Как и следовало ожидать, моя публикация «Критика мнения профессора Алексея Осипова о "двух линиях"», в свою очередь, подверглась критике осиповцев. Так один из них, протоиерей Александр Васькин задал нам, православным, на форуме этой моей статьи такой «грозный» вопрос: «Ответьте, никому не известные местные «богословы», пожалуйста, мне, неофиту, на некоторые вопросы. Зачем Церковь молится об усопших? Если душа человека в Царстве Небесном, то молиться нужно не за этого человека, но ему, как святому. А ежели душа человека - в аду, то какой смысл молиться за человека, если его загробная участь определена раз и навсегда? Что произошло в Аду перед Воскресением Христовым? Ад опустел или нет? Если опустел, и грішники были спасены, то как же бесконечные муки? Зачем нужен Страшный Суд?» (п.32).
Замечу, что все ответы на эти многочисленные вопросы моего совопросника находятся в рамках обычного курса средней семинарии. Поэтому советую о.Александру либо пройти такой курс, либо хотя бы иногда читать на РНЛ или где-то еще статьи православных авторов. Поскольку, как я могу судить по его вопросам, вышеупомянутой моей статьи он явно не читал.
А если бы читал, то понял бы, что, согласно учению Православной Церкви, ад (который о.Александр почему-то пишет с большой буквы) не является вечным учреждением; точно также не являются вечными и адские муки. Это видно хотя бы из того, что Господь во время Своего Преславного Воскресения извел из ада души ветхозаветных праведников и всех тех, кто поверил Его проповеди. Те же, кто не поверил, так и остались в аду, который затем и поныне продолжает заполняться душами грешников; но лишь до Второго Пришествия Христа и Страшного Суда.
Ибо тогда, в конце времен «смерть и ад отдадут мертвых, которые были в них; и судим будет каждый по делам своим. И смерть и ад будут повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (ср. Откр.20: 13-15; в контексте Откр.20: 11-15), - т.е. в геенну, муки в которой уже вечные.
А упертые попытки проф. А.И.Осипова и его ученика прот. А.Васькина изобразить ад и адские муки в качестве конечного мздовоздаяния грешников прямо противоречат православному учению об этих предметах. Впрочем, из своего опыта преподавания в семинарии знаю, что такие ляпсусы могут иногда допускать из рук вон плохо учащиеся семинаристы, но они, конечно, недопустимы для маститого профессора и известного протоиерея!
Ибо согласно общеизвестному учению Церкви, душа каждого человека на 40-й день по его смерти судится Богом. И в зависимости от веры и дел этого человека получает соответствующее мздовоздаяние: души праведных идут в рай, а грешников - в ад. Этот суд Божий и соответствующее мздовоздаяние называются частными, поскольку и блаженство праведных в раю, и страдания грешников в аду испытывают только души тех и других. Тела же их, как может заметить каждый, находятся во гробах, постепенно истлевают и никаких удовольствий или страданий при этом не испытывают.
Однако после Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа наступит всеобщее воскресение мертвых, как праведников, так и грешников, состоящее в том, что тела всех мертвых восстанут из праха, их души вернутся в тела из рая и ада (что опять же говорит, что собственно адские муки не вечны). В чем, собственно, и состоит всеобщее воскресение мертвых. Ну а затем будет уже не частный, а всеобщий Страшный Суд Божий, описанный в выше цитируемом месте Апокалипсиса (Откр.20: 11-15) или у апостола и евангелиста Матфея (Мф. 25: 31-46).
На этом-то Суде все люди получает уже не частное, но полное мздовоздаяние. Ибо праведники и душей и телом будут вечно блаженствовать в Царстве Небесном, а грешники также душой и телом будут вечно мучиться в геенне огненной. Как и Сам Господь сказал об этом: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25: 46). Очевидно, что одной из причин необходимости еще всеобщего, Страшного Суда после частного суда Божия над каждым человеком как раз и является эта самая необходимость в конце времен воздать всем людям (и праведным, и неправедным) уже не частное, частичное мздовоздаяние, но полное.
Думаю, есть еще и другие причины этого Суда, ведомые только Господу. Поскольку же протоиерей Александр Васькин уперто спрашивает: «Зачем нужен Страшный Суд?», - то ему с этим вопросом надо обратиться прямо к Нему, Праведному Судии и Мздовоздаятелю. Рапорт, что ли написать протоиерею в небесную канцелярию?! Но, думаю, лучше не позориться, а попросту пройти обычный курс обучения в нормальной семинарии. Тогда и на вопрос: «Зачем мы молимся за усопших?», - он также сможет сам ответить, не изобретая при этом какие-то осиповские или квазиосиповские силлогизмы!
