itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Международный семинар «Нравственные ценности, модернизация и экология в современном пространстве сотрудничества России и Китая»

0
462
Время на чтение 10 минут

6 марта на территории Смольного института Российской академии образования (г. Санкт-Петербург) при участии Международного Византийского Клуба и Международного общественного движения «Гражданский мир» состоялся очередной международный семинар, посвященный актуальным вопросам евразийской интеграции. Цель подобных семинаров - обсуждение ценностных оснований евразийских интеграционных процессов экспертами, учеными и общественными деятелями во имя того, чтобы евразийская интеграция не превратилась в формальную политическую процедуру, отличающуюся духовной бессодержательностью, смысловой пустотой, отсутствием стратегической перспективы. В семинаре приняли участие интеллектуалы России и Китая. В ходе семинара состоялась стратегическая дискуссия Александра Владимировича Посадского (профессора Смольного института Российской академии образования, эксперта ВРНС, эксперта Международного Византийского Клуба, активиста Международного движения «Гражданский мир», директора Инновационного центра экологической модернизации и экспертизы) и Пан Чан Вея (доктора юридических наук, профессора, директора Института стратегических энергетических исследований Университета нефти (Пекин)).

В ходе дискуссии профессор Пан Чан Вей отметил: «Председатель КНР Си Цзиньпин является создателем взаимосвязанных концепций - концепции развития мирового сообщества с единой судьбой и концепции экологической цивилизации. Человеческое сообщество единой судьбы - мир свободного и равного сотрудничества, мир согласия народов и стран, достигаемый на основании взаимовыгодного взаимодействия, учета интересов всех, поиска общего знаменателя интересов всех сторон. Си Цзиньпин подчеркивал, что концепция мирового сообщества с единой судьбой подразумевает значимость экологических ценностей, уважение к природе. С позиции лидера КНР, идея мирового сообщества сединой судьбой глубоко укоренена в китайской культуре. Лидер КНР не раз отмечал, что его страна будет стремиться к осуществлению гармонии экономического, социального и экологического развития, что защита экосистем и формирование экологической цивилизации играют фундаментальную роль в обеспечении стабильного развития Китая. Так, во время поездки в провинцию Цинхай председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что экология это "высшая ценность, огромный потенциал и важнейшее обязательство" Цинхая».

В ходе дискуссии профессор Пан Чан Вей коснулся темы укорененности идеи развития мирового сообщества с единой судьбой и идеи экологической цивилизации в древней китайской культуре. Он, в частности, отметил: «На "взаимную всеобщность" как причину главного блага общественной и государственной жизни указывал великий китайский философ Мо-цзы. В конфуцианском трактате «Чжун юн» сформулирован принцип общностного, совместного развития, ведущий к гармонии во вселенной. Этот принцип означает взращивание вместе, без нанесения вреда друг другу и столкновений. В памятнике китайской литературы «Цзо чжуань» в уста государственного деятеля Янь-цзы вложена концепция гармонии как единства в многообразии. Гармонию надо отличать от единообразия. Обретение гармонии, в отличие от единообразия, совместимо с различиями. Различия примиряются в единстве, образуя гармонию. Различия выступают условием, источником формирования гармонии, тогда как единообразие несовместимо с различиями. Гармоничное развитие человечества - это конечно единство в многообразии, единство при сохранении различий, а никак не единообразие. Конфуцианская философская традиции занята проблемой гармонизации отношений природы и человека, подчеркивая важность бережного отношения к природе. «Когда тебе плохо - прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов», - известное изречение Конфуция. Идеалом близости к природе пронизаны даосские трактаты».

В ходе дискуссии профессор Пан Чан Вей отметил: «Говоря о строительстве сообщества с единой судьбой, Си Цзиньпин считает, что при созидании подобной глобальной модели никоим образом нельзя игнорировать формат регионального сотрудничества. Созидательное региональное сотрудничество - основа общества с единой судьбой. Именно успешная попытка реализации идеала сообщества с единой судьбой на региональном уровне, Китая с соседними странами, выступает тем вкладом, который ряд стран может внести в развитие глобального сообщества. Здесь, конечно, принципиальное значение имеет развитие российско-китайских отношений. Важно отметить, что тема единой человеческой судьбы свойственна русской философии, теснейшим образом связанной с православной духовностью. Так, эта тема пронизывает русский космизм - учение о преображении мира путем науки и техники, но при четком подчинении научно-технического прогресса нравственной, духовно-ценностной регуляции. В русском космизме общая человеческая судьба связана с общим делом - совместным преображением мироздания при опоре на духовно-этические принципы. Подчеркнем, речь идет о преображении космоса, содействии развитию природного мира, союзе природного и научно-технологического развития, а не о хищнической эксплуатации природы и не об отказе от технологического развития. На взгляд русских космистов (Вернадский, Федоров, Циалковский, Чижевский и мн. др.), все человечество равно участвует в преображении мира, научно-техническом прогрессе, экономической деятельности, разработке самых совершенных технологий. Но это подразумевает и нравственное совершенствование личности, так как человечество вносит в мир природы либо духовные принципы, либо антиценности. В последнем случае, уничтожая природу, оно губит себя. Преображение космоса имеет четкую экологичекую перспективу. Сохранение природы неотделимо от сохранения нравственного начала в человеке, т.к. сбережения человека как человека. Русский космизм представляет собой нравственную философию науки и техники, общества и природы. Глобальная перспектива развития человечества, преобразование мира достигается при опоре на глобальную этику. Известно, что выдающийся русский мыслитель, представитель русского космизма, Николай Федоров развивал идею стратегического взаимодействия России и Китая. Прежде всего, он указывал на культурную близость двух стран. На его взгляд, Китай и Россия - миротворческие, миростроительные цивилизации, не стремящиеся к завоевательным войнам. Их объединяет глубокая историческая память, уважение к истории и традициям, уважение к предкам. Их объединяет наличие нравственных доминант в культурной и цивилизационной жизни. Китай и Россия имеют все основания объединиться во имя общего дела - преобразования космоса, развития науки и техники при опоре на великие культурные традиции, заключенные в них нравственные ценности. Речь идет о проекте преображения мира не просто при сохранении духовного наследия, а при взгляде на духовное наследие как источник развития современного мира. Духовное наследие России и Китая, может и должно выступить источником современного преобразовательного развития».

В ходе дискуссии профессор А.В.Посадский отметил: «Следуя русскому православному философу Н.Я.Данилевскому, китайская философия представляет собой «здравую и возвышенную систему этики». Принципиально значимы размышления великого русского православного богослова и философа А.С.Хомякова. «Не слава битв, не века дикого геройства окружают колыбель Восточной державы, но слава мирных изобретений, побед над непокорными силами природы и нравственной мысли в беспрестанном приложении к быту государственному», - писал русский мыслитель о Китае. А.С.Хомяков подчеркивал огромное значение китайской нравственной философии, особенно, конфуцианской этики. А.С.Хомяков ставил Конфуция «выше всех философов в целом свете». Он также говорил об изначальном монотеизме китайской культуры. На его взгляд, китайской культуре свойственна нравственная доминанта. Сложно не согласиться с идеями великого славянофила. Китайскую цивилизацию можно охарактеризовать как цивилизацию глубоких духовно-нравственных поисков. Нравственные поиски - это жизненные начала Китайской цивилизации. Китайской культуре свойственен панэтицизм. Она сконцентрирована на проблемах этики, вопросах созидания нравственного общества и государства. Причем речь идет именно о стремлении разработать принцип глобальной, всечеловеческой этики. Панэтицизм присущ и русской культуре. Он свойственен Российской цивилизации. Нравственная доминанта русской культуры сформировалась под влиянием православной духовности, которая всегда руководствовалась идеалом нравственного преображения человека и мироздания. Именно в сфере нравственных поисков русская и китайская культуры соприкасаются глубинным образом. Именно здесь очевидна их глубинная близость. Именно здесь очевиден общий духовный язык, который нет необходимости придумывать или специально искать. Кстати сказать, "взаимная всеобщность" Мо-цзы, идея общностного, совместного развития, ведущего к гармонии во вселенной (трактат «Чжун юн»), концепция гармонии как единства в многообразии во многом близки православным принципам соборного единства в многообразии, которые сделались мироустроительными для Российской цивилизации».

В ходе дискуссии профессор Пан Чан Вей отметил: «Обращение Л.Н.Толстого к творчеству Конфуция, Мэн-цзы, Мо-цзы, Лао-Цзы, несомненно, было вызвано его нравственными поисками. Такое обращение отражает близость нравственных начал русской и китайской культур».

Профессор А.В.Посадский отметил: «Л.Н.Толстой почувствовал в китайской нравственной философии созвучие православной морали. Интересно, что столь важное понятие китайской мысли как «дао» Л.Н.Толстой трактовал как равнозначное православному понятию "любовь", через которую человек достигает единства с ближними и вселенной. Кстати, конфуцианство Л.Н.Толстой трактовал как стремление к совершенному добру. Сложно не согласиться с наличием нравственного ценностного моста между русской и китайской культурами».

Затрагивая тему Экологической цивилизации, профессор А.В.Посадский отметил, что при рассмотрении экологических проблем важно не попасться в ловушку теорий постиндустриального общества и теорий экологизма. Эти теории направлены на сдерживание технологического и научного развития стран и народов, они экспортируются во имя неоколониальной политики целым рядом западных держав, они направлены на демодернизацию, деиндустриализацию стран и народов. Решить экологические проблемы сегодня возможно путем свериндустриализации, гипериндустриализации - дальнейшего развития науки и техники, внедрения самых передовых умных технологий. Решить экологические проблемы можно лишь в рамках гипериндустриального технологического уклада. Само гипериндустриальное развитие невозможно без учета экологического фактора. И здесь важна теория экологической модернизации, означающая экологически ориентированную модернизацию, сочетание экономического роста и рационального развития промышленности с точки зрения экологического императива. Экологическая модернизация может быть определена как супериндустриализация, синхронизирующая экономический рост с улучшением природных условий жизни личности, соединяющая рост экономики и рост экологического благосостояния. Экологическая модернизация направлена на формирование экологически эффективного производства, соединение экологической и экономической рациональности, экологизацию промышленности, минимализацию экологических рисков.

