Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Хроники православного постмодернизма: о фильме «Матильда» и передаче Исаакиевского собора

Михаил  Енотов, Русская народная линия

Возвращение святынь Церкви
Фильм «Матильда» - хула на Святого Царя / 08.05.2017

От редакции: Автор публикуемой статьи выступает с «перпендикулярной» редакционной позиции по двум важнейшим вопросам церковно-политической повестки дня. Тем не менее, мы решили опубликовать его текст. Во-первых, потому что не сомневаемся в благонамеренности автора, помня его прежние публикации на РНЛ. А во-вторых, потому что подобного рода взгляды распространены среди православных. Поэтому надо разговаривать, надо обмениваться мнениями, надо полемизировать. И надо постараться услышать и понять логику близких нам оппонентов.

А вот как раз с логикой и возникают проблемы. Автор говорит, что не надо выступать против «Матильды», потому что были куда более кощунственные фильмы, против которых мы не протестовали. Ну, во-первых, это - неправда, что не протестовали. Только наши протесты оказались тогда слабыми, и результата мы не получили. А сейчас ситуация меняется. Но даже если бы автор был и прав, и мы, действительно, не обратили внимания на такие сомнительные для православного человека фильмы как «Царь» или «Викинг», это не значит, что нам нужно и «Матильду» пропустить.

Автор печалуется о множестве храмов, которые лежат в руинах. Это правда. Но разве из этого следует, что не нужно бороться за возвращение Исаакия Церкви? Почему собор должен оставаться музеем, пока мы не восстановим руинированные храмы? Нам говорят, что он не принадлежал церковному ведомству до революции. А какое это имеет значение? Разве Исаакиевский собор строился для музейных нужд? Да в соборе и сегодня совершаются богослужения, но духовенству приходится подстраиваться не под нужды верующих, а под расписание работы музея. Разве это справедливо для храма?

Так что логики в рассуждениях М.Енотова, на что он претендует, не наблюдается.

Ну, а попытка увидеть во всём «след княгини Марии Владимировны и кирилловичей» является чистой конспирологией.

Думаем, что скандал вокруг «Матильды» и история с возвращением Церкви Исаакиевского собора свидетельствуют о росте влияния православной общины в нашем обществе. Православных становится всё больше, и они занимают весомые позиции в политике, общественной деятельности и культуре. И требуют с собой считаться.

А проблем в Церкви, действительно, много, помимо «Матильды» и возвращения Исаакия. Но это не значит, что нам следует игнорировать одни проблемы в угоду другим.

 

Слышал я, у православных на Руси нынче две главных беды - выход фильма Алексея Учителя «Матильда» и проблемы с передачей Исаакиевского собора в юрисдикцию РПЦ. Будучи верующим и имея соответствующие, предусмотренные законом, чувства, считаю нужным высказаться.

По порядку. Начну с того, что знаю Алексея Учителя лично - встречался с ним однажды как сценарист для обсуждения небольшого проекта его киностудии. Прямо скажу: пренеприятный тип. Тут и сугубая отрицательная харизма, и крайне сомнительные профессиональные качества, и очень «гибкий» подход к морали. Такому прохиндюсеру в нормальной стране даже социальную рекламу снимать не доверят - не то что крупнобюджетный фильм с государственным финансированием об одной из ярчайших фигур отечественной истории. Однако далее последует череда «но».

Во-первых, «Матильда» - далеко не первый и отнюдь не уникальный случай кинематографического надругательства над сакральными для русских людей образами. Собственно, русофобская трактовка исторических событий и персоналий - это тенденция всей россиянской «культуры», поэтому меня несколько удивляет такое внезапное пробуждение православной общественности, тем более учитывая, что фильм Учителя еще даже не вышел в прокат. Лично меня интимная жизнь правителей всегда интересовала мало, поэтому в тонкостях отношений Николая Александровича и балерины Кшесинской я не сведущ, но даже если сюжет «Матильды» целиком основан на пустых сплетнях, то грязи во всей этой истории явно меньше, чем, например, было вылито за последние годы на святого равноапостольного князя Владимира (вспомнить хотя бы фильм «Викинг») или благоверного царя Иоанна Васильевича Грозного (вспомнить хотя бы фильм «Царь»). Но массовое возмущение вызвала именно «Матильда» (еще не вышедшая на экраны!). Думается, причина здесь в том, что в случае «Матильды» шум был поднят «сверху», а именно - госпожой Поклонской, являющейся теперь кем-то вроде официального лица марки «Кирилловичи» при российском парламенте. Уже хотя бы поэтому мне не хочется подпевать оскорбленному в чувствах «православно-монархическому» хору (увы, сегодня это словосочетание крайне редко можно употребить без кавычек).

Во-вторых, с каких это пор канонизация стала свидетельством безгрешности? Государь Император Николай Александрович был прославлен как страстотерпец, то есть прославился святой кончиной, а не жизнью. И в этом ракурсе совершенно неважно, правдива ли история, описанная в «Матильде». Или, может, теперь оскорблением чувств верующих будет считаться напоминание о том, как апостол Павел преследовал христиан? Или о том, как апостол Петр отрекся от Спасителя? А ведь речь-то о грехах пострашнее любой «Матильды». Кстати, среди новомучеников есть и те, кто в феврале 1917-го предали Государя - тут вообще в чувствах верующих можно запутаться.

В-третьих, экспертиза трейлера... хотя это даже комментировать как-то стыдно. Давайте еще по постерам оценивать содержание фильмов, а содержание книг - по обложкам и аннотациям. Аргументы, приведенные в экспертизе, смехотворны и, без сомнения, войдут в «золотой» фонд россиянской юриспруденции, уже давно работающей в жанре абсурдистской антиутопии. Невольно вспоминается формулировка из недавнего приговора одному российскому блогеру - «подсознательный призыв к экстремизму». Уверен, вочеловечься Христос сегодня, синедрион, недолго думая, состряпал бы Ему обвинение в чем-то подобном.

В-четвертых, бороться с режиссерами или конкретными фильмами в принципе глупо. В России почти все кино снимается на государственные (читай бюджетные - читай народные) средства, сценарий фильма до выделения денег на его производство проходит через несколько комиссий, затем после завершения фильма ему выдается (или не выдается) прокатное удостоверение - таким образом, государство контролирует кинопроизводство и на «старте», и на «финише». Учитель здесь - лишь переменная - можно назвать икс игреком или зетом, но уравнение останется тем же. Это система, и она целенаправленно уничтожает нашу культуру за наш же счет, осуществляя, по сути, самый настоящий этноцид, - пора наконец это понять и перестать слушать великодержавно-высоконравственную демагогию чиновных пропагандистов. Если раньше оккупационная природа россиянской власти была лишь риторической фигурой крайне правых патриотов, то сейчас она стала наглядным фактом, ведь в конфликте на территории ОРДИЛО (так после минского сговора официально называется воюющий огрызок Новороссии) РФ вполне открыто поддерживает бандеровскую хунту (и финансово, и ресурсно, и дипломатически), удерживая ее от тотального физического уничтожения дончан и луганчан только ради сохранения лица перед россиянским электоратом, еще смутно помнящим телевизионную сказку о «Русском мире». Перефразируя Бжезинского, РФ - государство, существующее на обломках России, за счет России и против России.

Ну и наконец несколько слов об Исаакии. Я не раз бывал в Питере и часто проходил мимо этого здания, но мне ни разу не хотелось зайти внутрь или тем более помолиться там. По мне, лучше бы в этом монструозном памятнике масонства вообще никогда не освящался алтарь (кстати, в аскетической традиции исполинские размеры являются характерной чертой бесовских сил наряду с такой же чрезмерной мелкостью). Но ладно, собор - значит, собор. И все же мне совершенно непонятно, чего хотят сторонники передачи, учитывая, что богослужения в соборе совершались и прежде, а сам собор и до Революции находился вне церковного ведомства. Также мне непонятно, почему многие шедевры древнего русского храмового зодчества превращены в руины и отхожие места, а «православную общественность» и церковных чиновников больше всего беспокоит даже не физическое, но юридическое состояние помпезного европейского Исаакия или реализация столичной «Программы-200». А ведь в каждом заброшенном и полуразрушенном храме, пусть и оказавшемся из-за обезлюдивания русских земель вдалеке от населенных пунктов, тоже был освящен алтарь - вот она, мерзость запустения! Да, как же вся эта питерская истерия симптоматична.