Да, мы иногда молимся за упокой даже явных святых, которых еще не успела канонизировать Церковь. Более того, сами эти святые при жизни советовали нам делать именно так. К примеру, преподобный Серафим Саровский еще при жизни, предрекая о своей будущей смерти, советовал своим почитателям и всем другим приходить к нему на могилку и молиться о его упокоении. Почему? Потому что когда мы молимся за упокой еще не канонизированных святых, то они тогда, предстоя престолу Божию на небе, молятся Богу о нас грешных. И эта их молитва о нас, понуждаемая нашей молитвой за их упокоение, бывает очень нам полезна. Это есть то, о чем царь и псалмопевец Давид сказал: «Молитва моя в недро мое возвратится» (Пс,34: 13). Но после церковной канонизации мы уже за упокой святых не молимся, но лишь молитвенно просим их молитв о нас.
Да, мы молимся за упокой и явных грешников, если это, например, наши близкие родственники, поскольку наша заупокойная молитва и милостыня за них уменьшает тяжесть их грехов и соответственно облегчает их адские страдания. В аду ведь отделений много, и муки там разные (разной тяжести), и подвергаются грешники той или иной муке в зависимости от тяжести собственных грехов. Поэтому наша молитва и милостыня даже о таких закоренелых грешниках может облегчить их участь и во аде.
Но это лишь крайние случаи молитв за усопших. В подавляющем большинстве случаев они, если были крещены в Православной Церкви, не явные святые, но и не отчаянные грешники. Загробная участь таковых нам доподлинно неизвестна. Но зато очень хорошо известно, что наши молитвы, милостыни и другие добрые дела за них и в их память очень даже могут помочь им на частном суде Божием. Вплоть до того, что могут изменить их участь, даровав вместо ада рай.
Такое бывает, когда за таковых особенно ревностно молятся их родственники и близкие в течение сорока дней после их смерти. Бог ведь не судит душу человека сразу после его смерти, но по Своему милосердию дает нам сорок дней до Своего частного суда, за которые мы можем вымолить душу усопшего. Дело в том, что по смерти человека, как правило, прекращается и цепь его грехов - мертвые, как правило, не грешат. Но зато добрые дела такового могут умножать его родственники и близкие, если усердно молятся за него как церковной, так и личной молитвой, а также подают за упокой его милостыни и творят в его память другие добрые дела, которые по милости Божией вменяются усопшему. Тогда если ему немного не хватает их для спасения в первый день по смерти, то за остальные дни до частного суда Божия эту нехватку, как учит Церковь, могут восполнить его родственники и близкие.
В этом смысл заупокойных молитв за подавляющее число усопших православных христиан. Но... здесь есть одно большое НО! Я сказал, что по смерти человека, как правило, прекращается цепь его грехов, ибо мертвые не грешат. Но однако так бывает не всегда. Есть грехи, которые называют последствующими, т.е. такими, которые добавляются человеку уже после его смерти. И за примерами этого далеко ходить не надо. Так в годы советской власти был популярен такой лозунг: «Ленин умер - но дело его живет». Какое же дело?! А то, о коем их бард Маяковский сказал: «Товарищ Ленин! Я Вам докладываю, не по службе, но по душе: работа адова будет сделана, и делается уже». Видите, Ленин умер. А та работа адова, точнее, работа ада, которой он положил начало, делается и после его смерти, соответственно добавляя ему грехи, осуждения и соответствующие им адские муки!
Аналогично этому последствующие грехи обязательно имеют ересиархи и простые еретики. Даже после их смерти и их работа адова продолжается, т.е. их лжеучение и по их смерти пленяет все новые и новые души, соответственно добавляя и им загробные грехи, осуждения и новые, более страшные адские муки. Вот как раз в этом месте есть над чем задуматься самим осиповцам. Ибо тут речь идет не о «безобидном» на первый взгляд пикировании на православных на РНЛ, а о гораздо более серьезных и страшных вещах!
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса
366. Ответ на 364., Георгий:
365. Ответ на 357., М.Яблоков:
364. Ответ на 362., Фёдор:
363. Ответ на 360., yazva:
362. Ответ на 358., YES:
361. ответ на 355., вода:
360. Ответ на 353., М.Яблоков:
359. Ответ на 347., М.Е.:
358. Ответ на 354., Георгий:
357. Ответ на 353., М.Яблоков: