«Песни Царской России, плененные большевиками»

Беседа с автором книги

0
2499
Время на чтение 12 минут

«Там, вдали, за рекой, загорались огни», «По морям, по волнам», «Смело мы в бой пойдем»... Эти и многие другие песни, хорошо знакомые каждому с детства, не всегда были такими, какими они на протяжении десятилетий звучали в радиоэфире, с эстрадных подмостков, кино- и телеэкранов. Родословная многих из них поистине удивительна. Оказывается, их судьбы таят немало неожиданных превращений.

Предлагаем вниманию читателей текст беседы Вячеслава Марченко с историком, писателем Валерием Шамбаровым, автором книги «Песни Царской России, плененные большевиками», вышедшей в «Русском Издательском Центре имени святого Василия Великого».

Валерий Евгеньевич, получается так, что так называемые советские шлягеры закрыли от нас на целые десятилетия великую историю, великую культуры Царской России.

Да, они не только закрыли, они и базировались на этой культуре, потому что шедевры никогда не рождаются на пустом месте, у них всегда должна быть какая-то почва, а такой благодатной почвой для рождения шедевров была культура нашей великой Российской Империи, которая создавалась веками, создавалась тысячелетиями, создавалась на великом православном фундаменте, отнюдь не из воздуха, не из пустоты. Сама картина великой Империи оказалась искажена, во многом искажена, здесь наложилось несколько потоков дезинформации. Один поток - большевиков, им надо было изобразить Российскую Империю отсталой, совершенно забитой и т.д. Другой поток - это пропаганда западных противников, потому что Российская Империя была их конкурентом всегда, во все времена, а в преддверии Октябрьского переворота это прослеживалось особенно. Россия выходила на первые места в мире по многим показателям: промышленность развивалась стремительно, стремительнейший подъем производства со времен Александра II, в эпоху Александра III и Государя Императора святого страстотерпца Николая Александровича. Россия вышла на одно из первых мест в мире по объему выпускаемой промышленной продукции, строились промышленные гиганты: Обуховский, Путиловский, Русско-Балтийский заводы, промышленные заводы, текстильные центры в Подмосковье, Лодзи и т.д.

Сейчас у нас китайским ширпотребом все завалено, а в то время Россия завалила Китай своей текстильной продукцией и вытеснила оттуда таких конкурентов, как англичане, внедрилась даже в Индию и т.д.

Сельское хозяйство не отставало, тогда производство было очень динамичным, развитым. Сельское хозяйство не отставало, потому что Россия за экспорт сливочного масла получала больше прибыли, чем на экспорт золота за рубеж. Европа кушала в основном русские продукты, это мы сейчас берем неизвестно чьи продукты, а в то время все Европа питалась русским зерном, русским мясом и т.д.

А вот по темпам развития Россия вообще занимала первое место в мире, опережая даже Соединенные Штаты Америки, которые в то время тоже развивались стремительно. И вот на фоне этого естественно развивалась великая культура, сам русский народ умножался. По подсчетам Менделеева, к концу XX века Россия должна была достигнуть 600 миллионов человек, прирост населения тогда был колоссальным, потому что этому соответствовала материальная база, ­- люди могли прокормить большую семью, и культурная составляющая тоже.

То, что русские были безграмотны, - миф. Те же крестьянские детишки ходили в церковно-приходские школы, а они имелись при каждом храме. 30% детей получали среднее образование, готовился к принятию закон об обязательном начальном образовании - это один из первых шагов в тогдашнем мире, в тогдашней Европе. Все это сопровождалось колоссальным взлетом культуры - его называют Серебряным веком русской культуры. Серебряный век выразился не только в поэзии, но и в театре, музыке, литературе. В то время в Европе, в Америке издавались русские романы, на гастроли туда приезжали русские певцы. Ну и что касается песни - народ не мог жить без песни, она звучала везде, и за работой, и в армии, и в домах (создавались домашние ансамбли), и на фабриках, на заводах, (создавались ансамбли фабричных рабочих), очень известные старообрядческие ансамбли Морозовых, создавались и другие. Эта культура как раз стала основой, на которой родилась советская культура.

Россия переживала славные годы Царствования Государя Николая, подъем культуры, промышленности, образования, но была втянута в мировую войну, и кажется уже была близка победа, близка, но ее не было.

Да, чтобы не было победы, приложили руку не только противники России, но приложили руку и очень крепко приложили союзники России. Союзники России - это Англия, Франция и уже как потенциальный союзник - Соединенные Штаты Америки. Россия была втянута в эту войну, ее действительно опутывали, вводили в союз, и она воевала неплохо.

Да, в то время Германия рвалась к мировому господству, причем во многом она предваряла все установки, которые потом прозвучат в нацистской Германии, о превосходстве германской расы, о борьбе германцев против славян и т.д. Насчет России строились планы если еще не уничтожения, но отчленения ­- загнать ее в рамки допетровской Руси, отчленить от нее Кавказ, Украину и т.д. Т.е. планы были достаточно агрессивные, но союзники России оказались ненадежными, хотя воевала Россия храбро, одерживала победы, в 1914-м году она спасла Францию, хотя опять же, история Первой мировой войны казалось оболганной и противниками, и союзниками, и теми же революционерами.

Нам говорили только о поражениях, как, например, о поражении Самсонова: она пятится, какая Россия отсталая! Хотя в это же время, когда были поражения Самсонова тут же рядом - победа Павла Карловича Ренненкампфа при Гумбиннене, прорыв русских в Галицию. Германия, не дойдя до Парижа, вынуждена была снимать свои корпуса поворачивать на восточный фронт. Разгромили Турцию в пух и прах, и вот в этой обстановке да, у России были свои слабые моменты, но вот каким-то образом втираясь в доверие военного министерства, за спиной Государя Императора плели интриги, военное министерство убедили, может, и не без взяток убедили, что свою промышленную базу модернизировать не надо. А во время войны все страны начали совершенствовать свои промышленные базы. Дескать, в Англии есть хорошая промышленная база, давайте дешево и выгодно купим оружие там. Военное министерство сказало: «Да почему бы и нет! Это выгодно, заплатим деньги и получим». Отгрузка должна была быть в марте 1915 года, с заводов Армстронг и Викерс. Англичане должны были поставить снаряды, орудия, винтовки. Заказ был принят, но не выполнен, русских не сочли за нужное поставить в известность, что заказ не выполнен, контракт был фактически провален. Результатом провала стал снарядный голод, винтовочный голод и великое отступление. Тем не менее, даже с такими трудностями Россия справилась сама без помощи союзников.

Вы говорите о внешних трудностях, но были и внутренние - внутренние враги. Государь писал: «Кругом измена и трусость, и обман». И вот в 1917 году Россия была лишена Богодарованной власти. Пришли незаконные, пришли самозванцы.

Но здесь можно вот что сказать: Россия была на таком взлете. Этот взлет обеспечил неустойчивое состояние, и Россия была действительно серьезно больна. Заражена западничеством, ей внушали мысли неверия, атеизма, республиканства, причем внушали модели. Кстати, позже очень многие офицеры и интеллигенция были наказаны, именно наказаны своим собственным желанием. Хотели жить, как на Западе, и очутились на Западе, в роли беженцев, в роли гастарбайтеров, именно наказаны собственными желаниями. Но ведь в 17-м году все говорили: «Да, вот мы сейчас свергнем монархию»! Когда заговор начал раскручиваться и реализовываться, его поддержали его многие. Все были убеждены, что сейчас без Царя будет нам лучше, но этим воспользовались сперва заговорщики, правые заговорщики во главе со Львовым, потом следом были выпущены более радикальные заговорщики с Керенским, потом более радикальные заговорщики во главе с Лениным и Троцким.

Мы говорим сегодня о песнях, и все это совершалось под песню «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...» А что следовало «затем»?

Затем ничего не получалось, потому что тогда началось разрушение до основания. Сперва предполагалось создавать нечто новое, что уже вроде даже не Россия.

Так ведь несложно. Ленин, их вождь, говорил: «Кухарка может управлять государством».

Да, то есть это казалось несложно. Взять перевернуть, то есть тот же аппарат управления перенаправить, перенацелить, но потом, когда взялись за дело, оказалось, что не так все и просто. Потому что то же самое государство, которым кухарка должна была управлять, там конечно были не кухарки, их бы не подпустили, но уж кому управлять-то нашлось. Но когда они ухватились за рычаги власти, то эти рычаги не работали, они сами же развалили эти рычаги. Когда начали создавать уродливую новую культуру. Заставили всю Москву тогда деревянными памятниками Стеньке Разину, скульптурами Конёнкова, когда он, простите, в сатанизм вдался; старые памятники посносили; названия, города менялись, государство менялось. Русский народ подразумевался как охапка хвороста, который должен только сгореть для разжигания мировой революции, - вот его участь. Преемственность между прежней Россией категорически отвергалась, до 17-го года прежней истории не было.

При этом новая власть жила на Царских запасах - это и материальные, и культурные. Однако русский народ не оценивался как носитель этой культуры. Мы говорим сегодня больше о культуре. Давайте перейдем к песне, музыке. Уже появились такие поэты, как Демьян Бедный, который русский народ воспринимал как что-то такое отсталое, непонятное.

Вот именно появились такие поэты-песенники, которые специально сочиняли агитки, они представляли русский народ, русского мужика настолько примитивным, настолько тупым, что вот то, что они сочиняли, среди русских мужиков абсолютно не приживалось - это было мертвым, мертворожденным. Но они тут же схватились, то есть те же запасы, без запасов оказалось нельзя - те же шинели, те же шапки-богатырки, которые Государь Император заготовил - переодеть русскую армию в 17-м году. Специально Васнецов делал эскизы формы, как бы к старорусскому стилю приблизить: шапки, как у богатырей - остроконечные; шинели с «разговорами» красными, как стрелецкие кафтаны, все это переделалось в красноармейскую форму, уже это стали «буденовки» и т.д.

Точно так же стала перелицовываться культура. Стали приспосабливать, что такое популярное можно взять, причем очень быстро и в годы гражданской войны, и даже после, это превратилось в общепринятое и общепризнанное. И плагиатом это не называлось. «Буржуазную культуру тоже надо использовать», - сказал ленин, потом подумал, сперва надо разрушать, а потом подумал и сказал, что нужно использовать.

А в песне «Мы смело в бой пойдем за власть советов и, как один, умрем в борьбе за это...»

Если мы «копнем» историю, то увидим, что это казачья песня, которая родилась в годы Первой мировой войны. В этой песне есть слова «Слышали, деды, война началася, бросай свое дело - в поход снаряжайся». Как видите, песня, здесь она логична, но оказалось ­- достаточно небольшой переделки, хотя переделки были местами совсем нелогичными, то есть допустим в старом варианте в припеве «Смело мы в бой пойдем за Русь Святую и за нее прольем кровь молодую» - это жертвенность, патриотизм, порыв героический. Но «Смело мы в бой пойдем за власть советов и, как, один умрем в борьбе за это», тут, простите, до логики далеко, но это как бы коллективное самоубийство... Но ничего, сходил и такой вариант, музыка уже действовала на сознание, то есть для целей большевиков - маршировать - годилась, то есть такая песня тоже оказалось подходящей.

То есть одни шли за Русь Святую, как один, пролить кровь молодую, а другие шли на смерть за власть советов, в смерть, в вечную погибель. Там мученичество, святость, здесь - новая идеология погибель души, погибель русская. По своим сотоварищам, погибшим революционерам, запели «вы жертвою пали в борьбе роковой».

«Вы жертвою пали в бою роковом...» - эта песня более старая. Многие песни революционеров берут свое начало из песен, которые уже существовали. И первой стала «Вы жертвою пали в бою роковом» - это переделка, а ранее существовавшая песня на память английского генерала сэра Джона Мура «Не бил в барабан перед смутным полком». Сначала она звучала в виде романса.

Известная и знакомая нам с детства песня «Там вдали за рекой загорались огни...»

Да, это известный пример, песня трогательная, она родилась в годы Русско-японской войны, после рейда русской конницы на реке Ляохэ в тыл японской армии. Отчасти он был удачным, отчасти задачу не выполнил, в этом рейде мы понесли значительные потери, и родилась такая песня об этом. У казаков фольклор складывался веками, хорошая песня об одном каком-то бое, об одном каком-то событии, она могла потом жить веками, передаваться... Это как естественный отбор: плохая песня отомрет, а хорошая живет. Эта песня понравилась, она жила. Благодаря этой песне помнили о том событии, дети могли знать о рейде на Ляохэ. А потом грянула мировая война, грянула гражданская, ее тоже где-то пели, вспоминали. В свое время ее услышал молодой комсомолец чекист Кооль, по национальности эстонец, он служил при ЧК. Бежал от отца в Новгородской губернии, а отец у него был мелким арендатором. Чтобы «выдвинуться» при советской власти, он отрекся от отца, объявил его кулаком, «отирался» при ЧК, потом пошел по комсомольской работе, увлекался литературой, в местных газетенках печатался под псевдонимом Колька-лекарь, и вдруг он услышал вот такую песню. Он ее слегка переделал под красноармейские реалии и опубликовал.

Вот такие песни навязывались, навязывались регулярно, их слушали, они считались популярными, а, оказывается, сам автор был человеком не очень грамотным, ведь и в тексте, сочиненным им, какие-то нелепости.

Совершенно верно, тогда он был еще очень молодым человеком, сам он тогда, судя по песне, пороха не «нюхал», на фронте не воевал, потому что даже в песне есть слова «сотня юных бойцов из буденовских войск», а у буденовцев были не сотни, а эскадроны, на разведку посылали не юных бойцов, а самых опытных...

