Как быть, когда поносят Церковь? Промолчать или обличить?

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1484
Время на чтение 5 минут

Был я как-то на автобусной экскурсии по мистическим местам Санкт-Петербурга. Наш экскурсовод довольно-таки интересно рассказывал про мистику в сказках Пушкина, про мистические места в городе. В принципе, неплохая развлекательная экскурсия. Но потом Остапа понесло.

Он стал объяснять историю России сквозь призму своих неоязыческих толкований. Для начала походя пнул императора Александра II, обвинив того в суициде: «Почему император, не пострадавший после первой бомбы, всё же пошёл посмотреть на преступника, а не уехал подальше от места преступления? - Потому, что искал смерти». Для чего нужно было нести сию ахинею? Видимо, чтобы заинтересовать таким способом слушателей. Потом, правда, признал, что это был не суицид.

Второй случай ещё интереснее.

Экскурсовод назвал императоров Петра I и Павла I святыми. Назвал и назвал, это его личное мнение. И тут же выдал своё мнение о христианстве, и в частности, об апостоле Павле. Мы услышали от него вот эти странные слова: «Не бей малым камнем, это будет больно, но не убьёшь. Не бей большим камнем, будет не больно, но убьёшь. Бей средним камнем, и больно будет и убьёшь».

И это сказал апостол Павел, вот она, сущность христианства.

Я таки не выдержал, в конце экскурсии спрашиваю, мол, с какого источника сей бред. Разговор передаю почти дословно:

- Дайте ссылочку, где можно прочитать о среднем камушке апостола Павла.

- Вот и почитайте!

- А где почитать? У кого?

- В Евангелии!

- Нет такого в Евангелии. Где, у кого?

- У Иоанна. И у Луки есть!

- Нет у Луки такого.

Тогда он тут же соглашается:

- У Иоанна есть!

- Где у Иоанна? В каком месте?

- Я сейчас уже не помню, где именно!!!

В общем, врёт, как сивый мерин. Я решил продолжить, спрашиваю: «Может в Откровении у Иоанна»?

Специалист по мистике тут же соглашается. Ну, думаю, интересно, какие слова оттуда он попытается трактовать по-своему. Ну как там, у Достоевского Лебедев говаривал: «Я же в толковании Апокалипсиса силен и толкую пятнадцатый год». Но, к сожалению, кроме одной и той же фразы: «Я сейчас уже не помню, где именно», я ничего от этого экскурсоВеда не добился.

Может быть, вы думаете, что это непрофессиональный экскурсовод, троечник? Как бы не так. - Он кандидат наук, доцент истории, заведующий кафедрой туризма и гостеприимства, психолог, науковер. Книжки пишет. И ведь не боится, что какой-нибудь эмоциональный христианин съездит ему по физиономии. Но ведь для христианина это грех. Или не грех?

Был у меня знакомый казак, вот что он мне рассказал: «К нашей девчонке приставали два кавказца. Я вступился, побил их. А потом пошёл в церковь каяться. Рассказал священнику, что избил людей, а в конце добавил: «А вообще-то я им ещё мало дал!». Чем привёл батюшку в весёлое настроение. Правда, епитимью тот на казака наложил, читать молитвы в течение 40 дней.

Казак побил кавказцев - правильно. Пошёл каяться - правильно. Искренне и без лукавства закончил свою исповедь, тоже правильно. Пусть он действовал не по любви, но по справедливости.

Только в православии этого недостаточно.

Другой реальный случай. Фронтовик-разведчик принял после войны священный сан и отправился служить в дальний приход, в деревню. А там местная молодёжь решила над ним поиздеваться. Тот долго терпел, а потом не выдержал, вломил им как следует, даже заставил их отползать на четвереньках. Тоже поехал в город, каяться. Но здесь важен результат. Священника фронтовика стали уважать в деревне. А эта молодёжь впоследствии приходила в церковь венчаться и крестить своих детей. То бишь, священник, видимо, сделал это с любовью.

Но ведь так получается далеко не у каждого. У нас, конечно, есть пример Иисуса Христа, который молился об истязающих Его: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают».

Первый мученик за Христа Стефан так воскликнул, когда его побивали камнями иудеи: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой».

Но как быть нам, обычным людям, когда при тебе поносят Церковь? Промолчать или обличить?

Какое я имею право обличать кого-то? Как говорится, не суди другого за то, что он грешит не так, как ты. Где та грань, после чего обличение переходит в осуждение?

Каждый сам решает, что ему делать. На мой взгляд, нападки на Церковь нужно пресекать, но пресекать убедительными доводами, приводя убийственные аргументы для оппонента. Например, язычников можно легко заткнуть в споре, ибо они имеют весьма скудные знания о христианстве. Но важен же ещё и результат. Что толку от моих правильных слов, если оппонент останется озлобленным, раздражённым?

Искомый результат возможен лишь тогда, когда имеешь мирное устроение, спокойное состояние духа, когда считаешь оппонента таким же человеком, как и ты. Тертуллиан писал, что всякая душа по природе христианка. И от нас, наших слов иногда зависит, сможет ли человек, нападающий на Церковь, стать впоследствии христианином.

Ведь каков ты, таков и мир вокруг тебя.

Мой знакомый рассказывал: «Еду в электричке, наблюдаю, как иеговисты ездят по ушам своим попутчикам. Хочу вступиться, но нет. Не знаю, как! Так и ехал дальше молча». И это воцерковлённый человек! И в том автобусе было около сорока человек, и все мы выслушали то, что нам втюхивал, другого, более точного слова и не подберу, наш экскурсовЕд. Почему же мы такие нелюбопытные? Доверяем первому попавшемуся рассказчику, не пытаемся проверить информацию сами, хотя бы для себя?

Неудивительно, что многие сразу верят всему, что пишут в СМИ о Церкви.

Прочему мы разбираемся в футболе, политике, в воспитании детей, но попытаться разобраться в духовной жизни нам не хочется. Мол, и так всё ясно.

Двое православных христиан разговаривают. Он возмущён нападками на Церковь. Она отвечает: «Не переживайте, Господь управит».

Он отвечает: «Не будем переживать, не управит. Для кого?»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Ответ на 10., М.Яблоков:

Так у меня там многоточие ( Я начала с самого простого - помочь нуждающемуся собрату по вере и служению. Ибо неверный в малом ...(
Ксения Балакина / 26.11.2016, 11:16

10. Ответ на 9., Ксения Балакина:

Это плохо, конечно, но это не самое страшное. Самое страшное - это вероотступничество. Вы понимаете о чем я говорю.
М.Яблоков / 24.11.2016, 05:59

9. Ответ на 6., sergsmir:

Лично я по физиономии скорее всего не съездил бы. Но бывают ситуации, что это самый верный способ.

Знаете, в чем реальная проблема? Проблема не тогда, когда лгут внешние (тут все просто), а когда говорят правду. Например, когда на светском форуме говорят, что в Церкви сегодня разделение пострашнее, чем в обществе - когда одни батюшки не знают какую крутую машину себе купить и куда съездить отдохнуть, а другие не знают, чем топить разрушающийся храм в заброшенной спивающейся деревне и чем кормить семью, когда суммарный доход в храме за месяц не превышает 10 000. Когда люди, видя бесправность священника и "чехарду" на приходах просто уходят из Церкви... Когда... Вот что тут сказать - для меня самый большой и страшный вопрос ((
Ксения Балакина / 24.11.2016, 03:52

8. Re: Как быть, когда поносят Церковь? Промолчать или обличить?

Анна де Бейль вопрос, очевидно, риторический?..
рудовский / 23.11.2016, 22:17

7. Re: Как быть, когда поносят Церковь? Промолчать или обличить?

Не много ли чести для обычного дурака?
Анна де Бейль / 23.11.2016, 18:56

6. Ответ на 3., Ксения Балакина:

Как быть, когда поносят Церковь? Промолчать или обличить? На самом деле, вопрос очень серьезный. Несколько кратких мыслей. Главное, что человек должен понять, прежде любых действий – ЗАЧЕМ. Что именно им движет. В идеале – любовь к Богу, Который желает всем спастись, и к людям, большинство из которых, на самом деле, ничего не знает о Боге. Такой подход будет и диктовать варианты слов и поступков.Далее – собственные знания и выдержка. Даже гневаться можно с абсолютно холодной головой. Если есть вариант, что сдадут нервы или потеряешь самообладание – значит, лучше идти домой и молиться, чтобы Господь Сам управил.Очень хороший тренажер в данном случае – форумы. На них очень хорошо видно результаты общения – как разные люди реагируют на сказанное тобой. Может быть, вы думаете, что это непрофессиональный экскурсовод, троечник? Как бы не так. - Он кандидат наук, доцент истории, заведующий кафедрой туризма и гостеприимства, психолог, науковер. Книжки пишет. И ведь не боится, что какой-нибудь эмоциональный христианин съездит ему по физиономии. Но ведь для христианина это грех. Или не грех? А зачем сразу по физиономии? Мне кажется, что есть разные варианты. Исходное – записать на диктофон его экскурсию. А далее можно напроситься к нему на пообщаться – и показать ему, что его лекция как-то не очень соответствует его регалиям (должность, звание) – за чашкой чая и какой-нибудь плюшкой… Или обратиться с жалобой на недолжный уровень сервиса к его непосредственному начальству… Или написать ехидный фельетон о том, какой позорный уровень экскурсоводов в такой-то фирме, несмотря на их ученые степени. В общем, вариантов несть числа. Вариант «по физиономии» тоже имеет место, но надо ли?

Мы все такие умные, я сам такой.;) Могу всех научить, как надо, но делом это исполнить не получается. Лично я по физиономии скорее всего не съездил бы. Но бывают ситуации, что это самый верный способ.
sergsmir / 23.11.2016, 18:05

5. Ответ на 2., Ксения Балакина:

И тут же выдал своё мнение о христианстве, и в частности, об апостоле Павле. Мы услышали от него вот эти странные слова: «Не бей малым камнем, это будет больно, но не убьёшь. Не бей большим камнем, будет не больно, но убьёшь. Бей средним камнем, и больно будет и убьёшь». Есть такой фильм: «Видимое и сокровенное» 10 серий по истории Церкви. Там есть серия про Апостола Павла. Там есть сюжет о том, как Савл, будущий Апостол Павел одобрял каменование Стефана. Там как раз есть эти слова о том, какими должны быть камни для побивания камнями – не маленьким – поскольку не убивают, не большими, потому что сразу убьют, а средними – размером с кулак – и не сразу убьет и бить будут больно. Видимо человек «услышал звон, но не понял где он».Был у меня знакомый казак, вот что он мне рассказал: «К нашей девчонке приставали два кавказца. Я вступился, побил их. А потом пошёл в церковь каяться. Рассказал священнику, что избил людей, а в конце добавил: «А вообще-то я им ещё мало дал!». Чем привёл батюшку в весёлое настроение. Правда, епитимью тот на казака наложил, читать молитвы в течение 40 дней.Казак побил кавказцев - правильно. Пошёл каяться - правильно. Искренне и без лукавства закончил свою исповедь, тоже правильно. Пусть он действовал не по любви, но по справедливости. Так он каяться приходил, или хвастаться? ;)

Конечно, каяться. Он, видимо, знал, как надо, но не получилось. Понимаете, не получилось. Искренность взяла верх.;) Если бы экскурсовод признал, что он ошибается насчёт Евангелия, то тогда другое дело. Но он же упёрся, в Евангелии читал и всё тут.
sergsmir / 23.11.2016, 17:58

4. Ответ на 2., Ксения Балакина:

Там как раз есть эти слова о том, какими должны быть камни для побивания камнями – не маленьким – поскольку не убивают, не большими, потому что сразу убьют, а средними – размером с кулак – и не сразу убьет и бить будут больно. Видимо человек «услышал звон, но не понял где он». Так он каяться приходил, или хвастаться? ;)

sergsmir / 23.11.2016, 17:51

3. Re: Как быть, когда поносят Церковь? Промолчать или обличить?

Как быть, когда поносят Церковь? Промолчать или обличить?

