Отклик на заметку Сергея Абачиева «О статьях священников Георгия Максимова, Александра Шумского, Константина Буфеева»

0
1024
Время на чтение 6 минут

Появилась заметка С.К.Абачиева «О статьях священников Георгия Максимова, Александра Шумского, Константина Буфеева». Не считая себя вправе отвечать на критику в адрес двух названных священников, хочу ответить уважаемому автору в отношении своей статьи «Слуга двух господ», вызвавшей его недовольство.

Сергея Константиновича не удовлетворила моя оценка учебного пособия для Духовных учебных заведений иерея Олега Мумрикова «Концепции современного естествознания. Христианско-апологетический аспект». Он решил аргументами «от науки» защитить этот учебник: «Эволюционная астрофизика и астрохимия дают весьма стройную теорию...»

Но я вовсе не нападал на изложенные в учебном пособии научные теории и гипотезы. Напротив, я начинаю свой критический обзор словами: «Если бы книга о. Олега Мумрикова называлась просто "Концепции современного естествознания", её можно было бы признать вполне удовлетворительной. Обширная компиляция, раскрывающая основные направления современной науки».

Мои претензии к иерею Олегу (к настоящему времени ставшему протоиереем) были и остаются лишь в одном: его монография не отражает православного отношения к затрагиваемым темам. А причина этого заключается в том, что автор стоит на позиции не православного святоотеческого богословия, а вполне сциентистского, эволюционистского мiровоззрения. Нравится это читателю или нет - но это факт. И этот факт я, как смог, попытался аргументировать в своей статье «Слуга двух господ», а также в статье «Писали ли Святые Отцы о смерти?»

Что касается мнения Сергея Абачиева о том, что наша позиция способна «отвернуть от РПЦ отечественную интеллигенцию из научного сословия», думаю, что уважаемый оппонент напрасно изволит беспокоиться. Во-первых, ввиду того, что научная интеллигенция имеет право делать свой сознательный выбор веры, учитывая неискажённое учение Православной Церкви о Сотворении, а не только современную научную мифологему. И, во-вторых, во избежание того, чтобы прельщаться мнением, будто эволюционистское мiровоззрение совместимо с церковным догматическим учением о Сотворении, грехопадении и появлении смерти на земле. Учебник о. Олега Мумрикова вводит читателя в такое двойное заблуждение. И этим он вреден. Мои критические статьи проливают свет на суждение Святых отцов по рассматриваемым вопросам.

В отношении дарвинизма, хочу особо заверить С.К.Абачиева, что я не против методического изложения гипотезы Ч. Дарвина или каких-то частных направлений неодарвинизма. Но для меня принципиально неприемлем эволюционизм как идеология во всех его проявлениях («по Дарвину» и «не по Дарвину»), поскольку он противоречит библейскому учению о Сотворении и церковному вероучению. Это вопрос веры: веры в Творца или веры в эволюцию. Подробно и аргументированно моя позиция изложена в книге «Православное учение о Сотворении и теория эволюции».

Сергей Абачиев попросил меня ответить на два вопроса.

I Вопрос: «Как это Ною удалось физически разместить и сорок дней содержать на борту Ковчега размером от силы в трёхэтажный дом все МИЛЛИОНЫ ВИДОВ наземной фауны?»

Ответ: Не знаю, я там не был. Но думаю, что это удалось не Ною, а Господу Богу. Библейский эпизод с ковчегом, как я отмечал в своей статье, безусловно, указывает на Божье содействие праотцу нашему Ною. Если уж, как заметил мой вопрошатель, профессор Воланд сумел расширить пределы «нехорошей квартиры», стоит ли удивляться тому, что это исполнил Всемогущий Бог Промыслитель? (Кстати, я всё детство и юность прожил на Малой Бронной в доме № 12 и хочу заметить, что «нехорошая квартира» находилась не на моей родной улице, а на Большой Садовой).

II Вопрос: «Что это за супергора такая Арарат, что десятилетиями не могли добраться до останков Ковчега?..»

Ответ: Не знаю. Сам я на Арарат не восходил. Один из моих прихожан дважды пытался добраться до Ковчега. Но безуспешно. Думаю, что открытие таких святынь, как Ноев Ковчег или Моисеев Ковчег Завета может быть не иначе как по особому Промыслу Божьему.

В продолжение этого вопроса Сергей Абачиев развивает свою мысль так: «Не сродни ли это безблагодатное место на Арарате...»?

Вновь признаюсь: не знаю. Более компетентно на этот вопрос смог бы ответить Каталикос всех армян. Можно также обратиться за разъяснением к Президенту Армении, на гербе которой изображена эта священная гора. Не советую только говорить вслух об этом «безблагодатном месте на Арарате» перед лицом армянской молодёжи: могут разбить очки...

Не могу согласиться с мнением С.К.Абачиева о том, будто Священное Писание содержит эволюционную картину мiра, и, в частности, описывает поступательный процесс развития общества: «Именно Библия впервые и ввела понятия и концепции Мiровой истории как поступательного процесса - взамен круговоротам и круговращениям языческих антропологий и историософий».

Существенной поправкой к такому утверждению следует сделать одно маленькое уточнение. Библия говорит о Начале (Сотворении и грехопадении) и о Конце (скором Втором Пришествии Христовом). Так что на весь «поступательный процесс развития» как общества, так и всего мiра Слово Божие отводит всего несколько тысячелетий.

Наконец, считаю принципиально неправильной следующую мысль Сергея Абачиева: «Мифологическая иносказательность Библейского Шестоднева была ВРЕМЕННО ТЕРПИМЫМ ПЕРЕЖИТКОМ язычества в лоне древнееврейского монотеизма».

Объявление Шестоднева пророка Моисея «пережитком язычества» - это определённо новое слово в библеистике! Ни А.Ф.Лосев, ни даже Н.А. Бердяев до такого не додумались. Следует знать, что Шестоднев повествует о Сотворении Богом мiра. И ни один из учителей Церкви не считал первую главу Книги Бытия ни аллегорией, ни мифом. Пятокнижие Моисеево, бесспорно, представляет собой самый неязыческий, и даже антиязыческий трактат, известный человечеству.

Столь же безграмотно утверждение Сергея Абачиева, когда он называет «языческим пережитком» установление пророком Моисеем «приношения в жертву Богу животных».

Следует знать, что Ветхозаветные жертвы имели прообразовательное значение. Они были вовсе не «языческим пережитком», но подготовкой к приходу Агнца Божьего, вземлющего грех мiра (Ин. 1, 29). Своим явлением Господь наш Иисус Христос упразднил эпоху Закона, и именно по этой причине Ветхозаветные жертвы потеряли всякий смысл.

Сергей Константинович более-менее прав, когда говорит, что «космологическая тематика далее начала Книги Бытия более нигде не звучит». Действительно, не так много мест в Священном Писании (Книга Иова, 3-я Ездры, ряд Псалмов, Книга Премудрости Соломона и некоторые другие), которые повествуют о Сотворении. Тем важнее честно признать, что данные библейские стихи своим прямым и главным содержанием сообщают нам о том, как были созданы небо и земля. А, признав это - не пытаться искажать смысл этих догматически значимых страниц Божественного Откровения.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Ответ на 10., М.Яблоков:

Это по сути дела диалог верующего с неверующим.

Сие изрекает САМ М. Яблоков. Стало быть, аминь, аминь, аминь! Слишком много на себя берёте. Так и надорваться недолго со своими осуждениями единоверцев.
Сергей Абачиев / 24.05.2016, 19:30

11. Re: Отклик на заметку Сергея Абачиева «О статьях священников Георгия Максимова, Александра Шумского, Константина Буфеева»

Спасибо, отец Константин! Восхищаюсь вашим терпением в общении с местными "фантазерами".
Блинов / 23.05.2016, 12:33

10. Re: Отклик на заметку Сергея Абачиева «О статьях священников Георгия Максимова, Александра Шумского, Константина Буфеева»

Это по сути дела диалог верующего с неверующим.
М.Яблоков / 23.05.2016, 11:46

9. Ответ на 2., диакон Петр:

Реагируя на таких Абачиевых? Надо просто спросить его: придерживается ли он хотя бы православного мировоззрения. Верит ли он в то, что мир был сотворен Господом Богом из ничего и так далее. И не тратить время на споры. Если человек не верит что "Ветхозаветные жертвы имели прообразовательное значение", то зачем с ним спорит. Это как дискутировать с Лениным. С протоиереем Олегом Мумриковым вопрос, конечно, интереснее. Кстати , он не родственник диакона Андрея Мумрикова

Диакон, сколько Вам лет? Служили ли в армии? Есть ли у Вас опыт работы в трудовом коллективе? Знаете, у меня складывается такое впечатление о вас, простите, "желторотиках", которое описал (справедливо!) в своё время Шаймиев: "Они даже тремя курицами на командовали".

8. Ответ на 1., Анатолий Пронин:

Верующий ли С.К.Абачиев? Если верующий, то как в нем могут уживаться такие эволюционистские представления с верой в Троицу? Воистину, чужая душа потемки.

В него и Троица эволюционирует...
М.Яблоков / 23.05.2016, 03:26

7. Re: Отклик на заметку Сергея Абачиева «О статьях священников Георгия Максимова, Александра Шумского, Константина Буфеева»

"Именно Библия впервые и ввела понятия и концепции Мiровой истории как поступательного процесса - взамен круговоротам и круговращениям языческих антропологий и историософий». Совершенно верно. Абичев лукаво умалчивает о начале т.н. эволюции и о ее конце. Однако эволюцией вечной материи по языческим предствлениям все отнюдь не заканчивается, но при определенном "поворотном моменте" происхоит фазовый переход в инволюцию, потом снова в эволюцию и так до бесконечности. Вероисповедание Абичева мне напоминает антропософию Р.Штайнера. Он, чисто случайно )) не вальфдорскую школу оканчивал?
М.Яблоков / 23.05.2016, 03:25

6. Re: Отклик на заметку Сергея Абачиева «О статьях священников Георгия Максимова, Александра Шумского, Константина Буфеева»

Хотелось бы еще напомнить Абичеву этот анафематизм: Константинопольский Собор 1076 года: "6. Не принимающим чистою верою и простым вседушевным сердцем предивные чудеса Спасителя нашего и Бога и пречисто родившей Его Владычицы нашей и Богородицы и прочих святых и пытающимся при помощи доказательств и софистических словес оклеветать их как невозможные или перетолковать по своему мнению и представить по собственному разуму - анафема."
М.Яблоков / 23.05.2016, 03:11

5. Ответ на 2., диакон Петр:

Да он - меневец! Как он может во все это верить?
М.Яблоков / 23.05.2016, 03:03

4. От Сергея Абачиева

Спасибо, батюшка, за Ваш критический отклик! Он доброжелательный и стимулирующий. Тема сложная и в единичных кратких постах РНЛ должным образом не может быть отражена. А уж тем более - в трёх ругательских коммментариях по моему адресу. Более или менее детально и более или менее адекватно её представляют мои комментарии под ником "Логик-методолог" на Вашу статью от 10 мая. А в понятии "пережиток", в общем, ничего такого уничижительного нет. Даже в науке и технике всё новое вырастает из старого и какое-то время ПО НЕОБХОДИМОСТИ обременено пережитками старых понятий, методов, технических решений. Например, в ядерной электростанции современным, ядерным является только ядерный реактор как принципиально новый генератор тепла, а вся остальная техника - пережиточная от традиционных теплоэлектростанций. Что же тут такого "уничижительного"? Так же и с языческими пережитками в деле первичного отрыва евреев эпохи Моисея от язычества с его безраздельно господствовавшей мифологией, с его жертвоприношениями животных, с его воинственностью и пр. Всё это, спора нет, в Ветхозаветном монотеизме наполнялось качественно новым смыслом, но оставалось язычески-пережиточным по существу. Творцу Вселенной и её Вседержителю все эти древнееврейские жертвы и всесожжения ровным счётом ничего не давали, но считались Им ВРЕМЕННО ПОЛЕЗНЫМИ для первичного умягчения душ Богоизбранного Израиля именно в деле ЕГО ПЕРВИЧНОГО ОТРЫВА ОТ ЯЗЫЧЕСТВА.
Сергей Абачиев / 22.05.2016, 17:58

3. Слава Богу

Слава Богу, что есть кому ответить! Такие отцы - оплот Православия.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Константин Буфеев
Все статьи Протоиерей Константин Буфеев
Последние комментарии