насонова о том, что «политика монголов на Руси заключалась не в стремлении создать единое государство из политически раздробленного общества, а в стремлении всячески препятствовать консолидации, поддерживать взаимную рознь отдельных политических групп и княжеств», убедительно опровергает бытовавшее в русской дореволюционной и современной буржуазной историографии мнение о «положительном влиянии» монголов на процесс складывания единого русского государства».

На основании вышеизложенного Каркалов заключает: «Советская историография 30-х - начала 40-х годов выработала, таким образом, единый научно обоснованный взгляд на последствия монголо-татарского нашествия как на страшное бедствие для русского народа, надолго задержавшее экономическое, политическое и культурное развитие Руси». Казалось бы, все ясно.

Иго дней наших

Почему же сегодня на уровне государственной власти РФ возвращается буржуазно-троцкистский подход к оценке отечественной истории? Вчитаемся в строки ««Повести о разорении Рязани Батыем» - памятника древнерусской литературы:

«Град и земля Рязанская изменишася доброта ея, и отыде слава ея, и не бе что в ней благо ведати, только дым и земля и пепел... Каких только наказаний не приняли мы от бога... Не пленена ли земля наша? Не усеяли ли наши отцы и братья трупами землю? Не уведены ли жены и дети наши в плен? А кто остался в живых, не порабощены ли они на горькую работу от иноплеменников?... Смирилось величие наше, погибла красота наша.»

«Богатство, труд, земля - все достояние иноплеменных» - как эти слова актуальны сегодня! Только 700 лет назад разруху на землю русскую принесли орды монголо-татарских завоевателей, а сегодня соки из нее тянут транснациональные кампании, которым, как некогда Гитлеру, выгодно, чтобы русские по культуре люди начали думать, что не было у нас древнего процветающего государства, не было великой древнерусской культуры- не было великого сопротивления захватчиков, национально-освободительной борьбы против монголо-татарского ига!

Удар наносится именно по советской историографии, по всей концепции истории Руси-России, принятой в СССР, по подлинной науке. При таком подходе и борьбу Руси с Хазарским каганатом и печенегами скоро будут считать «междуусобицами», и набеги Девлет-Гирея рассматривать в том же ключе (приравняв их к восстаниям Степана Разина и Емельяна Пугчева).

А там и до Великой Победы доберутся...

Все это делается именно для того, чтобы лишить наш народ воли к национально-освободительной борьбе, неразрывно связанной в России с борьбой классовой - за социалистическое общество.

Понятно, что космополиты из ТНК и их обслуга в России действуют руками этно-националистов сепаратистского толка (и карликовые, маловлиятельные, несмотря на все усилия либералов, группы русских национал-демократов).. обвиняя при этом в национализме ... русский народ.

Но понимание того, что, например, нашествие немецких захватчиков на СССР было именно нашествием, что власть гитлеровской Германии на оккупированных территориях была игом, не помешала советским людям помогать братскому немецкому народу после победы в Великой Отечественной войне. И освобождение от монголо-тарарского ига не помешало русским людям принять татарский народ в общее государство и мирно жить друг с другом под сенью русской культуры.

Однако сегодня от государствообразующего русского народа требуют забыть самих себя. труды и подвиги предков, чтобы мы стали еще слабее, и не осознавали: ««Богатство, труд, земля - все достояние иноплеменных».

Нас пытаются лишить связи времен, и это - страшная опасность.

Выводы

Итак, на наших глазах русофобские и антисоветские силы пытаются разрушить связь времен, скрепляющую русскую советскую цивилизацию, лишить нас сущностных оснований исторической идентичности. <...>

Необходимо понять, что всякий, кто призывает сегодня в равной степени учитывать «все периоды советской историографии, включая период 20-х годов» (или учитывать мнения буржуазных историков и этно-националистов), является русофобом и антисоветчиком, так как троцкистская историография - это пропагандистская машина, и работает она на либерально-космополитическую власть, цель которой - унифицированный капиталистический, бездуховный мир.

Похоже, для нас вновь наступает час, когда всем патриотам Отечества придется защищать Куликово поле.

Полная версия статьи на сайте

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

60. Ответ на 54., Русский Сталинист:

Сталин прово-дит последовательную политику преимущественнойподдержки русских кадров не только в центре, но и всоюзных республиках. Русские кадры составляли ко-стяк всей системы управления СССР. Самые малей-шие проявления местечкового национализма жесткопресекались.

Действительно: Джугашвили, Берия, Орджоникидзе, Деканозов, Микоян... Дотации Грузии были более чем в10 раз выше, чем в среднем по РСФСР. Больше всего воров в законе не знаете из каких краёв вышло? Если в начале 30-х годов это были в основном не-винно пострадавшие русские люди, то после войны– действительные враги народа: уголовники (77% за-ключенных), изменники Родины (власовцы, поли-цаи, каратели, бургомистры, выпускники немецкихразведывательно-диверсионных школ, агенты гестапои т. п.), а также остатки космополитических кланов ле-нинской и троцкистской гвардии.

Не сильно ли много изменников - сотни тысяч - для одной страны?
Лебедевъ / 15.10.2013, 16:34

59. Ответ на 53., Русский Сталинист:

В странедействовало 14,5 тыс. церковных приходов и 89 мо-настырей, пропаганда атеизма прекращается. Рус-ские люди снова получили право отмечать церковныепраздники.

Уж, как нибудь, сами посмотрите постановления правительства от 1947 (1948) об усилении атеистической пропаганды среди населения. С этого же года было запрещено открывать новые приходы. А в приведенном количестве монастырей и приходов чуть ли ни 80% приходится на Зап.Украину и Молдавию: их в 1940 г. тов. Сталин разорить не успел - война спасла.
Лебедевъ / 15.10.2013, 11:13

58. Ответ на 53., Русский Сталинист:

Вы почему-то название с содержанием немного исказили. Книга О.Платонова называется "БИЧ БОЖИЙ.ЭПОХА СТАЛИНАНичего я не искажал. Вот, пожалуйста, точно такая же книга у меня дома на полке стоит

Официальное название работы Платонова: " Бич Божий. Величие и трагедия Сталина". У Вас, как и у книгоиздателя, обыкновенное гипертрафированное желание: видеть лишь величие и нежелание узреть трагедию.
Лебедевъ / 15.10.2013, 10:53

57. Ответ на 56., Дед Толян:

Фоменко "со товарищи" доказали предположение Гумилева, что никакого монголо-татарского ига на Руси не было что русским словом "орда" называлось армия Руси.

Ещё они "доказали", что имя Батыя происходит от слова "батя" (батяня-комбат)))) И не подумайте, что я шучу. Это одно из главных "открытий" фоменковщины.

56. Об истории России

По-моему, не знать о работах академика Фоменко А.Т., тем более профессиональным историкам, составителям школьного учебника истории недопустимо. Можно соглашаться или не соглашаться с методами исследования истории Фоменко и его группы, но не соглашаться с ДОКАЗАННЫМИ им и его группой открытиями это преступление перед наукой, истиной, историей, народом, преподавателями, школьниками. Фоменко "со товарищи" доказали предположение Гумилева, что никакого монголо-татарского ига на Руси не было что русским словом "орда" называлось армия Руси. Монголы никогда не были на Руси. Народ, который русские называют словом "татары" самоидентифицируются по-другому. Например русские называют грузин "грузинами", а сами грузины называют себя картвелами. Т.е. симбиоза монголов и татар никогда не было. Куликовкая битва происходила по совершенно другой причине. Местом этой битвы была территория нынешней Москвы. Об это говорят многие факты, например факт, что только в Москве имеются материальные доказательства битвы, имеются могилы павших в этой битве. Что же касается отсталости русского народа, то это прямая вина династии Романовых. Ликвидация этой отсталости заслуга советской власти, Сталина.
Дед Толян / 14.10.2013, 15:01

55. Ответ на 51., татьяна65 :

Русские не завоеватели, а заселители. Внушать эту мысль на протяжении всего курса истории. И укоренились они меж местных племен и народов исключительно благодаря высокому уважению к народам и обычаям любых национальностей, а также высоким моральным качествам, справедливости и милосердию, свойственным славянам и приумноженным Верой Православной. Другого направления нет и быть не может,потому что это правда.

Хорошо сказали, Татьяна. Только так и надо подавать историю. У меня тоже в детстве и в молодости были подружки-татарки, которые сейчас уже православные, а по духу, конечно, русские.
Елена Л. / 14.10.2013, 08:45

54. Re: Новое иго

Кстати, Вы как-то помянули недобрым словом нац. политику Сталина, обвинив его в современной "кавказской Москве". Вот что по этом уповоду пишет О. Платонов: Понимая, что стабильность Русскому государству может создать только Русский народ, Сталин прово- дит последовательную политику преимущественной поддержки русских кадров не только в центре, но и в союзных республиках. Русские кадры составляли ко- стяк всей системы управления СССР. Самые малей- шие проявления местечкового национализма жестко пресекались.

