Из 16-ти Трижды Героев Социалистического Труда ровно половину составляли учёные-атомщики. Среди них - Николай Леонидович Духов (25.10.1904 - 5.05.1964). Однако первую медаль «Серп и Молот» (1945) он получил не за атомную бомбу, а за танки, созданию которых отдал почти половину своей творческой жизни, пройдя путь от начинающего инженера Кировского завода - ЛКЗ (1932) до главного конструктора танкового производства (1943).
В первые годы он занимался конструированием технологической оснастки для массового производства тракторов и созданием первого советского легкового автомобиля. В 1936 его перевели в танковое КБ. Там он начал с разработки единой методики тягового и прочностного расчёта танков, которой инженеры впоследствии пользовались не один год, затем создал бортовую передачу принципиально новой конструкции для танка Т-28.
Человек огромного аналитического ума, он раньше многих авторитетных специалистов понял, что будущее - только за однобашенными, и только за гусеничными танками, и в 1938 предложил технический проект новой машины - тяжёлого танка КВ («Клим Ворошилов»)-1, а в 1939 стал ведущим конструктором этого танка. В том же году началось серийное производство КВ-1. Именно они прорвали «линию Маннергейма», спасши жизнь многим тысячам наших солдат в Финской войне. Директор ЛКЗ И.М.Зальцман вспоминал: «Его вклад в создание танка КВ настолько значителен, что я считаю Духова основным автором этой могучей машины».
Лучшим танком 2-й мировой войны по праву считается Т-34. Но это - средний танк. С прорывом укреплённых линий обороны врага он далеко не всегда справлялся. Лучшим здесь был КВ-1. Недаром командующий Волховским фронтом Мерецков просил, чтобы ему присылали не Т-34, а КВ.
Когда немцы создали «Тигр» и «Пантеру», оказалось, что наши 76-мм пушки их броню не пробивают. В ответ под руководством Николая Леонидовича в немыслимо короткие сроки был создан танк ИС («Иосиф Сталин»)-1, а затем и ИС-2 со 122-мм пушками Ф.Ф.Петрова - лучший тяжёлый танк 2-й мировой. Под его же руководством были созданы и мощнейшие самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152, и проведена коренная модернизация Т-34. Работал Духов в то время уже в Челябинске, главным конструктором «Танкограда» - Челябинского тракторного, объединенного с эвакуированным Кировским заводом.
В 1948 в его судьбе произошёл крутой поворот - он стал заместителем главного конструктора КБ-11 («Арзамас-16»). Можно, конечно, разводить руками - как человек, никогда не имевший отношения к ядерной физике, вдруг стал заниматься атомной бомбой? Физиков что ли не хватало? Нет, физиков было вполне достаточно. Но, чтобы превратить атомную начинку в оружие, да ещё в сжатые сроки (ведь Америка реально угрожала нам атомной войной!), физики не годились - нужен был гениальный конструктор. Выбор пал на Духова, и выбор был безошибочный. За создание атомной бомбы он получил звание Дважды Героя Соцтруда, а за создание водородной - Трижды Героя. В списках награждённых он шёл под номером 2. (Вообще-то, за эти бомбы ему, как и другим главным ядерщикам, полагалось три Звезды. Но наверху посчитали, что Четырежды Герой - это слишком, и вместо третьей Звезды вручили только орден Ленина).
Последние 10 лет жизни он возглавлял филиал КБ-11, названный после его смерти «ВНИИ автоматики им. Н.Л.Духова». В стенах этого НИИ были созданы ядерные боеприпасы для стратегических и тактических комплексов ядерного оружия - баллистических ракет, морских торпед, ракет морского и авиационного базирования и много другой техники, связанной с атомным оружием.
Память члена-корреспондента АН СССР, лауреата 6-ти Сталинских и Ленинской премий Н.Л.Духова увековечена названием одной из улиц «Арзамаса-16», мемориальной доской на доме в Челябинске, где он жил, скульптурным бюстом в Челябинском политехническом институте (ныне ЮУрГУ), где он заведовал кафедрой танкостроения.
Академик-ядерщик Ю.Б.Харитон писал о нём: «Его конструкторская гениальность врождённа. ...то, что он сделал за свою жизнь, огромно как по количеству и уровню инженерных решений, так и по тому значению, которое его труды имели для укрепления оборонной мощи нашей Родины».
В летописи ЧТЗ есть строки: «Николая Леонидовича по силе конструкторского таланта можно было сравнить с такими виднейшими конструкторами страны, как Швецов, Поликарпов, Яковлев. Когда он рассматривал чертеж, то казалось, будто видит его насквозь. Ни одна ошибка не ускользала от его слегка прищуренного, спокойного взгляда».
Русский народ неисчерпаемо богат гениями, но всю мощь своего таланта они проявляют тогда, когда нужны государству. Государству, именуемому Российской Федерацией, судя по всему, гении не нужны - как не нужны ему ни качественное образование, ни фундаментальная наука, ни развитая промышленность. А судя по национальной политике, не нужен и сам русский народ.
3. Re: Гениальный конструктор Николай Леонидович Духов
2. Re: Гениальный конструктор Николай Леонидович Духов
1. Re: Гениальный конструктор Николай Леонидович Духов