Кстати, любопытная деталь: именно в Исаакиевском соборе отпевался Владимир Кириллович Романов - сын того самого Кирилла Владимировича, двоюродного брата Николая Второго, предавшего Государя во время Февральского переворота. Впрочем, сын отличился не меньше отца: после Второй мировой Владимир Кириллович призывал западные страны начать войну против Советского Союза, а когда спустя сорок лет «ненавистный коммунизм» был-таки раздавлен, великий князь призывал все тот же прогрессивный Запад помочь «возрождающейся» России. А теперь дочь Владимира Кирилловича - Мария Владимировна - одаривает единоросску-монархистку (оксюморон? нет, не слышал) Поклонскую наградами «Российского императорского дома». Вот такая интересная корреляция обнаруживается между Исаакием и «Матильдой».

Словом, странные нынче пошли православные. Мои чувства верующего, например, куда больше оскорбляют лобызания русского Предстоятеля с ватиканским ересиархом, передача латинянам православных святынь, церковные репрессии в отношении клириков, несогласных с экуменическим курсом епископата, симония и содомия, процветающие в Церкви, песни и пляски в православных храмах, ставшие «миссионерской» нормой последних лет, религиозно-культурные проекты вроде китчевого Пасхального фестиваля или трэш-мультфильма «Дети против волшебников», ну и, конечно, предательская позиция, которую заняла Московская Патриархия по отношению к народу Донбасса, поднимавшемуся на войну против униатско-бандеровской нечисти со знаменем «За веру, Царя и святую триединую Русь». Но, увы, мои оскорбленные чувства ни поклонские, ни милоновы, ни даже залдостановы защищать не торопятся. Что ж, остается только в очередной раз вторить псалмопевцу: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения».

Постскриптум: выражаю скромную надежду, что после всего вышесказанного меня не причислят к врагам православия, а заодно, по традиции, и агентам Госдепа, хотя маразм, царящий в РФ, уже стал главной «духовной скрепой» населения (можно сказать «маразм скрепчал»), и я ничему не удивлюсь.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 89

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

89. Михаил Енотов : Ответ на 87., Кирилл Д.:
2017-06-08 в 13:52

А что есть препятствование антихристу? Вы имеет в виду какое-то социальное действие? Русские православные ракеты, в том числе?Но это, как раз, похоже на поворот реки вспять коллективными усилиями.



Нельзя жестко разделять внутреннее и внешнее (это, опять-таки, трагичное последствие никоновой реформации) - Церковь существует одновременно в вечности и во времени, поэтому и препятствование антихристу должно происходить как на литургически-молитвенном уровне, так и на социально-политическом. И это не поворот реки, а скорее строение плотины (само слово "препятствовать", которое я употребил, означает создавать препятствия).
88. рудовский : Re: Хроники православного постмодернизма: о фильме «Матильда» и передаче Исаакиевского собора
2017-06-07 в 19:10

Кирилл Д
Это же, имхо, Клондайк (прошу прощения, конечно, Бодайбо:))) (с)
Вот это правильно, вот это скрепно.

А нам нужно, чтобы по-нашему было. (с)
Ну а кто делать-то это будет?
87. Кирилл Д. : Ответ на 86., Михаил Енотов:
2017-06-07 в 18:21


Но русские православные ракеты - добро.



Безусловно. Тут мы с Вами сходимся.:)))
А что есть препятствование антихристу? Вы имеет в виду какое-то социальное действие?
Русские православные ракеты, в том числе?
Но это, как раз, похоже на поворот реки вспять коллективными усилиями.
86. Михаил Енотов : Ответ на 84., Кирилл Д.:
2017-06-07 в 14:31

Значит, бывает и прогресс от Бога?



Прогресс сам по себе - апостасийное явление. Но мы не можем его остановить (как не можем остановить само время) - мы можем лишь пытаться обуздать его. Так, Петр Первый учился у Запада делать пушки, чтобы эти пушки против Запада же и повернуть. А если бы он не учился, Запад бы нас растоптал. На самом деле, это очень тонкий диалектический момент. Православные могут принимать прогресс, только понимая, что это зло, и только для того, чтобы бороться со злом еще большим. В этом и есть миссия Удерживающего (само это слово указывает не на прогресс, а на противостояние ему).

Поэтому сами ракеты - зло. Но русские православные ракеты - добро. Такой вот парадокс. Попрание смерти смертью (но все же смертью, а не жизнью).
85. Михаил Енотов : Ответ на 69., Кирилл Д.:
2017-06-07 в 14:20

Насчет свт. Игнатия вы скорее подтвердили мои слова, а не оспорили. Ведь его заслуга именно и прежде всего в том, что он заново открыл для России учение древних святых. Все, чем он занимался - это адаптация святоотеческого учения к современным условиям (т.е. к условиям ослабшего человечества 19-го века).

Что касается дохристианских верований, то, боюсь, вы тут дилетантствуете. Идея Спасителя была свойственна очень многим культурам (если не всем вообще) - не забывайте, что ВСЕ люди в лице Адама и Евы получили обетование, что "семя жены сотрет главу змия", а не только евреи. Есть серьезные основания полагать, что сам мессианско-эсхатологический настрой евреи заимствовали во время пленения у персов (учение о Саошьянте). Наше, христианское, отличие в том, что мы ДОЖДАЛИСЬ Спасителя, но этот факт не отменил нашего продолжающегося нисхождения, а только открыл возможность к личному восхождению (не во времени, а против него, перпендикулярно ему).

Да, земная жизнь есть путь из материнской утробы в могилу - это сценарий человеческой жизни по умолчанию (и истории тоже). Но жизнь дана человеку для борьбы, поэтому он должен преодолеть эту нисходящую горизонталь, но не приданием ей восходящей траектории (что невозможно), а взлетом по вертикали. Реку нельзя повернуть вспять - из нее можно только выйти. Мы же точно знаем, что антихрист воцарится (и это будет не внезапный поворот, а логичное следствие всей предшествующей истории), но все равно должны препятствовать ему.
84. Кирилл Д. : Ответ на 59., Михаил Енотов:
2017-06-05 в 19:34

В дополнение о прогрессе.

А как это:


учения о прогрессе и эволюции глубоко чужды православному мировоззрению.



согласуется с Вашими же словами из статьи "Космическая лествица Русской весны" от 12 апреля с.г.:


12 апреля - великая, священная дата. В этот день - день памяти преподобного Иоанна Лествичника - Русский Человек воздвиг лестницу в небо, вырвался из оков земного притяжения и сделал безлюдный космос русским



Значит, бывает и прогресс от Бога? Или Вы с тех пор изменили свою точку зрения?
83. М.Е. : Ответ на 80., Кирилл Д.:
2017-06-05 в 18:33

Я бы предпочел 4-й вариант, но его вряд ли предоставят. )
Это какой? Чтобы православные патриоты сами пришли к власти? Строго между нами говоря - не дай Бог! На следующий же день (или в этот же день) начнутся взаимные обвинения во всех возможных ересях и междоусобица.


Нет, конечно. Современные опричники и стрельцы, монархисты и почитатели Распутина пусть не мечтают об этом ни в этом веке, ни в будущем. ))
Если ВВП не захочет расстаться со своими медведе-шуваловыми и будет закрывать глаза на выходки экуменистов-извращенцев, а в кандидатах будут те же Жириновский, Зюганов да какие-нибудь навальные, то я бы проголосовал "против всех". Но вряд ли эту графу вернут в бюллетени. "Выберут" же все равно ВВП или его "преемника" ...
82. Павел Тихомиров : Ответ на 79., Ксения Балакина:
2017-06-05 в 18:18

Написали лет 10 назад довольно крепкую книгу "Дети против волшебников". Можно спросить, вы ее сами читали? Вам она понравилась, только честно? Как Вам понравился сленг и Блядонна? А вот это: «Еще, господа кадеты, — подполковник Телегин нахмурился. — Спиртного не пить, чужого не брать, онанизмом не заниматься. Иначе сразу бью в рыло и насмерть. Вопросы есть?»


Мне книга очень понравилась.
Пачку как минимум раздарил.
81. Кирилл Д. : Ответ на 76., рудовский:
2017-06-05 в 17:50

Фейсберг и Цукербук - безусловно, слуги антихристовы, на что прямо указывает, хотя бы, их пятая графа. Но даже их демонической мощи будет недостаточно для продвижения русской православной идеи.
Разумеется, ни Обручева, ни Арсеньева, ни всех остальных не раскручивали должным образом. Даже отечественному читателю и зрителю, и даже в советские времена, "Затерянный мир" или "Путешествие к центру Земли" были известны лучше, чем "Земля Санникова" или "Плутония", а с Чингачгуком были знакомы лучше, чем с Дерсу Узалой.
А сейчас, тем более, всё это надо актуализировать. И чтоб за этим читалась наша, русская христианская идея.
Автор обсуждаемой статьи ранее исследовал, например, "Облачный атлас" и "Аватар" и нашёл там пропаганду либерализма и нью-эйджерства.
А нам нужно, чтобы по-нашему было. И, чтобы органично и изящно, а не тупая пропаганда, разумеется.
Вот, между прочим... Тут многие говорят об антирусской сущности советского режима. Между тем, взять, хотя бы, "Белое солнце пустыни" или "Начальника Чукотки" (да и "Алитет уходит в горы" тоже когда-то экранизировали). Там же, можно сказать, идея Киплинга на наш лад - бремя русского человека.
Из этой серии, я бы ещё экранизировал, например, "На краю света" Лескова. Опять же, если уметь, конечно. Там ведь, тем более, поднимаются самые глубокие вопросы веры и даже взаимоотношения в системе "государство - Церковь", и это на фоне "экшна", жизни и приключений православных миссионеров среди "коренных народов Сибири".
Это же, имхо, Клондайк (прошу прощения, конечно, Бодайбо:))) для наших режиссёров и сценаристов. Но большинство их них, предполагаю, просто не знают ни Обручева, ни Арсеньева, ни даже Лескова (кроме "Левши").
Да, из этой серии вспомнил ещё "Страну семи трав" Леонида Платова (в общем, своего рода перепев "Земли Санникова"). Да много чего. Скорее всего, и мы с Вами многого не знаем.
А уж молодое поколение и гуманитарии, тем более, не знают о существовании таких золотых месторождений у нас.
Хотя, сам факт, что откопали и сняли "Территорию" - нечто по нынешним временам невероятное.
А так - о чём говорить, если в СМИ можно встретить словосочетания "Архипелаг Свальбард" или "полярный медведь". Ну, молодцы ребята, английский выучили, могут заглядывать на англоязычные сайты и переводить статьи о британских учёных, исследующих полярных медведей на Свальбарде.
Но, конечно, на ребят не поплёвывать надо, а подсказывать. Они не шибко виноваты. И это, на самом деле, не "жертвы ЕГЭ" (да, попутно настаиваю на том, что ЕГЭ - это, скорее, хорошо:)), а всегда была эта тенденция, и 100, и 200 лет назад тоже.
80. Кирилл Д. : Ответ на 75., М.Е.:
2017-06-05 в 16:57


Я бы предпочел 4-й вариант, но его вряд ли предоставят. )



Это какой? Чтобы православные патриоты сами пришли к власти? Строго между нами говоря - не дай Бог! На следующий же день (или в этот же день) начнутся взаимные обвинения во всех возможных ересях и междоусобица.
79. Ксения Балакина : Ответ на 64., Павел Тихомиров:
2017-06-05 в 15:10

Написали лет 10 назад довольно крепкую книгу "Дети против волшебников".


Можно спросить, вы ее сами читали? Вам она понравилась, только честно? Как Вам понравился сленг и Блядонна?
А вот это:
«Еще, господа кадеты, — подполковник Телегин нахмурился. — Спиртного не пить, чужого не брать, онанизмом не заниматься. Иначе сразу бью в рыло и насмерть. Вопросы есть?»
78. М.Е. : Ответ на 77., Русский Сталинист:
2017-06-05 в 14:20

Будет второй тур, в котором при явке в 90% ВВП получит 85% )


Дмитрий, пророк из тебя не получится?)) Скоро ты сам в этом убедишься.
Мы живем не в Северной Корее и не при Сталине.
77. Русский Сталинист : Ответ на 74., Кирилл Д.:
2017-06-05 в 12:52

Если эти "технари" и извращенцы не будут изгнаны, то я за ВВП голосовать не буду Это, как говорится, Ваше конституционное право. А также вполне понятны Ваши человеческие, патриотические и христианские чувства. Но чего Вы рассчитываете этим добиться? Есть три других варианта:1. Проголосовать за другого кандидата.2. Испортить бюллетень.3. Не прийти на выборы.Чем они или какой-либо из них лучше? Допустим, так, как Вы, поступило достаточно много избирателей, и ВВП пролетел. Или оказался в ситуации, скажем так, недостаточной легитимности (скажем, явка менее 50%, из них менее 50% голосов "за")... Дальнейшее развитие событий?



Будет второй тур, в котором при явке в 90% ВВП получит 85% )
76. рудовский : Re: Хроники православного постмодернизма: о фильме «Матильда» и передаче Исаакиевского собора
2017-06-05 в 08:41

А я не сомневаюсь даже, что потенциальные майнриды есть и были, но вопрос тот же - почему тогда не раскручены??? (с)
Обручев разве не был раскручен? Арсеньев?
Не, дело не в раскрутке, а именно в желании инаковости.

В конце концов, они тогда интересовались бы нашими степями не меньше, чем мы их прериями. Но они просто не в курсе существования у нас степей. И вообще чего-либо у нас. А это уже наша недоработка; мы и сами не в курсе, что у нас есть. (с)
Интересуются "не своими" степями, как уже сказал. Просто наши степи в число "не своих" попадат нечасто. И это нормально: нельзя же впадать в гордыню и воображать русоцентричность мира.
В целом конечно наши пиар-менеджеры хронически (на протяжении половины истории страны) не дорабатывают. Тут нужна долгая, умная, кропотливая работа. Но заметьте: были и периоды исключительной привлекательности нашей культуры, нашей экономики, нашего уклада. Ситуация не безнадежна. Но чтоб ее выправить, надо хотя бы пару лет посидеть позаниматься активным постингом на фейсбуке. А заниматься тут (на РНЛ) этим никто не хочет, ибо "биздуховно и вообще нам скоро всем вживят чипы и цукерберг есть слуга антихристовый". Более того, вас подвергнут обструкции за предложение позаниматься такой пропагандой на fb.
В общем, вот...
75. М.Е. : Кириллу
2017-06-05 в 03:00

Проснулся рановато. Подумал: Кирилл, наверное, еще не спит, а уважаемый модератор работает. Отвечу кратко.
Раньше на другой ветке я уже писал тебе, уважаемый Кирилл, что твой тёзка на Одигитрии.by в другие крайности кидается. Или это ты тем написал, кто не видел тот мой пост?
Я бы предпочел 4-й вариант, но его вряд ли предоставят. )
Насчет извращенцев. А кто же еще? Только ВВП. Я же не желаю им (извращенцам) смерти. Пусть живут, работают и каются где-нибудь в неотдаленных местах немарктвенского северного Магадана. :))
74. Кирилл Д. : Ответ на 72., М.Е.:
2017-06-05 в 01:51


Если эти "технари" и извращенцы не будут изгнаны, то я за ВВП голосовать не буду



Это, как говорится, Ваше конституционное право. А также вполне понятны Ваши человеческие, патриотические и христианские чувства. Но чего Вы рассчитываете этим добиться?
Есть три других варианта:
1. Проголосовать за другого кандидата.
2. Испортить бюллетень.
3. Не прийти на выборы.
Чем они или какой-либо из них лучше?
Допустим, так, как Вы, поступило достаточно много избирателей, и ВВП пролетел. Или оказался в ситуации, скажем так, недостаточной легитимности (скажем, явка менее 50%, из них менее 50% голосов "за")... Дальнейшее развитие событий?

А насчёт "извращенцев в рясах" - этим, что ли, тоже ВВП заниматься должен???
73. Кирилл Д. : Ответ на 68., М.Е.:
2017-06-05 в 00:24



Прошёл по ссылке, там есть комментарии от Кирилла Д. Это не я, если что.
72. М.Е. : Кириллу Д. на 70
2017-06-05 в 00:10

Надейся и жди. :)
Мое "пока" - меньше года. Если эти "технари" и извращенцы не будут изгнаны, то я за ВВП голосовать не буду.
71. Кирилл Д. : Ответ на 67., рудовский:
2017-06-04 в 22:47


Я поддерживаю одну художницу, одного фотографа и один муз. коллектив



Вы молодец! Респект и Бог в помощь!


Мысль насчет отсутствия отечественных майнридов любопытна (хотя и не нова), но тут явно страдает фактология. Были и дневники первооткрывателей и статьи в газетах и какие-то актуальные новеллизация событий освоения Сибири и ДВ. Тут важно иное: некая жадность, некое любопытство, некое желание познакомиться с неведомым. У нас есть степи, но нет конкретно прерий. Есть всадники, но именно ковбоев нет. Есть золотоискатели Иваны Кузнецовы (Фомы, Михаилы, но среди них нет никого по имени Джон Смит (Том, Майкл). Понимаете, к чему? Просто хочется людям чего-то нездешнего.



А я не сомневаюсь даже, что потенциальные майнриды есть и были, но вопрос тот же - почему тогда не раскручены???
Понятно также, что можно сделать бестселлер и блокбастер хоть из жизни и приключений Пржевальского, хоть из "Алитет уходит в горы" Тихона Сёмушкина, и из много чего ещё.
Но этого не делают. "Традиция" презрения к своему и априорной уверенности, что всё лучшее - "там", у нас, увы, есть и очень давняя.
Не думаю, что дело сводится к общей для всех людей Земли любви к нездешнему. В конце концов, они тогда интересовались бы нашими степями не меньше, чем мы их прериями. Но они просто не в курсе существования у нас степей. И вообще чего-либо у нас. А это уже наша недоработка; мы и сами не в курсе, что у нас есть.
70. Кирилл Д. : Ответ на 68., М.Е.:
2017-06-04 в 22:37

Насчёт ВВП, на самом деле, история та же, что и с отсутствием отечественных майнридов (см. предыдущие комменты). Наших русских православных советских адамосмитов и карломарксов тоже нет (тоже надеюсь, что пока нет). Поэтому приходится двигаться в либеральной парадигме, другой конкурентоспособной парадигмы не представлено (пока).
И окружающие ВВП медведечубайсы, на самом деле, не какие-то гении зла и демоны, а просто грамотные технические исполнители в рамках этой парадигмы. Заслуга ВВП - в том, что им не даёт распоясаться по полной программе, но это пока всё, что он может сделать. И он таки делает всё, спасибо ему за это.
Насчёт ещё 1000 лет человечества - ну, я надеюсь, и ничего тут неправославного нет. Дня и часа того никто не знает, кроме Отца нашего Небесного. Так что имею полное право.
При этом я, конечно, наблюдаю некоторые тенденции, вполне способные похоронить человечество если не к середине, то к концу текущего века, но... надеюсь, повоюем ещё.
69. Кирилл Д. : Ответ на 59., Михаил Енотов:
2017-06-04 в 22:15

Вы во многом правы.
Однако не во всём.
В частности, православные христиане не всегда ищут ответов в древности. Скажем, Игнатий Брянчанинов жил совсем не в 4 веке. Но и он не последний хронологически среди православных святых и мыслителей. Мы же и к ним обращаемся.
Главное же даже другое. С одной стороны, можно и так сказать:


учения о прогрессе и эволюции глубоко чужды православному мировоззрению



С другой же, если этим ограничиться, то вся история человечества предстаёт не более, чем затяжной агонией. Хочется, честное слово, сразу "пристрелить его, чтобы не мучилось". И непонятно, зачем она, эта унылая история, вообще есть и ещё будет. Какой смысл в ней? Зачем Богу была угодна человеческая история?
Нет, тут должно быть более сложное и многогранное понимание.
Ибо это всё равно, что рассматривать физическую жизнь человека лишь как нисхождение из материнской утробы в могилу. Зачем жил, "чего добился", стоило ли вообще рождаться - непонятно.
А то, что так видели мир другие религии - очень неоднозначный момент. Все дохристианские религии пессимистичны, они после грехопадения ничего хорошего и не видели, и не ждали, а только грустили о потерянном рае. Ну, а все "постхристианские" - еретичны.
У них не было и нет Благой Вести, и все они, так или иначе, транслируют метафизическую безнадёгу на историю.
Кстати, у западнохристианских еретиков это уже проявилось. Я читал Вашу же рецензнию на "Облачный атлас", и само это кино смотрел. Да, боролись за свободу, боролись, загадили планету в итоге и сбежали на другую, которую пока не успели загадить. Всё это нью-эйджерство, на самом деле, видит один лишь тупик, "конец истории". Чем это принципиально отличается от видения впереди только деградации и антихриста?
68. М.Е. : Re: Хроники православного постмодернизма: о фильме «Матильда» и передаче Исаакиевского собора
2017-06-04 в 19:53

Я не заметил, как некоторые, что мой тёзка - пессимист или впал в отчаяние. Вполне здравые и православные рассуждения в отличии от тех, кто надеется еще на 1000 лет существования. Но и с Кириллом можно согласиться, что не всё у нас с молодежью так плохо. Однако, если ВВП будет и дальше рулить со своей прозападной командой в том же духе, то радоваться особенно нечему. Шувалов обрадовался, что ВВП очень воодушевился цифровой экономикой и передовыми цифровыми технологиями. Значит, нам радоваться тут особенно нечему. Если Шувалов рад, значит, и члены Бильдербергского клуба этому рады ...
Надеюсь все же пока, что ВВП разгонит всех чубайсов, медведевых и шуваловых, а также извращенцев в рясах. Вот тогда будут шансы еще на несколько лет-десятилетий.
С днем Святой Троицы!
http://www.odigitria...onov/#comment-38074
67. рудовский : Re: Хроники православного постмодернизма: о фильме «Матильда» и передаче Исаакиевского собора
2017-06-04 в 19:46

Кирилл Д
про литературу не скажу, но вот на уровне современного [изобразительного] искусства и музыки талантов точно полно. Я поддерживаю одну художницу, одного фотографа и один муз. коллектив деньгами; возможности мои, разумеется, ограничены, но по кр. мере художники получают возможности создавать настоящие произведения (насколько им вообще хватает таланта), а не впадать в коммерческое жлобно-конвейерное производство. Но и "раскрутить" до уровня фед. каналов никаких ресурсов, конечно, нет.

Мысль насчет отсутствия отечественных майнридов любопытна (хотя и не нова), но тут явно страдает фактология. Были и дневники первооткрывателей и статьи в газетах и какие-то актуальные новеллизация событий освоения Сибири и ДВ. Тут важно иное: некая жадность, некое любопытство, некое желание познакомиться с неведомым. У нас есть степи, но нет конкретно прерий. Есть всадники, но именно ковбоев нет. Есть золотоискатели Иваны Кузнецовы (Фомы, Михаилы, но среди них нет никого по имени Джон Смит (Том, Майкл). Понимаете, к чему? Просто хочется людям чего-то нездешнего. На западе происходило и происходит то же самое. Отсюда проистекает увлечение "примитивным" африканским/папуасским искусством во Франции (Модильяни, Гоген и пр.), отсюда успех Киплинга/Хемингуэя и их стихов-прозы об Индии, Южной/Экваториальной Африке, Карибском море; отсюда увлечение буддизмом (на этой ниве и Битлз отметились, и Стив Джобс) или аниме.
Отсюда интерес к достижениям советской шахматной школы (так готовились и так играли, как не готовились и не играли на западе).

***

Павел Тихомиров
кое-что - безусловно; но это не 95 и не 80 процентов. И, пожалуй, местами даже не 50. Это раз.
Два. Извините, но Пушкин рос на античном пантеоне (в прямом смысле). Это не наш пантеон. Тимуровцы (сиречь советская версия западных бойскаутов) - это не наш исконный пантеон. Так что наш-не наш - тут тонкая грань. Ну вот скажите: церковь Вознесения в Коломенском - это "наш"? а церковь Спаса в Уборах? Я понимаю, что это не про литературу вопросы, но про архитектуру, а один вид искусства не хуже и не неважнее другого, конечно же.
Что до споров о Сталине - зачем вообще спорить? Факты надо излагать, факты. А с фактами (или так: с честностью и грамотностью) обычно проблемы... И эти проблемы с возрастом-то не шибко связаны с подавляющем большинстве случаев.

***

Всех с Праздником!
66. Из народа : нужны ли талантам поклонники
2017-06-04 в 18:35

На примере трёх зрелых собеседников видно, вопрос о зрелости оказался невероятно запущенным.
Начинать надо с простого: утром – ведро холодной воды на голову. Далее, перед каждым позывом к творчеству - проработка темы: уныние - грех.
И ещё – не пытайтесь заменить шедевр «Робинзон Крузо».
65. Кирилл Д. : Ответ на 64., Павел Тихомиров:
2017-06-04 в 17:08


Сколько об этом переговорено...Да в том-то и дело, что есть на основе чего создавать и мультфильмы, и фильмы.Но как у нас это делается - возникает классический вопрос на тему глупости или измены.Далеко ходить не надо. Написали лет 10 назад довольно крепкую книгу "Дети против волшебников". Видимо, работала группа авторов, мастеров пропаганды и контрпропаганды. Недавно сняли мультик... такого отвратного качества, что лучше бы вообще ничего не фабриковали, нежели такой стыд.



Надо будет почитать.:) Но тут, насколько я понимаю, сама книжка мало кому известна. Вот почему она "не раскручена"?
Наверно, во всём этом глупость и/или измена присутствует. Но проблема, как мне кажется, глубже.
Давайте начнём с 19 - начала 20 века. Да, Жюль Верн, Джек Лондон... а также Вальтер Скотт, Конан Дойль, Майн Рид, Фенимор Купер... А наши-то где вальтеры скотты?
У Чехова есть рассказ "Мальчики", там гимназисты в Америку бегут к индейцам, начитавшись Майн Рида. Понятно, их снимают с поезда на первой станции, но суть-то в чём... Они не бегут в Сибирь (где свои индейцы и те же приключения), потому, что русского Майн Рида, которого можно было бы начитаться, не было.
И русского Джека Лондона, который воспел бы Колыму так же, как он Аляску, не было. Колыму и Сахалин у нас "воспевали" совсем иначе.
Впрочем, был Олег Куваев, по одноимённой повести которого был снят фильм "Территория". Однако, тот же вопрос - его многие знают? Многие ли хоть что-то у него читали? Но это уже вторая половина XX века, к ней я ещё вернусь.
Так вот, ещё наши пра-прадеды гимназисты росли на западной приключенческой литературе. Которая, безусловно, давала мальчикам правильные установки.
Но. Как мне кажется, параллельно с этим исподволь формировалось и определённое отношение к России и Западу.
Волей-неволей, на, возможно, подсознательном уровне, закладывается отношение к Западу как к чему-то более светлому и просто интересному.
Там рыцари на зелёных лужайках бьются за дам или за идею, а у нас на конюшне баре порют холопов.
Там капитан Грант рассекает изумрудные просторы Мирового Океана, а у нас свинья валяется в луже.
И вообще, в Америке - индейцы, а в Сибири - зэки.
Как итоговый вывод - там "свободный мир", здесь "с...ная рашка", хотя 100 лет назад это изящный оборот ещё не употребляли, но думали именно так.
Причём свинско-холопско-тюремные образы России мы черпали из нашей литературы. А из западной - романтические образы Запада.
При этом, понятно, что герои Джека Лондона или Жюля Верна - хорошие ребята, но с несколько иным, чем у наших, культурным кодом. И этот код тоже закладывался. И, начитавшись, можно почувствовать себя не русским, а западным человеком, и Россию - как чужую тебе страну. Сердце оказывается на Западе.
И я, честно говоря, не исключаю и даже почти уверен, что стойкий феномен нашей русофобии и смердяковщины, пронизывающей существенную часть русской же интеллигенции в последние лет 200, а то и больше, связан с книжками (причём, хорошими книжками), прочитанными в нежном возрасте и неявно заложившими в сознание некоторые установки. Такой вот побочный эффект.
И похоже, что ситуация как-то стала меняться в 20 веке, при советской власти. Опять же, Каверин, которого Вы упоминали. Фантастика у нас неплохая появилась. Но, опять же, наверно, маловато, плюс советская пропаганда и цензура, при этом, много чего испортила. Причём не своей свирепостью, а, наоборот, своей беззубостью.
Один человек правильно сказал - с Алисой Селезнёвой холодную войну выиграть было невозможно. Куда ей против Люка Скайуокера!
Я бы тут только поправил, что с Алисой как таковой, может, и всё в порядке было, но с кем она сражалась... Если бы она тоже билась с настоящим инфернальным космическим злом... А то ведь с комическими злодеями - недотёпами, пьющими кефир.
В общем, как мне кажется, проблема носит системный характер и насчитывает примерно 200 лет.
Причём сейчас, вроде как, она имеет шансы на разрешение. Есть шанс, что условные "Дети против волшебников" пробьют себе дорогу. Тогда, как 50 лет назад или 100-150 лет назад у них, похоже, не было шансов вообще появиться и составить достойную конкуренцию западным героям.
Так что, это ещё как посмотреть...
Но, всё равно, конечно, слабо у нас (пока) на этом фронте.
64. Павел Тихомиров : Ответ на 62., Кирилл Д.:
2017-06-04 в 15:01

А что мешает для детей создать русских православных ниндзя? Чтобы уделали зарубежных. Чего не хватает?



Сколько об этом переговорено...
Да в том-то и дело, что есть на основе чего создавать и мультфильмы, и фильмы.
Но как у нас это делается - возникает классический вопрос на тему глупости или измены.
Далеко ходить не надо. Написали лет 10 назад довольно крепкую книгу "Дети против волшебников". Видимо, работала группа авторов, мастеров пропаганды и контрпропаганды.
Недавно сняли мультик... такого отвратного качества, что лучше бы вообще ничего не фабриковали, нежели такой стыд.
63. Кирилл Д. : Ответ на 58., Павел Тихомиров:
2017-06-04 в 14:30


Сейчас же выстраивается культура с тотально иным "пантеоном" героев



Да, в общем-то, и Гарри Поттер хороший парень с правильными установками. Или герои Толкина. Или Люк Скайуокер. И любой Рэмбо или Щварценеггер тоже хорошие правильные ребята, у которых понятия о "хорошо" и "плохо", в основном, где надо. Но, всё-таки, не наши. Нужны наши. А вот почему мы не создаём свой пантеон - отдельный вопрос.
62. Кирилл Д. : Ответ на 57., Павел Тихомиров:
2017-06-04 в 14:22

И Вас с Троицей!

По сути же с Вами согласен, но ведь разве это может быть упрёком тем, кому 30-?
Я даже посмотрел г.р. наших либеральных деятелей. Этому самому Учителю за 60. Звягинцеву за 50. Кириллу Серебренникову 47.
Получается, всей это мерзостью занимаются представители нашего с Вами или даже более старшего поколения (вышеназванный либеральный тёзка - также мой ровесник). Старые грязные фавны.
А мы, получается, просто "глядим, уныло ахая", как наши же недобросовестные ровесники и даже старше манипулируют и промывают мозги нашим же детям и младшим братьям.
Кстати, вероятно, и не столь успешно. Вряд ли многие из 20-30-летних пойдут смотреть ту же "Матильду", если она таки выйдет. Да, скорее всего, почти никто не пойдёт.
А что мешает для детей создать русских православных ниндзя? Чтобы уделали зарубежных. Чего не хватает? А ведь чего-то не хватает. И вот это, имхо, интересный вопрос.
61. Кирилл Д. : Ответ на 55., рудовский:
2017-06-04 в 14:13


В общем, спасибо за этот комментарий.



Да не за что. Эх... Я уверен, что таланты у нас есть, но их надо искать и "раскручивать". Точно так же, как надо поддерживать и отечественный НИОКР. Тут полная аналогия. Тоже полно Кулибиных, чьи гениальные находки и разработки прозябают где-то у них в гаражах. В литературе и кино, наверно, то же самое.
60. Ксения Балакина : Ответ на 34., Михаил Енотов:
2017-06-04 в 11:58

Конечно, не молчать. Но говорить о главном, не отвлекаясь на информационный шум вроде "Матильды". Не надо служить массовкой в сомнительных акциях верхов, интересы которых далеки от защиты православия, какими бы хоругвями они ни прикрывались.


Станислав, рада Вашему ответу )
Буквально несколько мыслей, поскольку завтра у нас Престольный )
Весь вопрос в том, ЧТО именно считать главным, о котором нужно говорить?
Вы совершенно правильно сказали, что все идет к антихристу. И придет. Через 4 года, через 100 лет, через 1000. Все равно придет.
И что делать? Против чего протестовать? Кого обличать? Куда двигаться?
Для меня ответами на все вопросы в свое время стало раздумье над житием святого праведного Иоанна Русского. Хуже той ситуации, в которой он оказался мало что можно придумать – православный воин в рабстве мусульманина. А он в ней не только остался человеком и христианином, но настолько явил окружающим свет Истинной Веры своей жизнью, своим поведением, что и по сей день его подвиг светит людям – и верующим и неверующим. Его пример – пример всем нам. «Делай, что дОлжно – на своем месте, в своем послушании, в своей общине - и, будь, что будет!»
Мое поколение потеряно.


