Комментарий к статье «Этическая оценка христианства и социализма в их отношении к собственности и богатству»

0
1964
Время на чтение 7 минут

Статья весьма слабая. Причем, именно в богословском аспекте. Приходится повторять азы святототеческого учения, о которых уже не раз сказано.

1. Прежде всего, укажем, что единственным подлинным собственником всего является Господь Бог. Собственником по праву творения. И никому Он Свое право собственности не делегирует - Он ищет не собственников, а управителей Своего имения.

Иоанн Златоуст: «Эти имущества Господни, откуда бы мы их ни собрали» (I: 805). «Все мы пользуемся, а владеть никто не может» (II: 37). «Ведь и ты только распорядитель своего имущества, точно также, как и служитель церкви, распоряжающийся ее стяжанием» (VII: 779). «Слова «мое и твое» суть только пустые слова, а на деле не то. Например, если ты назовешь своим дом, это - пустое слово, не соответствующее предмету; ибо Творцу принадлежит и воздух, и земля, и вещество, и ты сам, построивший его, и все прочее» (X: 95).

А если человек все же присваивает себе в собственность имущество, то в глазах Божьих он остается управителем, только управителем неверным, подлежащим наказанию (притча о неверном управителе).

Право же собственности, которое у нас в ходу, создано грешными людьми и вошло в повсеместное употребление только в силу падшести человеческой как право сильного. Вот что об этом пишет Лактанций: «Любостяжание есть источник всех зол: оно происходит от презрения к истинному величию Божию. Люди, обилующие в чем-либо, не только перестали уделять другим избытки свои, начали присваивать и похищать себе чужое, будучи влекомы к тому собственною корыстью. То, что прежде было в общем употреблении у всех людей, начало скопляться часто в домах у немногих. Чтобы других подвергнуть своему рабству, люди стали собирать себе в одни руки первые потребности жизни и беречь их тщательно, дабы небесные дары сделать своею собственностью, не для того, чтобы уделять их ближнему из человеколюбия, которого в них не было, но чтобы удовлетворять единственно своему любостяжанию и корысти. После того, составили они себе самые несправедливые законы под личиною мнимого правосудия, посредством которых защитили против силы народа свое хищничество» («Божественные наставления», кн. 5, гл. 6).

Аналогичные мысли высказывают Григорий Богослов и Амвросий Медиоланский.

2. Святые Отцы различают личную собственность двух видов: богатство и необходимое имение. Первое отличается от второго по двум признакам: 1) богатство - имение сверх необходимого и 2) оно собрано нечестным, нетрудовым путем. Ибо «от трудов праведных не наживешь палат каменных». Впрочем, достаточно и одного признака, чтобы квалифицировать имение как неправедное. (Кстати, право наследования и Василием Великим и Иоанном Златоустом тоже рассматривалось как нелегитимный способ обогащения).

Если необходимое имение в глазах Божьих рассматривается как «естественное», и потому приемлемо для падшего человека и не осуждается, то к богатству отношение совершенно другое - негативное. Богатство - порицается святыми отцами по двум причинам:

- богатство привязывает к нему душу человеческую, отрывая ее от Бога. «Не можете служить двум господам - Богу и мамоне»;

- в погоне за богатством люди становятся ворами и хищниками, эксплуататорами, фактически грабящими других.

Иоанн Златоуст: «В отношении имущества невозможно быть одному богатым без того, чтобы наперед другой не сделался бедным» (X: 419). «Невозможно разбогатеть тому, кто не делает несправедливости» (XI: 703).

А то, что богатство, как правило, собирается нечестным путем, Златоуст не сомневается: «Откуда же, скажешь, богатые? Ведь сказано: «богатство и нищета - от Господа» (Сир. 11: 14). Но спросим возражающих нам: всякое ли богатство и всякая ли бедность от Господа? Кто может сказать это? Мы видим, что многие собирают великое богатство хищением, гробокопательством, чародейством и другими подобными способами. И, владея им, даже недостойны жизни. Что же, отвечай мне, можно ли сказать, что это богатство от Бога? Нет. Откуда же? От греха» (X: 350).

«Почему же, скажешь, Он многим дает? Но откуда видно, что Он дает? Кто же, скажешь, дает другой? Собственное их любостяжание, грабительство» (XII: 173-174).

Впрочем, Златоуст указывает, что бывают праведные богатые, т.е., которым богатство не вредит их душе и которое собрано честно, большим трудом - например, Авраам. Но, это уникумы, которые стяжали сугубую благодать. Таких единицы, и погоды они не делают.

