Говорят, что встреча в Гаване готовилась в тайне, но за два месяца (8.12.2015) до неё Русская народная линия опубликовала мою статью «Нужна ли католикам отсрочка на анафему?»
В этой статье-обращении довольно четко был сформулирован основной посыл-предупреждение к тем, кто готовил встречу: «Не получим ли мы ныне иную ситуацию, когда за ширмой мирских вопросов, в борьбе за мир во всем мире, в угоду интересов любимых и очень любимых политиков и геополитиков, произошло бы объединение с еретиками даже в малом, что явилось бы отступление в великом? Может быть, стоит заменить «богословский диалог» богословским монологом нашей Церкви, тем более, как говорит митрополит: «...богословский диалог может быть, когда-нибудь приведет к каким-то результатам, а, может, и нет». Мы конечно не богословы, и потому нам важно видеть в наших пастырях единство мыслей, слов и дел и особенно в утверждении Символа Веры».
Конечно, не знал, что встреча будет так скоро, но чувствовал. Теперь беспокоит даже ни встреча, ни декларация, а реакция значительной части паствы. Достаточно взглянуть, как разделились позиции даже авторов из клира на Русской народной линии. Ведь эту реакцию можно было просчитать, можно было как-то заранее подготовить, да и после более четко объяснить, зачем и почему, не все же такие умные и мудрые. Люди в массе своей простые, миряне. И дело в том, что с каждым днем накал полемики нарастает, то есть динамика отрицательная. И тут уже силами отдельных, даже красноречивых «местных» ораторов из клира не обойтись, нужно действительно, так сказать на «федеральном уровне», объяснить ситуацию.
Причем людей, как я понимаю, волнует опять же не сама встреча и что её окружало, а позиция Предстоятеля и епископата относительно католицизма, не изменилась ли она? То же самое и в отношении ереси экуменизма, как его нам пытаются внедрить с Запада.
Уверен, что позиция не изменилась, но теперь уж,видимо, надо это как-то четко еще раз проартикулировать (может также эпохально как и встречу в Гаване) для спокойствия среди клира и мирян. Повторив громогласно, что Православная Церковь - это всё также «...есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим, Церковь утвержденная и исполняемая Духом Святым, Церковь, о которой Сам Спаситель сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18), во всеуслышание заявить, что «... Она есть Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь, хранительница и подательница Святых Таинств во всем мире, «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15)», засвидетельствовать, что Она «...едина и единственна (св. Киприан Карфагенский. «О единстве Церкви»)». И сразу же обозначить кто для нас католики и иные религиозные организации, то есть относительно того, где они находятся в Церкви или вовне?
Это важно сделать не только для очень эмоциональных ревнителей, которых действительно уже сильно «заносит», но и для тех, кто уже призывает чуть ли не проводить совместные службы и молитвы, т.е. вступить в евхаристическое общение с инославными, т.е. для предотвращения каких-либо будущих провокаций. Здесь хотелось бы обратить особое внимание клир и мирян на проводимое ежегодно действо под названием «Неделя молитв о единстве христиан», которое уже «традиционно» проходит с 18 по 25 января в «Римско-католическом Кафедральном соборе» в Москве. По ссылке находится видео этой «традиции» 2016 года. Просил бы внимательно прослушать то, о чем говорят участники мероприятия и дать этому оценку. Особенно заявлению пастора пятидесятников Сергея Ряховского (члена Общественной палаты РФ и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации) о том, что он хотел бы, чтобы эта совместная молитва была не только традицией, но и превратилась бы в живое общение и взаимное признание между нами - что мы члены одной церкви.На такие хотения надо давать довольно жесткий вербальный ответ. Еще господин Ряховский восхищенно и загадочно упомянул о каком-то «всемирном христианском саммите», который пройдет в конце этого года и на котором будет какой-то всемирный разговор о защите всех христиан в мире. Очень бы хотелось, чтобы это «саммит» не стал бы для нас очередным неожиданным эпохальным событием. Хотелось бы чтобы мы помнили слова Спасителя, что надо бояться не тех, кто гонит и убивает тело, «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28).
Впрочем, здесь, мы, миряне, уступаем место нашим пастырям для разъяснений и наставления нас. И, Слава Богу, что у нас есть замечательный информационный ресурс «Русская народная линия», на котором некоторые авторы выводят нас по Царскому пути, который, по словам Благочинного Безымянского округа г. Самары протоиерея Олега Китова, есть «...тот путь, который проложил для нас Сам Христос, и Он же призывает нас всех следовать за Ним, отвергшись себя и взяв свой крест. Это тот путь, который ведет ко Спасителю и с которого нельзя сходить ни в ту, ни в другую сторону. Этим путем прошли тысячи и даже миллионы Христиан, проторив вослед Спасителя для нас дорогу в Небо, в Царствие Небесное. Если говорить об опасности крайностей на пути следования по дороге спасения, то здесь, пожалуй, все ясно. Опасно быть и теплохладным «христианином», опасно так же, а может, и более того, быть слепым фанатиком. Так как «хладный» еще может возгореться спасительной верою и начать подвизаться в добром подвиге, а вот неразумный «праведник», выгорев в самом себе неистинной верою и огнем горделивого самомнения, вряд ли встанет на путь спасения. Это те самые крайности, на которые толкает нас враг или же мы сами по лени или по самомнению своему выбираем себе как вектор движения жизни. Они ложные и приведут вовсе не к Богу, а к погибели. Бог же нас ведет именно «царским путем». Путем не каким-то средненьким, как некоторые считают, а путем Крайней Крайности. То есть путем Креста и самоотверженности. Путем истины.
Учение о «царском пути» поясняет Святитель Василий Великий: «Правый сердцем тот, чья мысль не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели». Это учение также изложил Православный святой V века преподобный Иоанн Кассиан в своем собеседовании «О трезвении»: «Изо всех сил и со всем напряжением должны мы стремиться к тому, чтобы посредством смирения стяжать благой дар трезвения, который может сохранить нас неповрежденными от чрезмерности с обеих сторон. Ибо, как говорят отцы, крайности существуют с обеих сторон - справа есть опасность быть обманутым излишним воздержанием, а слева - увлечься в беззаботность и расслабленность». «Чрезмерное воздержание, далее пишет он, вреднее насыщения, потому что посредством покаяния от последнего можно перейти к правильному пониманию, а от первого - нет» (то есть потому, что гордость своей «добродетельностью» стоит поперек пути покаянного смирения)».
Это всё также, по моему мнению, справедливо и в приложении к нашему отношению к последним событиям.
Александр Руденко, руководитель московского отделения сетевого движения «Возрождение России»