Правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов о единстве и соборности Церкви

Часть 3

0
1231
Время на чтение 8 минут

Часть 1

Часть 2

Образец единства и соборности Церкви дан на века в 15-й главе книги Деяний святых апостолов. Поэтому остановимся на ней подробней. В предыдущих 13-14 главах рассказывалось об успехах проповеди св. Павла и Варнавы среди язычников, что было доказательством ее богоугодности; свидетельством, что через них действовал Дух Святой. Этот вывод тем более очевиден, когда мы примем во внимание, что их миссия была предварена чрезвычайным откровением: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13, 2-3).

И вот «некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (Деян. 15, 1-2). Приведенное разногласие угрожало закончиться расколом. Избежать его помогла мысль обратиться к людям, водительство которых Духом Святым ни у одной из спорящих сторон не вызывало сомнения.

Далее представлен первый Собор, разбиравший вероучительный вопрос. «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! Вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они». (Деян. 15, 6-11). После этого был выслушан рассказ святых Павла и Варнавы об обращении к истине множества людей из разных народов. С заключительным же словом выступил Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимской церкви, поддержавший Петра, Павла и Варнаву, но вместе предложивший и некоторые правила благочестия, что должны были соблюдать христиане из язычников. Последние были изложены письменно: «угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15, 28-29).

Иерусалимский Собор был убежден, что излагает учение Святого Духа, к которому сам он всего лишь присоединяется. Такая убежденность была присуща всем святым Соборам Православной Церкви. Не количество участников, не степень их образованности, ни какой-либо другой критерий выставлялись главным, а единственно - содействие Святого Духа.

Решения святых Соборов поддерживались людьми Божиими, тогда как решения лжесоборов ими жестко обличались. Ложные мнения и особенно лжесоборы всегда вносили в Церковь смуту, которая приводила к разделениям с последующим примирением или же с открытым отделением от Церкви части ее бывших членов в раскол или ересь. Соборность - это в первую очередь енпогрешительное преемство земной Церковью всего того, что уже утверждено много большей частью Церкви, которая совершила свой земной подвиг. Дух Святой не может Сам Себе противоречить. И если что-то когда-то было постановлено богоносными мужами и одновременно было утверждено на Небе (вспомним слова Господни: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 19)), этого никто не может отменить. А если дерзнет - сам себя отлучит от благодати Божией. Соблюдавшееся как святыня многими поколениями верующих и вошедшее в качестве неотъемлемого состава церковного здания, церковного организма; чем питались сердца лучших сынов человеческого рода, - не под силу исказить земным людям. Не в их возможностях изменить Церковь, живущую вечностью - в их силах только изменить ей, исказить самих себя, и через это отпасть от вечной жизни.

Человек, проникнутый духом соборности, всегда мыслит о себе смиренно, ибо справедливо ощущает себя в сияющей громадине церковного здания неким малым, темновидным и подверженным колебаниям камушком, участь которого в вечности еще под вопросом. Подобный образ мыслей был присущ, например, благоверному царю Иоанну Грозному: «Земля правится Божьим милосердием и Пречистой Богородицы милостью и всех святых молитвами и родителей наших благословением и последи нами государями своими...»(1) Помазанник Божий ставит себя на последнее место в великой небесной иерархии, льющей свой свет на землю.

Демократ, почитающий началом власти не Бога, а себя самого, склонен замечать лишь малую часть Церкви в виде ее земной организации и совершенно не видеть целого. Такое извращенное видение питает его гордыню. Движимый «передовыми идеями современности», он хочет поставить их выше древних церковных установлений, представляющихся ему устаревшими. Папа Римский, земной человек, противоречащий каждый день Соборным установлениям, дерзко объявляет себя непогрешимым в вопросах вероучения. Этим папство попыталось низвергнуть истину под ноги людей, утверждая, что она относительна и может изменяться в зависимости от потребностей времени. Папство в IX веке превратилось в Лаодикию - суд человеческий, восставший против суда Божия. Выросшая, как на дрожжах, в папском Риме, Лаодикия постепенно стала проглатывать целые народы, отторгая их от Бога. Теперь папство усиливается возглавить всю безконечность относительных «истин», чтобы привести Лаодикию в Вавилон для поклонения сатане.

Мы не призываем абсолютизировать каждую букву Предания, каждую букву Соборных постановлений - но крайне важно не противоречить их духу, ибо это богоборчество. Если блуд, прелюбодеяние, содомия, скотоложство, ересь и т.д. названы смертными грехами, нельзя выступать с их оправданием. Покаянная дисциплина древней Церкви весьма сурова. И если она не используется сейчас на практике, это не потому, будто ее кто-то отменил, а потому что мы стали настолько грехолюбивы, изнеженны, малодушны, что не в силах ее понести. Но мы должны знать древние нормы церковного права, ибо оно будет способствовать нашему смирению; мы поймем, ощутим, что находимся в Церкви по снисхождению к нам, а не по нашим заслугам.

Почитаем правила свт. Василия Великого. «Волею убивший и потом покаявшийся 20 лет да будет без причастия св. Таин» (правило 56). «Неволею убивший 10 лет да не причастится св. Таин» (пр. 57). «Прелюбодействовавший 15 лет да не приобщается св. Таин» (пр. 58). «Блудник 7 лет да не причастится св. Таин» (пр. 59). «Украдший, аще сам по себе раскаясь обвинит себя, на год да будет удален от причастия токмо св. Таин; аще же обличен будет, то на два года» (пр. 61). «Явившему неистовство на мужеском поле, время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшаго прелюбодеянием» (пр. 62). «На скотах показавший свое нечестие, исповедавшись, толикое же время да будет в запрещении» (пр. 63). «Клятвопреступник 10 лет да не приобщается» (пр. 64). «Покаявшийся в волшебстве, или в отравлении, да проведет в покаянии время, положенное для убийцы» (пр. 65). «Предавший себя волхвователям, или некиим подобным, да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца» (пр. 72). «Отрекшийся от Христа и соделавшийся преступником против таинства спасения, все время жизни своея должен быти в числе плачущих» (пр. 73) и т.д. (2).

Сторонникам демократии в Церкви такие правила слушать крайне неприятно. Это нечто, не вписывающееся в правовые и моральные нормы современности. Утверждать подобное сейчас - нетолерантно, это почти экстремизм! А уж называть кого-то еретиком - просто верх неприличия! Перед лицом откровенно инфернальных сил все христиане должны объединяться - ведь у нас общего больше, чем различий! Этими и подобными словами, увы, лукавый уловляет православных в свои сети.

Но правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов тщательно ограждают верных от безпорядочного общения с еретиками и раскольниками как чуждыми спасения. 10-е апостольское правило гласит: «Аще кто с отлученным от общения Церковнаго помолится, хотя бы то было в доме, таковый да будет отлучен» (3).

31-е правило предостерегает от возможности устроения расколов: «Аще который пресвитер, презрев собственнаго епископа, отдельно собрания творити будет, и олтарь иный водрузит, не обличив судом епископа ни в чем, противном благочестию и правде, да будет извержен, яко любоначальный. Ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будут и прочие из клира, к нему приложившиеся. Миряне же да будут отлучены от общения Церковнаго...» (4).

47-е правило отрицает благодать в еретических и раскольнических сборищах: «Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненнаго не окрестит, да будет извержен, яко посмевающийся Кресту и смерти Господней и не различающий священников от лжесвященников» [2. С. 99].

Правило 65-е: «Аще кто из клира, или мiрянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися, да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения Церковнаго» (5).

7-е правило поместного Лаодикийского собора сквозь века обличает деятелей, дерзающих говорить о «единстве во Христе» с еретическими обществами: «Обращающихся от ересей, то есть Новатиан, или Фотиниан, или Четыредесятников... приимати не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились...» (6).

32-е правило того же собора говорит: «Не подобает от еретиков приимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения». (7).

В 34-м правиле того же собора запрещается почитать в качестве святых тех, что были еретиками и ушли из земной жизни, оставшись чуждыми Церкви, хотя бы они и смерть приняли за свои убеждения: «Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых и отходити ко лжемученикам, которые то есть у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою». (8).

37-е правило всё того же, Лаодикийского, собора гласит: «Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ниже праздновати с ними». (9).