Когда на меня в преизбытке накатывает пессимизм, я вспоминаю Писание и пророка Илию, который возопил ко Господу о том, что только он остался ему верен, на что Господь ему ответил, что среди сынов израильских есть семь тысяч, не преклонивших колена перед Ваалом.
Так что больше оптимизма, многое – плохо, будет – еще хуже, но Господь ведь ничего не обещал, кроме Креста и помощи – «не бойся, малое стадо!».
59. Михаил Енотов : Ответ на 49., Кирилл Д.:
2017-06-04 в 11:20

По-моему, у Вас несколько прямолинейное понимание. Или скажите, где именно такое понимание у святых отцов. Во-первых, пришёл Христос. Люди стали принимать христианство. Они всё равно стали духовно слабее своих языческих предков?



Не хотел в комментариях далеко уходить от темы, но решил-таки ответить развернуто, поскольку вопрос фундаментальной важности. Земное, хроническое, время в Православии течет строго вниз (регрессивно и инволюционно) — от потерянного Рая к царству антихриста (Второе пришествие Господа будет происходить уже в лучах Небесной Славы, за пределами земного времени, да и вообще, «пришед, обрящет ли Он веру на земле?»), поэтому учения о прогрессе и эволюции глубоко чужды православному мировоззрению. К слову, такого же взгляда на время придерживаются все традиционные системы верований — от относительно близкого христианству ислама до индуизма, с его учением о четырех нисходящих «югах», зороастризма, с его циклологией Бундахиш-Вичаришн-Гумизишн, и античной мысли, где речь шла о движении от золотого века к железному (только иудаизм дает возможность верить в «светлое будущее» Мошиаха, что и позволило евреям сначала интегрироваться в Модерн, а потом и занять в нем лидирующие позиции). Особо важно подчеркнуть, что Христос приходит в ПОСЛЕДНИЕ ВРЕМЕНА, когда человечество уже достигает крайней степени падения (Спаситель нужен только тем, кто погибает). Вочеловечение Бога ни в коей мере не является свидетельством того, что человечество духовно развилось и стало готово принять Его, а строго наоборот — оно настолько деградировало, что без прямого Божественного вмешательства его историческое бытие оказалось под вопросом (свою деградацию человечество особенно засвидетельствовало казнью Спасителя). Да, земное воплощение Бога-Слова на какое-то время дает человечеству «позитивный заряд», но не меняет общего вектора — можно сравнить благословенную эпоху Вселенских Соборов и Православной Империи с «бабьем летом», после которого все равно наступает, как и положено, осень, а затем и зима. При этом важно понимать, что с приходом Спасителя человечество само по себе не стало лучше — просто людям открылась Благодать, им не принадлежащая, трансцендентная. Что касается «дикой» дохристианской древности, то я не помню, чтобы в новозаветные времена кто-то был взят на Небо живым, как Илия или Енох (если не считать благочестивого предания об апостоле Иоанне), ну а Псалтырь Царепророков Давыда и Соломона до сих пор составляет текстовую основу нашего богослужения, да и, с точки зрения физического здоровья, люди тогда были гораздо крепче — Ной, например, 950 лет жил, родив первенца в 500 (это к ответу на ваши «поколенческие» расчеты). С «язычниками» отдельный вопрос, но сегодня уже известно, что все народы в глубокой древности имели представление о едином Боге-Отце (о Сыне, на самом деле, тоже), но со временем эта вера выродилась в поклонение низших духам, т. е. в вульгарное многобожие и идолослужение. Об ухудшающемся качестве времени говорит и сам принцип Священного Предания (поэтому отдельные цитаты святых отцов даже приводить не имеет смысла, само обращение к святым отцам уже обо всем говорит) — христиане всегда ищут ответов в древности, в прошлом черпая легитимацию и освящение настоящего. А если человечество развивается, то зачем обращаться к каким-то вчерашним и тем более позавчерашним авторитетам? Католики последовали именно этой логике — заменили подлинных святых «новыми» вроде бесноватого Франциска Ассизского и теперь известно куда пришли. Протестанты вообще построили все мировоззрение на отказе от прошлого — результат тоже видим. Более того, я сейчас скажу вещь малоприятную для большинства православных, но со времен реформ Никона мы идем по тому же пути — сегодняшний модернизм, царящий в РПЦ, есть прямое следствие тогдашнего попрания Предания. Ну а если вам все-таки хочется почитать чего-то конкретного, то адресую вас к святителю Игнатию Кавказскому, пожалуй, самому важному святому последних веков в плане духовного учительства, — он постоянно говорит об оскудении святости и об ослаблении человека в «наши» дни (страшно представить, что он писал бы, живя сегодня).
58. Павел Тихомиров : Ответ на 53., рудовский:
2017-06-04 в 08:14

Ну и так далее вглубь веков.


Не согласен.
И романтики, и славянофилы, и западники, и даже марксисты воспитывали своих детей примерно на одном и том же материале.
Да, из Робинзона К.Чуковский мог выбросить 2/3 объёма текста, повествующего о духовных метаниях главного героя; подвиги античных или, к примеру, восточных персонажей могли переписать в более целомудренном духе; в собрания сочинений могли не войти сомнительные - с т.зрения строителя коммунизма - произведения, но всё равно, все понимали, что такое хорошо, а что такое плохо. И символами хорошего и плохого в целом были одни и те же персонажи.
Даже сейчас наши дети могут КОЕ-ЧТО воспринять и из Гайдара, и из Каверина. В общем-то, выбросив кое-какие моменты из текстов, эти книги способны дать в целом верные ориентиры.
Сейчас же выстраивается культура с тотально иным "пантеоном" героев. И ребята, которые уже сейчас подрастают, просто не поймут наших форумных споров, ибо для них что Сталин, что Берия, что св.император - что-то, существовавшее ещё до "нашей эры".
57. Павел Тихомиров : Ответ на 51., Кирилл Д.:
2017-06-04 в 08:02

Анекдот этого не описывает - это просто о невежестве. Кто-то читал Маркеса, кто-то нет.


Во-первых, всех с Троицей!

Анекдот описывает вот что: сталкиваясь с неким символом, человек воспринимает не тот сигнал. Происходит наполнение фантомов новыми качествами. Например, всегда Робин Гуд был олицетворением "благородного разбойника", как символ. Снимается массовое кино про то, что он - обычный отморозок, в шериф вообще хотел как лучше - и в массах символ наполняется иным смыслом.
Тоже самое в современных кинах про крестоносцев. Какими бы они ни были по отношению к византийцам, а также к нашим предкам, в европейском сознании они, всё же ассоциировались с Ричардом Львиное Сердце, а не с негодяями, которых тоже было, видимо, немало. Сейчас кинопродукция подменила этот символ, наполнила его иным содержанием. Не просто политкорректным, а антихристианским, т.е. подрывающим основы европейского культурного мифа.
Наши былинные герои - если их не удалось полностью вытеснить из сознания ниндзями да роботами - эти богатыри преподносятся в виде мультипликационных кретинов. И как таковые остаются в сознании.

Таких примеров манипулирования - мульён.
Т.е. если литераторы 19 века инкультурировали древние тексты былин и сказок в пространство гуманистической (в тогда ещё христианском смысле слова) культуры, то нынче символы, воплощающие эту самую гуманистическую (в христианском смысле) культуру, инкультурируют в то, что пришло на смену. В то, что будет формировать миропонимание людей 21 века.
56. рудовский : Re: Хроники православного постмодернизма: о фильме «Матильда» и передаче Исаакиевского собора
2017-06-04 в 07:27

Ник Ликашин
читайте внимательно:
Часть - да, но все - точно нет.
55. рудовский : Re: Хроники православного постмодернизма: о фильме «Матильда» и передаче Исаакиевского собора
2017-06-04 в 00:57

Эх, Кирилл Д, ваши бы слова - да местным экспертам в уши...
Я года три здесь повторяю эти мысли в том или ином виде ("И сейчас... Наши дети и младшие братья ориентируются, насколько я понимаю, почти на 100% на западную печатную и кинопродукцию. А нашу a priori склонны считать отстоем, знак "сделано в России" воспринимается как гарантия отсутствия качества.
Тоже грустно, но ведь наши "мастера культуры" дают повод - много мастерского они создают?
Да, а все эти быдло-книжки и быдло-кино "про бандитов" или "про любовь" молодые не читают и не смотрят. И всю эту гниль типа Улицкой не читают. А охотно вот этот весь действительно отстой потребляют именно представители нашего с Вами поколения.")...
А что толку? Местных экспертов разве ж проймешь?..

В общем, спасибо за этот комментарий.
54. Ник Ликашин : Ответ на 53., рудовский:
2017-06-04 в 00:45

Ну и так далее вглубь веков.


Вы ошибаетесь:образы, которые написали волшебными палочками по восковым табличкам древние волшебники в своих сказках, создали условие для жизни, мир, в котором им комфортно было жить. В последние сто лет, например, Лев Толстой сотворил образы Наташи Ростовой, Безухова и Андрея Болконского в которых жил советский народ. Актуальность этих образов - неоспорима, Рудовский
53. рудовский : Re: Хроники православного постмодернизма: о фильме «Матильда» и передаче Исаакиевского собора
2017-06-04 в 00:21

Павел Тихомиров,
Образы, формировавшие мировоззрение наших предков, либо вообще не работают, либо наделяются совсем иными наборами качеств. (c)
Так было почти всегда. Подумайте сами: актуальны ли образы строителей коммунизма для тех, кто беспредилил в 90-е? А актуальны ли были все образы дореволюционной (православно-самодержавной) России для тех, мыслил категориями всемирной революции в 1920-1930-е? Часть - да, но все - точно нет. А актуальны ли были образы времен Пушкина и крепостничества для дореволюционной России времен передвижников? Ну и так далее вглубь веков.
52. Кирилл Д. : Ответ на 50., Павел Тихомиров:
2017-06-04 в 00:06

В дополнение к №51.


литература перестала быть чем-то системообразующем



В общем-то, Толкин и Гарри Поттер даже стали чем-то системообразующим. И мне это всё тоже грустно.
Но. В чём фишка-то...
Джек Лондон и Жюль Верн - тоже импортный товар. А почему у нас здесь за 200 лет не произошло импортозамещения - отдельный вопрос. А это, как мне кажется, одна из весомых причин...
И сейчас... Наши дети и младшие братья ориентируются, насколько я понимаю, почти на 100% на западную печатную и кинопродукцию. А нашу a priori склонны считать отстоем, знак "сделано в России" воспринимается как гарантия отсутствия качества.
Тоже грустно, но ведь наши "мастера культуры" дают повод - много мастерского они создают?
Да, а все эти быдло-книжки и быдло-кино "про бандитов" или "про любовь" молодые не читают и не смотрят. И всю эту гниль типа Улицкой не читают. А охотно вот этот весь действительно отстой потребляют именно представители нашего с Вами поколения.
Что ещё скажу... Чем молодое поколение отличается от нас - они очень разные, дифференциация сильнее, чем была у нас - и социальная, и ценностная. С одной стороны, это означает, что о них вообще трудно судить "в целом".
С другой - это, конечно, опасно; у нас есть риск появления нескольких "разных цивилизаций" и распада народа.
В общем, не знаю, что из этого всего выйдет.
С другой стороны, "мы уйдём, и всё накроется", я бы не стал говорить. А кто такие, собственно, мы? Те, кто помнит фамилию "Маркес"? Этого маловато, чтобы быть стержнем общества.
Мы, наше с Вами поколение, Павел - это, вообще-то, те кто про... в общем, прохлопал страну (о которой сейчас льём ностальгические слёзы). Можно и так сказать - наши деды фашистов победили, наши отцы в Космос полетели, а мы - а мы просто обгадились. На уровне поколений можно и так рассуждать.
И помогла нам культура 19 века? Между прочим, это наше поколение сейчас спохватилось и поняло (когда уже поздно стало), а когда-то тоже предпочитало хавать западных битлов, а не Достоевского.
Короче, нам скромнее надо быть; говоря по-христиански - смиреннее. Нет у нас оснований считать себя солью земли.
51. Кирилл Д. : Ответ на 50., Павел Тихомиров:
2017-06-03 в 22:56


Слушать да читать много чего иногда слушают да читают. Речь о другом. О том, что, во-первых, литература перестала быть чем-то системообразующем, как это имело место в XIX-XX веках;



Если точнее, литература стала чем-то системообразующим в XX веке. До этого мешали, хотя бы, чисто технические обстоятельства - неграмотность большинства населения.


во-вторых, произошло замещение ландшафта символов. Образы, формировавшие мировоззрение наших предков, либо вообще не работают, либо наделяются совсем иными наборами качеств.(Анекдот был на эту тему:"Люди не знают, что "Полковнику никто не пишет" - это не песня Би-2, а повесть Маркеса").



Что-то в этом есть, хотя пока для меня звучит несколько туманно, но что-то этакое, вероятно, происходит.
Анекдот этого не описывает - это просто о невежестве. Кто-то читал Маркеса, кто-то нет.
Люди также могут не знать, что "я - та сила, что творит добро, желая зла" сказал не Воланд у Булгакова, а Мефистофель у Гёте.
В общем, не спорю, что нечто происходит. Но требует лучшего понимания и более точного описания.
Возможно, это некая "вестернизация" сознания. Но это, во всяком случае, не то, что мы умные и герои, а наши потомки - быдло и обыватели. Нет, конечно, они не "тупо" хуже нас. Но и правда малость другие (а может, и нет).
И, следующий вопрос - а не переживала ли подобного Русь в эпоху Петра I и после 1917, например? Явная смеха вех и смена поколений, смена символов - причём явно более катастрофическая, чем мы видим сейчас. Тем не менее, русские остались русскими с русским культурным кодом.
50. Павел Тихомиров : Ответ на 43., Кирилл Д.:
2017-06-03 в 22:07

И Высоцкого слушают, и Цой, тем более, жив.Да и условный Лукьяненко, наверно, не хуже Жюля Верна - причём он русский.



Слушать да читать много чего иногда слушают да читают.

Речь о другом.
О том, что, во-первых, литература перестала быть чем-то системообразующем, как это имело место в XIX-XX веках; во-вторых, произошло замещение ландшафта символов.

Образы, формировавшие мировоззрение наших предков, либо вообще не работают, либо наделяются совсем иными наборами качеств.

(Анекдот был на эту тему:
"Люди не знают, что "Полковнику никто не пишет" - это не песня Би-2, а повесть Маркеса").
49. Кирилл Д. : Ответ на 46., Михаил Енотов:
2017-06-03 в 22:04


Строго говоря, каждое следующее поколение слабее предыдущего и физически, и духовно - таково в Православии само понимание времени как следствия грехопадения. Время течет к царству антихриста, все больше и больше расчеловечивая людей - это вполне святоотеческая позиция, я тут никаких откровений не сделал.



По-моему, у Вас несколько прямолинейное понимание. Или скажите, где именно такое понимание у святых отцов.
Во-первых, пришёл Христос. Люди стали принимать христианство. Они всё равно стали духовно слабее своих языческих предков?
Во-вторых. С начала человеческой истории более 7000 лет. Одно поколение - пусть 25 лет. Значит, сменилось почти 300 поколений. И, если каждое последующее слабее предыдущего, то как нас вообще на такое количество поколений хватило? И даже от Христа, 2000 лет и 80 поколений. Это 80 стадий падения, но мы до сих пор живы?
Тут уж, скорее, можно провести аналогию с жизнью человека. Понятно, что с каждым прожитым днём он, строго говоря, приближается к своей смерти. Но это не значит, что с каждым днём он становится слабее. Он просто проходит разные стадии. Разумеется, раньше или позже он начнёт дряхлеть. Но, опять же, это не такой линейный процесс, и зависит от множества обстоятельств.
А то и ещё сложнее. Представим себе альпиниста, лезущего в гору. Вот он поднялся на 1 км. А потом на 5 км. Это не нисхождение, а восхождение. Но ведь, от того, что он поднялся на 5 км, его шансы сорваться и разбиться в лепёшку не уменьшились.
Более того, на большой высоте появляются и новые риски - разреженный воздух, низкое давление, сильный ветер и перепады температур... Да, и, если у него иссякли силы и нет сил подниматься выше, то и вернуться обратно ему будет намного труднее с высоты 5 км, чем с высоты 1 км.
В общем, тому, кто выше, легче и погибнуть, на самом деле.
И подвижник подвержен не меньшему духовному риску и опасности сгубить свою душу, чем обычный человек средней паршивости. А может, и большему. Не случайно святые люди искренне считали себя самыми грешными. Они это понимали, надо полагать.
Так что, можно предположить и такое - что, напротив, человечество растёт (во всяком случае, в каких-то аспектах) и достигает большого могущества, и тут, как раз, его подстерегает то, с чем оно не справится, и от чего рухнет в лапы антихристу.
Так что я не уверен, что наше движение по исторической оси может быть описано просто как тихая деградация. Во всяком случае, к ней совсем не сводится.
И вообще смысл и конечная цель человеческой истории - не антихрист, а Христос. Воссоединение с Богом, обретение потерянного рая. Но на этом пути нас подстерегает антихрист. Как-то так, может быть.
48. рудовский : Re: Хроники православного постмодернизма: о фильме «Матильда» и передаче Исаакиевского собора
2017-06-03 в 21:44

Михаил Енотов
строго говоря, вы сказали глупость уже во второй раз. Вот и все.
Что, конечно, весьма печально.
Впрочем, утешением мне служит то, что такие человеконелюбители (да еще и лукаво прикрывающиеся Святоотеческим вероучением), как вы, в явном меньшинстве; более того, вы едва ли когда выскажете свою позицию публично. Вам не хватит духу подойти к какой-нибудь 17-летней девушке по имени Маша (Настя, Оля, Лиза и пр.) и сказать ей, что она не похожа на человека.
47. Кирилл Д. : Ответ на 45., Михаил Енотов:
2017-06-03 в 21:35


Чтобы отойти от абстрактных рассуждений, приведу наглядный пример: в войне на Донбассе бОльшую часть ополченцев составляли люди старше 30 (хотя, конечно, были и отдельные герои вроде "Вандала"), а вот в бандеровских "нацбатах" как раз воевала и воюет в основном молодежь.