Профессор А.В.Посадский указал, что сегодня Россия и Китай осуществляют проекты суверенных модернизаций. Без модернизационных прорывов нашим странам просто не сохранить себя в современном мире. При этом речь идет о координирующихся модернизациях, модернизациях, которые осуществляют стратегическое взаимодействие, кооперируются, модернизациях пересекающихся, взаимопроникающих, открытых друг для друга. Это взаимопроникновение способствует усилению, ускорению движения модернизационных процессов двух стран. Со всем основанием можно сказать, что сегодня при сохранении технологических суверенитетов формируются общие поля модернизации, общие пространства модернизационного движения России и Китая. Но тогда важно указать и на совместную экологическую ответственность, необходимость совместно решать вопросы экологической безопасности народами Китая и России. Решение же вопросов экологической безопасности совместно немыслимо без формулирования общего понимания экологической этики, общих нравственных подходов к человеку и миру.

Очень важно отметить, что русская православная духовность связана с глубокими экологическими нравственными императивами. "Чтобы человек, господствуя над природой, ее не уничтожал, грех против природы - это грех против Бога", - эти слова принадлежат духовному лидеру Русского мира патриарху Кириллу. Патриарх Кирилл не раз указывал на нравственные причины экологического кризиса: "Греховный человек будет потреблять всегда гораздо больше, чем ему нужно. И на это греховное потребление идут ресурсы Земли, и загрязняется воздух, вода, исчезают дикие животные. Стремясь жить как можно лучше, мы губим самое драгоценное, что Бог нам дал - Землю". Во время посещения острова Сахалин патриарх Кирилл призвал молиться о сохранении "дивной природы острова Сахалин - чтобы никакие промышленные экспансии, никакая добыча полезных ископаемых, никакая другая хозяйственная деятельность не разрушили этого удивительного, Богом данного уголка мира».

В ходе дискуссии профессор Пан Чан Вей отметил: «Союз России и Китая должен строится сегодня на фундаменте ценностной и этической (нравственной) близости, на доверии и близких моральных принципах. Он должен быть нормативным, идти изнутри общественной жизни, проистекать из ценностей и морали. Он не должен быть узко прагматическим».

Профессор А.В.Посадский указал на то, что сегодня в формировании союза России и Китая возрастает значение нормативных факторов. Стратегически важно договариваться о нравственных основах нашего взаимодействия, служащих основой всех прочих договоров между народами. Стратегически важно обретение общего пространства нравственного понимания. Недавно министр иностранных дел Китая Ван И в ходе встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым заявил, что Россия и Китай должны поддерживать друг друга в условиях неопределенности международных отношений. Но разве "поддерживать друг друга в условиях неопределенности" это не общая нравственная позиция наших народов. Такая поддержка содействует миротворчеству и безопасности. Такая взаимная поддержка - общая нравственная стратегия наших стран.

Важно отметить и другое. Современность характеризуется острым дефицитом нравственного лидерства. Россия и Китай - страны глубочайшей нравственной культуры. В настоящее время Россия и Китай вышли на беспрецедентный уровень сотрудничества. Речь идет, прежде всего, о стратегической экономической и технологической кооперации. Экономическое и технологическое привилегированное партнерство России и Китая нуждается в прочном фундаменте - стратегическом ценностном сближении. Сегодня императивом российско-китайского взаимодействия становится осознание общей ценностной платформы как источника и ресурса совместного развития. Осознание укорененности экономического и технологического сотрудничества России и Китая в пространстве общих ценностей, развитие российско-китайских отношений как нравственного союза между народами не только способно вывести российско-китайское взаимодействие на новый содержательный уровень стратегической глубины, но и стать основанием для совместного прорыва к нравственному лидерству в нынешнем столетии.

Дмитрий Александрович Рущин, кандидат исторических наук, доцент, председатель Экспертного совета Международного общественного движения «Гражданский мир»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Рущин
«Руководство страны уже готово отдать "Кемску волость"?»
Политолог Дмитрий Рущин обеспокоен заявлением Сергея Лаврова по Курильским островам
20.08.2019
Ракеты США окажутся на Южных Курилах?
Председатель Экспертного совета Международного общественного движения «Гражданский мир» Дмитрий Рущин о скандальном признании Japan Business Press
06.02.2019
Все статьи Дмитрий Рущин
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31