Когда противление злу - добродетель

Демократическая толерантность и христианское смирение. Часть 4

0
420
Время на чтение 7 минут

Часть 1

Часть 2

Часть 3

«Что соль для всякой пищи,

то смирение для всякой добродетели».

Святитель Исаак Сирин

В IX веке патриарх Константинопольский Фотий послал будущего святого равноапостольного Кирилла на евангельскую проповедь в земли мусульман. Святой Кирилл вынужден был вступить в диспут с учеными последователями мусульманской веры, которые, между прочим, задали и такой вопрос: «Христос есть Бог ваш. Он заповедал вам молиться за врагов, добро творить ненавидящим и гонящим вас, - бьющим по щеке подставлять и другую, - а вы что делаете? Если кто обидит вас, изощряете оружие, выходите на брань, убиваете. Почему вы не слушаете своего Христа?».

Выслушав, святой Кирилл задал встречный вопрос: «Если в каком-либо законе будут написаны две заповеди, который человек будет совершенный исполнитель закона - тот ли, кто исполняет одну заповедь или тот, кто исполняет обе заповеди?» Естественно, последователи Магомета предположили, что совершеннее исполнит закон тот, кто соблюдет обе заповеди. Тогда святой равноапостольный Кирилл продолжил: «Христос Бог наш, повелевший нам молиться за обидящих нас и им благотворить, сказал также, что большей любви никто из нас в жизни сей явить не может, разве кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 3). Вот почему мы великодушно терпим обиды, причиняемые нам как людям частным, но в обществе друг друга защищаем».

Христианство требует прощать личные обиды, но непримиримо в отношении зла для всего общества. Личная обида не закрывает для христианина общественные возможности для духовной жизни, более того, прощение личной обиды есть один из методов духовной жизни. Ведь личная обида с христианской точки зрения - это рана самому себе. Прощая обиду, христианин восстанавливает собственное душевное здоровье. Поэтому христианин должен молиться за врагов своих, благословлять проклинающих и ненавидящих его, ибо эти люди посланы ему Богом для достижения смирения от страстей, а, значит, и христианской любви.

Другое дело зло для общества. Оно лишает христианина возможностей для духовной жизни, ибо закрывает пути реализации добра, поэтому зло должно быть побеждено добром. Обратите внимание - христианство никогда не было противником смертной казни, уничтожение одного носителя зла ради назидания сотен и тысяч потенциальных его сторонников и последователей, ибо смертная казнь есть вторая сторона догмата - смерти за друзей своих, как высшего духовного подвига. Поэтому и защита Отечества земного - священный долг христианина, ибо защищая Отечество, христианин демонстрирует свою готовность совершить высший подвиг.

«Христиане воюют, - отмечал святитель Феофан Затворник, - по любви к своим, чтоб они не подверглись плену и насилиям вражеским». Многие святые, даже не будучи воинами, но будучи епископами, принимали участие в войне, командуя обороной и ведя переговоры. Иногда святые отцы, не ограничиваясь духовными вопросами, считали возможным давать даже советы стратегического характера, что мы можем видеть на примере писем святителя Игнатия (Брянчанинова) к своему другу Н.Н. Муравьеву-Карскому, который во время Крымской войны командовал русской армией, наступающей в Турции. Такое поведение святителя оправдано тем, что он сам имел воинское образование до пострига, а потому понятно его желание принести пользу для ближнего своего.

В самом начале Евангелия от Луки мы видим сюжет, в котором святой Иоанн Креститель благословляет римских воинов и в качестве напутствия предостерегает их от мародерства и поиска личной выгоды посредством своей профессии. Абсурдно предположить, что данный сюжет случайно попал в Евангелие или противоречит основе нравственного учения Иисуса Христа. Ведь если бы это было так, то Господь обязательно сказал бы что-то вроде: «Вы слышали, что сказал Иоанн солдатам... а я говорю воинам - сложите оружие». Однако ничего подобного мы не видим. И здесь нужно понять одну очень важную христианскую аксиому - нравственная оценка дается не только и не столько самому действию, сколько тому мотиву, намерению по которому это действие совершается. Ведь Бог будет оценивать наши дела не по их результатам, а по намерениям их и каждый из нас получит по сердцу своему.

Одна из излюбленных евангельских цитат апологетов толерантности: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39), которую они приводят по поводу и без повода стремясь оправдать свое нравственное дезертирство в общественной жизни. Согласно святоотеческому учению, которое в православном христианстве является ключом к пониманию Евангелия - речь идет о личной обиде и о личном обидчике. Своего обидчика ты должен простить, подставив щеку, но отдание на истязание собственной матери или проявление равнодушия, когда в рабство забирают твоих детей, не может быть оправдано данным евангельским изречением. В Евангелии нигде нет идеи, что можно подставить чужую щеку, щеку своего ребенка, щеку близкого человека. Свои щеки ради мира с ближним - подставляй, но за щеки близких ради мира в обществе - борись!

Есть и другая фраза Христа, к которой любят нас отсылать приверженцы идеологии непротивления злу силой: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас» (Мф. 5: 44). Святые отцы указывали в своих трудах, что призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов самого человека, его собственных ненавистников и гонителей, которым гонимый и обиженный может, как простить, так и не простить. Но, обратите внимание - Христос никогда не призывал любить врагов Божиих, благословлять тех, кто ненавидит и попирает все Божественные установления. Безумно понимать заповедь Христа о любви к врагам, как указание содействовать кощунникам, сочувствовать растлителям малолетних, восхищаться их действиями и всячески заботиться о том, чтобы кто-нибудь не помешал их злодействам.

Одно дело - это я и мои личные чувства в адрес того или иного человека, совсем другое дело объективные действия человека, в том числе и деструктивные действия в отношении общества. В данном контексте злодей рассматривается не как мой личный обидчик, которому я, как обиженный, волен простить его злодеяния, но как личность, угрожающая обществу с которым я, как часть его взаимодействую и связан определенными обязанностями.

Когда человек часть предпочитает целому, когда из полноты он выбирает полюбившуюся деталь и придает части или детали универсальное значение без учета ее связей с целым, он становится еретиком и это неизбежно ведет к извращению сути любого учения, в том числе и христианства, что нередко мы слышим и читаем от людей, якобы знающих и понимающих Евангелие. Но знать и правильно понимать - совершенно разные вещи. Правильное понимание рождается только на основе толкований Евангелия святыми отцами и то в тех случаях, когда между ними нет противоречий. А если есть, то этот вопрос остается пока еще не вполне познанным и объективно объясненным. Таким, например, является вопрос о бесконечности страданий в аду, по которому мнения святых отцов неоднозначны. И это говорит только о том, что нам в земной жизни дано лишь очень небольшое знание о вечности.

Таким образом, христианское смирение совсем не предполагает отказа от активной жизненной позиции и уж тем более согласия с толерантным непротивлением злу. Добро необходимо защищать, ибо в плане материальной действительности добро не обладает тем арсеналом действий, которые всегда присущи злу. Добро не может убивать, насиловать, лгать, клеветать, льстить, искушать, опьянять. Злу же присуще все это.

Обращаясь к своим ученикам, Христос говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11), «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк. 6:26). Христианское смирение требует не только борьбы с собственными греховными страстями, но и активного противостояния злу в нашем мире. И как это ни странно именно смирение является самым сильным оружием против толерантности. Идол толерантности побеждается воплощением духовных идеалов добра в отношениях между людьми.

И суть этой победы заключается в том, что люди принимают Божественную правду как эталон отношений и образа жизни. В этом случае цивилизация шарли становится невозможной. Не сила, не похоть, не слава, не деньги, а христианское смирение греховных страстей способно удерживать общество от сползания в сатанинскую бездну. До тех пор, пока есть носители смирения.

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма Н.Н.Муравьеву-Карскому\ http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/budushhee-rossii-v-rukakh-bozhestvennogo-promysla/

2. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Том 1-2. http://lib.pravmir.ru/library/book/1872

http://lib.pravmir.ru/library/author/145

3. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины, - 6-е изд., испр. ¾ М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.

4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник\ http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/otechnik/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Последние комментарии