Если так, то о чём это говорит? О том, что молодёжь ДЛНР менее пассионарна, чем молодёжь чуть западнее? Или о том, что в бандеровских нацбатах воюют младшие братья и дети ополченцев, то бишь - против своих отцов и старших братьев?


Что касается Путина, то я всего лишь процитировал озвученное им понимание патриотизма.



А где это у него? Можете прямую цитату дать?
46. Михаил Енотов : Ответ на 44., рудовский:
2017-06-03 в 20:56

А следующее поколение вообще мало на людей похоже (на русских - точно, нет). (С)Чудовищная смесь гордыни, глупости и ненависти.Автор пытается узурпировать право, никогда ему - и вообще никому из смертных! - не принадлежавшее!



Строго говоря, каждое следующее поколение слабее предыдущего и физически, и духовно - таково в Православии само понимание времени как следствия грехопадения. Время течет к царству антихриста, все больше и больше расчеловечивая людей - это вполне святоотеческая позиция, я тут никаких откровений не сделал.
45. Михаил Енотов : Ответ на 42., Кирилл Д.:
2017-06-03 в 20:48

Михаил, неужели всё так плохо? Всё-таки, мне казалось, что в Вашем и младшем поколении есть люди со здоровым началом. В конце концов, мои дети (они моложе Вас), их друзья, дети моих друзей - вроде, нормальные ребята, большей частью. Или я чего не вижу и не понимаю? И такой вопрос. "По Путину", говорите. Вы хотите сказать, что поколение моложе 30 духовно убил Путин?



Чтобы отойти от абстрактных рассуждений, приведу наглядный пример: в войне на Донбассе бОльшую часть ополченцев составляли люди старше 30 (хотя, конечно, были и отдельные герои вроде "Вандала"), а вот в бандеровских "нацбатах" как раз воевала и воюет в основном молодежь. Это я говорю о добровольцах-пассионариях - официальные ВСУ, как вы понимаете, менее показательны (да и воевать-то они поначалу не хотели), ну а про нынешнюю "народную милицию" ЛДНР я вообще молчу - туда сейчас за 15 тысяч все кто угодно идут, включая алкашей и наркоманов.

Что касается Путина, то я всего лишь процитировал озвученное им понимание патриотизма. Но, конечно, он как глава государства более нас с вами ответственен за духовное разложение народа.
44. рудовский : Re: Хроники православного постмодернизма: о фильме «Матильда» и передаче Исаакиевского собора
2017-06-03 в 19:19

А следующее поколение вообще мало на людей похоже (на русских - точно, нет). (С)
Чудовищная смесь гордыни, глупости и ненависти.
Автор пытается узурпировать право, никогда ему - и вообще никому из смертных! - не принадлежавшее!
43. Кирилл Д. : Ответ на 41., Павел Тихомиров:
2017-06-03 в 18:37


Согласен.



А я нет


Пройдёт ещё некоторое количество лет, и уйдём мы - те, кто воспитывался ещё по большому счёту на культуре 19 века. Нам ведом был и Ж.Верн, и Дж.Лондон, и Достоевский с Толстым, интересовались политикой - причём не в шкурном смысле слова, а именно в духе "Русских мальчиков" ФёдорМихалыча. Сталин-Берия-февралисты-октябрята уже через поколение будут чем-то вроде Геродота с Фемистоклом.Альтернативное культурное поле сформировано, поколение уже прошло обкатку гарипотерами-суперменами-нинзячерепашкапи, надёжно уничтожившими ту культуру, которая начала формироваться во времена Пушкина и закончила своё существование вместе с нелюбимыми нашими единоверцами Высоцким и Солженицыным.Всё хуже, чем кажется, а мы, всё, знай себе, спорим-дискутируем по микроскопическим частностям.



В общем-то, я лично знаю некоторое количество людей моложе 30, читавших Достоевского, и не потому, что в школе задают, а сами.
"Русских мальчиков" я тоже видел. Как-то на улице лет ещё 10 назад увидел "национал-большевиков", продававших свою "Лимонку", ребята лет 17-18, подошёл, поговорили... Да, те самые русские мальчики и есть.
И Высоцкого слушают, и Цой, тем более, жив.
Да и условный Лукьяненко, наверно, не хуже Жюля Верна - причём он русский.
Конечно, многое меняется, и не всегда в лучшую сторону. Но, сдаётся мне, у старшего поколения в 1920-е при виде тогдашних комсомольцев и пролеткульта, оснований для пессимизма было никак не меньше, а, скорее, больше, чем у нас. Однако...
42. Кирилл Д. : Ответ на 40., Михаил Енотов:
2017-06-03 в 18:12


Мое поколение потеряно. Для него патриотизм - это комфорт и достаток (строго по Путину). А следующее поколение вообще мало на людей похоже (на русских - точно, нет)



Михаил, неужели всё так плохо? Всё-таки, мне казалось, что в Вашем и младшем поколении есть люди со здоровым началом. В конце концов, мои дети (они моложе Вас), их друзья, дети моих друзей - вроде, нормальные ребята, большей частью.
Да и Вы, насколько я понимаю, патриот в нормальном, а не "комфортном" смысле слова. Вы же, наверно, не один такой в своём поколении?
Или я чего не вижу и не понимаю?
И такой вопрос. "По Путину", говорите. Вы хотите сказать, что поколение моложе 30 духовно убил Путин?
41. Павел Тихомиров : Ответ на 40., Михаил Енотов:
2017-06-03 в 14:55

Мое поколение потеряно. Для него патриотизм - это комфорт и достаток (строго по Путину). А следующее поколение вообще мало на людей похоже (на русских - точно, нет).


Согласен. Пройдёт ещё некоторое количество лет, и уйдём мы - те, кто воспитывался ещё по большому счёту на культуре 19 века. Нам ведом был и Ж.Верн, и Дж.Лондон, и Достоевский с Толстым, интересовались политикой - причём не в шкурном смысле слова, а именно в духе "Русских мальчиков" ФёдорМихалыча. Сталин-Берия-февралисты-октябрята уже через поколение будут чем-то вроде Геродота с Фемистоклом.

Альтернативное культурное поле сформировано, поколение уже прошло обкатку гарипотерами-суперменами-нинзячерепашкапи, надёжно уничтожившими ту культуру, которая начала формироваться во времена Пушкина и закончила своё существование вместе с нелюбимыми нашими единоверцами Высоцким и Солженицыным.

Всё хуже, чем кажется, а мы, всё, знай себе, спорим-дискутируем по микроскопическим частностям.
40. Михаил Енотов : Ответ на 37., Из народа:
2017-06-03 в 14:03

Енотов! 30 лет - зрелость. Поделитесь своими планами. "Перелицуйте" кинематограф. На самом деле ваше поколение - в центре внимания.



Мое поколение потеряно. Для него патриотизм - это комфорт и достаток (строго по Путину). А следующее поколение вообще мало на людей похоже (на русских - точно, нет). Что касается "перелицовки" кинематографа, я долго пытался на этом поприще что-то сделать, но понял - это совершенно безнадежно. Болото. Вот все набросились на "Матильду", а ее без этого пиара посмотрело бы 1000 человек, в то время как фильмы вроде "Притяжения" или "Защитников" гораздо вреднее для православной идентичности и их смотрят миллионы. Я же писал: это система, "перелицовывать" нужно всю ее целиком.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме