itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Стоило ли Райкину защищать свободу самовыражения с потугой на гениальность?

0
1739
Время на чтение 3 минуты

На Всероссийском театральном форуме народный артист России Константин Райкин выступил с резонансным заявлением о давлении государственной цензуры на свободных художников и людей искусства. По его мнению, деятели искусства должны сплотиться, чтобы противостоять вмешательству государства в сферу культуры.

Предложение со стороны Константина Аркадьевича хорошее и во многом правильное, если бы не одно «но». Данная позиция подразумевает, что за государственный счет художник (писатель, режиссер) получает все необходимые условия для реализации своих творческих замыслов. Любых. При этом он не обязан ни перед кем (читай, перед государством, которое его финансирует) отчитываться за результат, так как художник должен быть свободным, и никакой цензуры быть не должно.

Как в этом случае быть с правами другой, заинтересованной и вовлеченной в процесс стороны, режиссер скромно умалчивает. Но об этом вполне можем сказать мы - налогоплательщики, меломаны, театралы, одним словом - зритель, который также хочет иметь свободу. Свободу выбора.

Заключается она в очень простых вещах: хочешь приобщить ребенка к классическому балету - смело веди его в Большой на «Лебединое», не опасаясь, что танец маленьких лебедей исполнят полуголые мужчины, потому что так диктует замысел молодого режиссера-новатора. Хочешь увидеть креативную постановку классики, усиленную матом, полюбоваться на испражнения и обнаженку - выбирай любые творческие лаборатории, авторские театры, школы, антрепризы. И никаких вопросов - полная свобода творчества, помноженная на частные инвестиции. Как с горечью сказал по этому поводу известный поэт и режиссер Влад Маленко: «Если ты развращаешь, насмехаешься, пародируешь мученичество - для тебя деньги всегда найдут».

Возвращаясь к вечной проблеме художника и цензуры...

Представляется, что государство, в лице Министерства культуры в интересах своих граждан имеет полное право формировать некий «заказ на искусство», для чего выделяет определенный бюджет, инициирует творческие конкурсы и гранты.

Так вот, прямую ответственность перед налогоплательщиками за качество и содержание этого заказа несет не только, и даже не столько художник, сколько государство (точно так же, как оно должно отвечать и за качество учебников, которые пишет Министерство образования, и за многое другое). Степень свободы художника при таком раскладе действительно существенно ограничена рамками гражданского и уголовного кодекса РФ, но обижаться на это всем «непонятым» павленским и гельманам - глупо и бессмысленно.

Вопрос свободы творчества во многом философский и нравственный. Не стоит ломать копья и защищать свободу самовыражения с потугой на гениальность, которая зачастую, увы, становится единственной целью творчества. Свобода художника - это огромная ответственность, бремя которой под силу немногим.

Чем не тема для следующего Всероссийского театрального форума?

Олег Васильевич Розанов, первый заместитель председателя Изборского клуба

Впервые опубликовано на сайте клуба.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

23. Ответ на 8., РодЕлена:

Согласен, т. к. очень трудно разжевать квинтэссенцию мысли: «Право высказывания (а не право творчества) должно быть ограничено правом восприятия» Но, и ваше «Подменяете понятия, Андрей, ставите все с ног на голову и деградируете» - опрометчиво: он говорит толком, можно сказать – блестяще, с точки зрения культурологии.
Ник Ликашин / 28.10.2016, 21:58

22. Re: Стоило ли Райкину защищать свободу самовыражения с потугой на гениальность?

Алексей Петрович это ограниченное и слегка устаревшее понимание слова продюсер. Сейчас продюсер - это еще админ-худрук в определенном смысле. Скажем, если мы говорим о музыке в стиле соул или хип-хоп, то продюсер-музыкант - это опытный мастерюга, говорящий своим коллегам, какие семплы и биты лучше использовать. Если мы говорим о кино, то продюсер - это человек, ответственный не только и не столько за выдачу денег, сколько за разумную их трату и соблюдение и реализацию творческого плана (или же его корректировку, будь на то необходимость).
рудовский / 28.10.2016, 21:49

21. Ответ на 20., Николай Дозморов:

Нет,ничего не погибло.

А могла бы получиться легенда о великом писателе. Ветохин все же выбрался туда, где смог, не запираясь на ключ, спокойно написать воспоминания.

А так легенда не получилась.
Коротков А. В. / 28.10.2016, 21:15

20. Ответ на 16., Коротков А. В.:

Нет,ничего не погибло. Ветохин все же выбрался туда, где смог, не запираясь на ключ, спокойно написать воспоминания. Книга, как известно, вышла во многих странах.

19. Ответ на 18., рудовский:

Алексей Петровичнет, это не то же самое. Не надо путать цензуру самого творца или творческого коллектива с внешней, навязанной цензурой.

Продюсер это не творец, это или финансист, или проводник идеи финансиста.

18. Re: Стоило ли Райкину защищать свободу самовыражения с потугой на гениальность?

Алексей Петрович нет, это не то же самое. Не надо путать цензуру самого творца или творческого коллектива с внешней, навязанной цензурой.
рудовский / 28.10.2016, 18:43

17. Re: Стоило ли Райкину защищать свободу самовыражения с потугой на гениальность?

В разговорах о недопустимости цензуры есть изрядная доля лукавства. Ведь что такое цензура – это разрешение на показ угодного цензору и запрет на неугодное. А что делает продюсер? Не тоже ли самое? Вся разница только в том, что цензор работает после окончания работы над фильмом или спектаклем, а продюсер до окончания. А мнение Кости Райкина, на мой взгляд, не очень интересно. Так себе актер, что его слушать. Интереснее реакция Пескова: "огромный талант Райкина, к которому мы относимся с безграничным уважением". Ведь Песков озвучивает мнение власти. А коли власть относится с "безграничным уважением" к Косте Райкину, это о многом говорит.

16. Ответ на 15., Николай Дозморов:

В результате перед самым побегом (перед круизом) Ветохин все же вынужден был сжечь свои рукописи (продукт многодневных трудов) из-за риска их обнаружения при посадке на корабль.

Как жаль - погибли величайшие шедевры всех времён и народов. А это из шедевра его друга-приятеля: Услышать голос Ветохина из Америки было для меня самым лучшим подарком в эту новогоднюю ночь. Я сейчас сам живу в этой прекрасной стране, Америке.

Коротков А. В. / 28.10.2016, 16:33

15. Ответ на 3., Андрей Карпов:

Творческая свобода не стеснена ничем. Каждый может запереться у себя дома и творить, что хочется. Всё!

Уважаемый Андрей, если свобода не стеснена ничем, зачем же запираться у себя дома? Запираться, значит чего-то опасаться. Творить, прячась от всех и вся? Творить, дрожа от страха? Какая же это свобода? В известной автобиографической повести «Склонен к побегу» советский инженер Юрий Александрович Ветохин пишет, как он каждый вечер прятал рукописи в карман, подшитый к нижней стороне матраца, потому что знал, что если это (свободное по Вашей, Андрей, теории, ни чем не стесненное) творчество попадет в руки органов, то ему грозит длительный срок заключения. Писал Ветохин о том, как ему жилось и работалось, почему хотел убежать из страны, как пытался убежать, как сидел за попытку побега в психушке. П.С. В результате перед самым побегом (перед круизом) Ветохин все же вынужден был сжечь свои рукописи (продукт многодневных трудов) из-за риска их обнаружения при посадке на корабль.

14. Re: Стоило ли Райкину защищать свободу самовыражения с потугой на гениальность?

Писарь, Однако,смею заметить,Маркс и Ленин,держались классового подхода и носителем, вот этого самого духа,-"духа еврейства", является не историческая нация или этнос,но класс,т.н."средний класс",что в современном обществе, представлен средней и мелкой буржуазией,весьма пестрой по этническому и религиозному составу. (с) Я не уверен, что РАйкин - это именно средний класс или человек, обслуживающий (мелочные) интересы этого класса Типичный пример-современная нам Украина. (с) Мне кажется, риторика Райкина далека от риторики условного Яценюка. Класс, подвизающейся на рынке всяческих услуг,спекулятивного характера,-"гражданское общество". (с) Почему? Гражданское общество - это мы все. Средний класс,крупной буржуазии, завидует,поелику питает расположение к праздности. Пролетариат-ненавидит,поелику питает глубочайшее! презрение к труду.(не путать со спекуляцией). Типичный пример-Гитлер. (с) Вы хотите сказать, что Райкин - спекулянт? Так вот,уважаемый рудовский,именно из этой среды, вырастает фашизм и именно здесь,он находит опору и именно из этой среды,-"моря людского",выйдет антихрист. (с) Райкин не похож на фашиста. Что это означает на деле? Приспособиться,чтобы выжить. (с) Но он же не приспосабливается :) не лижет мягкое нежное место Кремлеводам.
рудовский / 28.10.2016, 11:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Розанов
Все статьи Олег Розанов
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:17
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06