Справка. На сегодняшний момент в Республике Башкортостан беспрепятственно со стороны властей действуют около 50 различных сект, большинство их которых тоталитарны и деструктивны по своей сути, более 40 оккультных псевдооздоровительных центров, открыто оказывающих свои услуги, не имея на то соответствующей лицензии Министерства здравоохранения Башкортостана. Только в Уфе активно дают рекламу в СМИ более 100 гадалок, колдунов, целителей и т.п. В секты в республике вовлечено около 15000 человек, и наиболее крупными сектами являются:
Неопятидесятники (т.н. евангельские христиане) - до 4000 человек.
Адвентисты - до 800 человек.
Свидетели Иеговы - до 2000 человек.
Мормоны - до 600 человек.
Баптисты - до 1200 человек.
Пятидесятники - до 1500 человек.
- Вроде бы сейчас прошло время, когда сектантские проповедники собирали целые ДК и стадионы. Издано значительное количество апологетической литературы, обличающей учения и практики сект, показано немало телепередач. Насколько сейчас актуальная сектантская опасность?
- Сейчас стремительный рост большинства сект прекратился, а у некоторых даже сокращается количество адептов. Например, если кришнаитов в России 10 - 15 лет назад было до 15 тысяч, то сейчас их не более 5 тысяч. У мунитов число вовлекаемых адептов примерно равно числу вышедших из секты.
С другой стороны есть секты, рост которых пока продолжается - это "Свидетели Иеговы", мормоны, и всевозможные неопятидесятники (официально себя они обычно называют себя как "Церковь евангельских христиан" и далее следует какое-нибудь оригинальное название, например, "Жизнь Победы", "Христос для всех народов" и т.п.). Мормоны растут медленно, но постоянно, и неизвестно есть ли предел для их роста, как у "Свидетелей Иеговы". Как показывает мировая практика, в любой стране, где бы ни появлялись "Свидетели Иеговы", рост секты крайне замедляется при достижении уровня 0,5 % от общего населения (для России 0,5% - это около 700 тыс. человек), и вовсе прекращается после небольшого превышения этого уровня. Число иеговистов увеличивается до того момента, когда, наконец, вербовщики не "просеют" всю страну, найдя всех, кто религиозно малообразован и опасается "конца света", потом их рост останавливается, начинается отток людей, и дальнейшая вербовка уже продолжается как поддержание количества адептов на определенном уровне. Сейчас же в России "крещеных" иеговистов около 150 тыс., с посещающими ежегодную Вечерю воспоминания (т.е., с интересующимися) не более 250 тыс. человек, так что потенциал их роста еще не исчерпан.
Хоть и считается, что в тоталитарные секты может попасть каждый в момент стресса, но в конкретную секту попадают люди определенного менталитета. Многие секты набирают людей определенного возраста, образования, психологического типа и даже пола. Муниты преимущественно вербуют студенческую, идеалистически настроенную молодежь; адепты Евдокии Марченко (секта "Радастея") - это в основном одинокие, разведенные и образованные женщины; советам выдуманной Владимиром Мегре Анастасии следуют именно горожане, как правило - дачники и огородники из технической интеллигенции. Интересно, среди настоящих крестьян адептов секты "Анастасия" ("Звенящие кедры России") очень мало. Настоящие крестьяне быстро распознают весь сельскохозяйственный бред и фантастические прожекты "родовых поместий", который несет Мегре со страниц своих книг, к тому же для них работа на земле тяжкий кропотливый труд, а не псевдодуховная романтика.
В целом, опасность экспансии тоталитарных сект сохраняется.
- Можно ли говорить, что у нас в России со времен перестройки повысилась духовная грамотность?
- Действительно, информированность общества повысилась, хотя люди не до конца понимают, как происходит вовлечение в секты, на какие приманки они могут попасться. О том, что люди не понимают, как работают механизмы пропаганды, недобросовестной рекламы, технологии скрытого внушения и убеждения, мошенничества, говорит тот факт, что постоянно оказываются успешными криминальные пирамиды. Увы, опыт МММ многим оказался не впрок и не только у нас. Примечательно, Мавроди, когда убежал из России в США, умудрился и там создать некую интернет-пирамиду, вроде "Ипсум" ("Ipsum"), охмурил там народ и оттуда уже убежал в Россию. А в США о мошенниках, сектах и пирамидах известно давно, эта тема постоянно обсуждается, шутки над дистрибьюторами сетевых компаний и пирамид и их недалекими жертвами стали уже частью массовой культуры. То же можно сказать и о сектах: сколько не предупреждай - люди продолжают верить пустым фантастическим обещаниям и заверениям "мы не секта".
