Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Апокатастасис и «долготерпение любви»: к полемике о «двух линиях»

Вячеслав  Макарцев, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 26.09.2016

Почему желание «всеобщего спасения» людей продолжает жить в сердцах многих христиан, несмотря на совершенно однозначное отношение к этому вопросу Христа? Его слова - «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41) - невозможно не толковать однозначно: апокатастасиса не будет. Мы видим, во-первых, что огонь вечный уже уготован диаволу и его ангелам. То есть о демонах не может быть и речи в вопросе о «всеобщем восстановлении». В большинстве случаев сторонники апокатастасиса имеют в виду «всеобщее спасение» людей, поскольку диавол и его демонские полчища могли «восстановить себя в первобытное состояние, позаботившись уврачевать в себе болезнь покаянием», по слову святителя Василия Великого, лишь до совершения «чудовищного преступления», результатом которого стало грехопадение людей. Это что касается демонов.

Когда же речь заходит о людях, здесь у многих возникает состояние, которое можно назвать своеобразным «долготерпением любви». Как жить в вечности, задаются вопросом сторонники «всеобщего восстановления», если близкие люди будут посланы Богом в огонь геенский? Отсюда, как представляется, и появляются попытки некоторых богословов отыскать доказательства, из Св. Писания и святых отцов, что «всеобщее спасение» будет. Но речь здесь, думается, все же идет о другом, что только имеет вид еретического апокатастасиса: об особом «долготерпении любви», порожденном сострадательностью.

Конечно, можно сказать так: «Сам Христос сказал, а вы дерзаете иметь свое мнение?!» Но давайте посмотрим на поведение праотца нашего Авраама, когда он услышал от Бога, что Содом будет уничтожен: «И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место» (Быт. 18, 23-33). Вот это и есть, если угодно, необычайное «долготерпение любви».

Некоторые историки утверждают, что в Содоме в ту пору могло проживать около десяти тысяч человек. Десять праведников - это тысячная доля всего населения города. Так же и сердца некоторых искренних сторонников такого «долготерпения любви», вероятнее всего, движимы тем же чувством: может быть, «тысячная доля» любви к Богу и к ближнему есть в том, кого Бог направит в геенну огненную? Неужели Бог не спасет его после векового пребывания в огне геенском?

Святитель Иоанн Златоуст, толкуя приведенное место Св. Писания, пишет: «О, дерзновение праведника! Или - лучше - о, сострадательность души! Он, в избытке сострадательности, даже как бы сам не разумеет, что говорит. И божественное Писание, показывая, что он употребляет ходатайство свое с великим страхом и трепетом, говорит: «приближився Авраам рече: погубиши ли праведного с нечестивым»? Что ты делаешь, блаженный праотец? Разве Господь имеет нужду в твоем ходатайстве, чтобы не сделать этого? Но не будем так думать. И на самом деле Авраам не говорит так, как будто бы Господь действительно хотел это сделать; но не дерзая прямо говорить о своем племяннике, он приносит общую мольбу за всех, желая с прочими и его спасти, а с ним и других избавить (от погибели)».

Рассуждая о сострадательности праведного праотца нашего Авраама, святитель Иоанн Златоуст не удерживается от восклицания: «Смотри, какая настойчивость в праведнике! Он так усердно заботится о том, чтобы избавить народ содомский от угрожающей ему казни, как будто сам должен был подвергнуться такому же осуждению». Святой Паисий Святогорец так говорит о сострадании: «В сострадании сокрыта любовь такой силы, что она больше обычной любви».

Невозможно представить, чтобы Бог не знал о том, что у некоторых спасаемых возникнет желание необыкновенным образом продлить «долготерпение любви», что они будут молить Его о «всеобщем восстановлении». С демонами, повторим, все понятно, и сомнение об их участи в вечности может возникнуть, чаще всего, или от их действия в сердце человека, или от увлечения Платоном, или от влияния древнегреческой философии вообще. Но вот с людьми... Раз уж праведный праотец наш Авраам проявил такого рода «долготерпение любви», такую дерзновенную сострадательность, то не удивительно, что и некоторые его духовные потомки склоняются к тому же. Любовь к ближнему и к Богу, как мы видим, дерзает терпеть сверх меры, она желает спасения всем людям. И Бог, вне всякого сомнения, не может проигнорировать это.

Что же получается: любовь не представляет, что Бог не запланировал «всеобщее спасение» людей, но Господь и Бог наш Иисус Христос говорит прямо, что «всеобщего восстановления» не будет. И сомневаться в правдивости Его слов невозможно, что и закреплено соборным голосом Церкви. Вывод из этого, как видится, может быть один: апокатастасис, как мыслим его мы, люди, уже совершился. Как это может быть? Такое, думается, возможно только в одном случае: творение части ангелов - это «точка входа» в апокатастасис осужденных в геенну огненную людей, как бы вызволенных в прошествии определенного времени из огня геенны огненной. То есть некоторые ангелы являются прототипами людей, находящихся как бы в «точке входа» во «всеобщее восстановление».

Если это предположение верно, после Страшного Суда спасенные увидят воочию это соответствие, и необходимости в повторении «попытки апокатастасиса» не будет: все вопросы «долготерпения любви» отпадут сразу же. Богу «проверка апокатастасисом» не нужна: Он знает все наперед. Она, «проверка апокатастасисом», нужна людской сострадательности. И любовь Бога к человеку, должно полагать, не может проигнорировать подобные настроения. Именно в этом, думается, и состоит одна из главных целей творения ангельского мира: часть ангелов (исключая, естественно, ангелов-хранителей) - это как бы «апокатастасис в действии». Но это всего лишь догадка, вытекающая не из «логики плотского ума», а из «логики любви».

Конечно, в истории этого вопроса имеет место и явная ересь, как, например, в случае с Оригеном и оригенистами, плененными древнегреческой философией, одним из «догматов» которой является предсуществование душ. Но вместе с тем, как представляется, нужно видеть и необычайное «долготерпение любви», порожденное сострадательностью, в позиции «второй линии» святых отцов по вопросу «всеобщего восстановления». В связи со сказанным кажется недостаточно убедительным мнение, что святые отцы Пятого Вселенского Собора «прикрыли наготу» св. Григория Нисского, не упомянув его имени при исследовании вопроса об апокатастасисе. Гораздо основательнее, пожалуй, будет предположение, что они видели иной источник во мнении святого Григория.

Поразительное «долготерпение любви» имело место и в Новозаветной Церкви. Приведем два примера. Так, Апостол Павел, выражая чувство подобного «долготерпения любви», пишет: «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим. 9:2-4). В таком же духе высказывается и преподобный Серафим Саровский, говоря об открытом ему Господом нечестии духовных лиц Русской Православной Церкви: «Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убого Серафима, Царствия Небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут далеко от Меня».

Обратите внимание, Христос хотя и «не преклонился на просьбу», но и не осудил преподобного за его исключительное «долготерпение любви». «Причастникам божеского естества» (2 Пет. 1:4), вне всякого сомнения, будет в полной мере раскрыто то, почему муки геенны огненной вечные. И раскрыто так, что не останется никакой почвы  для подобного «долготерпения любви» в отношении осужденных в геенну огненную.

«Вторая линия» святых отцов, о которой говорит А.И.Осипов, - это, пожалуй, проявление невероятного «долготерпения любви», не имеющего никакого отношения к ереси Оригена, ибо источник «второй линии» в сострадательности праведных. В свою очередь, ересь Оригена об апокатастасисе не имеет ни малейшего отношения к рассматриваемому «долготерпению любви». Она целиком и полностью есть выражение «догмата» о предсуществовании душ языческого «богословия», то есть древнегреческой философии.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 22

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

22. М.Яблоков : Ответ на 20., Kiram:
2016-09-29 в 07:11

Даже мученическая смерть не спасает еретика от вечной погибели.
Причём это утверждение не неких "юридистов", но так учили святые отцы.


В них свои "святые отцы".
21. Сергий Агапов : Ответ на 18., Павел Тихомиров:
2016-09-28 в 11:35

Вы что, тоже полагаете, будто все те, кто придерживается иной интеллектуальной традиции, автоматически становятся "сознательными отступниками"?Т.е. вся та совокупность неправославных людей, ведущих благочестивый образ жизни (тех, кого наш брат, осиповец, позиционирует в качестве "ветхозаветных праведников"), у вас становятся в один ряд с хулителями Духа Святого?


Дорогой Павел, я считаю, что это не «иная интеллектуальная традиция», а гнусная, мерзкая ересь, которая подло прокралась даже в ряды тех, кто должен защищать нашу Святую Православную Веру. В частности в преподавательский состав духовных академий. Вот здесь некоторые авторы накинулись на Михаила Яблокова за его обличения, подчас и грубоватые. Но он еще ангел по сравнению со мной. Михаил, и вы это должны признать, считает, что, несмотря на исповедание некоторой части священнослужителей еретических учений, они все равно представляют нам образ Христа во время богослужений. Я же считаю, что таковых надо немедленно отвращаться, и что их служение является пародией на Спасителя и кривым зеркалом, даже не хочу говорить кого.
Что же касается « неправославных людей, ведущих благочестивый образ жизни», то если они не питают злобы к нашей Вере, то мы все должны молить Христа Бога нашего о смягчении их загробной участи, а лучше всего о приобщении их к нашей Православной Вере. С братской любовью к Вам многогрешный Сергий.
20. Kiram : Ответ на 17., М.Яблоков:
2016-09-28 в 11:11

Даже мученическая смерть не спасает еретика от вечной погибели.


Причём это утверждение не неких "юридистов", но так учили святые отцы.
19. Kiram : Ответ на 18., Павел Тихомиров:
2016-09-28 в 11:09

все те, кто придерживается иной интеллектуальной традиции, автоматически становятся "сознательными отступниками"?


Все кто слышал благую весть, но не принимает её суть сознательные отступники
/а наши юридисты в ад отправляют вообще всех тех, кто по объективным и субъективным причинам воспринял "не ту редакцию катехизиса". Об этом и речь.,/Клевещите, Павел. Деградируете на глазах.Ув.Сергей, Вы что, тоже полагаете, будто все те, кто придерживается иной интеллектуальной традиции, автоматически становятся "сознательными отступниками"?Т.е. вся та совокупность неправославных людей, ведущих благочестивый образ жизни (тех, кого наш брат, осиповец, позиционирует в качестве "ветхозаветных праведников"), у вас становятся в один ряд с хулителями Духа Святого?


Закон и пророки до Иоанна, ныне Царствие Божие благовествуется! У вас, осиповцев, Ветхий Завет в силе? А что там говорил апостол Павел о спасении? От дел ли? О чём вещал профессор Семёнов в видеоролике "Почему в православии появились инквизиторы?". А он там приводил слова Илариона Киевского из "Слова о Законе и Благодати" - О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась.
Вот так, "всю землю наполнили и на все народы распространилась" Благодать и Истина, но есть "те, кто придерживается иной интеллектуальной традиции". Кто они по отношению к Благодати и Истине? Причём тут Ветхий Завет?
18. Павел Тихомиров : Ответ на 13., Сергий Агапов:
2016-09-28 в 07:42

/а наши юридисты в ад отправляют вообще всех тех, кто по объективным и субъективным причинам воспринял "не ту редакцию катехизиса". Об этом и речь.,/Клевещите, Павел. Деградируете на глазах.


Ув.Сергей, Вы что, тоже полагаете, будто все те, кто придерживается иной интеллектуальной традиции, автоматически становятся "сознательными отступниками"?
Т.е. вся та совокупность неправославных людей, ведущих благочестивый образ жизни (тех, кого наш брат, осиповец, позиционирует в качестве "ветхозаветных праведников"), у вас становятся в один ряд с хулителями Духа Святого?
17. М.Яблоков : Ответ на 12., Kiram:
2016-09-28 в 05:56

А когда им приводятся святые отцы следует кривой вывод - вы всех отправляете в ад. Они познали любовь к ближним, а святые отцы наверное нет.


Самое интересное, что они сами себя отправляют в ад своим еретическим исповеданием. Даже мученическая смерть не спасает еретика от вечной погибели.
16. Ник Ликашин : Ответ на 14., М.Яблоков:
2016-09-28 в 01:30

гуманитарий Ликашин, первый христианин на земле - это Адам.


Ну, и че? Я тебя пойму, может быть, если поймете простое то, что вы и есть - Адам! Или вы - эволюционист?
15. Ник Ликашин : Ответ на 7., В.Семенко:
2016-09-28 в 00:18

то, что делают с катехизисом наши церковные модернисты - это отдельная печальная история...


Согласен: на берегах нашей реки много рыбарей, нам надо не перепутать крючек с Вифлеемской звездой, Семенко
14. М.Яблоков : Ответ на 9., Ник Ликашин:
2016-09-27 в 22:56

Свт. Ириней говорил о христианах до Христа


Запомни, гуманитарий Ликашин, первый христианин на земле - это Адам.
13. Сергий Агапов : Ответ на 3., Павел Тихомиров :
2016-09-27 в 22:29

/а наши юридисты в ад отправляют вообще всех тех, кто по объективным и субъективным причинам воспринял "не ту редакцию катехизиса". Об этом и речь.

,
/Клевещите, Павел. Деградируете на глазах.
12. Kiram : Ответ на 7., В.Семенко:
2016-09-27 в 22:12

Только есть суждения произвольные, от ветра головы своея, а есть все же такие, которые основаны на Предании, на святых отцах.


Это у них в расчёт не принимается. А когда им приводятся святые отцы следует кривой вывод - вы всех отправляете в ад. Они познали любовь к ближним, а святые отцы наверное нет.
11. Kiram : Ответ на 7., В.Семенко:
2016-09-27 в 22:11

Только есть суждения произвольные, от ветра головы своея, а есть все же такие, которые основаны на Предании, на святых отцах.


Это у них в расчёт не принимается. А когда им приводятся святые отцы следует кривой вывод - вы всех отправляете в ад. Они познали любовь к ближним, а святые отцы наверное нет.
10. Kiram : Ответ на 9., Ник Ликашин:
2016-09-27 в 22:08

Свт. Ириней говорил о христианах до Христа


Сами себя перехитрили что ли? Перечитайте Ваше утверждение.
9. Ник Ликашин : Ответ на 2., В.Семенко:
2016-09-27 в 20:18

Свт. Ириней говорил о христианах до Христа
8. Kiram : Re: Апокатастасис и «долготерпение любви»: к полемике о «двух линиях»
2016-09-27 в 18:45

Владимир Петрович весьма удачно привёл слова именно свт.Иринея Лионского, которого уважаемый автор чтит особо. Так чтим святого или нет? Прислушивается к его словам или нет?
7. В.Семенко : Ответ на 3., Павел Тихомиров:
2016-09-27 в 18:43

А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали. Ув.Владимир Петрович, свт.Ириней говорит о тех, кто отступает "по своему произволению", а наши юридисты в ад отправляют вообще всех тех, кто по объективным и субъективным причинам воспринял "не ту редакцию катехизиса". Об этом и речь.


Ну, "отправить в ад" - это только Бог один может. Мы, окаянные грешники, можем лишь частные суждения высказывать. Только есть суждения произвольные, от ветра головы своея, а есть все же такие, которые основаны на Предании, на святых отцах. Кстати, то, что делают с катехизисом наши церковные модернисты - это отдельная печальная история...
6. Kiram : Ответ на 3., Павел Тихомиров:
2016-09-27 в 18:41

А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали. Ув.Владимир Петрович, свт.Ириней говорит о тех, кто отступает "по своему произволению", а наши юридисты в ад отправляют вообще всех тех, кто по объективным и субъективным причинам воспринял "не ту редакцию катехизиса". Об этом и речь.


Куда отправили " юридисты" святые отцы Оригена?
5. М.Яблоков : Ответ на 3., Павел Тихомиров:
2016-09-27 в 18:41

Ересь - это и есть ваше произволение.
4. М.Яблоков : Re: Апокатастасис и «долготерпение любви»: к полемике о «двух линиях»
2016-09-27 в 18:39

Не надо себя считать милосерднее Бога )

Здесь все замыкается на свободной воле. Бог не нарушает свободную волю человека, а человек идет против Бога, он не хочет быть с Богом. Это его выбор. О каком сострадании может идти речь?

Про "точку входа" вообще чушь полнейшая! )) Вы отсебятину никакую не выдумывайте )
Апокатастасис - это соборно осужденная ересь. Никаких других вариантов нет: облечеся в клятву, яко в ризу.
3. Павел Тихомиров : Ответ на 2., В.Семенко:
2016-09-27 в 17:57

А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали.


Ув.Владимир Петрович, свт.Ириней говорит о тех, кто отступает "по своему произволению", а наши юридисты в ад отправляют вообще всех тех, кто по объективным и субъективным причинам воспринял "не ту редакцию катехизиса". Об этом и речь.
2. В.Семенко : Re: Апокатастасис и «долготерпение любви»: к полемике о «двух линиях»
2016-09-27 в 17:05

«Итак, относительно природы сотворенной все мы, так сказать, дети Божии, потому что все сотворены Богом. А в отношении к послушанию и учению не все сыны Божии, но только верующие и исполняющие Его волю. Неверующие и не исполняющие Его волю суть сыны и ангелы диавола, потому что делают дела диавола. Что это так, Он сказал у Исайи: “Я родил и возвысил сынов, они же меня презрели” (Ис. 1, 2). И еще называет их чужими сынами: “Сыны чужие солгали Мне” (Пс. 17, 46). ИБО ПО ПРИРОДЕ ОНИ СЫНЫ, ПОТОМУ ЧТО СОТВОРЕНЫ ИМ, А ПО ДЕЛАМ НЕ СЫНЫ ЕГО.» (Святитель Ириней Лионский Творения. Спб, 1900. Репринт Паломник – Благовест. М., 1996. С. 441.)

«Всем, соблюдающим любовь к Нему, Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма… Итак, поелику в этом мире некоторые приходят к свету и через веру соединяются с Богом, а другие уклоняются от света и сами отделяются от Бога, то Слово Божие приходит и всем приуготовляет приличное жилище, – тем, которые находятся в свете, чтобы наслаждались им и его благами, а тем, которые во тьме, чтобы терпели ее бедствия. И поэтому Он говорит, что сущие по правую сторону призываются в Царство Отца, а тех, которые по левую сторону, Он пошлет в огонь вечный, – ибо они сами себя лишили всех благ». ( Указ. соч., с. 505–506.)
1. Сергей Абачиев : Re: Апокатастасис и «долготерпение любви»: к полемике о «двух линиях»
2016-09-26 в 12:43

Отличная статья! "В пику" некоторым РНЛ-овским авторам-формалистам и комментаторам-формалистам, которые запредельно горделиво "дерзают" посылать в ад не то что иноверцев, но и неправославных христиан.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме