itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О преодолении разрыва между Церковью и миром культуры

0
404
Время на чтение 7 минут

1.«Как преодолеть разрыв между Церковью и интеллигенцией, между Церковью и светским обществом, между Церковью и миром культуры?», задался этим вопросом Митрополит Волоколамский Илларион. О преодолении разрыва между Церковью и интеллигенцией, между Церковью и светским обществом мы писали в предыдущей статье. А как преодолеть разрыв между Церковью и миром культуры? Прежде всего надо осознать, что Церковь в её мистической и сакрально-мифологической части выражает «сокровенное сердце» человека и представляет жизненное начало человека в его духовной сфере (см. об этом мою книгу «Сокровенный сердца человек». С.-Пб., 2013 г.). Культура выражает сущность человека в триединстве личности, сущности и жизненности человека. Другими словами они принадлежат к разным началам человека. А это значит у них разные цели, идеалы, устремления, смыслы и т.д. И говорить, что культура произошла от культа, по меньшей мере, не корректно, а строго говоря, неверно. И потому и христианский культ в Церкви, и мир культуры должны отказаться от своей исключительности. Церковь должна признать самостоятельность культуры и принять культурный путь к Богу как вообще возможный. Остановимся на этом чуть подробнее.

2. Как я писал ранее раскрытие жизненного начала проходит в три этапа. При этом мистический домен, являя душу жизненного начала, призван раскрыть «сокровенное» сердце человека Богу. Достигается это через веру. В «окно» веры проникает Божья благодать, которая укрепляет и одухотворяет мистические чувства человека. Этим достигается определенная чистота сердца. Это та чистота, о которой Господь наш Иисус Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8).

Следующий этап раскрытия «сокровенного» сердца человек осуществляет через сакрально-мифологическую жизнь в Церкви. Главной движущей силой (субстанцией) на этом пути является надежда. Жизнь в Церкви делает наше «сокровенное» сердце благодарным Богу. И теперь мы можем в полноте исполнять слова ап. Павла: «Всегда благодарите, ибо это есть воля Божия во Христе Иисусе о вас» (1 Фес.5:18).

Любящее сердце обретается нами через добрые дела в хозяйственно-вещественном домене. «Смотрите, чтобы кто кому не воздал злом за зло, но всегда стремитесь к добру друг для друга и для всех» (1 Фес.5:15). Когда христиане перестанут делать добрые дела людям, то они потеряют свою силу в мире и будут выброшены на свалку истории. Об этом предупредил нас Господь. «Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделать её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф.5:14-16).

Отсюда и три главных добродетели жизненного начала, вера, надежда, любовь, которые являют нам «сокровенное сердце» человека, не менее важное, чем сердце физическое. И как сердце физическое омывает кровью весь плотский состав человека, так вера, надежда и любовь делают подобное для духовного человека (Б.Г.Дверницкий. «Сокровенный сердца человек». С.-Пб., 2013 г.с.188-189).

3. В сущностном начале мы призваны к совершенству или к богоподобию. «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный». Это достигается в разумном домене через мысль в философии, в художественном домене через воображение в словесности (литературе) и в эстетическом домене в искусстве.

Религия есть соединение человека с Богом. При этом есть разные пути человека к Творцу. Всеми признаваемый и наиболее массовый это путь сугубо церковный. Назовем его сакрально-мифологическим. Он предусматривает систематическое участие в богослужениях и таинствах Церкви, а также ежедневную личную молитву. В принципе какой-то минимум этого обязателен для всех путей к Богу. Но чтобы стать «солью» общества христианин должен совершать добрые дела ради Христа. Для людей богатых это должно быть главным в жизни. Для людей, одаренных талантами в сущностном начале человека главный путь к Богу - это путь служения Красоте, Истине и Подлинности. Для этого они должны видеть мир глазами Творца, как написал об этом петербургский поэт Н.Астафьев:

Разнообразье форм. Изящество скульптуры.

Далекие миры, тончайшие структуры.

Везде рука Творца, невидимого нами

Доверившего нам взглянуть Его глазами.

Писатель должен увидеть в человеке образ Второго Адама или лик человека. Философ должен научиться понимать мир и человека Разумом Бога. Художник передавать Красоту Рая (Дыхание Рая на земле) или незримое большинством присутствие божественного в природе. Это и есть культурный путь к Богу. Что я этим хочу сказать. У людей культуры есть своя ответственность перед Богом и людьми, свое понимание роли искусства в мире и в Церкви. И если художник создал картину, она должна быть в музее. Если он написал икону для Церкви, она должна быть в храме. Перед ней должны молиться верующие, а не созерцать её красоту.

4. Волею исторических судеб многое принадлежащее Церкви оказалось у Государства, в частности в музеях. Препятствуя возвращению этих ценностей Церкви, деятели культуры любого ранга становятся хранителями награбленного и, следовательно, соучастниками кражи и за это понесут наказание от Бога, сейчас или спустя какое-то время, но понесут.

Итак, Церковь должна признать самостоятельность культуры и особого пути людей культуры к Богу. Деятели культуры признать права Церкви на все созданные в ней ценности. Они должны принадлежать Церкви и только Церкви. Работники культуры должны осознать себя хранителями награбленного, а не собственниками церковного наследия. С понимания этого всеми и начнется преодоление разрыва между Церковью и миром культуры. И другого пути нет.

5. А что значит признать самостоятельность культуры и особый путь людей культуры к Богу? Поясню это на примере философии, душе культуры.

В каждом человеке существует потребность познания, желание понять окружающий мир, человека, Бога, наконец, самого себя. Те, кто одарен Творцом в этом качестве души, являют собой прирожденных философов, можно сказать, что они рождаются философами. При моем триедином подходе к человеку нужно говорить о трех путях философии. В сущностном начале познание опирается на мышление человека. Отсюда возникли наука, философия, богословие, определяемые общим словом, как положительные. При этом катафатическое богословие стало главным путем познания в католичестве и западной философии и науке. В целом это знание о мире, человеке, Боге. Знание же Бога, человека, мира опирается на веру. Бог здесь предстает не как Абсолют, а как Премудрость, как Величайшая Тайна, но тоже и человек и мир, но естественно тайны поменьше. Через молитву Бог открывается людям, но не в Своей Сущности, а в Исхождениях, Энергиях, Действиях. Фаворский свет одно из таких Исхождений. Это так называемое апофатическое богословие. Продуктом этого богословия являются догматы Церкви. (см. об этом подробнее у В.Н.Лоского. Мистическое (догматическое) богословие Восточной Церкви). Третий путь познания как такового это персонализм. У нас он представлен В.И.Несмеловым, Н.О.Лосским, Н.Бердяевым. Персонализм это путь познания себя как личности, осознание своей неповторимости. Базовой основой при этом является народный дух, то есть без осознания самобытности своей Нации мы не можем осознать и своей личной неповторимости. Но это особый разговор, он несколько вне темы, остановимся на этом позже.

Апофатический путь познания главный путь познания для Православия. Катафатическое познание следует при этом относить к миру культуры, естественно христианской культуры. Из сказанного следует, что оба пути к Богу и человеку равноценны, и мы должны преодолеть «крен» как в одну сторону, так и в другую. Западный «крен» подчинить апофатическое познание катафатическому, восточный, наоборот.

В заключение коснусь вопроса о взаимоотношении между богословием и философией, все еще смущающего многих христиан, да и не только их. Как не может быть благочестия без чести, так не может быть богопознания без самопознания. Не может быть катафатического богословия (теологии) без философии и догматического (мистического) богословия без монашества, без людей всецело преданных молитве. («Кто правильно молится, тот и богослов»). Это двуединство богословия и философии чрезвычайно важно для них. Разрыв введет к их оскудению и деградации. Богословие впадает в «монофизитство», философия в «арианство». Вот почему необходимо изучать философию как таковую в духовных учебных заведениях, как и не менее важно философам осознавать свою неразрывную связь с богословием.

Приложение

«Право же, настало время покончить раз и навсегда с этим не умным, кощунственным толкованием искусства как религии и театра как храма. Нелепость этой жалкой эстетики может быть легко доказана следующим доводом: нельзя себе представить верующего, занявшего по отношению к богослужению положение критика. Получилось бы contradiction in adjecto; верующий перестал бы быть верующим.

Положение зрителя прямо противоположно. Оно не обусловлено ни верой, ни слепым повиновением. Во время спектакля восхищаются или отвергают. Для этого, прежде всего надо судить. Можно что-либо принять только тогда, когда составишь себе, хотя бы бессознательно, какое-то мнение. Критическое чутье играет при этом главную роль. Смешивать эти две категории понятий - значит обнаружить полное отсутствие здравого смысла и хорошего вкуса. Но можно ли удивляться подобному смешению понятий в нашу эпоху, когда существует суетность, которая, принижая духовные ценности и опошляя человеческую мысль, неминуемо ведет нас к полному огрубению? Теперь, кажется, начинают понимать, какое чудище рождается на свет, и не без досады приходят к выводу, что человек не может прожить без культа. И вот стараются подновить кое-какие культы, вытащенные из старого революционного арсенала. И этим думают соперничать с церковью!».

Игорь Стравинский. «Хроника моей жизни».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: О преодолении разрыва между Церковью и миром культуры

"...Церковь должна признать самостоятельность культуры и особого пути людей культуры к Богу. Деятели культуры признать права Церкви на все созданные в ней ценности. Они должны принадлежать Церкви и только Церкви. Работники культуры должны осознать себя хранителями награбленного, а не собственника-ми церковного наследия. С понимания этого всеми и начнется преодоление разрыва между Церковью и миром культуры. И другого пути нет." - Эта большая цитата -лишь прелюдия к пониманию проблемы века или даже веков, ибо разрыв этот наметился давно. Исследование его причин и причинных связей есть дело весьма благодарное, но требующее терпения, взаимного уважения, а главное профессионального знания исследуемой проблемы. В интереснейшей и поучительной статье Бориса Дверницкого лично для меня этот путь стал шире и объёмнее, потому как на себе испытал искус Культуры и смысловую ценностность христианской Веры в Господа нашего Иисума Христа и Его Учение. Мне стал более понятен тот путь, который обязан пройти человек культуры к Богу для того, чтобы удерживать себя в рамках законов искусства, Куль-туры не смешивая их с вечными постулатами и догматами Церкви. И ещё.В боль- шой цитате из "Хроники моей жизни" моего любимого и близкого композитора Игоря Стра-винского я только сейчас как бы впервые прочитал её сокровенный смысл, а до того перечитывал книгу не один раз и ...пропустил его - этот смысл, но тогда я ещё не познал Бога...
Николаев. / 10.06.2016, 19:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Дверницкий
Актуальность философии Н.А.Бердяева
О назначении человека в мире
18.03.2024
Структурное подобие Божие в человеке
Отклик на статью Георгия Коряшкина
16.03.2024
Руководящая идея мира и национальная идея России
Мысли о путях развития цивилизации в XXI веке
19.02.2024
Актуальность русской философии
О докладе И.И. Евлампиева «Влияние систем немецкой философии на русскую мысль XIX-XX веков» (РХГА, 19.01.2024)
22.01.2024
Все статьи Борис Дверницкий
Последние комментарии
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17