- Мне довелось слышать в Уфе слова вербовщика из секты "Адвентисты седьмого дня", который доказывал, что они, дескать, не секта, а настоящая "церковь": "В сектах учат плохому, там совершают преступления. Разве мы учим вам плохому, разве мы совершаем преступления? Нет... Так что мы не секта"...
- Некоторые верят посулам сектантских вербовщиков, другие просто излишне доверчивы, третьи падки на лесть. Так что актуальными остаются слова Окуджавы из песни лисы Алисы и кота Базилио: "пока живут на свете дураки, обманом, стало быть, нам жить с руки, покуда живы жадины вокруг, удачи мы не выпустим из рук".
Один бывший сотрудник Московского уголовного розыска, специализировавшийся на расследовании мошенничеств, а сейчас работающий частным детективом, рассказывал, что многие бывшие мошенники теперь являются руководителями, гуру и пасторами всевозможных сект и оккультных групп.
- С чем же тогда связаны всплески вербовочной активности некоторых сект?
- Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что тоталитарные секты постоянно находят себе покровителей в бизнесе или власти посредством коррупционных путей или просто обманом чиновников и бизнесменов - в таких случаях действительно начитается вербовочный всплеск их активности, правда, ненадолго. К тому же всевозможные правозащитники, которых, иногда даже используют западные спецслужбы, активно работают на опасные секты и защищают их интересы. Фанатичные либералы - таких тоже полно. Люди, для которых либерализм - фактически квазиелигия, практически всегда настроены просектантски.
- Согласен с вами. Например, только благодаря покровительству ряда чиновников в администрации города через полгода после запрещения в 2004 году в Башкортостане центра "Дианетика", другая организация тоталитарной секты Рона Хаббарда "Церковь саентологии" - "Нарконон-Уфа" получила грант на проведение антинаркотических лекций. И сектанты начали активно выступать в школах и вузах Уфа, и за это еще получать бюджетные деньги. В Уфе немало случаев, когда руководители домов культуры, даже театров, библиотек, вузов, школ, детских подростковых клубов предоставляют свои помещения для вербовочных акций и занятий различным сектам. При этом зачастую даже не заключается договор, и такая аренда обходится сектантам совершенно бесплатно!
- В свое время диакон Андрей Кураев назвал Россию "страной победившего оккультизма". Насколько сейчас велик интерес у нас к оккультизму?
- Интерес к оккультизму и оккультным практикам у нас по-прежнему велик. Не сокращается количество гадалок, колдунов и "целителей". Не исчезают со страниц газет и журналов рубрики "Астропрогноз". Большинство новых сект, появившихся в последние 10 - 15 лет - это в основном секты, основанные на оккультном "откровении" и использующие оккультные практики для "оздоровления" и "духовного совершенствования". Например, секты Валентина Карелина, Евгения Березикова, Григория Грабового, Мирказаима Норбекова, Вячеслава Бронникова, Михаила Щетина, Риклы, ДЭИР и т.п.
Впрочем, интерес к оккультизму в России заметно ниже, чем в европейских странах. Например, в России не более 40 % людей верят в астрологию. Это самое распространенное оккультное суеверие в мире, так мало верят в астрологию только в США, в Европе же в астрологию верят 50 - 60 % населения. Радует, что в Москве 74 % населения не верят вообще ни в одно оккультное заблуждение - ни в сглаз, ни в порчу, ни в целительную силу мочи, и "энергию" экстрасенсов, "летающие тарелки", астрологию и т.п. При этом это не значит, что оставшиеся 26 % во все это верят. Часть из них (4 - 6%) не отвечает на вопрос, многие верят частично, например, верят в НЛО, но не верят в сглаз и порчу. Кстати, по распространенности веры в НЛО России лидирует в мире. Это связано не столько с пропагандой оккультистов в СМИ, сколько с популярностью в советское время научной фантастики - многим она как бы заменяла религию.
Москва, увы, исключение, в других российских городах уровень суеверий выше.
При этом удивительно и печально, среди людей, называющих себя православными, суеверных и тех, кто верит в различные оккультные доктрины, значительно выше, чем в целом по России. К сожалению, среди людей малоцерковных и даже церковных очень распространены оккультные взгляды и магическое понимание церковных священнодействий. Им кажется, что в церкви действует некая безличная энергия, где можно что-то "правильно сделать" и добиться нужного результата - определенным образом поставить свечки, заказать молебен в конкретном числе храмов, смешать святую воду из разных церквей и за это получить здоровье, материальное благополучие и тому подобные мирские блага. Это все магическое сознание, свойственное вообще падшему человеку, стремящемуся установить с Небом механические рыночные отношения.
