Нахожусь под сильным впечатлением от активных, если не сказать, ожесточенных, дебатов на интернет-портале «Русская народная линия» по проблематике возможности органической совместимости либо несовместимости православия и советской власти. Может ли человек быть одновременно глубоко православным и глубоко советским (не «совковым», как любят похихикивать либералы, а именно советским)? Сочетаема ли православная мораль со «сталинизмом-советизмом»? Позволю себе высказать на страницах издания свое скромное обывательское мнение, основанное разве что только на изучении примерно полутора десятков источников по данной теме и на личном общении с людьми, для которых по преимуществу православие и советизм - две враждебные друг другу среды.
Сразу хочу сказать, что в затрагиваемом, весьма болезненном, вопросе я всецело солидарен с Анатолием Дмитриевичем Степановым, так что в принципе ничего нового я, наверное, не скажу. Просто еще раз соглашусь с, на мой взгляд, наиболее конструктивной позицией по данному вопросу, сформулированной главным редактором «Русской народной линии». И постараюсь аргументировать эту позицию в меру своих возможностей и, что называется, «со своей колокольни». Итак...
Нам долго и массированно внушалось, да и внушается по сей день (хоть теперь уже и слегка более вяло), что советская власть и православие - две взаимоисключающие категории, две реальности, существующие как бы в параллельных и не пересекающихся измерениях. При этом акцент делается на противостоянии сперва патриарха Тихона и народных комиссаров, а затем - на репрессиях по отношению к священнослужителями монашеству при Иосифе Виссарионовиче Сталине. Больше практически ничего на эту тему, собственно, и не упоминается. Думается, что это делается умышленно, прицельно и целенаправленно - с тем, чтобы расколоть пока еще шаткий и хрупкий патриотический лагерь, с тем, чтобы стравить принципиальных идейных союзников по надуманному основанию. Технология не нова и, несмотря на свою избитость, эффективна.
При противопоставлении православной морали сильной централизованной советской власти всегда демонстративно выпячивается личная обида тех православных людей, которые не смогли или принципиально не захотели адаптироваться и социализироваться в формате нового общественно-политического устройства. Ею, этой обидой, гордо размахивают, словно развевающимся флагом, наши либеральные недруги. Ею, этой обидой, всегда тычут в нос всем тем, кто хотя бы попытается заикнуться о советской идеологии, о советской культуре, о великих советских свершениях. Дескать, репрессировали - ну, и молчали бы о своих подвигах! То есть нарочитая демонстрация нескольких десятков тысяч репрессированных священнослужителей и монахов стала, по сути дела, синонимом «заткнись!», адресованного тем, кто отстаивает идеи сильного и могучего государства, образом которого в сознании большинства людей, в особенности пожилых и молодых, является СССР. Вообще говоря, тактика очень эффективна: апелляция к бессознательному всегда эффективнее апелляции к рассудочному. Это лишь еще раз доказывает и подчеркивает принципиально деструктивную ориентированность показного противопоставления двух рассматриваемых консервативно-патриархальных сил.
Предлагаю отринуть эмоции и сосредоточиться на фактах. Либеральные источники всеми правдами и неправдами пытаются внушить нам, что православие несовместимо с советизмом, но так ли это? Нет, это не так, и сами либеральные политтехнологи отчетливо понимают, что это не так! Умышленно замалчивается речь Алексия I, произнесенная им в 1943 году в блокадном Ленинграде и опубликованная в советско-сталинских «Известиях». В этой речи, напомню, к тому времени еще митрополит Алексий воспел силу русского оружия и народного единства, а также призвал всецело довериться авторитету Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР Сталина (которого в либеральных СМИ принято подавать исключительно как упыря и врага православия). Умышленно замалчивается колоссальный идейный и материальный вклад Русской Православной Церкви в победу в Великой Отечественной войне. Умышленно выставляются напоказ лишь конфликтные ситуации (которых на самом деле было все же значительно, практически в разы, меньше, чем пытаются «раскрутить») и умышленно обходятся вниманием принципиально-сущностные характеристики двух мировоззренческих концепций - православия и советского этатизма. Умышленно сеется вражда и раскол. Умышленно в стан ненавистников перетягиваются потенциальные русские патриоты, целенаправленно дезориентируемые посредством массированно довлеющей антисоветской ненависти и истерии.
Кстати говоря, как бы ни ерничали либералы, но очень много точек соприкосновения явно прослеживается между 10 библейскими заповедями и «Моральным кодексом строителя коммунизма». Не удивлюсь, если авторы последнего сплагиатили некоторые библейские идеи, разумеется, искромсав и идейно адаптировав таковые применительно к значительно видоизмененной к тому времени идеологии марксизма-ленинизма. Но, тем не менее, параллели со всей очевидностью прослеживаются. «Братская солидарность» и «гуманные отношения», указанные в «Моральном кодексе», по своей сути идентичны любви к ближнему, которая проповедуется в Библии. И в Библии, и в «Моральном кодексе» отстаиваются ценности личностной свободы, человечности, семьи и труда. И так далее и тому подобное. По большому счету, ничего нового и лучшего за последние более чем 2000 лет не придумано - видимо, авторы «Морального кодекса», эти ярые «совковые» «безбожники», осознали эту непреложную истину.
В этом нет на самом деле ничего удивительного и противоречивого. Христианство в его первозданном формате, впоследствии православие - как единственный полнокровный наследник истинно христианских ценностей, зиждется именно на традиционно-патриархальных ценностях. СССР в послеленинский период также основывался аккурат на этих же ценностях. Да, эти ценности подавались в разном формате, под разным ракурсом, но сущностно они в общем-то практически идентичны. Люди, занятые обидами и междоусобицами, этого не понимают или принципиально не хотят понимать. А вот между либеральной глобализмом и православием отличий на самом-то деле значительно больше, чем между СССР и православием, СССР и глобализацией. Как раз по ценностному критерию: глобализм, в отличие от православия и советского этатизма, категорически отрицает морально-нравственные скрепы, порядок и иерархию. Призыв Козьмы Пруткова зрить в корень в данном случае, при необходимости улавливания полутонов, как никогда актуален.
Нужно очень четко понимать и осознавать, что патриотический лагерь в России после почти что 30 лет Смуты находится еще только на стадии оформления и формирования, он еще крайне неоднороден и аморфен, ему жизненно необходима цементирующая его сила. А оттого примирение «сталинизма-советизма» с православной идеологией в наши дни строго, императивно необходимо. Это примирение на самом-то деле двух тенденций, существующих в рамках единственно верного на сегодняшний день идейно-политического направления - этократического. Ему агрессивно и настойчиво противостоит направление глобалистско-либерально-анархистское, которое для сокрушения, растаптывания и раздавливания своих противников стремится расколоть, а то и размыть, обратить в ничто, в первую очередь, морально-нравственный стержень своих противников, их монолитный идейный оплот.
Все это надо ясно видеть и адекватно воспринимать - и ни в коем случае не враждовать по придуманным нашими идейными врагами поводам, ведь именно вражды в формате Гражданской войны от нас и ждут!