Тем же качеством несправедливости отличается и деятельность бизнесмена, который использует свое богатство, чтобы путем прокрутки денег, получить еще большее богатство (разумеется, за счет других). Вот что о торговом «бизнесе» говорит Златоуст: «Когда, например, в торговых обязательствах и при покупке или продаже чего-либо, мы спорим и усиливаемся заплатить меньше, чем следует, и всячески стараемся об этом, - не разбой ли это? Не воровство ли и хищение? Не говори мне, что ты отнял не дом, не рабов. Несправедливость определяется не ценностью того, что похищается, но намерением похитителей. Несправедливость и справедливость имеют одинаковую силу как в большом, так и в малом. И я одинаково называю вором как того, кто, отрезав кошелек, возьмет чужие деньги, так и того, кто, покупая что-нибудь на рынке, удержит часть настоящей цены. И грабитель не тот только, кто разломает стену и похитит что-либо из дома, но и тот, кто нарушит справедливость и отнимет что-либо у ближнего (VIII: 402).

Если это говорится о благочестивой Византии, то тем более это применимо и к нашему времени. Сейчас практически все богатства собираются нечестным путем, ибо установлены законы, позволяющие безнаказанно это делать.

3. Исходя из всего этого Святые Отцы делают вывод, что освободиться богатому от своего богатства - отнюдь не добродетель, а необходимость - иначе богач попадает под осуждение Божие.

Иоанн Златоуст: «Как же можно спастись богатому? Все стяжание свое делая общим для нуждающихся, как поступал Иов» (VII: 751).

«Каким образом владеющий богатством бывает благ? Конечно, он не благ, но он становится благим, когда раздает свое богатство. Когда же не имеет его, тогда он и благ; и когда раздает его другим, тогда тоже благ; а до тех пор, пока удерживает его при себе, он не бывает благим. Итак, добро ли то, с приобретением чего люди становятся злыми, а с лишением - благими?» (XI: 705).

«Уврачевать милостыней в соответствующей мере то зло, которое нанесено любостяжанием невозможно. Если ты отнял у кого обол, то тебе мало уже обола, чтобы посредством милостыни залечить рану, нанесенную любостяжанием, но потребен талант. По закону, пойманный вор должен возвратить вчетверо больше украденного им. Но хищник хуже вора. Он должен возвратить в десять раз больше похищенного. Впрочем, и тогда он только получит отпущение в своей неправде, но не насладится плодами милосердия. (...) Если же, и поступая таким образом, ты едва можешь вознаградить вред другого, то когда ты поступаешь наоборот, т.е., похитив все имущество у ближнего, раздаешь только малую часть его, и притом не тем, у которых похитил, а другим, - какое ты будешь иметь оправдание?» (VII: 543).

Симеон Новый Богослов еще более определенен: «Итак, каким образом, если они (владельцы. - Н.С.), взяв что-нибудь или даже все из этих денег, из страха угрожающих наказаний или в надежде получить сторицею, или склоненные несчастиями людей, подадут находящимся в лишениях и скудости, то разве можно считать их милостивыми или напитавшими Христа, или совершившими дело, достойное награды? Ни в коем случае, но как я утверждаю, они должны каяться до самой смерти в том, что они столько времени удерживали (эти материальные блага) и лишали своих братьев пользоваться ими» (цит. по 83: 135).

«Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других. Более того, он виновен в потери жизни тех, кто умирал за это время от голода и жажды. Ибо он был в состоянии их напитать, но не напитал, а зарыл в землю то, что принадлежит бедным, оставив их насильственно умирать от холода и голода. На самом деле он убийца всех тех, кого он мог напитать» (цит. по 83: 135).

Таким образом, даже возвративший все свое богатство, вовсе не совершает чего-то достойного награды (как думает о. Георгий Городенцев), а лишь, в лучшем случае, возвращается в естественное состояние! И об этом говорят не социалисты, а Святые Отцы! Тут у о. Георгия тяжелый прокол. Оказывается, он неправильно применяет к имущественной сфере концепцию «сверхестественного, естественного и противоестественного». А поскольку на этом у него строится почти вся остальная аргументация, то она оказывается заведомо ложной. Например, он пишет: «Причем заметим еще одну весьма интересную вещь, которую открыл отнюдь не я, а святой Иоанн Златоуст (во всяком случае, я именно у него это вычитал), на которого так любят ссылаться наши «православные» социалисты. По учению этого святителя выходит, что если признать (как это делают социалисты разных мастей) собственность и богатство злом само по себе, то тогда не только милостыня, но даже и полное раздаяние христианином всего своего богатства отнюдь не будет являться добродетелью».

