Истоки духовных заблуждений: здравый смысл и вера в земное блаженство

Демократическая толерантность и христианское смирение. Часть 3

0
522
Время на чтение 8 минут

Часть 1.

Часть 2.

«Любовь никогда не перестает,

хотя и пророчества прекратятся,

и языки умолкнут, и знание упразднится»

(1Кор.13:8).

Согласно православному святоотеческому учению, душа видит истину по силе жития. Чем строже соблюдаются правила духовной жизни, тем выше степень очищения человека от греховных страстей и тем более высокий уровень истины ему открывается. Согласно евангельской заповеди только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8). Смирение приближает к Истине, тогда как толерантность уводит от нее.

Но достижение сердечной чистоты требует десятилетий, а порой и всей жизни. Например, святитель Серафим Саровский пятнадцать лет провел в уединении для стяжания Духа Святого, потом еще десять лет в затворе. И только по велению Богородицы, он вышел из затвора и стал принимать людей для оказания духовной помощи. Ему были даны дары духовной прозорливости и исцелений, по молитве святого Бог продлевал людям жизнь.

Но если не было многолетней строгой духовной жизни, а человек искал лишь духовные дарования, то часто такие поиски приводили к самообольщению, переходящему в гордыню. Гордыня - это духовная болезнь, именуемая в Священном Предании прелестью. Прелесть рождается из гордой уверенности в том, что успешность человека в каком-то одном деле приобретает универсальный характер.

Сатана подзуживает творца - давай, теперь ты можешь все, ты же видишь дальше и больше других! Именно творцы, добившиеся значимых успехов в разных направлениях культуры нередко, впадают в прелесть и становятся на путь создания нигилистических концепций земного счастья. Это когда счастье обещается одним за счет уничтожения других. В особо тяжелых случаях прелести человек может решить, что он способен влиять не только на земное, но и на вечное.

В 1855 году, в возрасте 26 лет, Лев Толстой запишет в своем дневнике: «Разговор о божественном и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле». Что это - непонимание или нежелание понять и принять Божественное откровение? Или горделивое мнение - я тоже способен «стать как бог»?

И наконец ключевое - «...но дающей блаженство на земле». Вот оно - главное заблуждение гениального писателя, впавшего в прелесть - я знаю пути достижения земного счастья. По мнению святых отцов счастье человека в довольстве малыми земными благами ради достижения больших духовных даров, по мнению же апологетов «практических религий», - счастье в достижении земного изобилия.

После внимательного анализа Евангелия, с вычеркиванием отдельных фрагментов, Толстой напишет: «Я находился в положении человека, который бы получил мешок грязи». Толстой называет «грязью» все то, что в Евангелии противоречит его взглядам. А именно: учение о Боге, Христе Спасителе, Его страдании и воскресении, загробной жизни, будущем суде и воздаянии за грехи. Все это Толстой отвергает, в «практической религии» не должно быть страданий, только счастье и изобилие.

Для писателя Святое Евангелие - обыкновенная человеческая книга, которую можно исправлять, и вот, он, Лев Николаевич, усмотрел в ней «много ошибок». Ну и что с того, что Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6)? Лев Николаевич тоже знает путь, истину и жизнь. Человеку, который впал в состояние духовной прелести, никакое другое мнение не указ и никакой другой авторитет - не авторитет. Он сам теперь главный авторитет и его мнение - выше любых божественных откровений.

Преподобный Симеон Новый Богослов в свое время писал: «То, что написано об иных мирских делах, читающие могут понимать и сами, но вещей Божественных и спасительных никому невозможно понять или понимать без просвещения от Святого Духа». Просвещение Святого Духа дается человеку, ведущему строгую духовную жизнь, истина каждому из нас открывается по силе нашего духовного жития. Какой могла быть сила духовного жития Льва Николаевича, переставшего вести духовную жизнь и бывать в храмах на службах? Такая и «истина» ему открывалась. Такая же «истина» открывается всем, кто решает, что знает путь к земному счастью без возрождения в обществе духовной любви.

Критика евангельских текстов, по Толстому, была довольно простым делом. Писатель не занимался сравнительным текстологическим анализом древних рукописей, а просто убирал из Нового Завета все, что противоречило «здравому смыслу». Таким образом, в «евангелии от Толстого» исчезли чудеса Христа, все упоминания о Его божественной природе, а также аспекты нравственного учения Христа и апостолов. Таким же образом писатель провел ревизию христианских таинств и догматов.

Вы скажете, ну допустим убрал Лев Николаевич из Евангелия всю мистику, оставил образ Христа как человека и что с того? В конце концов, не мистика, а материальные процессы создают материальные блага. А социальная справедливость есть продукт юридического творчества людей и никакая мистика для нее не нужна. И может быть «практическая религия» Льва Николаевича помогла бы укреплению справедливости в обществе. Разве не так? Совсем не так.

Чтобы воплотить социальную справедливость в материальных процессах нужно иметь опору на абсолютный авторитет. И таким авторитетом может быть только Бог, которого мы узнаем по мистическим явлениям, сопровождавшим его в течение его земного служения. Убираем мистику, исчезает абсолютный авторитет, Христос в евангелии Толстого - великий учитель и тогда социальная справедливость зиждется на хлипком фундаменте - так думает великий учитель, один из нас. Но через время к власти придет другой великий учитель, который думает по-другому и от достигнутого уровня социальной справедливости ничего не останется. Никакой авторитет человека, пускай и великого в своих земных достижениях, не может сравниться с авторитетом Бога. Вот почему «практическая религия» Толстого не имела убедительного авторитета.

Прекрасно понимая это, Толстой написалспециальные послания императору, в которых призывал отказаться от войн, суда, наказания преступников и взимания налогов. В 80-е годы Лев Николаевич работает над новым евангелием и публикует целый ряд произведений экономического, социального и религиозного характера: «Исповедь» (1882), «В чем моя вера?» (1883), «Так что же нам делать?» (1885), «О жизни» (1887), «Критика догматического богословия» (1880-1881, вышла впервые за границей в 1891 и 1896 гг.) и «Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий» (1880,1881, издано в 1892 г.). Особенно охотно работы Льва Николаевича печатаются за границей и наиболее популярны те, в которых великий писатель «громит» Православие.

Во все времена западные «партнеры» оказывали всяческую помощь представителям русской интеллигенции, которые «неожиданно осознавали» «неправильность» Православия или «тупиковость» развития Русской цивилизации. С Запада оно конечно видней, особенно умиляет отношение западных гигантов мысли к Православию. На основе рациональной логики гиганты западной мысли писали целые трактаты об «ошибочности Православия», не желая даже понимать, что подобное познается подобным - понимание сути Православия возможно только в процессе духовной жизни.

В начале ХХ века Лев Толстой стал безумно популярен: о нем писали газеты, с ним искали встреч, многие молодые люди его боготворили, создавались толстовские общины, но это была совсем не та слава, о которой он мечтал. Слишком мало людей считали его своим духовным вождём, а сам он, как свидетельствуют очевидцы последних лет его жизни, во многом разочаровался в собственной религиозной системе.

Личная мировоззренческая трагедия великого русского писателя подтвердила еще раз - созданные здравым смыслом идеи, которые лишены духовных оснований в Истине не могут стать «практической религией» земного счастья. Любые попытки человека придумать «новую истину», есть признак прелести и духовных заблуждений. Святые отцы учат, что там, где нет любви, там нет и не может быть истины. Потому что: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4,5,6).

Толстой так и не смог не завидовать, не превозноситься, сорадоваться Истине, хотя и был весьма образованным человеком, обладал огромной силой влияния на общественное мнение, имел великий дар литературного творчества.

Поэтому все его труды по созданию «практической религии» оказались тщетными и желание Льва Николаевича стать великим духовным учителем закончились согласно Евангелию: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могуи горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1Кор.13:2).

Продолжение следует...

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Чернышев В.М. Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский: два взгляда на религиозную истину\ http://rusnardom.ru/filosofskiy-parohod/l-n-tolstoy-i-f-m-dostoevskiy-dva-vzglyada-na-religioznuyu-istinu/

2. «Богоискательство» и богоборчество Л.Н. Толстого\ http://hram-troicy.prihod.ru/articles/view/id/1170677

3. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Том 1-2. http://lib.pravmir.ru/library/book/1872

http://lib.pravmir.ru/library/author/145

4. Можарова М.А. Последнее посещение Л.Н. Толстым Оптиной Пустыни http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/20/poslednee-poseshenie-l-n-tolstim-optinoj-pustini/

5. Вергелес Н.П. Духовные искания Л.Н. Толстого http://www.nowimir.ru/DATA/030025_1.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Последние комментарии
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
16.04.2024 21:09
На картошку!
Новый комментарий от В.Р.
16.04.2024 20:29
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
16.04.2024 20:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 20:13
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:24
Самоходный самокат и его враги
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:15
В поисках подковы
Новый комментарий от Хлебников_317
16.04.2024 18:50