«Запрягли, взнуздали мне коней беспредела»

Реплика на разъяснение, которое дал композитор А.И. Микита

18.11.2012 2077

Реплика на разъяснение, которое дал композитор А.И. Микита по поводу скандала, связанного с исполнением его оратории «Семь песен о Боге» на тексты Б.Гребенщикова, намеченного на 20 ноября, в канун праздника Собора Архистратига Михаила и всех безплотных сил.

 

Когда настоятелей православных храмов обязывают вывешивать афиши, приглашающие посетить концерт вместо предпраздничного всенощного бдения, не приходится сомневаться в том, что церковные власти уверены в исключительной богоугодности предстоящего мероприятия. Чтобы понять, о чём идёт речь, перечислим эти семь песен Б.Г., отобранные композитором для своей оратории: «Господу видней», «Обещанный день», «Серебро Господа моего», «Ещё один раз», «Сокол», «Дубровский», «День радости». Все песни замечательные. Пытаться «объяснить» тексты Б.Г. - труд неблагодарный, а музыкальные достоинства этих песен охарактеризовал сам автор оратории, Андрей Микита: «Музыкальные интонации Гребенщикова - искренние, выразительные, естественные, я бы сказал, народные. В целом, это - уникальный сплав, в котором я лично слышу большое влияние русского романса и отголоски знаменного распева». [1] И здесь невозможно не вспомнить самую главную песню о Боге, спетую Гребенщиковым - «Город золотой». Правда, сочинил её не он, но исполнил так, что она перешагнула узкие субкультурные границы и вошла в золотой фонд отечественной культуры.

Послушаешь всё это - и душа отрывается от повседневности, жаждет открыться божественным глаголам. Хочется внять призыву мэтра русского рока: «Так дуй за сыном плотника. Ломись к началу начал». [2] Стоп!.. Всё-таки о ком здесь идёт речь: о сыне плотника, или о Сыне Божьем? Поклонники БГ могут возразить: - Зачем придираться к словам? Любой образованный человек поймёт, о Ком идёт речь. Да и стилистически в этом тексте уместно именно такое словосочетание. В творчестве Гребенщикова библейских реминисценций едва ли не больше чем во всём русском роке вместе взятом. И вообще, свободу совести и право на своё собственное мировоззрение никто не отменял.

И это справедливо. Однако никто не отменял и Символ веры для православных христиан. Предвосхищаю возражения: - А разве неверующий, или богоискатель не может создать богоугодное произведение? - Художника любому легко обидеть, посему оправданно ли копаться в его душе, в его убеждениях, и вообще, переходить на личности?

Смею утверждать, что в данном конкретном случае оправданно. И вот почему: в последнее время наблюдается всплеск активности Б.Г. вокруг да около Церкви. Он ездит по епархиям, общается с клириками, даёт концерты в церковных учреждениях. Цитата из анонса премьеры «Семи песен о Боге» на сайте «Церковный композитор»:

«Путешествие Бориса Гребенщикова по Афону и его активное включение в церковно-благотворительную деятельность в Греции и в России, а также многолетнее творчество Андрея Микиты в сфере духовной и церковной музыки позволило проекту получить одобрение иерархов Русской Православной Церкви». [3]

При этом Борис Борисович охотно выставляет в роли идиотов тех чад Церкви, которые отдают себе отчёт в том, какому богу он на самом деле служит: «Со мной ведет борьбу часть тульской епархии. Они вдруг решили, что я черный маг. Невежественные люди готовы свое невежество проецировать вовне бесконечно. Они все время создают себе бесов, с которыми они борются. И из меня они просто создали себе очередного беса». [4]

Признаться, я много лет был поклонником творчества Б.Г.

О его духовной ориентации у меня в те годы сложилось определённое мнение. Я считал его искателем, для которого богоискательство было главным источником творческого вдохновения. Казалось, что при обретении Истины этот источник может иссякнуть, и в этом состояла его проблема, из-за которой длительное пребывание в состоянии богоискательства, не завершённого воцерковлением, переросло в духоблудие. Поэтому я не придавал значения его интервью, считая, что творчество Бориса Гребенщикова более достойно внимания, чем его умозаключения. Однако его последние высказывания и демарши в около-церковной сфере заставляют обратить на себя более пристальное внимание.

Итак, каково отношение Б.Г. к Церкви и христианству вообще? Задавшись этим вопросом, тут же на ум приходит подпись Гребенщикова, поставленная под известным обращением деятелей культуры в защиту панк-«молитвенниц». Но подпись - лишь один штрих в большой картине... Цитаты: «Незачем идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно спросить у Бога напрямую. Не нужны посредники...» [4] «Да, я православный. Я люблю приходить в церковь, там особая атмосфера. <...> Мне нравится буддизм, мне нравится суфизм, мне нравится индуизм, мне нравится даосизм, мне нравится конфуцианство. Мне почти все нравится». [4] Здесь всё предельно ясно. Тезис о единстве всех религий (синкретизм) и духовная всеядность - это основы мировоззрения Нью Эйдж. Означает ли это что Б.Г. наконец-таки обрёл своё представление об Истине? Самое удивительное,в том что не было никакого поиска Истины и богоискательства: «Мой путь - это не духовные поиски, это собирание впечатлений». [5]

В православные храмы люди приходят (заходят) с разными целями: для богообщения, полюбоваться на иконы, попросить помощи в бедах, нуждах и нестроениях. А вот у Бориса Борисовича цель необычная - самоудовлетворение: «Я ищу везде красоту, восторг, физический экстаз, духовный экстаз, любой экстаз». [4] А религия - это не для «продвинутых»: «Любая религия - это объяснение людям вещей, о которых они забыли, но которые должны знать. Это как поход в первый класс. Религия существует для тех, кто Бога не знает и не чувствует. <...> Потому что если ты с Богом един, религия тебе уже не нужна». [6] Вполне себе доходчивое изложение ещё одного мировоззренческого «столпа» Нью Эйдж - о тождестве человека и Бога, одним словом - человекобожества.

И всё же, меня не покидает ощущение, что интерес г-на Гребенщикова к Церкви, не исчерпывается поисками экстаза. В мае 2007 года прошёл концерт «Аквариума» в лондонском Альберт-холле. Билеты были бесплатными. Оплатил мероприятие ныне покойный гуру одной из нео-индуистских сект Шри Чинмой, который ранее инициировал Б.Г. и нарёк его именем Пурушоттама, что означает «выходящий за все пределы». Было бы большим упрощением видеть в Б.Г. тайного адепта и миссионера какой-либо тоталитарной секты. (Хотя стоит отметить, что социальная мимикрия - обычное дело для Нью Эйдж). «Беспредельному» Б.Г. это не грозит по определению. Однако его заинтересованность в своей популярности в церковной и около-церковной среде видна невооружённым глазом. Каковы же мотивы? Предположим, что самые простые: лояльное отношение православных к собственной персоне, налаживание связей с иерархами и церковными чиновниками. Цель? Миссионерство. От какой конфессии (секты)? Да не от какой. «Потому что если ты с Богом един, религия тебе уже не нужна». Вот вам и цель миссии. Б.Г. с его талантом вполне по силам соблазнить не «одного из малых сих».

Не станем гадать о степени осознанности его действий. С православной точки зрения не вызывает сомнения тот факт, что этот неглупый и эрудированный человек пребывает в состоянии духовного помрачения. В таком состоянии помыслы человека часто направляются внешними духовными силами. У самого же Б.Г. есть очень подходящая к этому случаю строчка: «Запрягли, взнуздали мне коней беспредела». [7]

И грустно наблюдать за тем, как в эту скачку вовлекаются новые участники. Авторы проекта «Семь песен о Боге» задумали его весьма амбициозным. «Цель проекта - расширить круг ценителей классической музыки, сформировать поле русской музыкальной идентичности, могущей проявлять себя в разных формах выражения, но имеющее единый корень. Это попытка кристаллизации культурно-исторической общности, называемой "Русский мир"». [3] Но пока что вместо общности зреет очередной раздор. Постмодернистскими культурно-религиозными игрищами можно кристаллизовать пресловутый «креативный класс», но никак не Русский мир.

Бытует мнение, что путь к Богу у многих начинался с весьма далёких от Православия исходных позиций. Разумеется, бывает и так. В этой связи можно вспомнить опыт о. Тихона Шевкунова, о котором он поведал в своей книге «Несвятые святые». Однако вовсе необязательно начинать этот путь с прослушивания сочинений еретика-постмодерниста. Вспомним немудрёное и пронзительно-искренне стихотворение, найденное в домике блаженной Паши Саровской в Дивеево.

Ищите Бога,

Ищите слёзно,

Ищите люди

Пока не поздно.

Ищите всюду,

Ищите каждый,

И вы найдёте

Его однажды.

И будет радость

Превыше неба,

Но так ищите,

Как нищий хлеба.Аминь. [8]

И в завершение, позволю себе поделиться личным опытом. У меня был DVD-диск, на котором были собраны все альбомы «Аквариума» и Б.Г. до 2004г. Два года назад он взорвался в моём DVD-приводе, разлетевшись на мелкие кусочки. Кого бы я не спрашивал об этом, никто ничего не слышал о таких чудесах техники. Случайность?..

 

[1] Андрей Микита. «Серебро Господа моего».

[2] Б.Г. "Сын плотника".

[3] Анонс премьеры «Семи песен о Боге» на сайте "Церковный композитор".

[4] Интервью Бориса Гребенщикова порталу Сегодня.ua.

[5] Иеромонах Димитрий (Першин). «15 вопросов о вере Борису Гребенщикову».

[6] «Гребенщиков: если человек един с Богом, то религия ему уже не нужна». NEWSru.com.

[7] Б.Г. «Кони беспредела».

[8] «Ищите Бога»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

29. Ответ на 26., Севастиан:

Неплохо было бы еще уточнить имена этих священников, опубликовать, чтобы православные знали, какие приходы следует обходить за версту.

Не стоит. Может оказаться, что эти священники ни сном ни духом не ведают о том, что их записали в "духовные чада" к Гребенщикову.

Антоний / 26.11.2012

28. Ответ на 20., Эраст Давыдов:

" Перед концертом я говорил с десятью священниками, и все они признались, что выбрали служение Богу именно после того, как послушали песни «Аквариума»... Произведение для хора с оркестром будет исполняться еще как минимум три раза, в том числе и в храме Христа Спасителя. Петербург в эти планы пока не входит." - http://www.metronews...ku---IQXcBKFc8rjV6/

Неплохо было бы еще уточнить имена этих священников, опубликовать, чтобы православные знали, какие приходы следует обходить за версту. Интересно также: если эти священники пришли к Православию , наслушавшись Гребенщикова, то, может быть, вслед за ним отправятся в поисках истины на Тибет, к ламам, в буддийские и индуистские храмы, а также и свою паству позовут? И вот еще что любопытно: как, всё-таки, отнесся бы православный священник к рядовому, никому не известному, прихожанину, если бы тот сообщил ему о своих поисках Бога на Тибете? Разве правила не едины для всех? И разве совсем недавно в интервью Гребенщиков не сказал, что не принадлежит ни к одной конфессии?

Севастиан / 26.11.2012

27. Re: «Запрягли, взнуздали мне коней беспредела»

Так и есть, и весь секрет успеха - в его необычном оригинальном сладеньком голосе. В свое время это меня и привлекло. За счет приятного и необычного голоса выезжают и Гребенщиков, и Боярский, и Леня - солист "Аукциона", но если вслушаться в их тексты - либо просто слушать нечего, либо полное буэ. Но если недослышать и улавливать только отдельные слова, то получается намек на что-то красивое, которое домысливаешь сам. Один мой знакомый все время напевал одну его песню: "Тра-ля-ля.. Орландина...тра-ля-ля - Орландина". Я думала, это про даму какую-нибудь красивую, а оказалось - про какого-то мерзкого беса. Фу-у-у!!!

Еленка / 25.11.2012

26. Проблема проблемы о проблеме проблем

И всё-таки Бори Гребенщиков - "б-г" некоторые каббалистических энтузиастов - лишен дарования от БОГА. Ихний "божок" т.е. "б-г" - бездарь, музыкальный и поэтический "нуль" - 0 - в дырку от которого можно вглядываться до "беСконечности",но лучше туда не нырять.

25. Ответ на 20., Эраст Давыдов:

Перед концертом я говорил с десятью священниками, и все они признались, что выбрали служение Богу именно после того, как послушали песни «Аквариума»...

Чудно то как!:)) Удивляет,ещё как сам Б.Г.после своих песен до сих пор не пошел в священники,раз такое дело!:)

Ева / 25.11.2012

24. Ответ на 20., Эраст Давыдов:

Перед концертом я говорил с десятью священниками, и все они признались, что выбрали служение Богу именно после того, как послушали песни «Аквариума»...

"Старайтесь посещать Божии храмы, пока они еще наши. Скоро нельзя будет ходить туда, все изменится" Иеросхимонах Кукша (Величко) (1875—1964) Господи помилуй!

Антоний / 25.11.2012

23. 20. Эраст Давыдов :

"Перед концертом я говорил с десятью священниками, и все они признались, что выбрали служение Богу именно после того, как послушали песни «Аквариума»... " Вот они теперь и общаются, антидуховная сфера растет, враг принимает вид ангела света, происходит повреждение, пастыри ведут стадо - конец приближается.

22. Re: «Запрягли, взнуздали мне коней беспредела»

Всем участникам спора будет небезинтересно узнать "– Оратория, конечно, не мой жанр, но все, что сделано, выглядит монументально. Перед концертом я говорил с десятью священниками, и все они признались, что выбрали служение Богу именно после того, как послушали песни «Аквариума»... Произведение для хора с оркестром будет исполняться еще как минимум три раза, в том числе и в храме Христа Спасителя. Петербург в эти планы пока не входит." - http://www.metronews.ru/novosti/grebenshhikov-reshil-vzjat-tajm-aut/Tpolku---IQXcBKFc8rjV6/

21. Ответ на 17., Vital:

Мелодии и тексты БГ, а музыкальная обработка для трёх хоров, солистов и симфонического оркестра А.И.Микиты. Ораторию БГ не писал.

Пишите, исполняйте и слушайте всё что вам заблагорассудится, если это не нарушает законодательство. Только Церковь в покое оставьте.

Антоний / 21.11.2012

20. Ответ на 17., Vital:

На обложке журнала именно те слова, которые привёл я.

Значит, журнал занимается подтасовкой и подменой смыслов - исповедник и священник не одно и то же.

БГ - миссионер? Это что-то новое! Приведите, пожалуйста примеры его миссионерства.

Читайте статью выше

Антоний / 21.11.2012
Анатолий Лунев:
Смутному времени - смутное место
О роли религиозного фактора в последних событиях на Украине
21.10.2015
«Запрягли, взнуздали мне коней беспредела»
Реплика на разъяснение, которое дал композитор А.И. Микита
18.11.2012
О птичках, которые в стае не летают. Часть 2
Опыт виртуальной антропологии
22.10.2012
Все статьи автора
Последние комментарии