Национальная идея России: традиция и современность

0
236
Время на чтение 3 минуты

Тезисы доклада на конференцию «Русский вопрос в ХХI веке: сохранение народонаселения», Санкт-Петербург, 22 февраля 2014 года

В современных исследованиях, посвященных национальному вопросу, обычно присутствует два основных типа понимания нации. Согласно первому из них нацией именуется политическая общность, то есть сообщество людей, являющихся гражданами определенного государства. Согласно второму пониманию нация представляет собой этническуюгруппу, объединенную общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.

Применительно к исторической ситуации России указанные концептуализации нации фактически сливаются в единый контекст. Очевидно, что вплоть до начала XX века различие между национальной идеей России (составляющей духовное кредо русского государства) и русской идеей (составляющей духовное кредо русского народа) фактически не прослеживалось.

Обобщенное содержание национальной идеи России наиболее ясно выражено в принципах «теории официальной народности» (православие, самодержавие, народность), сформулированных министром просвещения николаевской эпохи графом С.С.Уваровым. Учитывая то, что «теория официальной народности» возникла как результат систематизации традиционных для русского народа форм мысли и жизни, её можно рассматривать не только как идеологему прошлых лет, но и как критерий исторической фактичности русской цивилизации.

Очевидно, что в разные периоды российской истории степень веры, послушания и терпения (составлявшего доминирующую черту национального характера русского человека или основу народности в уваровском её понимании) имела различный характер. Однако на протяжении истории России даже существенное снижение полноты проявления этих качеств не было поводом для отрешения человека от национальной семьи. Гибкость в этом вопросе была настолько велика, что русские люди, проявившие максимальную степень верности Иисусу Христу и Его избраннику на троне, а также терпение, простиравшееся до отдания жизни за Церковь - Новомученики и Исповедники Российские принципиально задались вопросом о православности (а значит и «русскости») своего народа (активно гнавшего их) только тогда, когда гонения на Церковь приняли небывалый по своему масштабу характер.

Внимание не столько к полноте проявления, сколько к факту наличия в человеке тех качеств, которые исторически являлись «визитной карточкой» представителя русского народапозволяет соединитьдискуссии о национальной идее России с современной российской действительностью.

Сопоставление триады православие - самодержавие - народность с этнопсихологическими установками современного общества (почерпнутыми в арсеналах масс-медийного и повседневно-уличного сознания) позволяет охарактеризовать церковность многих современных россиян скорее как церковность «захожан», нежели «прихожан». Однако в свете состояний периода 1917-1938 гг. эту ситуациюследует оценивать скорее как благоприятную.

В отношении признаков самодержавия и народности наблюдается ещё большая степень отклонения от исторических образцов XIX века. Самодержавие как институт в современной России не существует. Современная российская государственность соответствует третьей исторической фазе единого мирового политического процесса (имеющего сакрально нисходящий характер), связанной с народовластием - самостоятельным выбором народом своего правителя (первая фаза - фаза Теократии, прямого Богоправления, существовавшего, в частности, в Израиле в эпоху судей, вторая (более низкая) фаза - фаза благословляемого Богомцарского правления, пришедшая в годы пророка Самуила на смену Теократии).

Современная народность также уже не строится вокруг качества терпения. На смену ему постепенно приходят новые этнопсихологические императивы.

Однако при всем при этом следует заметить, что современная российская демократия является демократией наиболее авторитарного - президентского типа, а терпение хотя и не доминирует, но, тем не менее, все же присутствует в системе ценностей русского человека. Все это оставляет надежду на постепенное возрастание в русском национальном характере тех качеств, которые исторически составляли основу его национальной идентичности и национального достоинства.

Владимир Жданкин, Воронежский институт МВД России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Национальная идея России: традиция и современность

указанные концептуализации нации фактически сливаются в единый контекст рассматривать идеологему как критерий фактичности степень терпения, составлявшего черту характера, имела различный характер отрешения от национальной семьи Гибкость в этом вопросе была настолько велика, что русские люди, проявившие максимальную степень верности Иисусу Христу и Его избраннику на троне, а также терпение, простиравшееся до отдания жизни за Церковь - Новомученики и Исповедники Российские принципиально задались вопросом о православности (а значит и «русскости») своего народа (активно гнавшего их) только тогда, когда гонения на Церковь приняли небывалый по своему масштабу характер Внимание не столько к полноте проявления, сколько к факту наличия Все это (эта галиматья, А.Р.) оставляет надежду на постепенное возрастание в русском национальном характере

Редкая белиберда.
Адриан Роум / 22.02.2014, 18:30
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Жданкин
Национальная идея России: традиция и современность
Тезисы доклада на конференцию «Русский вопрос в ХХI веке: сохранение народонаселения», Санкт-Петербург, 22 февраля 2014 года
21.02.2014
Все статьи Владимир Жданкин
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49