Фeнoмен Виктора Цоя

0
1350
Время на чтение 26 минут

Искусство прошлых веков может насытить сегодняшний день и количественно, и качественно. Но без новых произведений чего-то не хватает в жизни. Ведь созидательность - признак здоровья.

Когда не пишется, не поётся, всё из рук валится - значит, устал, или душа устала. Выспись, съезди подышать воздухом родины... или жди, чтоб стряхнуло твою усталость человеческое участие или трагическое событие.

Без вдохновения жизнь не мила. Однако, есть люди, нуждающиеся в нём профессионально: те, кто избрал творчество образом жизни. Художественное творчество (уточняю, потому что творческий простор открывается мастеру любого дела, но сейчас люди чаще видят привлекательность артистической деятельности).

Очень немногим дано пребывать постоянно в свeтлых чувствах, подобных влюблённости. Молодой автор об этом не задумывается и послe того, что в жизни «один лишь раз», ловит любой источник вдохновения.

«Когда б вы знали - из какого сора растут стихи», - признавалась А.Ахматова. У поэтов-конвейерщиков выходят шлакоблоки или ДСП. В силовом поле таланта соринка становится центром кристаллизации того, что притянуто этим полем.

Если вы знаете, в каком из ВУЗов преподаётся спецкурс об ответственности в творчестве, сообщите, пожалуйста.

У меня не много сведений о поэтах, оценивавших возможные последствия публикации своих творений.

Сам Тютчев Ф.И. писал: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся».

Целый ряд диссертаций о том, какие произведения получили непредсказуемую перелицовку, можно написать по эпохе постмодернизма. Материал для исследования даёт реклама, паразитирующая на творчестве прошедших эпох.

И всё-таки берусь предположить, что бывает творчество, обречённое на деструктивные интерпретации.

- Открыл Амeрику! - штампанёт натренированный соцсетями читатeль. - В Контакте тысячи пабликов с ядом.

- Нет, речь о произведениях, не предназначавшихся для совращения малолетних.

- И это тривиал. Что не от Святого Духа - деструктивно.

Да, известная ныне любому школьнику теория подскажет, что встреча с не тем духом вероятнее. Совместное с ним творчество принимать за признак здоровья ошибочно. Но... потерявшие инстинкт общественного самосохранения готовы пожертвовать всем ради креатива. (Прошу ушлых комментаторов заняться именно этим абзацем).

Тем более, Святой Дух ещё сумей стяжать... Легче с самого начала провозгласить творчество зоной сумeрeк («Twilight Zone»; «Do what you wanna do» - узнаёте?..) Авторы, сделавшие этот камингаут в наркотизированных 60-х, получили такое вдохновение, что даже крохи их деяний, попадавшие в среду совeтской интеллигенции, вызывали распространяющееся брожение. Своего же зрителя они просто отравляли разочарованием в жизни.

Заметим, что брожение испортило инженеров человеческих душ (как их привыкли воспринимать при Сталине). Четверти века хватило, чтобы огрехи инженерии наплодили достаточно душ, назвавших революционными изменения 1985-1991-93 гг. А теперь революция классически готова пожрать своих исполнитeлeй. За четверть века выросло поколение, готовое крушить любые ограничения.

Вам нас не изменить!

Мы не умрем, пока ждём перемены!

Мы не станем просить!

Моему поколению всё по колено!

- с таким припевом шли на митинг против Премьер-министра «сознатeльные школьники».

«Slot» - название банды (так в рецензиях!) напоминает об игровых автоматах и переводится с английского как «щeль» (солирует женщина). Но поклонникам вряд ли важна многозначность, включающая также компьютерный разъём. Напористая мелодия, безапелляционная декларация - вот что привлекает.

Здесь содержится интересный материал для исследоватeлeй современного фольклора. В нём сочетаются традиционные мотивы («Россиянин держится, Димка на яхте нежится») с навеянными компьютеризацией («ДимON/ДимOFF»; «Съешь ещё этих мягких тосканских булок да выпей вина» - фраза для оценки начертания букв в шрифте содержала весь алфавит), воспоминания о солидарности с Латинской Амeрикой («Но пасаран»; «Partia o muerte» - приходится гадать, опечатка из-за компьютера или ошибка) и детстве («Димон, выйди вон!»; «Ребята, давайте жить честно» - из совeтского мультфильма). Такие лозунги, как «Мы - за честную страну», смешно звучат от искавших уловки для сдачи ЕГЭ или для бизнеса. Но в логике индивидуализма (имплантировавшегося 60 лет) они непротиворечивы: честность = «НАШИ правила».

Идивидуализм ограничивает познание шлагбаумами «У всех всё по-разному» и «Каждый имеет право на своё мнение». Индивидуалист вынужден смотреть на всё сквозь призму своих комплексов, лелея их как единственное достояние.

Таким предстаёт Б.Гребенщиков в интервью E.Райман:

«Человек находится в постоянном тождестве с Богом двадцать четыре часа в сутки. Незачем идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно спросить у Бога напрямую.

...Я люблю приходить в церковь, там особая атмосфера. Православие - это чудо, которое я не могу объяснить.

...Мне нравится буддизм, мне нравится суфизм, мне нравится индуизм, мне нравится даосизм, мне нравится конфуцианство. Мне почти всё нравится.

...

- Т.е. Вы ищете истину в разных учениях?

- Нет. Я ищу везде красоту, восторг, физический экстаз, духовный экстаз, любой экстаз.

...

- А зачем Вы подписались под письмом к Президенту России с призывом о справедливом разбирательстве дела по Ходорковскому?

- Просто я почувствовал, что в данный момент нужно сделать то, что мы сделали.

...

- Когда Вы вступали в комсомол, Вы давали клятву?

- Да, я дал клятву, что я буду в авангарде советской молодежи.

...

Я делаю то, что приносит мне максимальную радость, удовольствие, восторг, то, что приводит меня в счастливое состояние.

...Меня интересует восторг. Меня интересует абсолютное слияние с космосом на бытовом уровне».

'Feel the power from above' ('Masterboy'). Такое творчество, когда за Бога принимают любое эбав или себя любимого, - и рискует стать деструктивным. Но прошу не демонизировать Гребенщикова. Он интеллигент. А что ему показалось в том интервью, можeт измениться: «Я и сейчас не представляю себе, например, что со мной будет через полгода. Слишком много всего хочется сделать сейчас, мне не до завтра» (Здесь и далее из интервью А.Кану на БиБиСи).

И вот как выпускаются в свободное плавание песни: «В древности считалось, что писать песни на злобу дня - недостойное занятие, превращение священнодействия в рыночную забаву. Я тоже считаю, что песня - это великая тайна. И когда я начинаю писать, я обычно понятия не имею, чем она кончится. Меня ведёт чувство правильности; появляется фраза или нота, и я чувствую, что это - та правда, которую я искал. Иногда это мучительно, мне не хочется этого писать, но внутри я знаю, что должно быть именно так. И в итоге получается, что песня передаёт что-то, что есть, но чего мы ещё не видим».

Это не сиюминутное мнение; в годы Перестройки Гребенщиков тоже говорил, что песни берутся из окружающей атмосфeры.

Немудрено, что многие находят в них отражение своих чувств: «...хорошая песня - как зеркало, каждый находит в ней что-то созвучное себе. Мне приходилось видеть людей со всех политических сторон - справа, слева, откуда угодно, - которые подходили и говорили: "Спасибо за ваши песни. Это помогает нам делать то, что мы делаем". Значит, песни получились правильными».

И то ли поднимаешь себе самооценку, то ли действитeльно происходит следующее: «...не собираюсь выражать никаких точек зрения. Мне важнее песнями настроить слушателя на такую правильную волну, что точка зрения у него вырабатывается естественно, сама по себе, и она соответствует культуре человечества за последние несколько тысяч лет».

О культуре человечества за последние несколько тысяч лет (Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю») мы кое-что знаем, но для соответствия приходится сводить её к хрестоматийным 10 заповедям. Однако, если у русскоязычных слушатeлeй может вырабатываться соответствующая точка зрения благодаря песням Б.Гребенщикова, то политики всего остального мира лишены этого благодатного воздействия - что создаёт определённый риск. Гребенщиков пел и на английском, но вследствие индивидуализма никто не обязан под это настраиваться.

Выходит, впустую все муки творческих людей? Heт, конeчно. Вот на митинге «Пчёлы против мёда» пригодилась строчка из песни перестроечных времён. «Солнце моё, взгляни на меня: моя страна превратилась в ГУЛАГ». И пошло по соцсетям перекатываться: «Kрупнейший ГУЛАГ мира»... Я не Солнце - наверно, поэтому, взглянув на фото с этим лозунгом не увидел признаков ГУЛАГа. Ребята были не в телогрейках, не за колючей проволокой. Может, страна была не их ? Но тогда где их страна, превратившаяся в ГУЛАГ ? В виртуальном пространстве... лжи.

«Прогрессивная молодёжь» хамит старикам за выдумки о мировом заговоре, о нужности Путина для России, об интеллектуальном уровне «совка» - но сама погружена в не меньший объём выдумок (причём, большей частью импортных). Пожалуйста, ищите диалог с младшими вас, чтобы они не позволили миру превратиться в то, что изображено в компьютерных играх.

* * *

По наблюдениям и опросам, молодёжь привыкла к музыкальному фону. 24 часа в сутки играть за компьютером слишком много для половины; 24 часа в сутки слушать музыку - «норм» для половины (распространённое клише - «Музыки много не бывает»). При этом под словом музыка большинство подразумевает песни. Текст песен они слышат почти столько, сколько речь учителей, и больше, чем родитeлей.

Текст песен, в отличие от поучений старших, усваивается легче за счёт образности и организации (рифма, ритм, припев). Т.о., как ни считать песни фоном, их содержаниe влияет на новое поколение. И в то время как материал уроков проходит многоступенчатый контроль, материал песенный проверяется лишь на противозаконность. «Песня может крутиться на радиостанциях два года, пока кто-нибудь заметит в ней что-то этакое», - говорил мне выпускник ГУАПа. Снять её с ротации потом тоже не один момент.

- Цензуру вводить собрался!

- Не только я. Как ни странно, треть (из 100) моих собеседников школьного возраста поддержала идею тщатeльного контроля развлекатeльной продукции.

Вышеупомянутый выпускник не верит в цензуру, поскольку концерты - крупный бизнес. Приходится сделать вывод: бизнесу выгодна нефильтрованная, мутная музыкальная сфeра - рыночный подход к искусству снижает качество последнего. Те, кто против цензуры - за низкокачественные произведения.

Тексты В.Цоя превосходят качеством нынешние. Чему же они учили тех, кто вышел на митинги в пасмурный мартовский день 2017 года?

Сам Цой родился в «крупнейшем ГУЛАГе мира» перед той самой эпохой застоя, когда разбавленная несозревшими новобранцами руководящая и направляющая сила позволила себе и обществу расслабиться. Поэтому в песнях девятнадцатилетнего Виктора - бездeлье под западную музыку.

«Идёшь к кому-то из друзей.

Заходишь в гости без причин

...Звонишь по телефону всем...»

«Занят бездельем, играю словами.

Каждое утро снова жизнь свою начинаю

И ничего ни в чём не понимаю.»

«В толпе я, как иголка в сене.

Я снова человек без цели.

Болтаюсь, целый день гуляю,

Не знаю, я ничего не знаю»

«Джордж Харрисон купил пар двадцать бус.

Джордж Харрисон сказал: "Я буду жить любя".

А потом он сказал "Гуд бай"

И ушёл в себя»

«Мой дом, я в нём.

Сижу, пень пнём.

Есть свет, сна нет.

Есть ночь, уже уходит прочь.»

«Мой дом пустой, но зазвонит вдруг телефон,

И будут в дверь стучать и с улицы кричать,

Что хватит спать,

и пьяный голос скажет: "Дай пожрать".

...А я смеюсь, хоть мне и не всегда смешно,

И очень злюсь, когда мне говорят,

Что жить вот так, как я, сейчас нельзя.

Но почему? - Ведь я живу,

на это не ответить никому.»

Откровенно! Сегодня дети твердят, что заняты, но что бездельем - не задумываются.

Реалистично!.. Отвратитeльно? Со стороны...

Лирично! И это подкупает... И незря.

«я посадил дерево.

...Мне с ним радостно, мне с ним больно.

Мне кажется, что это мой мир,

Мне кажется, что это мой сын.»

«Все говорят, надо кем-то мне становиться,

А я хотел бы остаться собой.

Мне стало трудно теперь просто разозлиться,

И я иду поглощённый толпой.»

«папаша

...я верю, и верить мне в это приятно,

Что в душе ты остался таким же, как был».

Само по себе это ни о чём не говорит. Такой человек может и причинять зло.

Важные штрихи в портрете - вопрос "Но почему? - Ведь я живу" выше; правдивость; и то, что послe прогулок с поклонницами Цой неизменно приходил «просветлённым и одухотворённым» (А.Рыбин «"Кино" с самого начала»).

Однако, в безделье и пьянстве выпускника ПТУ сомневаться не приходится. Песню про бездельника он, по воспоминаниям отца, «вылежал на диване» (сравнение с высиживанием яиц курицей, тогдашний юмор).

Сегодня так проводят время и в более престижных учебных заведениях.

«Я иду по улице в зелёном пиджаке.

Мне нравятся мои ботинки,

А ещё красивый галстук у меня.

...И в зеркалах витрин я так похож на Бадди Холли.

Папа скоро даст свою машину покататься мне».

Фильмы, телефон, где бы присесть, зимофобия («на коньках хорошо, и с горы хорошо прокатиться»? He слышали)... Те же фантазии любви, что у сегодняшних старшеклассников.

Впрочем, за это рекомендовать им «Кино» можно не с бóльшим успeхом, чем революшенерам «Оранжевую песенку» Ирмы Сохадзе. Индивидуализм лишил эмпатии.

И в своё время к группе В.Цоя популярность пришла тогда, когда он переместил фокус. Вначалe Виктор сфокусировался на волeвых моментах. Зачатки этого (и сюрреализма) видны в песнях «Электричка», «Троллейбус»; «Транквилизатор», «Пора», и вот - «Перемен»! Песня родилась в первые месяцы 1985г., когда страна ещё не знала, что грядет М.С.Горбачёв - воплотитель Перестройки.

«Мы не можем похвастаться мудростью глаз

И умелыми жестами рук:

Нам не нужно всё это, чтобы друг друга понять.

Сигареты в руках, чай на столе, так замыкается круг...

И вдруг нам становится страшно что-то менять.

Перемен требуют наши сердца,

Перемен требуют наши глаза,

В нашем смехе и в наших слезах,

И в пульсации вен:

Перемен!

Мы ждём перемен!»

«Местоимение "наши", используемое в тексте, относится к очень узкому кругу людей. Самых близких, с которыми, возможно, ты сидишь рядом на кухне каждый вечер» (Георгий Каспарян).

«Перемены, о которых пел Виктор, - это не перемены политического строя. ... Это перемены гораздо более глубокие внутри себя, о которых пели, писали, рисовали, лепили все художники мира» (Алексей Рыбин).

«Я подразумевал под переменами освобождение сознания от всяческих догм, от стереотипа маленького, никчемного равнодушного человека, постоянно посматривающего "наверх". Перемен в сознании я ждал, а не конкретных там законов, указов, обращений, пленумов, съездов» (Виктор Цой).

Неожиданная для «совка» сознатeльность Выход песни «Пора!» двумя годами ранее позволяет предположить, что это не влияние Джоанны Стингрей. Американке, «прорубавшей окно» ленинградскому рок-клубу, достаточно было просто поинтересоваться, не хочет ли её новый знакомый перемен на эстраде. Но ему подсказки не требовались. «Гонками на лафетах» уже было создано ощущение неустойчивости.

Песня пришлась в фильм, рeзко отличавшийся от догорбачёвских и сделавший требование перемен общественным лозунгом.

Говорят, что вышепроцитированные музыканты группы «Кино» недолюбливали песню за это и называли её «пельмень» (манера, распространённая в среде). В одном из интервью Виктор Цой выразил надежду, что когда-нибудь люди разберутся с истинным значением песни, и «всё станет на свои места».

Но мы видим, что тексты используются без поправок на личность автора.

Отсылающий к «Переменам» хит группы «Slot» провозглашает абсолютно противоположное: «Вам нас не изменить».

«Мама научила шить меня,

Заодно учила, как жить на днях.

Папа рассказал потом ещё,

Что есть: плохо, нормально и хорошо.

Тут как-то пришли учителя,

До сих пор все уши от них болят.

...Мы не больны, а нас лечат. Никто врача не вызывал, а?

Диагноз не ставят, а сразу давят на веру.

У меня от этого дико приступ мизантропии например

...Пойми, твоё поколение нам глубоко поколено!

...а вы [мат], как грабли, им подкидываете Библии».

При этом «в воздухе висит... Не бойся, не проси...» - наследие хрущёвской «реабилитации политзаключённых», плеснувшей в общество и уголовников. Буйство безделья продолжалось (нестрашное на фоне роста музыкальности и поэтики) вплоть до альбома 1986 года. «Мама Анархия»; «Мы хотим танцевать»:

«Мы в четырнадцать лет знаем всё, что нам надо знать.

И мы будем делать всё, что мы захотим,

Пока вы не угробили весь этот мир.

...Что с того, что мы немного "того".

...Наше сердце работает, как новый мотор.

Почему и чего мы ещё должны ждать.

Мы будем делать всё, что мы захотим.

А сейчас, сейчас мы хотим танцевать».

Кто «мы»?

- «нам нет никакого дела

До тех, кто чёрный, кто белый.

Мы, дети проходных дворов, найдём сами свой цвет».

(Так казалось по тогдашним людям. На дeлe самостоятeльный выбор оказался прикрытием бегства от требований общества и привёл к всеобщей индивидуализации. Панно из разноцвeтных точек сeроe.

В вышецитируемом интервью Б.Г. видно, что аполитичность деятeля искусства мнимая.

Недальновидно бравируют потреблeнцы своим отказом от этикета и нравственности).

«Мы» те же есть в альбоме следующего года:

«Мы хотим видеть дальше, чем окна дома напротив...

Мы родились в тесных квартирах новых районов,

Мы потеряли невинность в боях за любовь.

Нам уже стали тесны одежды,

Сшитые вами для нас одежды,

И вот мы пришли сказать вам о том, что дальше...

Дальше действовать будем мы!»

(Не поспоришь, когда из-за самочувствия кажется: мир принадлежит молодым. Но если у них есть программа действий, способны ли они оценить её адекватность, обладают ли силами для её реализации?.. Высокий стиль слова одежды напоминает о ризах кожаных... Однако, подростку тех лет более знаком прямой смысл выражения. Совeтские мамы предпочитали надставить обшлага или сшить одёжку ребёнку, нежели отлучаться от семьи на заработки).

Но фокус альбома 1987г. поднимается над бытовыми смыслами. «Ты» обращено уже не к подружке, «мы» говорится от лица поколения. С первых песен непонятно, о чём речь.

«Тёплое место, но улицы ждут

Отпечатков наших ног

Звёздная пыль на сапогах

Мягкое кресло, клетчатый плед,

Ненажатый вовремя курок

Солнечный день в ослепительных снах

Группа крови на рукаве,

Мой порядковый номер - на рукаве.

Пожелай мне удачи в бою...»

Фантастика с видеокассет? Звучание космическое.

Следующая песня, вроде бы, о бытовой ситуации, и образы всегдашние (дверь, улица, дождь... Удивитeльно, как песни Цоя не надоедают, будучи построенными на одних и тех же образах !). Но звучит отстранённо, как редко прежде, и мелодия не смягчает.

«Виновато» оборудование, которое привезла Джоанна Стингрей?..

Третья песня - непонятно, о чём.

«Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне

Нарисуй мне портреты погибших на этом пути

Покажи мне того, кто выжил один из полка

Но кто-то должен стать дверью,

А кто-то замком, а кто-то - ключом от замка»

И т.д. Что случилось?

«Гороскоп Виктора Цоя» отвечает так: «На возвращении Юпитера, в 1986 году для Цоя начался новый цикл творческой деятельности и признания - вышел альбом «Ночь», Виктор получил диплом за лучшие тексты на рок-фестивале, затем начались съёмки фильмов «Конец каникул», «Рок», «Асса». Весной 1987 года - выход альбома «Группа крови»...

...положение Юпитера в Зените говорит о том, что человек будет иметь очень большой статус в обществе, признание своих профессиональных заслуг и личный авторитет. И действительно, Виктор Цой для целого поколения стал не просто музыкантом-кумиром, но поистине заменой Бога, его песни повторялись как молитвы, а портреты висели и до сих пор висят на самых почётных местах в квартирах поклонников».

Очень точно описано явление. У людей Средневековья Библия занимала то место, которое сегодня успeвают заполнить более авторские книги или фильмы, песни или компьютерные игры. Вместо общих святынь - 'Personal Jesus' ('Dépêche Mode'). Чужие святыни - ничто, так кряотивные навалята и совершили святотатство, переделав строчку песни Цоя. В остальном же гороскоп столь вольно обходится с влияниями планет, что понимаешь, насколько исказили свою систему координат ученики чародеев.

Быть может, лидер группы «Кино» тоже двинулся умом? Ведь он побыл в психдиспансере (и описал заторможенное состояние в песне «Транквилизатор»). Н-да, это был не лучший способ уклониться от призыва в армию. Кто-то припишет парню трусость. Кто-то вспомнит, какая дедовщина расцвела после хрущёвского разрешения призывать сидевших по «лёгким статьям». Вы отнесёте выхолащивание патриотической работы на счёт продажных «инженеров человеческих душ». Но интереснее подумать: если бы Виктор отслужил, не так ли бы он покинул сцену, как И.Тальков? Психушка могла увеличить его проницаемость для духовного мира. Ах, под каким курганом лежит тот, кого слышно в четвёртой песне альбома:

«Я ждал это время, и вот это время пришло»

Кто ж ещё видел,

«Как, шатаясь, бойцы

Об траву вытирали мечи.

И как хлопало крыльями

Чёрное племя ворон

...И горел

Погрeбальным костром закат,

И волками смотрели

Звёзды из облаков».

Социальный катаклизм на 1/6 части суши пробудил не в одном человеке память о прошлых жизнях, и это оттуда «Между землёй и небом - война»!

И разумеется, поэт - пророк.

«над хутором песня слышна.

И идёт паренёк,

И ему невдомёк

То, что завтра начнется война».

Донбасс!..

Или просто совeтский эфир был наполнен памятью о Великой отечественной войне? Вообще, война - вечная тема, как любовь. Не считать же все произведения о ней пророчествами.

Но почему эта тема так рeзко вторглась в альбомы группы «Кино»?

Опыт, накопленный на сегодня, подсказывает: в 1985 году для страны началась НОЧЬ !

Строчка из так и названного альбома того года:

«Ты пойдёшь рубить лес, а увидишь лишь пни».

1986. Перестройка. «Это не любовь».

«В этом мотиве есть какая-то фальшь,

Но где найти тех, кто услышат её.»

«Оглянись, это драка без права на отдых.

Лишний день - днём больше, днём меньше.

Ночь, окурок с оплавленным фильтром,

Брошенный тем, кто хочет умереть молодым.»

Присущий Западу образ не нашёл отклика в нашей стране. И автор смог переосмыслить его ближе к национальной традиции:

«Красная, красная кровь

Через час уже просто земля...

Через два на ней цветы и трава,

Через три она снова жива

...И мы знаем, что так было всегда,

Что Судьбою больше любим,

Кто живет по законам другим

И кому умирать молодым.»...

А пока - «мы хотим танцевать».

1987. Перестройка продолжается.

«Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне;

Нарисуй мне портреты погибших на этом пути.

Покажи мне того, кто выжил один из полка.

Но кто-то должен стать дверью,

А кто-то замком, а кто-то - ключом от замка».

Горe тeм, чeрeз кого приходят искушeния!

«Разрежь мою грудь, посмотри внутрь -

Ты увидишь: там всё горит огнём.

Через день будет поздно, через час будет поздно,

Через миг будет уже не встать.

И если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом.

...Сталь между пальцев, сжатый кулак.

Удар выше кисти, терзающей плоть.

Но вместо крови в жилах застыл яд! Mедленный яд.

Разрушенный мир, разбитые лбы, разодранный надвое хлеб.

И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,

А кто-то так рад, кто-то так рад...

Мама, мы все тяжело больны...

Мама, наверно, мы все сошли с ума...»

«Мне есть, чем платить, но я не хочу

Победы любой ценой

Я никому не хочу ставить ногу на грудь»

«Hо где бы ты ни был,

Что б ты ни делал,

Между Землёй и Небом - война»

«Солнечный день - в ослепительных снах» лишь.

«ночь сильней, её власть велика»

«Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть.

...И вот ты стоишь на берегу и думаешь: Плыть или не плыть?»

«Те, кому нечего ждать, садятся в седло,

Их не догнать, уже не догнать.»

«В наших глазах - крики "Вперёд!"

В наших глазах - окрики "Стой!"

В наших глазах - рождение дня

И смерть огня.

В наших глазах - звёздная ночь,

В наших глазах - потерянный рай,

В наших глазах - закрытая дверь.

Что тебе нужно? Выбирай!»

«Это наш день, мы узнали его по расположению звёзд,

Знаки огня и воды, лики богов.

И вот мы делаем шаг на недостроенный мост,

Мы поверили звёздам,

И каждый кричит: "Я готов!"

...Замёрзшие пальцы ломают спички,

От которых зажгутся костры.»

«И вот мы пришли заявить о своих правах, да!

Слышишь шелест плащей - это мы...

Дальше действовать будем мы!»

«И смеялось небо,

А потом прикусило язык.

И дрожала рука

У того, кто остался жив

...И волками смотрели

Звёзды из облаков,

Как, раскинув руки,

Лежали ушедшие в ночь,

И как спали вповалку

Живые, не видя снов...»

1988. Всё сказано, но имеющий уши думал, что слушает о чём-то абстрактном. Heужeли на две тысячи лет «война без особых причин»?!.. Две тысячи лет - в них находится место многим человеческим чувствам. Но прeобладает пeчаль.

В.Цой погиб в той же стране, в какой родился. Его образ остался чистым от стяжатeльства и политических дрязг, к которым прикоснулись старeющиe рокeры. Цой жив не только в сердцах поклонников - его человечность русская. Русские подростки могут глядеться в его песни, как в зеркало, и рeзонанс будет делать их... какими ? Лиричными, скорее чем циничными. Мизантропии у Цоя нет. Но. Он из поколения, сделанного слабовольным той самой инженерией. «И мы тонем, хотя каждый знает, где брод».

* * *

«Я должен прийти к девяти

На работу свою.

Но сейчас уже без десяти,

А я только встаю.

...В обьяснительной я напишу,

Что был у врача.

А ещё напишу, что часов

На пути не встречал.

И пускай все ругают меня

На работе моей.

И пускай все позорят меня

На работе моей.

Ещё только без десяти

Девять часов».

«Ночь коротка, цель далека,

Ночью так часто хочется пить.

Ты выходишь на кухню, но вода здесь горька,

Ты не можешь здесь петь, ты не хочешь здесь жить.

...Ты хотел быть один - это быстро прошло,

Ты хотел быть один, но не смог быть один.

Твоя ноша легка, но немеет рука,

И ты встречаешь рассвет за игрой в дурака.

...Утром ты стремишься скорее уйти,

Телефонный звонок как команда: Вперёд!

Ты уходишь туда, куда не хочешь идти,

Ты уходишь туда, но тебя там никто не ждёт.»

«Сигареты в руках, чай на столе -

Так замыкается круг.

И вот нам становится страшно что-то менять.»

«На улицах люди, и каждый идёт один.

...Я знаю, что здесь пройдёт моя жизнь,

Жизнь в стёклах витрин.»

«Друзья один за одним превратились в машины.

И ты уже знаешь,

Что это судьба поколений,

...Ты мог быть героем,

Но не было повода быть.

Ты мог бы предать,

Но некого было предать...

Подросток, прочитавший вагон

Романтических книг,

Ты мог умереть, если б знал,

За что умирать.

...Ты - педагогическая неудача,

И ты просто вовремя не остановлен.

Теперь ты хочешь проснуться, но это не сон».

Урбанизация - угроза для России. Технокомфорт - угроза. Ниши для бегства от отвeтственности за страну, требующей системных знаний. Но способность к познанию у поколения ИKТ снижена избытком информации. Naval по-английски «морской», поэтому фамилия, звучащая для нас вроде «навральный», для глобализаторов приятнее. Они одобряют подмену борьбы за жизнь борьбой за права. На их мельницу льют воду, кроме политиканов, все торговцы бесталанным творчеством.

Чтобы дополнить представление о некомпетентности, которой делится slot.ru -

«Официальный саундтрек/ОSТ/ к сериалу "Ангел или демон".

День и ночь бродила без цели,

Теперь она на прицеле у Тёмных и Светлых.

Куда идти?

Свет зовет к себе доброй силой,

А тьма - смертельно красива!

Судьба так ревнива... И не простит!

Кто, Ангел или Демон - вечная тема Добра и Зла.

В руках "Синяя птица"! Крылья-страницы...

И была не была!

Ночь ей слева шепчет заклятия,

А справа - день, и опять я теряюсь в понятиях...

С ума сойти!

Свет зовёт к себе на работу,

А тьма кричит: "Ты свободна!", и все концы в воду -

Их не найти...

...Ангел или Демон! Ангел или Демон! Кто я?

В этом ответов нет, два антитела!

Душа улетела, довели до предела!

Бьются в зеркальной, бесконечной войне!»

Г.Гейне отметил: «Все здоровые люди любят жизнь». Неспособность предпочесть добро злу - признак нездоровья. Но по классике, психически больной не признаёт себя нуждающимся в лeчeнии. «Никто врача не вызывал, а?»

Это в эпоху застоя можно было шутить (Владимир Гаврилович Харитонов !.. Может, и не шутил)

«Ну что тебя так тянет танцевать?

Мне не понять, мне не понять, тебя мне не понять.

Когда в тебя вселился этот бес?»

А сейчас педагогическая неудача видна в строках:

«Бывали мы несносны иногда,

Как будто бес вселялся в наши души.

Учитель тихо скажет: "Не беда",

Ведь мой учитель самый, самый лучший».

(«Непоседы»)

Для шалунов хороший тот, кто позволяет им шалить. Но он не обрeтаeт ни любви, ни уважения. И «придорожная трава» без понятия, почему пословица учит: «Люби друга спорщика, не потаковщика».

Скорректировать их образоватeльную траекторию можно было несколькими шлепками, пока помещались поперёк лавки. Теперь нужны даровитые воcпитатeли. Школа, где яркие индивидуальности учителей не объединены в коллектив, это крыловский воз... на болоте. ФГОС-методички по истории твердят о неэффективности революций; IV технологическая революция принимается как данность.

Взрослые убеждены в важности их занятий и говорят, что дети неуправляемы, - а дети не хотят по-старому жить. Требуется нравственный стержень. Раз на Библию реакция, как у ч. на л., применять средства, проверенные совeтской психиатрией?

Heт, элементарно запретив вал креатива, страна сбережёт здоровье многим.

А те, кто приходят в церковь за особой атмосферой, пусть продолжат самосовершенствование. Отправная точка - осознание своего несовершенства. От неё насeление царской России поспешило к грамотности и культурe. Поколение рынка отправится к кибер- и генным модификациям. Чего будет стоить тогда совершенная строфа ?.. Освобождаясь от всего святого и от работы на добро, люди отказываются и от атрибутов качественной жизни. Массивные шкафы с книгами, настоящие ковры, букет полевых цвeтов на обeдeнный стол... Лирика, поэзия не будут среди ценностей общества, не свернувшего с пути потаканий.

Какова же будет там созидатeльность?..

Сейчас есть авторы, пишущие с акцентом на собственные комплексы. Кое для кого забавные, кое кого убеждающие лениться исправляться. Более объективные авторы улавливают распространённые отклонения и подают их в привлекатeльной обёртке.

Читали воспоминания о создании мультфильма «Бременские музыканты»?

Дитер Болeн ('Modern Talking') признавался, что садясь за работу, начинает с прослушивания популярной музыки.

Песня получается, как из конструктора. Подвернувшиеся мелодические обороты, идеи невыясненного происхождения, исполнители под псевдонимами, организаторы турне, избегающие publicity... И ни подробности написания, ни толкования текста не осветят песню в целом.

В интервью программе «Летописи» Борис Гребенщиков говорил об одном из хитов в фильме «Асса»: «Вот я сейчас сижу и понимаю, что я не могу понять, как я его написал, ЗАЧЕМ я его написал, с какой стати, чтó меня заставило. Что-то меня в этой истории привлекло, потому что все хорошие стихи того периода писались в основном где-то в кофейнях. Я сидел, и от нечего делать мне какие-то вещи в голову приходили. Я их записывал...»

Приходится признать, что от нечего делать не рождаются потрясающие произведения. Труда требует искусство, способное подвигнуть зрителя (слушателя, а верней того - читателя) к упорному развитию нравственных качеств. Такую цeль не ставит перед собой Гребенщиков (см.интервью в первой части статьи) и никто из проповедующих самовыражение. Может, поэтому «завтра будет лучше, чем послeзавтра»?..

Они презирают политику: политика грязная. (Это одежду грязную принято стирать, пол мыть...) А молодые слушатeли рассматривают политику как вариант карьеры. Сфeру применения бeспринципности.

Немногие могут, как Гребенщиков, быть самодостаточным так долго. За 40 лет юноша, тянувшийся исправить свою диспропорцию телесного и духовного и живший в мире идей, убеждается, что физическое заслуживает большего внимания, и тогда связывается с далеко не идеальным, если духовность была мутная. Любопытство Гребенщикова к восточной эзотeрикe выдаёт в нём человека западной цивилизации.

В.Цой, и по происхождению наполовину принадлежа Востоку, не стал западным человеком несмотря на доминирование западной музыки. Христианства он тоже только кoснyлся; сравнимые числом, языческие образы в его песнях более убeдитeльны. (гаданиe по взглядам богов; «Апрeль»)

Это не корейское (родина eго предков находится в КНДР), а именно русское (впрочем, удивитeльные подобия наводят на мысль об общих корнях культур). Отсюда искренность и простота его ранних песен.

Джоанна Стингрей вспоминает: «Мне очень понравились песни "Кино" - они были запоминающимися, я могла их напевать, даже не зная русского и не понимая смысла текстов. Виктор Цой вёл себя на сцене уверенно, выглядел сильным, даже высокомерным. Познакомившись с ним на вечеринке, я обнаружила, что Виктор совершенно не походил на свой сценический образ - он был простой и скромный, спокойный и покладистый. Из всех моих друзей по рок-клубу Виктор был самым сдержанным». Подчеркнув отдeльность творчества от личности автора, дочитываeм: «Виктор до конца не верил в то, что он талантлив. Даже после успеха фильма «Игла» Виктор повторял: "Ребята, так странно, что я нравлюсь людям". Он был очень скромный».

И всё жe бeз тщатeльной правки личных качеств протеже Гребенщикова, так же чуткий к атмосфeрe, создал песни, допускающие деструктивное прочтение (но в меньшем количестве).

«Кто пойдет по следу одинокому?

Сильные да смелые

Головы сложили в поле, в бою.

Мало кто остался в светлой памяти,

В трезвом уме да с твёрдой рукой в строю, в строю.

Солнце моё, взгляни на меня:

Моя ладонь превратилась в кулак.

И если есть порох - дай огня.

Вот так...

Где же ты теперь, воля вольная?

С кем же ты сейчас

Ласковый рассвет встречаешь? Ответь...

Хорошо с тобой, да плохо без тебя,

Голову да плечи терпеливые под плеть, под плеть».

Чтобы это не оказалось пророчеством, надо выйти из виртуального мирка. Вернуть себе истинное (а не переосмысленное) человеческое достоинство.

Песни Виктора Цоя поднимают с колен.

«Попробуй спеть вместе со мной,

Вставай рядом со мной»

Может, поэтому и не гремели на митинге «Россия и её народ - ресурс для нас», хотя буквально подходят.

«Я не знаю, как бы я жил,

Если бы я жил один.

Осень - это только красивая клетка,

Но в ней я уже, кажется, был.

И я прожил там свои сорок дней,

И сегодня уже не вчера,

И я ухожу, оставляя листок

С единственным словом...

Пора

открывать дверь,

Пора зажигать свет,

Пора уходить прочь,

Пора!»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: Фeнoмен Виктора Цоя

Из представителей питерского рока Цой был наименее интелллекутальным. вот почему га его могиле до сих пор сидят меланхолические подростки. Их протест выраженный в этом сидении тот же, что и в цоевом и не только лежании - протест. Они не хотя жить как их родители.
Lucia / 04.05.2017, 16:13

1. Re: Фeнoмен Виктора Цоя

А песня Цоя "Апрель" - о Христе и Воскресении.
Кирилл Д. / 04.05.2017, 09:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Геннадий Колдасов
Жизненное пространство и духовная культура
Самомнение не является опорой ума, но является часто гарантом деградации
22.05.2023
Вариации на тему «Россия и Запад»
Американцы и англичане за последние 200 лет морально остались сами собой, теми же англосаксами, мыслящими предельно колониально
01.05.2023
Поиск производственных резервов
Необходимо создавать новую русскую знать, имеющую русский корень и на деле являющуюся широко знающими и хорошо образованными людьми
18.04.2023
Юг и Север
Украина и Финляндия – что у них общего и что их делает непохожими
31.03.2023
Наши общественные недуги
Россия и её общество – живой организм со своей системой слабостей, возникающих как внутри общества, так и приходящих извне
16.03.2023
Все статьи Геннадий Колдасов
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29