Чуть более трех месяцев назад Православная Россия почтила 20-летие со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва). Это событие собрало множество благодарных почитателей его светлой памяти.
Сам выдающийся Русский архипастырь и молитвенник за Землю Русскую незримо присутствовал на этом духовном празднике. Он всегда с теми, кто хранит его слова в сердце своем.
В лице митрополита Иоанна страждущая Россия и Русская Православная Церковь обрели своего заступника. Его голос безбоязненно и громко звучал на всю страну. Слова Владыки наполнили смыслом жизнь многих русских людей, дали им духовные ориентиры, показали путь ко спасению личному и спасению Державы. Он глубоко осознавал происходящее в стране и предостерегал от опасностей, грозивших гибелью России и ее народу. Путь у нас один - только возвращение к Богу и истине, - не раз утверждал Владыка.
Митрополит Иоанн призывал к возрождению древнего благочестия, защищал наши русские святыни, обличал ложь и зло, царящие в мире сем, призывал горячо любить наше земное Отечество, которое есть преддверие Отечества Небесного. Любовь Владыки к Богу и Его творению - человеку была настолько всеобъемлющей, воистину евангельской, что распространялась и на врагов. При этом святитель никогда не путал врагов личных с врагами Божиими и врагами Отечества.
Мудрый, простой и доступный. За его молитвенной помощью и архипастырским советом обращались многие люди со всей России - представители духовенства и монашества, политики и производственники, ученые и простецы, деятели культуры и искусства.
Почти 25 лет храню как святыню его пространное письменное благословение на создание в Санкт-Петербурге Общества православных писателей. Рассудительный Владыка сразу же предусмотрел и храм - в честь Спаса Нерукотворенного на Конюшенной площади, где мы стали собираться для соборной молитвы, и назначил опытного духовного руководителя - протоиерея Константина Смирнова, настоятеля этой святыни, в которой отпевали Александра Сергеевича Пушкина...
Все произошло тогда как бы само собой, но еще раз показало, как ответственно относился наш архипастырь ко всякому доброму делу...
Позвонили мы с собратьями по перу его келейницам, и нас буквально тут же пригласили в резиденцию правящего архиерея на Каменном острове. Быстренько собрались на Петроградской из разных районов города и прибыли к назначенному времени.
Беседа была очень теплой и продолжительной. Владыка был великим духовным писателем. Его творения по сей день не утратили актуальности. Более того, они необыкновенно укрепляют многих верующих. Хотелось бы, чтобы у этих безценных трудов было как можно больше читателей, особенно среди молодежи. Тогда же он дал нам массу ценных советов и поразил кротостью, смиренномудрием и любовью. Эти свойства души нельзя описать словами. Это то, что надо видеть, слышать, ощутить сердцем, понять и хранить как безценный дар.
По милости Божией, мне неоднократно удалось встречаться и беседовать с Владыкой. Говорили о жизни и подвигах святых Земли Русской, о положении дел в России и путях ее возрождения во всей своей силе и славе, о самодержавной монархической власти как идеале для православной государственности и многом, многом другом, что волновало и волнует лучшие умы России. Его советы необыкновенно помогли моему становлению, укрепили в сознании правильности выбора главного направления моей писательской деятельности - агиографии.
Архипастырское благословение на мои первые статьи и книги о святых я получал у Высокопреосвященнейшего митрополита Иоанна, в том числе на книги о преподобном Серафиме Вырицком. Надо сказать, что Владыка живо интересовался не только тематикой моих трудов, но и мягко подсказывал, на чем нужно делать акценты.
От него услышал я те же слова, которыми напутствовал меня мой духовный отец протоиерей Иоанн Скорик: «Пишите только правду, и еще раз - только правду». Рассказ о батюшке Иоанне, этом удивительном русском пастыре, требует написания отдельной статьи. Для меня эти светлейшие люди - земные ангелы - по сей день являются духовными учителями.
Оба они жизнью своей исполнили главный завет Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13). Оба они до последнего вздоха сохраняли верность Господу нашему Иисусу Христу, Святой Православной Церкви и идеалам Святой Руси. Митрополит Иоанн всего на полгода пережил отца Иоанна...
Полагаю, что сегодня, когда развернулась полемика вокруг известной встречи на Кубе, полезно обратиться к Духовному завещанию Владыки Иоанна - «Смотрите, не ужасайтесь...»
Не менее важно будет вспомнить и материалы Всеправославного совещания, состоявшегося в Москве в 1948 году, в частности, доклад прославленного на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2016 года святителя Серафима (Соболева).
Давно уже наступило то время, когда, в первую очередь, нужно испрашивать совета у Небесных учителей. Об этом писали многие духоносные мужи от святителя Игнатия (Брянчанинова) до преподобного Паисия Святогорца.
«Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят Славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом», - пишет преподобный Силуан Афонский.
Обращаясь к творениям святителя Игнатия, конечно же, необходимо вспомнить его замечательное слово об истинной вере и спасении из «Писем к мирянам», опубликованное на сайте журнала «Благодатный огонь».
Печально, что встречу в гаванском аэропорту активно обсуждают, навязывая свои мнения, светские и невоцерковленные люди, не имеющие никакого духовного опыта, ни малейших навыков духовного рассуждения. Руководит этими «комментаторами» дух мира сего, который по слову святителей Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова) и других святых отцов есть дух антихриста. Прекрасно раскрыто это положение в Слове архиепископа Аверкия (Таушева) «Дух антихристов и предтечи антихриста».
У многих верующих возникают недоуменные вопросы. Прежде всего, не нужно забывать, что народ Божий имеет в Церкви такое же право голоса, как и иерархия. Подробно об этом - в статье «О высоком назначении народа в соборной жизни Церкви».
Несомненно, что в данном случае нужен подход духовный с опорой именно на учение святых отцов, таких как Иустин (Попович) Челийский. Большую духовую пользу принесет чтение его доклада Священному Синоду Сербской Церкви «Православие и экуменизм».
При этом вспоминаются слова преподобного Силуана Афонского из его беседы с одним монахом-пустынником, который говорил: «Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне». Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это старец Силуан с видимым душевным волнением сказал: «Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?» - «А что поделаешь, сами виноваты» - ответил монах. Тогда Старец со скорбным лицом ответил: «Любовь не может этого понести... Нужно молиться за всех».
Преподобный Силуан считал, что нужно молиться за весь мир и за всякую человеческую душу: «Мы должны иметь только эту мысль - чтобы все спаслись». Собственно, именно этого хочет Сам Господь наш Иисус Христос, пришедший спасти не праведников, но грешников.
Поэтому и пишет святой апостол Петр: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет. 3, 9).
Помоги нам, Господи, стяжать это покаяние!
В.П.Филимонов, русский писатель-агиограф
2. Re: Небесные наставники и встреча в Гаване
1. Re: Небесные наставники и встреча в Гаване