. А вот и про "невинных жертв послевоенной сталинщины", коих Вы также недавно оплакивали, гордо именуя их "монархистами-черносотенцами": Изменился состав контингента мест заключения. Если в начале 30-х годов это были в основном не- винно пострадавшие русские люди, то после войны – действительные враги народа: уголовники (77% за- ключенных), изменники Родины (власовцы, поли- цаи, каратели, бургомистры, выпускники немецких разведывательно-диверсионных школ, агенты гестапо и т. п.), а также остатки космополитических кланов ле- нинской и троцкистской гвардии.

.

53. Ответ на 50., Лебедевъ:

Вы почему-то название с содержанием немного исказили. Книга О.Платонова называется "БИЧ БОЖИЙ.ЭПОХА СТАЛИНА

Ничего я не искажал. Вот, пожалуйста, точно такая же книга у меня дома на полке стоит. http://www.politkniga.ru/product/platonov-oa-epoha-stalina/ А вот как О.Платнов завершает свою книгу: Смерть Сталина потрясла всех. Жизнь в стране как бы остановилась. На похороны в Москву приехали сотни тысяч людей. Многие не могли сдержать слез. Умер один из величайших деятелей мировой истории, сыгравший решающую роль в спасении России от геноцида еврейских большевиков, а человечество от тирании «нового западного порядка».

. А вот как он описывает послевоенный Сталинский СССР: После войны государственный механизм СССР внешне во многом повторял структуру тысячелетнего Русского государства. Геополитически оно заняло са- мые благоприятные контуры государственных границ. Отчетливо прослеживалось изменение в положении Русского народа, которому уже как бы официально возвращалась роль организующего и руководящего ядра. В широких слоях общества пробудилось рус- ское национальное сознание, развитие которого стало главным фактором в жизни этой эпохи. Сами внешние формы жизни приобретают старое, привычное содержание – в государственном гимне, символике, песнях, народных праздниках. В стране действовало 14,5 тыс. церковных приходов и 89 мо- настырей, пропаганда атеизма прекращается. Рус- ские люди снова получили право отмечать церковные праздники

.

52. Ответ на 51., татьяна65:

они все отличаются друг от друга и внешне и по поведению.

Вот это ключевые слова. Отличительная особенность "борцов с игом" "неумение отличать" Что в Кремле "много башен" Что в Сарае "много юрт" Что в Царьграде "много партий" и т.д. Потому рисуется примитивная "черно-белая" схема в которой какой-то народ объявляется "врагом"
Иван Зайцев / 11.10.2013, 11:49

51. мнение русской татарки

отделить надо историю татарского народа, от истории монгольского. И верования и языки традиционно отличаются. А "Татарин", где-то я слышала, означает --враг, захватчик. Надо попытаться докопаться до настоящих имен народов именующих себя городо татарами, они все отличаются друг от друга и внешне и по поведению. Сибирские, крымские, поволжские. Это выбьет почву из под ног тех, кто пытается представить единый татарский народ угнетаемым русскими завоевателями. И не надо будет огород городить. далее необходимо использовать мнение Л. Гумилева о вынужденном союзе русского княжества с Монголией, и непременно высказывать отвращение в жестокостям и варварству, с чьей бы это стороны не происходило. А вся древняя история насыщенатрагедиями. дружба более плодотворна. Русские не завоеватели, а заселители. Внушать эту мысль на протяжении всего курса истории. И укоренились они меж местных племен и народов исключительно благодаря высокому уважению к народам и обычаям любых национальностей, а также высоким моральным качествам, справедливости и милосердию, свойственным славянам и приумноженным Верой Православной. Другого направления нет и быть не может,потому что это правда.
татьяна65 / 11.10.2013, 11:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Богачев
Экстремистское поведение как «акт коммуникации»
Теолого-психологический анализ
08.08.2021
Психолого-педагогические особенности рассмотрения некоторых философских вопросов в рамках преподавания ОРКСЭ
Выступление на Всероссийской конференции «Эффективные стратегии реализации комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики": теория и практика»
19.12.2018
Либералы не вынесли русского языка
Совет Гражданского комитета возрождения образования и науки направил министру образования и науки Ольге Васильевой обращение в поддержку продвигаемого ею проекта ФГОС
30.03.2018
Все статьи Алексей Богачев
9 Мая День Победы
Все статьи темы
Новые учебники истории в России
«Учит ли российская школа быть членом русской нации?»
Анализ школьного учебника истории В. Мединского и А.Коркунова
20.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09