1-е правило VI Вселенского собора, изложив кратко православное учение и утвердив ранее принятые постановления апостолов, Вселенских и Поместных соборов, продолжает: «Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали, яко врагов истины, вотще скрежетавших на Бога и усиливавшихся неправду на высоту вознести. Аще кто-либо из всех не содержит и не приемлет выше реченных догматов благочестия и не тако мыслит и проповедует, но покушается идти противу оных, тот да будет анафема...» (10).

72-е правило того же Собора отвергает брачные союзы верных с еретиками: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретическим сочетоватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо, брак почитати нетвердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частию Христовой жребий грешников...» (11).

Все, противоречащее изреченному в древности через отцов Святым Духом, как, например, современные «венчания» в некоторых «церквах» содомитов, - ничтожно и суетно. И даже если когда-нибудь будет созван какой-нибудь супер-собор, что объявит себя вселенским и православным, и установит нечто, принципиально противное постановлениям святых Соборов, выраженные таким лжесобором мнения, следует почесть ничтожными, противными духу соборности, ибо земная церковь - лишь малая, еще не победившая всех ниспосланных ей искушений, часть единой Церкви, торжествующей на Небе.

Примечания

1. Цит. по: Зызыкин М.В. Царская власть и закон о престолонаследии в России. // Зызыкин М.В. Царская власть в России. М, 2004. 620 с. - С. 72.

2. Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М.: Издание Московского Общества любителей духовного просвещения, 1876. 626 с. - С. 326-352.

3. Там же. - С. 29.

4. Там же. - С. 66-67.

5. Там же. - С. 131.

6. Правила святых Поместных соборов с толкованиями. М.: Издание Московского Общества любителей духовного просвещения, 1880. 876 с. - С. 213-214.

7. Там же. - С. 243.

8. Там же. - С. 246.

9. Там же. - С. 253.

10. Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М.: Издание Московского Общества любителей духовного просвещения, 1877. 736 с. - С. 278.

11. Там же. - С. 511.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

23. Ответ на 20., Анатолий Пронин:

Вы просто невнимательно читаете комменты, отсюда и недоразумения. А ведь однозначно оговаривал (13-й коммент), что икономия в вопросах веры не допустима, но только в вопросах нравственности.
М.Яблоков / 21.06.2013, 14:23

22. Ответ на 20., Анатолий Пронин:

Икономия - это не отмена правила, а некоторое послабление. Конечно икономия не отмена правила. Правилом просто не руководствуются, как бы его нет. Послабление способствует дальнейшему покаянию, а отмена точно нет. Посмотрим каким образом икономия способствует покаянию на примере продолжения той же истории... Вот такая вот икономия на практике. Надо заметить, что учавствовавшие в службе англикане, так пока и не приняли православие.

Не переусердствовать бы. И виновный вовсе не Яблоков. Формулировки его правильны. Мы тоже имеем и заповеди и обеты, а на деле поступаем ... оставляет желать лучшего. И в этом случае ни Заповеди ни Обеты не виноваты. Так и в нашем случае. Это люди. И их свободная воля. И на что они ее склоняют за то и ответят. Я уже говорил, но повторюсь, так нельзя выражаться "Посмотрим каким образом икономия способствует покаянию на примере продолжения той же истории". Ваши претензии к икономии, что в корне не правильно. Почитайте пример что я привел. Прием ч/з Миропомазание сделало возможным обращение в Лоно Церкви, и дальнейшее их пребывание в Истине. Хотя мой пример не из жизни взят, а условный, но показывает что есть благо, и какой существенный должен быть повод, чтобы остановить на время действие Закона. И надлежит не сводить разговор к частным нарушениям, хотя их много последнее время.
Савва / 21.06.2013, 14:18

21. Ответ на 19., Савва:

Полностью разделяю все здесь сказанное
Анатолий Пронин / 21.06.2013, 14:03

20. Ответ на 17., М.Яблоков:

Икономия - это не отмена правила, а некоторое послабление.

Конечно икономия не отмена правила. Правилом просто не руководствуются, как бы его нет. Например, по правилам недопустимо молиться с еретиками. Молятся и еще как молятся вот пример:http://alexnev.ru/index.php/photo/category/12-liturgiya На фото 018,019,020 видно, что англикане стоят в алтаре православного храма, а на фото с 042 по 051 они же на солее православного храма. Послабление способствует дальнейшему покаянию, а отмена точно нет.

Посмотрим каким образом икономия способствует покаянию на примере продолжения той же истории. Вот текст такого покаяния:протоиерей Александр ДЯГИЛЕВ 25/02/2013 в 16:23:43 Да, дорогой Анатолий, я покаялся в ереси антиэкуменизма, я каюсь, что когда-то был антиэкуменистом и мечтал загнать Православие в маргинально-узкоконфессиональный этнографическо-архаический заповедник, не оставляя шансов представителям иных религий и конфессий о нас что-либо узнать, будучи уверен, что всё, что в мире есть хорошего, есть только у православных, а всё, что хорошего есть у неправославных, оно не хорошее. Теперь я понимаю, как был не прав, и призываю всех православных христиан стать экуменистами, то есть - я призываю к активным контактам с инославными с целью обмена опытом социальным служением, организации приходской и образовательной деятельности, а особенно в области сохранения традиционных семейных ценностей...

. То есть это не покаяние, а антипокаяние. Вот такая вот икономия на практике. Надо заметить, что учавствовавшие в службе англикане, так пока и не приняли православие.
Анатолий Пронин / 21.06.2013, 13:14

19. Re: Правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов о единстве и соборности Церкви

"Не покушайся остановить своею немощною рукою всеобщее отступление" Цитата принадлежит свт. Игнатию Брянчанинову. А вот еще из писем Святителя: "Предсказанное Словом Божиим должно совершиться. Наш священный долг — благоговеть пред судьбами непостижимыми Бога Господа и, понимая глубокое значение совершающагося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее на усвоение себя Христу, как святые Отцы сказали: "Спасаяй, да спасет душу свою". Спаситель заповедал: "Бдите, и молитеся, да не внидете в напасть". Пред наступлением великих скорбей должно молиться с особенною тщательностию и умолять Бога о помиловании". 289 (389, 37) 1864 г. "Отступление начало совершаться с некотораго времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самыя скорбныя. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас!". 289 (389, 37) 1864 г. "Старец Исаия говорил мне: "Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись". 548 (702, 235)1865. Об апостасии много сказано, и еще будет сказано. В Церкви в достатке и благочестивых и грамотных. Народ Божий не примет никаких извращений. Сложность в том чтобы оказаться среди этого Народа. Потому нам должно быть интересно не следить за чужими мыслями, а иметь четкое представление – что можно, а чего нельзя. И не просто знать, как необходимость ограждения себя от попыток вывести нас из категории «Народ Божий», но и делится этими знаниями, и оказывать помощь другим, кто самостоятельно не может разобраться. Само по себе икономия не есть зло. Это инструмент. И ею пользовались ради блага Церкви, и Ее членов, но блага реального, а не вымышленного. Вот, например, целое сообщество протестантов, или католиков, изъявили желание принять Православие, а не паломничать по Православной Стране, и не хотят креститься, так как по их суждению они уже крещены. Одно Крещение, как говорят Святые Отцы. Вот они и не хотят принимать другое, второе. Но в Православие хотят. И хотят по-настоящему. И тогда для Церковного руководства возникает вопрос что делать. Применить акривию, и вынудить их, с угрозой что они откажутся принять Православие, или же применить икономию и только лишь Миропомазывать. И это действительно при содействии благодати Церковное Начальство берет на себя ответственность за то или иное решение. Ради Закона оставить вне спасения души, или в этом случае применить икономию, т.е. действие Закона или строгость его приостановить на время, ради конкретного случая, а после засвидетельствовать почтение к акривии, и вновь отдать ей предпочтение. До следующего случая, реального и конкретного. А на деле иногда это извращение понятия. Так что в п. Сергия икономия апостасии, слово икономия должна иметь кавычки. Дабы не оскорбить само понятие, оставленное нам для пользы дела. А случай в СПб действительно к икономии не имеет никакого отношения. Существует так называемый «обмен любезностями». Наши делегации там (у инославных) в почете, ну и наши дома проявляют взаимность. Но пренебрегая Правдой. И эти любезности сегодня самое важное, к сожалению. Другой момент. Форма. Начальник из Центрального Аппарата пишет Законному Иерарху как посредник, желая получить благословение на совершение Литургии на английском языке для группы путешествующих англикан. Для чего? Ну не собираются же они причащаться? А тогда для чего этот жест? Это что показательные выступления для дорогой делегации? Это Церковное Таинство. Ведь реально, никто не станет припятствовать некоей не идентифицированной группе граждан присутствовать во время Литургии в Храме. И пусть лицезреют красоту нашего Богослужения, пусть наслаждаются, раз они этого лишены. Про английский. Это что за перевод, кем и когда утвержден? А как же остальные? Пусть местные ничего не понимают, а гостям угодить? Это закон гостеприимства? А вот дальше нечто весьма сложное и отдает скрытой формой давления. Инициатива. Вроде как была просьба посодействовать в получении благословения на замену языка в Богослужении ради гостей, а теперь что? «… поддерживаю эту инициативу, полагаю, что православное богослужение на английском языке должно совершаться в храме, где за ним будут молиться православные верующие, а не только зарубежные гости, принадлежащие к англиканскому исповеданию». И правильно заметили некоторые, это есть прямое благословение на совместную молитву за Литургией православных с англиканами, с «церковью», с которой у нас нет евхаристического общения, и которую наши святые обличали как еретичествующую. И еще вмешательство в дела другой Епархии, хотя и закамуфлированное под прошение. Пост, который он занимает, не дает власти в конкретной Епархии, потому местный Иерарх мог и не подчиниться, это же не приказ от Вышестоящего начальства. Но таких просьб иногда достаточно для попрания вековых устоев. Вот и следует резюмировать, что икономия не причем. Есть попытка отлючения «опции» акривия. Так же есть попытка «оправдания» любого безобразия, т.е. поступка лишенного образа, поступка находящегося в противоречии с правилом, за якобы необходимостью и благом.
Савва / 21.06.2013, 12:44

18. Ответ на 16., Сергий Агапов:

- Икономия апостасии, вероотступничества. - Интересно следить за вашей мыслью, дорогие друзья.

Эти слова не являются синонимами, поэтому их нельзя писать через запятую. Икономия - это снисхождение. Церковь имеет практическое решение этой проблемы в истороическом аспекте - т.н. движение новациан III-IV вв. Исторически было доказано, что икономия имеет место на существование.
М.Яблоков / 21.06.2013, 11:20

17. Ответ на 14., Анатолий Пронин:

Современная практика идет в разрез с правилами святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов

Икономия - это не отмена правила, а некоторое послабление. Отмена и послабления разнятся в том, что послабление имеет границы, а отмена - нет. И еще. Послабление способствует дальнейшему покаянию, а отмена точно нет.
М.Яблоков / 21.06.2013, 11:14

16. Re: Правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов о единстве и соборности Церкви

- Икономия апостасии, вероотступничества. - Интересно следить за вашей мыслью, дорогие друзья.
Сергий Агапов / 21.06.2013, 09:50

15. Ответ на 10., Савва:

http://www.k-istine....h/faith_pashkov.htm Изложено доступно. ... И как сказал Михаил, важным является определение, и как можно более четкое и ясное, не допускающее иное толкование, границы понимания «икономии».

Если икономия достигается при содействии благодати, то такого определения мы дать никогда не сможем. Может быть этим объясняется, что нет четкого и ясного определения границ икономии.
Анатолий Пронин / 21.06.2013, 09:29

14. Ответ на 13., М.Яблоков:

Сейчас икономия стала нормой, а акривия исключением. Изначально же было наоборот. Что же касается вопросов веры, здесь вообще никакая икономия не допустима.

Уважаемый Михаил, Вы сказали по сути почти то же самое, что и я в комментарии 2. Отличие в том, что Вы применили понятия икономии и акривии. Напомню комментарий 2: Современная практика идет в разрез с правилами святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов.

Современная практика - это икономия. Неукоснительное соблюдение правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов - это акривия. То есть в настоящее время идет процесс вытеснения акривии икономией. Неукоснительное следование церковным правилам, постановлениям Соборов постепенно заменяется принятием компромиссов и снисхождением к человеческим немощам. Что это хорошо или плохо? Узнаем по плодам. Можно это остановить, или это нам не по силам?
Анатолий Пронин / 21.06.2013, 09:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00