На самом деле, вопрос очень серьезный. Несколько кратких мыслей. Главное, что человек должен понять, прежде любых действий – ЗАЧЕМ. Что именно им движет. В идеале – любовь к Богу, Который желает всем спастись, и к людям, большинство из которых, на самом деле, ничего не знает о Боге. Такой подход будет и диктовать варианты слов и поступков. Далее – собственные знания и выдержка. Даже гневаться можно с абсолютно холодной головой. Если есть вариант, что сдадут нервы или потеряешь самообладание – значит, лучше идти домой и молиться, чтобы Господь Сам управил. Очень хороший тренажер в данном случае – форумы. На них очень хорошо видно результаты общения – как разные люди реагируют на сказанное тобой. Может быть, вы думаете, что это непрофессиональный экскурсовод, троечник? Как бы не так. - Он кандидат наук, доцент истории, заведующий кафедрой туризма и гостеприимства, психолог, науковер. Книжки пишет. И ведь не боится, что какой-нибудь эмоциональный христианин съездит ему по физиономии. Но ведь для христианина это грех. Или не грех?

А зачем сразу по физиономии? Мне кажется, что есть разные варианты. Исходное – записать на диктофон его экскурсию. А далее можно напроситься к нему на пообщаться – и показать ему, что его лекция как-то не очень соответствует его регалиям (должность, звание) – за чашкой чая и какой-нибудь плюшкой… Или обратиться с жалобой на недолжный уровень сервиса к его непосредственному начальству… Или написать ехидный фельетон о том, какой позорный уровень экскурсоводов в такой-то фирме, несмотря на их ученые степени. В общем, вариантов несть числа. Вариант «по физиономии» тоже имеет место, но надо ли?
Ксения Балакина / 23.11.2016, 06:13

2. Re: Как быть, когда поносят Церковь? Промолчать или обличить?

И тут же выдал своё мнение о христианстве, и в частности, об апостоле Павле. Мы услышали от него вот эти странные слова: «Не бей малым камнем, это будет больно, но не убьёшь. Не бей большим камнем, будет не больно, но убьёшь. Бей средним камнем, и больно будет и убьёшь».

Есть такой фильм: «Видимое и сокровенное» 10 серий по истории Церкви. Там есть серия про Апостола Павла. Там есть сюжет о том, как Савл, будущий Апостол Павел одобрял каменование Стефана. Там как раз есть эти слова о том, какими должны быть камни для побивания камнями – не маленьким – поскольку не убивают, не большими, потому что сразу убьют, а средними – размером с кулак – и не сразу убьет и бить будут больно. Видимо человек «услышал звон, но не понял где он». Был у меня знакомый казак, вот что он мне рассказал: «К нашей девчонке приставали два кавказца. Я вступился, побил их. А потом пошёл в церковь каяться. Рассказал священнику, что избил людей, а в конце добавил: «А вообще-то я им ещё мало дал!». Чем привёл батюшку в весёлое настроение. Правда, епитимью тот на казака наложил, читать молитвы в течение 40 дней. Казак побил кавказцев - правильно. Пошёл каяться - правильно. Искренне и без лукавства закончил свою исповедь, тоже правильно. Пусть он действовал не по любви, но по справедливости.

Так он каяться приходил, или хвастаться? ;)
Ксения Балакина / 23.11.2016, 06:10
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Смирнов
Копыто консультанта
О новом фильме «Мастер и Маргарита»
12.03.2024
Как ты смогла себя отдать на растерзание вандалам
К 32-й годовщине развала СССР
26.12.2023
Журавлиные клики
С днём Великой Победы!
09.05.2023
Лесок
Рассказ
30.03.2023
Страна дураков?..
Почему мы ругаем свое
02.01.2023
Все статьи Сергей Смирнов
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11