Христианское богослужение в эпоху мужей апостольских

0
482
Время на чтение 5 минут

В настоящее время, когда отправление богослужения далеко от своего идеального уровня, обращение к древнему литургическому наследию, в частности, к трудам мужей апостольских, является необходимым и актуальным. Нельзя сказать, чтобы в их трудах мы обнаружили обильную информацию по интересующему нас вопросу. В них мы находим только самые общие замечания о богослужении того времени. Причиной этого является то обстоятельство, что само богослужение тогда еще не было единообразно и четко зафиксировано. Оно сохранялось преимущественно в устном предании, передававшемся из поколения в поколение.

Прежде всего, нужно сказать, что общественное богослужение считалось обязательным для всех христиан. Св. Игнатий Богоносец в Послании к ефесянам пишет: «Кто не ходит в общественное собрание, тот уже возгордился и сам осудил себя». Конечно, каких-то четких, постоянных формул общественных молитв в эту эпоху еще не было, но они и не были только свободной импровизацией, как утверждают современные сектанты. Указание на зачатки уставности мы можем видеть в Послании св. Климента Римского коринфянам: «Мы должны в порядке совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена». Во время богослужения обычно пели все верующие. Св. Игнатий Богоносец наставляет ефесских христиан: «... составляйте из себя вы все до одного хор, чтобы согласно настроенные в единомыслии единогласно пели».

Состав богослужения в век мужей апостольских включал в себя четыре основных элемента: молитву, пение, чтение Священного Писания и слово назидания. Средоточием всего богослужения являлась Евхаристия, которая преподавалась под двумя видами.

Упоминание мужами апостольскими в своих трудах Евхаристии исключает символическое понимание её.

Так, св. Игнатий Богоносец в Послании к Смирнской Церкви пишет: «Евхаристия есть Плоть Спасителя Исуса Христа, Которая пострадала за наши грехи, но Которую Отец воскресил по Своей благости».

Примечательно, что все присутствующие на богослужении приобщались Святых Даров. Этот обычай, конечно, достоин подражания современными христианами, но, разумеется, при соответствующей подготовке.

Интересно, что современные старообрядцы причащаются весьма редко. Даже в престольный день в Покровском старообрядческом соборе на Рогожском кладбище причащается лишь несколько детей.

Тот факт, что отсутствующим на богослужении верующим Святые Дары посылались через диаконов, католики неосновательно используют при утверждении, что, будто бы уже в то время Святые Дары употреблялись не только для приобщения, но и для других целей, например, для поклонения (культ Тела Христова особенно был развит в Католической церкви в средние века).

На самом же деле Древняя Церковь не знала частного освящения Святых Даров без приобщения, как и частного приобщения с частным освящением. Богослужение носило строго общественный характер.

Современная святым Иустину и Иринею (III век) Литургия состояла из двух частей: гомилитической и евхаристической.

Первая часть включала в себя пение, чтение Писания, проповедь и общественную молитву. Тогда же производился отбор хлеба и вина из общественных приношений.

Крещение, которое в настоящее время, к сожалению, часто совершается через обливание, в то время совершалось через погружение. Апостол Варнава пишет: «...блаженны те, которые вышли из воды...». Впрочем, как исключение, при крещении больных, умирающих и заключенных в темницы оглашенных, допускалось окропление и обливание. Крещению предшествовало приготовление или оглашение, которое было довольно продолжительным, так как требовалось знакомство с основами христианского вероучения. Акт оглашения был соединен с молитвой и постом как самого оглашенного, так и всего общества верующих.

Я был очевидцем того, что даже чтение простого поучения, раскрывающего элементарные основы христианского вероучения, оказывает большое воздействие на крещаемых.

О покаянии, как особом церковном институте, нигде не говорится в писаниях мужей апостольских, но в смысле сознания и исповедания пред Богом своих грехов оно признавалось необходимым условием спасения. Известно, что в это время наряду с частным покаянием, в большом употреблении было покаяние публичное. Оно имело место при исповедании грехов важных, имевших значение для всей христианской общины. Такими грехами особенно считалось отступничество от веры во время гонений и предательство своих собратьев, уклонение в ересь и грехи, известные всему обществу верующих, например, блуд.

За подобные грехи Церковь отвергала от себя каждого члена, и если бы он захотел возвратиться опять в общество христиан, она прежде принятия его через Таинство покаяния, также как и перед крещением, подвергала его испытанию в искренности осознания греха и готовности начать прежнюю святую жизнь.

В настоящее время верующие недоумевают и удивляются, если встречаются случаи служения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время.

Однако известно, что это было в век мужей апостольских, но вызвано это было жестокими гонениями на христиан, которые с особой силой начались со II века.

Что касается праздников, то во II и III веках к праздникам, установленным в век апостольский, были присоединены еще новые. Так, стали выделяться сороковой и пятидесятый день после Пасхи.

Во IIивеке в Восточных Церквах был уже праздник Крещения Господня. К первым же векам относится установление праздников Благовещения, Сретения, Входа в Иерусалим. В честь святых мучеников также в первые века были установлены праздничные дни. В этом случае более общими праздниками во всех церквах были: в честь первомученика Стефана и апостолов Петра и Павла, но по большей части, каждая Церковь совершала празднества в честь своих местных мучеников.

Установленные в век апостольский посты существовали и во время послеапостольское - в век мужей апостольских. Однако в Римской Церкви, вопреки общецерковной практике, постепенно стало входить в обычай поститься в субботу. Относительно четыредесятницы нужно заметить, что хотя этот пост существовал с апостольского времени, но продолжительность поста не во всех Церквах была одинакова. Это видно из свидетельств св. Иринея Лионского в его письме к римскому епископу Виктору.

В заключение необходимо сказать несколько слов и о совершителях богослужения. Уже в первом Послании св. Климента Римского коринфянам, написанном в 93-95 годах первого столетия, упоминаются три степени иерархии: епископы, пресвитеры и диаконы. Однако, на основании 14 главы можно сделать вывод о том, что различия в понятиях и названиях епископа и пресвитера тогда еще не существовало.

В то время как функции епископов-пресвитеров остаются прежними и заключаются, главным образом, в совершении Евхаристии, диаконское служение претерпевает существенные изменения. Диаконы в трудах мужей апостольских трактуются уже не как служители яств и питий, а как соучастники совершения богослужения, помощники епископов-пресвитеров.

Вот таковы основные моменты христианского богослужения в век мужей апостольских. Очевиден переходный характер богослужения этого времени, но уже заметны зачатки будущей стройности и определенности, характерной для богослужения последующих времён.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11