Иоанн Златоуст, как видно из вышеприведенной цитаты, пишет совершенно противоположное: «По закону, пойманный вор должен возвратить вчетверо больше украденного им. Но хищник хуже вора. Он должен возвратить в десять раз больше похищенного. Впрочем и тогда он только получит отпущение в своей неправде, но не насладится плодами милосердия».

Этот случай тем более характерен, что у о. Георгия нет ссылки на Златоуста - а значит проверить, говорил ли это Златоуст или нет, невозможно. Кстати, в статье вообще нет ни одной ссылки или цитаты (!), что говорит о бездоказательности и произвольности всех обвинений.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

168. Ответ на 160., Lucia:

Все же когда Сомин писал о принудительных "общинах любви" было смешнее.О каких принудительных "общинах любви" вы говорите? Поясните пожалуйста? с удовольствием http://ruskline.ru/a...oslavnyj_socializm/Лусиа! Большое спасибо! Видимо этот абзац вызвал у вас смех? "Наконец седьмой. Последний по порядку, но не по важности: создать сеть православных трудовых общин, «общин любви», в которых труд во славу Божию сочетался бы с братскими отношениями между людьми."Согласен, что это звучит не весьма корректно. Создать сеть трудовых братств "общин любви". Вопрос кто их будет создавать? Чиновник от государства, но это мы уже проходили и ещё проходим.И кто такие ТРУДОВЫЕ БРАТСТВА? Может речь идёт о трудовом братстве Неплюева Н.Н. Здесь я нашёл фильм об этом братстве Он так и называется "Братство любви" 1994 г. выпуска. Вот и ссылкаhttps://www.youtube.....watch?v=rY4evQMhn2UНо как я понял, из фильма их не надо создавать сверху, сверху должны лишь быть обеспечены условия и возможности их создания и функционирования. например кибуцы в Израиле. Где похоже подобные принципы трудового братства реализованы и функционируют. Думаю,что без создания государством Израиль возможности их реализации их бы не существовало там.Религиознуюоснову кибуц не рассматриваю, так ничего об этом не знаю.А в России как я понимаю родине трудовых братств их нет. Вопрос почему?Предполагаю, что Сомин Н.В. имел ввиду трудовое братство Н.Н.Неплюева.Лусиа! Вы сами смотрели фильм о котором я указал выше? Нет не смотрела. Там не только обшины смешные.Однако православный социализм кардинально отличается от советского социализма другой идеологией - православной. Под православной идеологией понимается система государственно-образующих идей, в основе которых лежит православная вера. В частности, православная идеология дает обоснование того, что именно социалистическая экономика не только согласуется с догматами православной веры, но и является гораздо ближе к идеалам христианства, чем рыночная (капиталистическая) экономика. Другое важное положение православной идеологии - православное государство, с одной стороны владеющее мощным комплексом государственных предприятий, а с другой стороны, - признающее авторитет Православной Церкви и сотрудничающее с ней в государственных делах. Тем самым Православная Церковь получает статус выделенный, государственный. Разумеется, Церковь в текущих делах управления не участвует, но она определяет общий курс и влияет на наиважнейшие, судьбоносные для России решения." Это поношение Церкви и попытка превратить ее в какое-то подобие КПСС. А вот этоУкажем только, что главный враг, мешающий выстраиванию православного социализма, - людской эгоизм. Бороться с ним можно двумя способами. Первый способ - внутренняя работа над индивидуальными душами человеческими, искоренение в них греха и раскрытие их навстречу Богу-Любви. Это традиционный путь церковной жизни, покаяния и участия в таинствах Церкви. Но бороться с эгоизмом можно и иначе - путем выстраивания социальной среды, препятствующей проявлениям эгоизма и, наоборот, способствующей продвижению людей, думающих не о себе любимом, а о ближнем, о всех остальных, что выражается в патриотизме, коллективизме, самоотверженном труде на благо Родины, чувстве справедливости. Православный социализм сочетает в себе оба способа борьбы с эгоизмом, тем самым создавая главную предпосылку для спасения людей в вечности." Ну это просто анекдот.А это В "основу идеологии должна быть положена идея православного социализма. Эта идеология должна быть взята нашей Церковью на вооружение." словом, Церковь вместо КПСС обслуживает государственную машину, кибуцы организуются, Несогласные в лагерях бесплатно поднимают производство. так в какого бога вы веруете?