Да и что это за разведка, которая ввязывается в бой...

Совершенно верно - увидела разведка позиции противника и поскакала в атаку... Разведка вообще выполняет другие функции.

Кстати, Вы сказали, в атаку, а не в бой. Можно ли назвать боем сотни бойцов...

Там вообще «завязалась кровавая битва». Сотня бойцов против роты деникенцев - это уже битвой называется... Хотя сошло для народной песни. Кооля как раз в это время призвали в армию, он служил где-то под Москвой. Там он эту песню и «выдал», она пошла, ее запели красноармейцы, запели, потому что песен не хватало. А Кооль забыл о своем авторстве, он шла как народная. Коль служил в органах, служил в ГПУ, получил несколько образований, но далеко не продвинулся, оставался на уровне преподавателя техникума. И только на старости лет он вспомнил об авторстве, нашел «Курскую правду» с этой песней, и только тогда он доказал, какой он великий автор. Хотя ничего другого великого и замечательного он не создал, потому что других замечательных стихотворений, таких песен, которые можно взять и переделать, ему больше потом не попалось.

Вообще в России многие воинские части гордились своими маршами, гордились своей формой, особенностями своей формы. Каждая часть берегла свои традиции: допустим, если кто-то пришел служить в Фанагорийский полк, в Финляндский полк, он уже знал все, ему рассказывали историю полка и т.д. И у полков были свои песни. Ну вот у сибирских стрелков, а это были достаточно молодые бригады, когда они вступили в Первую мировую войну, таких песен не было. Но дрались они героически и попросили известного журналиста, известного поэта Гиляровского написать текст песни. И он написал, песня очень понравилась и не только стрелкам, ее подхватили сибирские, забайкальские, амурские казаки, другие сибирские части, она расходилась по всему фронту.

Но в советское время она привычнее в другом виде...

У этой песни сложная история, она претерпела несколько переделок. Первый, кто ее переделал под себя, был Дроздовский полк. Когда началась Гражданская война, дроздовцы прорывались маршем из Румынии, прорывались к Деникину на Дон. Они этот марш описали в песне, переделали немного под себя. Дальше ее услышали и подхватили махновцы, - появился еще один вариант, махновский, им тоже понравилось. И потом она зазвучала, когда Гражданская война закончилась, дроздовцы были в эмиграции, махновцев тоже всех разогнали, на Дальнем Востоке, как марш дальневосточных партизан. Хотя ничего удивительного здесь нет, вариант марша дальневосточных партизан он как раз даже ближе не к дроздовскому или белогвардейскому, а к махновскому. Т.е., возможно, из разбитых махновцев набирали в Красную Армию, отправляли на Дальний Восток, туда пришла и песня, потом политработники переделали, скомпоновали песню, и получился «Марш дальневосточных партизан».

Многие известные и популярные советские песни, которые олицетворяли строй и многие годы существования этого строя, по сути это не оригинальные песни и не рождены этим временем, и этой властью, и этой культурой, если ее можно так назвать. По сути эти песни можно называть: песни Царской России, плененные большевиками.

Да, конечно, но это еще и объясняет, почему советская культура тоже добилась такого взлета, - потому что она опиралась на фундамент более древний и более прочный, чего, кстати, нельзя сказать о культуре современной, которая пытается оторваться от исторического фундамента и опираться на зарубежный фундамент. Вот поэтому она получается такой неустойчивой. Советская получилась устойчивой, при всех переделках она «цеплялась» к культуре Российской Империи.

А нам должно сохранять нашу культуру, знать нашу культуру, знать наши корни, и слушать наши песни в исконном исполнении времен Царской России.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Просто засилие лжи.

Ленин, их вождь, говорил: «Кухарка может управлять государством».

Вот цитата из Ленина: "Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем не-медленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести буд-ничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управле¬ния велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедлен¬но, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту" ПСС Ленин т.34 Как видите, смысл совершенно противоположный. Непонятно чего людям не хватает знаний или совести? Если знаний, то прочитайте и принесите извинения, если совести, то можете не извиняться.
Лесничий А.Л. / 10.06.2013, 13:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Шамбаров
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 2
11.04.2024
Через снега – к Победе!
Состоялась традиционная (уже пятнадцатая) молодежная военно-спортивная игра Ледяной поход
28.02.2024
Почему победили красные
К столетию битвы за Таврию
09.11.2020
Все статьи Валерий Шамбаров
Вячеслав Марченко
Все статьи Вячеслав Марченко
Последние комментарии
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
23.04.2024 14:02
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 13:44
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39