События, происходящие два последних года на Донбассе, можно рассматривать с разных углов зрения (дискурсов). Например, как результат геополитического противостояния между Россией и США. Можно рассматривать через религиозный дискурс, как войну униатов и сектантов против Православия. Возможны и другие дискурсы. При всяком рассмотрении будет своя логика, своя правда и свои выводы.
Предлагаю рассмотреть события на Донбассе как реакцию на притеснения и унижения Русского народа. Им в октябре 2017 г. исполняется сто лет. Притеснения на этом небольшом кусочке Отчизны в разное время имели разные формы, они были то мягкими, то жёсткими, то зверскими. Конечно, можно говорить о притеснениях русских на всём постсоветском пространстве, но на Донбассе они имелисвою специфику и, безусловно, самые масштабные политические последствия.
До 1917 г. в Российской Империи национальная вражда пресекалась. На то она и империя, чтобы не допускать национального или религиозного противостояния. Цивилизационная империя (не следует её путать с варварской, колониальной) была и остаётся лучшей из известных форм многонационального и многоконфессионального устройства государства. Провинции живут в такой империи своими укладами и вполне комфортно сосуществуютдруг с другом. Донбасс как имперский промышленный центр являл собой образец единения представителей разных этносов (а их тут более ста)на основе общего дела - великого индустриального проекта. Кстати сказать, образцом единения этнически разнородных земляков он остаётся и поныне. Делов том, что русский народ традиционно, столетиями вбирает в себя представителей не только русской национальности, но и иных этносов, интегрированных или ассимилированных в русскую социокультуру. Поэтому как русские, так и не русскиепо национальности жители Донбасса, но считающие русский язык, русскую культуру или Россию своими (а таких здесь подавляющее большинство), самоидентифицируют себя частью Русского народа.
В 1917 г. битва за власть была выиграна революционными экстремистами («красными»). В руководящей касте «красных»,позднее названной «троцкистами», этническим русским места не было. Поэтому или нет, но за революционным переворотом «красных» последовал так называемый «красный террор»1917-1923 годов, который коснулся, в первую очередь, интеллигенции, духовенства и дворянства, то есть всей культурной элиты Русского народа. Донбассу,как и многим другим регионам, досталось тогда по «полной программе». Однако, в отличие от других русскоязычных регионов, Донбасс был отписан Украинской республике, созданной в декабре 1922 года. Следует отметить, что учреждение советских республик стало общим пусковым механизмом будущего разделения единого народа (имевшегосвоими ветвями великороссов, малороссов и белороссов) натри: русских, украинцев и белорусов. Большевистское новаторство 1922 года позволило сразу же начать мягкую и неспешную украинизацию нашего края. Будучи почти поголовно русскоязычным, население Донбасса было вынуждено учить украинский язык в русских школах; одновременно здесь появилось множество украинских школ; многие печатные издания стали доступны только на украинском языке.
Потом была война с Германией. НацистыIII рейха ставили задачу, ни много ни мало, полного уничтожения русской политической нации. План был «изысканно» прост для объединённой вермахтом «культурной» Европы: уничтожить одну половину Русского народа и «оскотинить» оставшуюся. Германская оккупация принесла на Донбасс новую волну геноцида. Её хорошо помнят потомки тех, кого замучили в гестапо, кого живьём сбрасывали в стволы шахт, потомки молодогвардейцев и всех погибших или пострадавших в те годы.
После победы в Великой Отечественной войне руководство компартии продолжило курс на интернационализацию, где «русскость» противоречила исторической общности под названием «советский народ» и, наверное, каким-то образом мешала строить коммунизм на Донбассе. А вот «украинскость» почему-то не мешала. Процесс мягкой украинизации Донбасса продолжился, главным образом, в образовательной и культурной сферах. К примеру, в 70-80-е годы прошлого столетия книги в магазинах на русском языке были в дефиците, а на украинском их на Донбассе было хоть отбавляй.
В 1991 г. Советский Союз проиграл холодную войну империи англосаксов и распался на отдельные республики. Победительначал устанавливатьна постсоветском пространстве свои правилаи порядки.Одним из них стал курс на полную дерусификацию всех постсоветских государств, кроме Российской Федерации (дерусификация самой России была бы явным перебором с непредсказуемыми последствиями, поэтому рисковать не стали). Так русский язык на Украине быстро потерял статус государственного. Делопроизводствопереводится на украинский язык. Даже лекарственные препараты с тех пор сопровождаются инструкциями только на украинском языке, который по-прежнему на Донбассе мало кто хорошо знает. Чтобы написать доверенность или завещание, соотечественники вынуждены были оплачивать услуги русско-украинского переводчика. В школах программы по русскому языку и литературе сокращаются, а по украинскому, наоборот, расширяются. Донбасс терпел.
После «оранжевой революции» 2004 г. (первого майданного переворота) мягкая дерусификация переросла в свою жёсткую форму. Дело дошло до того, что в школах русский язык и литература начали изучать как иностранные. Откровенная русофобия стала идеологической доминантой Украины. Жителей Донбасса всёэто возмущало, но до открытого противостояния пока не дошло: оставалисьиллюзорныенадежды на то, что дело можно будет исправить на очередных легитимных выборах. Народ Донбасса намеревался отстоять свои права в поле действующего законодательства Украины. Донбасс всё ещё терпел.
Действительно, в 2010 году олигархи из Донбасса демократическим путём пришли к власти, используя лозунги «За восстановление прав русского языка», «За укрепление связей с Россией». К большому разочарованию избирателей, олигархи быстро забыли о своих обещаниях и начали лавировать между Западом и Россией, шантажируя обоих, выторговывая для себя ту или иную выгоду. Русофобский крен, правда, слегка смягчился и русский язык получил на Донбассе статус регионального. Но статус этот носил чисто популистский характер и ничего принципиально не менял в общей программе дерусификации.
После второго майданного переворота 2014 г. стало понятно, что толпа нацистов-русофобов, узурпировавшая власть, не остановится и будет притеснять ненавистный им русскоязычный Донбасс. Первым же постановлением нацистов стал отказ русскому языку на Донбассе даже в статусе регионального. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения. Люди решили, если в Киеве «улица» может менять власть, то и в Донецке народ имеет право на своё волеизъявление. Дончане и луганчане решили отстоять свои права «уличным» протестом «майдану». Несмотря навначале мирные,кстати сказать, вполне европейские требования жителей Донбасса придатьрусскому языкустатусвторого государственного и федерализации, киевские нацисты при поддержке США начали войсковую карательную операцию с твёрдым намерением довершить дерусификацию региона. Эту операцию с обстрелами и блокадами мирных городов иначе как геноцидом назвать нельзя. Мирный протест Донбасса вынужденно перерос в вооружённое противостояние.
Итак, просматривается последовательность беспрерывного, почтивекового притеснения Русского народана Донбассе:
-красный террор периода 1917 - 1923г.г.
- мягкая советская украинизация1923 - 1941 г.г.
- германская оккупация 1941 -1943г.г.
- продолжение мягкой советской украинизации1944 - 1991 г.г.
- мягкая украинская дерусификация 1991-2004г.г.
- жёсткая украинская дерусификация 2004-2009г.г.
- продолжение мягкой украинской дерусификации 2010 - 2014 г.г.
-военная карательная операцияс2014 г.
Русский народ - самый могучий в Европе как по численности, так и по геополитическому влиянию. И самый терпеливый. Долго терпели Донбасс. Почти столетие. Весной 2014 г. этому терпению пришёл конец. Достали! Донбасс восстал. Идобился своего, правда, самой дорогой ценой - кровью своих ополченцев и мирных жителей, пострадавших от зачисток карателей и бомбёжек. Русский язык, наконец, стал государственным, а диктат киевских нацистов более - не указ. В полном объёме в регион вернулась русская культура, а в денежное обращение - российский рубль. Дипломы об образовании получают российское признание. Россия-матушка не оставила без помощи, к ней Донбасс и «дрейфует». Но ещё много проблем, которые предстоит решить. В их числе - освобождение оккупированной карателями части региона и восстановление промышленности.
События двухлетней давности на Донбассе можно рассматривать как начало национально-освободительной борьбы разделённого Русского народа за свою честь и достоинство на отдельном кусочке своей Отчизны. Борьбы до полной победы.Для жителей Донбасса это война за свой народ и своё Отечество. А борьба за Отечество всегда у нас заканчивалась победой над любой русофобской мразью, какой бы объединённой мощи она ни была. Так будет и на этот раз.
Фёдор Папаяни, эксперт «Изборского клуба Новороссии», Донецк