Лусиа! Доброго вечера! Делаю третью попытку получить ответ на вопрос. Как в при определённом социальном порядке может существовать беспорядок нищеты? Когда я задал этот вопрос второй раз вы просто его проигнорировали, может сейчас проявите добрую волю?
Простолюдин / 12.12.2016, 19:15

167. Ответ на 164., Lucia:

Эстонцы потребовали от России компенсацию за тот колоссальный ущерб, который нанес их стране марксизм-ленинизм.

И запретили в Эстонии выступление Ансамбля имени Александрова. А Лукиа запретила самого Александрова. Эстонские фашисты завидуют Лукие.

166. Re: Комментарий к статье «Этическая оценка христианства и социализма в их отношении к собственности и богатству»

Коммунисты - сектанты В большей или меньшей степени секты характеризуются следующими признаками: Религиозная реклама (маркетинг) Секты всегда заняты, как на базаре навязыванием своего товара, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление Религиозная реклама (маркетинг) – следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых сторонников (адептов). Двойное учение Вербовщики не сообщают тем, кого завлекают в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение – одно для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое – для внутреннего пользования. Программирование сознания Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев (мерила), духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. . Контроль жизнедеятельности Конечная цель сектантской организации – контроль над многими, а в идеале – над всеми сферами жизни человека. Политические цели Многие секты являются крупными промышленными и финансовыми «империями,» стремящимися получить власть над всем миром.
Lucia / 11.12.2016, 15:17

165. Re: Комментарий к статье «Этическая оценка христианства и социализма в их отношении к собственности и богатству»

Эстонцы потребовали от России компенсацию за тот колоссальный ущерб, который нанес их стране марксизм-ленинизм. В свою очередь россияне потребовали от Германии, Великобритании и Франции компенсацию за тот колоссальный ущерб, который нанесла нашей стране немецкая философия, английская политэкономия и французский утопический социализм.
Lucia / 11.12.2016, 13:39

164. Ответ на 162., Егоргий:

Но капитализм есть и очень удобен для прогресса сатанизма.

для сатанизма удобна любая фиксация на материальном. Заставьте массы размышлять о средствах производства и собственности - и сатанизм расцветет.
Lucia / 11.12.2016, 13:35

163. Тема опасная.

Очень опасная тема для сторонников капиталистического христианства. Конечно никакого христианства с капитализмом вместе быть не может. Но капитализм есть и очень удобен для прогресса сатанизма. Отсюда энергичнейшее забалтывание важнейшей темы постоянными насельниками РНЛ. Стражи сатаны на службе.
Егоргий / 11.12.2016, 10:40

162. Ответ на 160., Lucia:

Несогласные в лагерях бесплатно поднимают производство.

) Так вот кто ГУЛАГ учреждает! Причём наша <s>дворянка</s> - Мюнхаузен наоборот. Тот себя из болота за волосы вместе с конём вытащил, а Лукиа сама себя посадила.

161. Ответ на 159., Простолюдин:

Все же когда Сомин писал о принудительных "общинах любви" было смешнее.О каких принудительных "общинах любви" вы говорите? Поясните пожалуйста? с удовольствием http://ruskline.ru/a....oslavnyj_socializm/Лусиа! Большое спасибо! Видимо этот абзац вызвал у вас смех? "Наконец седьмой. Последний по порядку, но не по важности: создать сеть православных трудовых общин, «общин любви», в которых труд во славу Божию сочетался бы с братскими отношениями между людьми."Согласен, что это звучит не весьма корректно. Создать сеть трудовых братств "общин любви". Вопрос кто их будет создавать? Чиновник от государства, но это мы уже проходили и ещё проходим.И кто такие ТРУДОВЫЕ БРАТСТВА? Может речь идёт о трудовом братстве Неплюева Н.Н. Здесь я нашёл фильм об этом братстве Он так и называется "Братство любви" 1994 г. выпуска. Вот и ссылкаhttps://www.youtube....watch?v=rY4evQMhn2UНо как я понял, из фильма их не надо создавать сверху, сверху должны лишь быть обеспечены условия и возможности их создания и функционирования. например кибуцы в Израиле. Где похоже подобные принципы трудового братства реализованы и функционируют. Думаю,что без создания государством Израиль возможности их реализации их бы не существовало там.Религиознуюоснову кибуц не рассматриваю, так ничего об этом не знаю.А в России как я понимаю родине трудовых братств их нет. Вопрос почему?Предполагаю, что Сомин Н.В. имел ввиду трудовое братство Н.Н.Неплюева.Лусиа! Вы сами смотрели фильм о котором я указал выше?

Нет не смотрела. Там не только обшины смешные. Однако православный социализм кардинально отличается от советского социализма другой идеологией - православной. Под православной идеологией понимается система государственно-образующих идей, в основе которых лежит православная вера. В частности, православная идеология дает обоснование того, что именно социалистическая экономика не только согласуется с догматами православной веры, но и является гораздо ближе к идеалам христианства, чем рыночная (капиталистическая) экономика. Другое важное положение православной идеологии - православное государство, с одной стороны владеющее мощным комплексом государственных предприятий, а с другой стороны, - признающее авторитет Православной Церкви и сотрудничающее с ней в государственных делах. Тем самым Православная Церковь получает статус выделенный, государственный. Разумеется, Церковь в текущих делах управления не участвует, но она определяет общий курс и влияет на наиважнейшие, судьбоносные для России решения." Это поношение Церкви и попытка превратить ее в какое-то подобие КПСС. А вот это Укажем только, что главный враг, мешающий выстраиванию православного социализма, - людской эгоизм. Бороться с ним можно двумя способами. Первый способ - внутренняя работа над индивидуальными душами человеческими, искоренение в них греха и раскрытие их навстречу Богу-Любви. Это традиционный путь церковной жизни, покаяния и участия в таинствах Церкви. Но бороться с эгоизмом можно и иначе - путем выстраивания социальной среды, препятствующей проявлениям эгоизма и, наоборот, способствующей продвижению людей, думающих не о себе любимом, а о ближнем, о всех остальных, что выражается в патриотизме, коллективизме, самоотверженном труде на благо Родины, чувстве справедливости. Православный социализм сочетает в себе оба способа борьбы с эгоизмом, тем самым создавая главную предпосылку для спасения людей в вечности." Ну это просто анекдот. А это В "основу идеологии должна быть положена идея православного социализма. Эта идеология должна быть взята нашей Церковью на вооружение." словом, Церковь вместо КПСС обслуживает государственную машину, кибуцы организуются, Несогласные в лагерях бесплатно поднимают производство. так в какого бога вы веруете?
Lucia / 10.12.2016, 21:08

160. Ответ на 149., Lucia:

Все же когда Сомин писал о принудительных "общинах любви" было смешнее.О каких принудительных "общинах любви" вы говорите? Поясните пожалуйста? с удовольствием http://ruskline.ru/a...oslavnyj_socializm/

Лусиа! Большое спасибо! Видимо этот абзац вызвал у вас смех? "Наконец седьмой. Последний по порядку, но не по важности: создать сеть православных трудовых общин, «общин любви», в которых труд во славу Божию сочетался бы с братскими отношениями между людьми." Согласен, что это звучит не весьма корректно. Создать сеть трудовых братств "общин любви". Вопрос кто их будет создавать? Чиновник от государства, но это мы уже проходили и ещё проходим. И кто такие ТРУДОВЫЕ БРАТСТВА? Может речь идёт о трудовом братстве Неплюева Н.Н. Здесь я нашёл фильм об этом братстве Он так и называется "Братство любви" 1994 г. выпуска. Вот и ссылка https://www.youtube.com/watch?v=rY4evQMhn2U Но как я понял, из фильма их не надо создавать сверху, сверху должны лишь быть обеспечены условия и возможности их создания и функционирования. например кибуцы в Израиле. Где похоже подобные принципы трудового братства реализованы и функционируют. Думаю,что без создания государством Израиль возможности их реализации их бы не существовало там.Религиознуюоснову кибуц не рассматриваю, так ничего об этом не знаю. А в России как я понимаю родине трудовых братств их нет. Вопрос почему? Предполагаю, что Сомин Н.В. имел ввиду трудовое братство Н.Н.Неплюева. Лусиа! Вы сами смотрели фильм о котором я указал выше?
Простолюдин / 10.12.2016, 20:23

159. Ответ на 156., Lucia:

Лусиа! Хотелось бы узнать ваше определение капитализма и что это за историческое явление?Здесь главное даже не в определении капитализма. Мы ведь тут не атеисты, верно?

Лусиа! ПИШЕТ. Здесь главное даже не в определении капитализма. А что тогда главное? В чём суть капитализма? Кстати на мой предыдущий вопрос вы не ответили. Вы написали, что это не ваши слова а цитата, но я не об этом спрашивал.Позвольте повторить мой вопрос. Как при социальном порядке, может существовать беспорядок нищеты? Мы ведь тут не атеисты, верно? За всех не скажу, но за себя могу. "Верую воединного Бога Отца Вседержителя...." А вы в какого Бога веруете?
Простолюдин / 10.12.2016, 19:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Оправдание «совка»
При каких условиях состоится православный социализм?
25.07.2023
Все статьи Николай Сомин
Последние комментарии