Как мы уже сообщали, в Новоспасском монастыре по благословению Наместника обители Владыки Саввы Воскресенского состоялось первое заседание исторического клуба «Скифополь». В нем приняли участие известные писатели В.Е.Ларионов, Ю.Ю.Воробьевский, историк Л.Е.Болотин. Тема первого заседания была определена так: «Царская Россия в прошлом и будущем». Постоянный участник «Русского Собрания» Леонид Болотин предоставил «Русской Народной Линии» тезисы своего выступления, посвященного идеологическим проблемам Древнерусской государственной символики и Великокняжеских регалий.
Духовное, духовно-символическое значение Царских Регалий поддается достаточному осмыслению лишь при обращении к их архитипическим корням. Их помогает вскрыть Священное Писание, Библейская История.
Широко известны Великокняжеские знаки Рюриковичей - Великого Князя Игоря Рюриковича, Князя Олега Вещего, Великой Княгини Ольги, Великих Князей Святослава Игоревича, Ярополка Святославича, Святополка Ярополчича-Владимировича в виде обращенного вверх Двурога и одного острия вниз, иногда с четырехконечным Крестом над/между рогами, а иногда с Крестом на одном из верхних рогов.
Начиная со Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича появляется Трерог (сейчас в ходу широко употребимое наименование «Трезуб»). Предположительно Великий Князь Владимир Святославович данный Трерог усвоил себе после убийства Полоцкого Князя Роговолода, его сыновей и после бракосочетания с единственной наследницей Полоцкого Дома Княгиней Рогнедью, то есть по жестоким обычаям того времени вступив в наследие более старшей ветви Славянских Князей и Царей Центральной Европы.
Судя по расположению Трерога на известных одиннадцати златниках и единственном сребренике Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира - возле шуицы и крестоносного жезла-скипетра в деснице, первый регальный предмет соответствовал местоположению Державы, Яблока Владомого на изображениях Императоров и Императриц аналогичных монет Ромейского Царства.
Златник Великого Князя Владимира из коллекции Эрмитажа
Видимо, с конца Х столетия и приблизительно до конца второй трети XIII века Трерог Рюриковичей на Руси был сакральным аналогом Державы, знаком Великокняжеского или Удельно-Княжеского могущества, а в случаях с Великими Князьями Владимиром Святославичем Крестителем, Ярославом Владимировичем Мудрым и Владимиром Всеволодовичем Мономахом, возможно, и знаком их Царского достоинства в качестве региональных Василевсов в Самодержавной иерархии Ромейской Империи.
Условно тип знаков Рюрикова Двурога и «Роговолодова» Трерога можно обозначить буквами греческого алфавита «ипсилон» Υ и «пси» Ψ. По простоте различия двух- и трехрогих знаков они в универсальном толковании могут обозначать лишь степень старшинства - Ψ старше по достоинству, чем Υ. При таком объяснении Υ может относиться к обозначению высшей - княжеской аристократии отдаленно царского происхождения, а Ψ - является знаком старших представителей самого Царского Рода.
Подобные знаки с небольшими вариациями в виде петроглифов, рисунков на керамике, сакральных предметах из камня, металла, дерева, кости, кожи, тканях и на предметах быта аристократии известны по археологии статусных захоронений или неких статусных мест на всем пространстве Евразии от Дальнего Востока (за исключением самой Южной части Азии) и на крайнем Западе до Пиренейского полуострова, островов Британии, Ирландии, Исландии.
Столь широкое распространение схожих, по сути однотипных знаков среди различных иафетических племен и народов уже в глубочайшей древности указывает на то, что такая символика данным народам и племенам была уже свойственна до их разделения на языки, то есть в пору Вавилонского столпотворения.
Невозможно себе даже просто представить физически миграцию таких двух символов помимо первоначального расселения иафетических народов по своим уделам, распространения их иным способом - торговыми путями, в ходе завоеваний, посольств, иноплеменных нашествий, религиозных миссий или позднейших военных миграций некоторых народов вроде гуннов или монголов.
Достаточно масштабное распространение однотипных религиозных символов нам известно уже только после Рождества Христова в пору достаточно широкого распространения Христианства или Ислама. Но и оно не дает примеров столь широкого охвата на колоссальных расстояниях от края и до края Евразии. А по-настоящему аналогичные по масштабу явления в универсальной символике нам стали известны лишь к середине ХХ столетия, когда, например, международные универсальные знаки дорожного движения стали повсеместными почти на всей планете.
По Книге Бытия известно особое почитание старшего сына в Роде среди потомков Сифа. Септуагинта однозначно указывает на Иафета как на старшего сына Ноя, который должен был наследовать Царственное Достоинство Адама (Венец Творения), Сифа, Еноса, Каинана, Маллелеила, Иареда, Еноха, Мафусала, Ламеха, Ноя (Быт. 5, 1-32), а от Иафета его наследовал старший сын Гомер. Однако по Священному Писанию нам известно, что в пору пребывания ещё единого человечества в долине Сеннаар царствовал правнук Ноя, внук Хама и сын Хуша Нимрод: Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говориться: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар (Быт 10, 9-10). То есть в результате некой «революции» старшие наследники Иафета Царского Достоинства силой и угрозами были лишены узурпатором Нимродом. Очевидно, в таких угрожающих условиях возникла необходимость в тайных знаках, обозначающих законное царское и княжеское достоинство.
Можно полагать, что первоначально данный двух- и трехрогий символ мог обозначать растущее дерево. Не случайно и сама аристократическая генеалогия у самых разных народов ассоциировалась с генеалогическим древом, с древом рода. Но и генеалогическое древо не могло быть архетипом для столь широкого распространения символа. В глубинном значении данного ветвистого символа должно было быть нечто гораздо более общепризнанное, универсальное для столь значительной массы человечества, происшедшей от Иафета. И такой ключевой первообраз среди растений был! А память о нем в тех или иных формах хранится практически во всех традициях, и не только иафетических. Древо Жизни посреди Рая (Быт. 2, 9). Правда, современные историки Античности, этнографы и религиоведы под назойливым влиянием каббалы и других эзотерических учений лукаво определяют его термином «мiровое древо». Но подлинная духовная основа двух древнейших древовидных знаков от этого не меняется.
С новозаветных времен новым Древом Жизни становится Животворящий Крест Иисуса Христа. Именно Крест с Константиновской эпохи начинает изображаться в навершии Царских Скипетров, Венцов, шарообразных Держав. Также среди регальных предметов Государей появляется и наперсный Крест.
Постепенно уходит из употребления и славянский Трерог Рюриковичей, который на протяжении трех столетий был одним из символов всей Древней Руси - Новгородской, Полоцкой, Смоленской, Киевской, Минской, Черниговской, Туровской, Ростовской, Псковской, Ладожской, Тмутороканской, Изборской, Клещинской-Переяславской, Владимирской, Суздальской, Ростовской, Муромской, Московской... Археологические находки изображений Трерога Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича и Его прямых Наследников в этих краях безапелляционно свидетельствуют о том. И узурпация незалэжной «Украиной» в 1918 году Трерога Рюриковичей-Мономашичей в качестве своего республиканского государственного герба, а также возвращение оного «Трезуба» в государственную символику уже новой незалэжной республики в 1991 году как символа сугубо «украинского» пропитано духовной ложью и грубым политиканством, унижающим историю всей Древней Руси.
Фото Н.Г.Болотиной
1. О следующем заседании исторического клуба "СКИФОПОЛЬ"