itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Патриотическое воспитание невозможно без знания истории своего края

0
953
Время на чтение 7 минут

Сегодня во многих школах открываются кадетские классы, создаются Центры патриотического и гражданского воспитания. И такое позитивное движение, вовлекающее в свои ряды молодежь, можно только приветствовать. Конечно, рано говорить об успехах, но то, что подростки вовлечены в полезную и важную для общества деятельность, уже есть успех. Однако, как мне кажется, задача воспитателей - наставников заключается не только в укреплении дисциплины или развитии у ребятни спортивных навыков, умения правильно промаршировать и быстро собрать-разобрать автомат Калашникова. Задача наставников в том, чтобы подтолкнуть, направить ребят верной дорогой, разбудить среди воспитанников здоровое любопытство и вовлечь их в процесс изучения истории своего края, то есть, в краеведение, а затем побудить в них желание узнать героев нашего Отечества, историю России.

Собственно, краеведение, история Отечества, культурно-познавательный туризм должны для ребят стать не менее привлекательными, чем активно продвигаемый сегодня армейский антураж. В этом вопросе много зависит от наставников, от конкретных людей, которые занимаются с подростками. При этом, безусловно, «теория теорией», но полученные знания необходимо закреплять практически. Например, теоретическое изучение мемуаров участника Бородинского сражения Ф. Глинки можно закрепить непосредственно в процессе экскурсии на легендарное Бородинское поле. А разве ребятам не будет интересно повторить путь русского войска князя Дмитрия Донского, совершив прогулки от стен Кремля, руководствуясь при этом летописным рассказом? «Страницы седой истории» для ребят откроются с непривычной для них стороны.

А взять к примеру экскурсию в некрополь Донского монастыря? Разве не интересно прикоснуться к старине? Почувствовать себя исследователем? Вот, есть старинное надгробие героя войны 1812 года. А чем знаменит этот воин? Почему он удостоился чести быть упокоенным на монастырском некрополе? Вот она, тема для Урока Мужества! При этом, ребята самостоятельно изучают старинные документы, собирают по крупицам сведения, формируют свой рассказ об этом герое, а может быть, даже сумеют сделать видеопрезентацию для своих одноклассников. Разве же это не интересно? Тем более, что на такие презентации помимо одноклассников можно пригласить родителей (а по - хорошему, конечно надо бы организовывать совместные экскурсии вместе с родителями, которые в воспитательном процессе играют главную роль), ветеранов и пенсионеров.

Прошлым летом я был в полевом лагере одного известного поискового объединения. Конечно, можно приветствовать, что в этой работе участвуют ребятишки. Однако на мои вопросы о том, понимают ли они, для чего ведется поиск погибших и незахороненных солдат, ответы были слишком обобщенные. Нет, ребята говорили всё правильно, но как мне показалось, они не совсем поняли саму суть поисковой работы. Может наставники-воспитатели не объяснили толково, а может и ребятишки что-то напутали. А суть поиска заключается в том, чтобы сохранить ИМЯ солдата и достойно увековечить его в соответствии с положениями федерального закона. А на деле получается так, что останки безвестно погибшего бойца обнаружили в одной «яме», чтобы потом, пусть и в торжественной обстановке, похоронить таким же безвестным в «другой яме», тем самым лишив права на имя. «Ни петлички, ни лычки». Ничего. Вот я и подумал, неужели так сложно соорудить в районе информационный стенд, где указать, что с такого-то по такой-то период времени здесь мужественно сражались и погибали бойцы таких-то воинских соединений, частей и подразделений? Будет по дороге проезжать человек, может остановиться, прочтет, вспомнит о тех, кто отдал свои жизни за свободу и независимость нашей Родины.

Мне кажется, что сегодня подростков необходимо заинтересовать архивными исследованиями, что для них может стать интересным и увлекательным занятием. Они же все дружат с интернетом! А главное, научит их противостоять фальсификациям исторических фактов, сформирует твердую гражданскую позицию. Поясню для наглядности. Есть кинофильм «Штрафбат». Есть несколько книг о штрафниках. И в кино, и в книгах столько наворочено, что разобраться где ложь, умышленное искажение правды, а где правда - крайне сложно. Но есть масса архивных документов, дающих понимание о том, как формировались штрафроты и штрафбаты, есть Уголовный кодекс РСФСР 1926 года, есть постановления НКО и ГКО довоенного и военного времени, приказы. И когда ребятишки шаг за шагом «разложат все по полочкам», во-первых они сами разберутся в этом вопросе, во-вторых, смогут сформировать объемный и достаточно полный документ по вопросу формирования и использования в годы войны штрафных рот и батальонов, что позволит избежать кривотолков в будущем. А в-третьих, ребятишки самостоятельно развенчают «мифы» и выдумки киношников и горе-писателей.

Это же относится и к такому мифу, как «рассказы» о московском народном ополчении «сражавшемся одной винтовкой на троих». Или к многочисленным попыткам опорочить подвиг Зои Космодемьянской!

В результате получается, что подростки,даже находясь дома, удаленным способом с использованием интернета могут результативно проводить архивные исследования документов военного времени, успешно восстанавливать имена десятков и сотен героев войны и достойно увековечивать их. Ну, и конечно, рассказывать о них своим сверстникам. Например, только в прошлом году совместными усилиями нескольких человек нам удалось восстановить из забытья имена почти 900 бойцов. Более того, местные власти в ответ на наши обращения отремонтировали три воинских братских захоронения, а один мемориал был значительно расширен за счет монтажа памятных знаков и 15 именных мемориальных плит.

Уже в этом году удалось назвать имена погибших летчиков, чьи могилы, как и имена, затерялись от времени. И есть надежда, что в самом скором времени мы увидим их имена, написанные золотыми буквами. Разве это не есть воспитание гражданина и патриота? А в целом, в стадии перепроверки и уточнения имеются сведения в отношении нескольких тысяч бойцов и командиров.

Безусловно, мальчишкам нравится романтика поисковой работы. Коротать вечера у костра, слушать песни, рассказы. Но, нам, взрослым наставникам - воспитателям памятна трагедия на озере в Карелии летом прошлого года. Эта трагедия с детьми должна повысить ответственность взрослых. И конечно, пусть запоздало, но она повлекло ужесточение на уровне законодательства требований в отношении организации отдыха детей в полевых условиях, где гарантировать строгое соблюдение распорядка дня и безопасность детей затруднительно. В лесах и болотах во множестве встречаются клещи, есть змеи, попадается боеприпасы, которым уже более 75 лет. Поисковая работа в полевых условиях на самом деле тяжелое занятие. Как физически, так и эмоционально.

Как правило, накануне дня Победы, при открытии Вахты Памяти по телевидению часто показывают сюжеты об обнаруженных танках, как это было в прошлом году Воронежской области. О найденных военных самолетах, о медальонах погибших красноармейцев и установлении их имен. Для подростков эта работа овеяна романтикой, связана с героизмом, с личными достижениями, с самоутверждением в глазах сверстников. Конечно, рассказывать об этом необходимо.

Однако по ТВ отчего-то не показывают о наказании подростков за глумление и оскорбление воинских мемориалов, А таких случаев, к сожалению, довольно много. Не рассказывают по ТВ и о братских воинских захоронениях, оставшиеся в обезлюдевших деревнях. Не рассказывают о тех, кто сегодня собственными силами пытается сохранить память о погибших! Нет сюжетов и о том, кто, как и какими средствами осуществляет благоустройство братских могил, содержит их.

Мне кажется, в этом вопросе развития мемориально-патронажной деятельности имеется огромный простор для позабытой сегодняшними мальчишками «тимуровской» работы. К сожалению, Аркадия Гайдара и Тимура и с его командой современные подростки почти не знают. Сейчас модно стало упоминать дореволюционных скаутов. Вот ребята, наши патриоты и смогут навести порядок и благоустроить, подкрасить воинские памятники. В столице такие акции проводятся регулярно.

Например, в 2015 году я стал инициатором социально ориентированного общественного проекта «Здравствуй, дед!», целью которого является именно такая работа по сохранению и благоустройству воинских памятников и братских могил. При этом, параллельно возможно проводить и благотворительный проект, направленный на помощь пожилым людям. Например, в рамках социального проекта «Вспомним погибших, поможем живым». Что тут говорить, пожилым людям сложно заменить перегоревшую электролампочку. Сходить в непогоду в магазин. Подремонтировать табурет или что-то сделать по хозяйству. А ребятам это под силу.

Серьезное изучение истории Отечества, народных традиций и обрядов, героических страниц сражений целесообразно осуществлять через краеведение, познавая окружающий мир от простого к более сложному. И ребят надо вовлекать в такую деятельность, чтобы они проявляли любопытство, ставили перед собой вопросы, на которые потом сами же и пытались отыскать ответы. А взрослые наставники должны только направлять мальчишек, подсказывать им верный путь. Разве же не интересно разобраться в том, почему князь Юрий Долгорукий посетил древнюю Москву 5 апреля 1147 года? Или в таком вопросе, что за казаки жили в древнем граде Чур, откуда они принесли на Куликово поле великому князю Димитрию Ивановичу святой образ Божией Матери Донской? А разве не интересно по летописному рассказу попробовать установить место, где в плен к басурманам попал князь Игорь? Да мало ли есть загадок в нашей истории... Ребята смогут разобраться в этом!

И, конечно, вместе с ребятами пройти дорогу открытий и познаний должен и их наставник-воспитатель.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Переславцев
Война с нашей Памятью
Хроники двух месяцев…
04.05.2022
Хроники вандализма
Действия вандалов носят целенаправленный характер на фоне отлаженной режиссуры коллективного и организованного непринятия политики России
26.04.2022
Не трогайте нашу Память!
Наше молчание будет только подзадоривать вандалов и откровенных отморозков, разрушающих памятники русским солдатам
09.04.2022
Сегодня нужно действовать!
В Германии осквернили памятник советским воинам, павшим в боях за освобождение Европы от нацизма
30.03.2022
Что же мы молчим?
Пора всеми законными способами выразить своё негодование и протест по фактам осквернения памятников и воинских захоронений за рубежом
24.03.2022
Все статьи Михаил Переславцев
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 17:27
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40