В своих прежних публикациях я писал, что не принадлежу к числу сторонников канонизации Григория Ефимовича Распутина. Вместе с тем, я никогда не разделял позиции его очернителей. Распутин - сложная и неоднозначная фигура. В последних материалах на Русской народной линии, по существу, декларируется святость Григория Ефимовича - во всяком случае, читателя подводят именно к этой мысли.
И вот, в завершение, заявлено, что создана «Народная Комиссия по общественной реабилитации Григория Ефимовича Распутина-Нового и сбору свидетельств о его благодатной помощи». Создана эта «Комиссия» по инициативе «Православных ревнителей памяти Царёва Друга». Невольно вспоминаются 90-е годы прошлого века, газета «Земщина», в которой святыми объявлялись царь Иоанн Грозный и Григорий Распутин. На этой почве тогда начало развиваться так называемое «опричное движение». Я очень хорошо знал «отцов-основателей» этого движения. Не буду называть их имена. Главное - что они и их сторонники, в конечном счёте, превратились в самую настоящую секту, причём, весьма опасную. Один из главных руководителей этой секты «опричников» так прямо и заявлял: «Когда мы придём к власти, то в первую очередь казним всех православных, которые были против прославления Царской Семьи (тогда ещё Царская Семья не была канонизирована РПЦ - прим. автора), царя Иоанна Грозного и Царёва Друга Григория Распутина-Нового». Вот тогда я впервые и узнал об особом «святом чине» Григория Распутина - «Царёв Друг». С тех пор я полностью разорвал все отношения с новыми «опричниками». Потом «отцы-основатели» «опричной церкви» и часть их сторонников ушли из лона Русской Православной Церкви и подались кто куда. В частности, к извергнутому из епископского сана раскольнику-сектанту Диомиду.
Главное чувство, которое объединяло ревнителей памяти царя Иоанна Грозного и «Царёва Друга» Григория Распутина - это крайняя экзальтация и разгорячение крови, свидетельствующие об их нездоровом духовном состоянии. И вот теперь - «Народная Комиссия по общественной реабилитации Григория Распутина». «Народная Комиссия» - не слишком ли громко? Не слишком ли самоуверенно?.. Хотят того создатели «Народной Комиссии» или не хотят, но она вступает в противоречие с Синодальной комиссией по канонизации святых. Поясню свою мысль.
Главная задача «Комиссии» заключается в сборе свидетельств о благодатной помощи Григория Распутина. Я не сомневаюсь в том, что «свидетельств» будет собрано очень много. В основном - от наших замечательных и впечатлительных православных женщин. Я уже давно служу в Церкви и по опыту знаю, как зачастую формируются в экзальтированном сознании свидетельства о той или иной «чудесной помощи». После сбора этих «свидетельств», насколько я понимаю, предполагается их передача в Синодальную комиссию по канонизации святых. Да простят меня члены «Народной Комиссии», но я не думаю, что в Синодальной комиссии серьёзно отнесутся к этим «свидетельствам». И тогда - что дальше? Создание «Народной Церкви» - так, что ли?
Нет, я, конечно, понимаю, что члены «Народной Комиссии» (в которой, кстати, состоят три моих друга) не ставят подобной цели. Все они - безусловно, церковнопослушные православные люди. Но речь - не о них, а о тех негативных процессах, которые может спровоцировать создание подобной «Народной Комиссии». Кстати, «Комиссия» эта очень однобока. В неё входят лишь те, кто уже считает Григория Распутина святым. Объективная комиссия должна включать в себя людей с разными точками зрения. Смогут ли «отцы-основатели» «Народной Комиссии» впоследствии справиться с экзальтированной массой православных, недовольных тем, что Церковь подвергнет сомнению их «свидетельства» о благодатной помощи старца Григория?.. Надо помнить, что многие сектантские и раскольничьи движения начинались с самых благих побуждений. Надо ли нам сегодня идти на подобный риск? Ведь если «Народная Комиссия» спровоцирует «справа» те негативные процессы, о которых я говорю, то они, при определённом социальном «перегреве», могут сложиться в очень нехороший «майданный» паззл. Ведь уже появился на левом фланге сайт церковных либералов «Ахилла», где прямо призывают к церковной революции. Поэтому, в свою очередь, призываю своих друзей к предельной осторожности, ответственности и рассудительности.
Иерей Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
Впервые опубликовано на сайте священника
63. Ответ на 62., Lucia:
62. Ответ на 60., М.Е.:
61. Ответ на 60., М.Е.:
60. Ответ на 58., Lucia:
59. Ответ на 25., Егоргий:
58. Ответ на 57., М.Е.:
57. Ответ на 56., Lucia:
56. Ответ на 55., М.Е.:
55. Ответ на 53., Lucia:
54. Re: Почему я против создания «Народной Комиссии» по общественной реабилитации Григория Распутина