- А как вы относиться к чину отчитки, который проводится во многих епархиях? На них собирается много весьма странного народа, подавляющее большинство которых явно не бесноватые. Ведь существует мнение, например, профессора Осипова об их неправославном характере?
- К отчиткам я отношусь неоднозначно, но скорее отрицательно. Мало кто знает, что ныне употребляемый чин экзорцизма (изгнания бесов) из требника Петра Могилы был заимствован в XVII веке у римо-католиков. Идея изгнания беса посредством некоего особого чина - это римо-католическая идея. В Православной Церкви последование экзорцизма проводилось и проводится перед крещением, в рамках чина Крещения. Православные святые, изгонявшие бесов, никогда не практиковали подобные нынешним обряды "отчитки" - они изгоняли бесов благодаря своей безукоризненной вере и личной святости. Начиная с апостольских времен до времени св. Иоанна Кронштадтского и некоторых современных подвижников бесы изгонялись одним лишь призыванием имени Господа Иисуса Христа. А если человек, пытающийся изгонять бесов, не живет праведной жизнью, часто происходит как с иудейскими заклинателями: "Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома" (Деян. 19:13-16).
Часть так называемых экзорцистов, например, на Украине, где их особенно много, движет откровенная жажда наживы. Некоторые из таких экзорцистов спиваются, впадают в необычайное чревоугодие, и даже в самые тяжкие грехи...
Среди так называемых "бесноватых" много психически больных людей, "демономанов", чья патология приняла некую оккультно-церковную направленность. Это больные психозом, истеричные люди, желающие привлечь к себе внимание выходками "под бесноватых".
- Магия реальна? Можно ли с помощью неких заклинаний и т.п. навредить человеку? Или это некий самообман?
- Магия - это дерзкая попытка человека быть "как боги" (Быт.3:5), желание получить духовную власть, сделать из ничего что-то материальное или добиться некоего материально ощутимого эффекта - здоровья, власти, богатства. Такой духовной действенной силой человек не обладает. Так что в принципе магий самой по себе нельзя нанести никакой вред человеку. В Писаниях Ветхого и Нового Завета совершенно нет подтверждений того, что чародеи и колдуны могут нанести магий кому-то вред. Ни слова нет в Библии и у Святых Отцов о ныне распространенных суеверных "страшилок" - сглазе и порче, "родовом" и "кармическом" проклятии и т.п. Если бы магия по-настоящему была действенна и вредоносна для Божьего народа, Господь бы обязательно указал на необходимые противодействия. Но об этом нет ни слова. Если человеческие проклятия были действенны, разве сказал бы Господь следующее: "Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф.5:44). Любовь оказывается самым эффективным "антимагическим" средством!
Не следует путать магию с бесовским искушением и воздействием. Священное Писание и Предание Церкви не оставляет нам сомнений в существовании падших духов, которые могут вселяться в людей, чинить препятствия, насылать болезни и даже убивать, однако их действия ограничены промыслом Божиим, без Его ведома бесы даже в свиней вселиться не могут.
Как прошлый, так и современный опыт Церкви показывает, что бесы могут наделять человека даром "ясновидения", способностью творить "чудеса", вроде потери веса, эффекта прилипания предметов и людей и т.п.
Святитель Василий Великий писал, что человек, который не верит в Бога и не верит Богу, предает себя промыслу диавольскому, и тот начинает руководить им. Христиане, которые, по словам святого апостола Павла, "всегда Господни" (Рим.14:8), "со Христом умерли для стихий мира" (Кол.2:20), и уже не порабощены "вещественным началам мира" (Гал.4:3), Христос избавил нас от "власти сатаны" (Деян.26:18), "власти тьмы" (Кол.1:13), живущим в любви к Богу и к ближним не стоит опасаться неблагоприятных предсказаний, проклятий магии, сглаза и порчи, которые совершенно не действенны.
Кстати, среди людей, называющих себя магами весьма редки настоящие чародеи. Например, недавно умерший в расцвете сил (есть о чем задуматься!) "маг" Юрий Лонго, в узком кругу, а то и даже открыто заявлял, что он иллюзионист, выдающий себя за колдуна.
Материал подготовлен Максимом Степаненко,
руководителем Миссионерского отдела Уфимской епархии Русской Православной Церкви
Впервые опубликовано на Православном портале Поволжья: http://www.pravportal.ru/index.htm?id=1561
16.05.2008.