itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О выступлении епископа Банченского Лонгина (Жара) с заключительным обращением к Его Преосвященству

0
1707
Время на чтение 12 минут

Но Петр говорил с еще большим жаром: «Даже если придется с Тобой умереть, не отрекусь»! Так говорили и все остальные.

Мк. 14:31

Слушая епископа Лонгина, я не мог отделаться от чувства, что он читает чужой текст. Сам Преосвященный Владыка производит впечатление искреннего человека. Когда он говорит «от себя», когда начинает объяснять что-то ему понятное и знакомое, он всегда говорит очень горячо, действительно с жаром, убедительно, даже если не убеждает. В нём чувствуется лидер, человек не робкого десятка, действительно переживающий за свою паству.

Но когда он зачитывал начальный текст, было очень заметно, как он путает слова и ударения, с каким трудом ему приходится продираться через явно непривычное построение фраз. Не даю оценку, не делаю предположений, просто констатирую факт. Личный ли его референт готовил выступление или же текст прислали откуда-то издалека - то мы если узнаем, то не думаю, что скоро. Но два с лишним часа записи с заметными склейками монтажа, производит тяжёлое впечатление. И весь процесс, когда присутствующие сперва наговаривали в микрофон свои (?) вопросы, затем монахи по очереди выходили и зачитывали с кафедры по бумажкам ответы... Это совсем незнакомый мне формат мероприятия, хотя, возможно единственно приемлемый в нынешней Украине. На знакомой мне Украине было иначе, но - когда это было, разве в какой-то другой жизни...

Однако, слово не воробей, и что сказано, то сказано. Просто постараемся вникнуть в сказанное на том странном собрании, когда Владыка не всегда легко подбирал выражения, а сидящая рядком братия в ключевые моменты то и дело опускала глаза долу.

Владыка ругал по его выражению «губительную предательскую декларацию», а я печатал его слова, останавливая запись, возвращаясь назад, пытаясь разобраться. Он явно старался говорить взвешенные вещи, призывая молиться за Патриарха, объясняя свой отказ от его поминания так:

«Я не могу поминать на Литургии, потому что не знаю, кто православный, кто католик, кто еретик... принимая этот документ, который вы знаете... 30 пунктов.. я потом прочитаю вам...» - здесь была сделана монтажная склейка, не известно, что попало под клавишу delete, может быть и правда нечто незначительное.

В Евангелии от Иоанна есть история исцеления слепорождённого, когда книжники и фарисеи начинают допрашивать его, только что получившего от Христа новые глаза, с целью вынудить его к хуле на своего благодетеля. Но он сказал им: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи (Ин. 9: 30). Кто же может знать, как не люди, называющие себя учениками Моисея, претендующие на ведение? Но кто, как не епископ должен знать, кто еретик, а кто - нет, обязан к этому своим высоким саном, положением в Церкви, будучи преемником Апостолов и поставленным блюсти и утверждать овец и агнцев Христовых?

И в другом месте того же Евангелия, когда судят Христа «один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18: 22-23). Допустимо ли епископу рассуждать по принципу «а вдруг еретик»? Не он ли должен первенствовать в здравом суждении и учить других закону, который требует свидетелей, точного указания вины и запрещает голословные обвинения?

«...документ принят по итогам встречи Святейшего Папы Римского» - это говорит наш Патриарх! Это ересь, братья и сестры! Это настоящая ересь! Какой он «Святейший», когда все наши отцы, все отцы Православной Церкви называют «еретик» латинян... вот он сейчас праведный Папа Римский, потому что сам Патриарх Всероссийский сказал, что он - святейший. Он для нас еретик» [склейка]

Во-первых, фраза «документ принят» - это никак даже по форме не слова Патриарха, это не «говорит Патриарх», а вводные слова к Декларации, не входящие в него, фраза взятая с сайта.

Простите, я не могу поверить, что владыка Лонгин может быть настолько не осведомлён в церковном этикете, не могу поверить, что в его епархиальной библиотеке нет книги епископа Марка (Головкова) «Церковный протокол», в которой на страницах 64-65 объясняется порядок благочестивого обращения к инославным, то есть еретикам: «К [Римскому] Папе обращаются: «Ваше Святейшество» или «Святейший Отец». Избранный с 2012 года епископом Банченским, викарием Черновицкой епархии, Владыка Лонгин мог не иметь нужды писать послания кардиналам РКЦ или муфтиям, но в своей клятве принимал порядки Русской Церкви, в которой на тот момент уже пять лет была немалым тиражом выпущена указанная книга, эти порядки объясняющая.

Не читал он Святителя Феофана Затворника, который в своих письмах (письма 4 и 5) определял возможность брать слово христианин в строгом смысле, то есть «и веровать право, и жить свято, и освящаться таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к Церкви Божией православной принадлежать, и все ею повелеваемое строго исполнять» и говорить его не строго, просто обозначая человека, причисляющего себя к христианам. И он пишет: «я разумею под Церковью не всякую без разбора Церковь, носящую имя христианской церкви, а единую истинную Церковь... Церквами христианскими, как тебе, конечно, известно, именуются, кроме православной нашей Церкви, церковь латинская, и многие христианские общества протестантские», то есть не стесняется именовать церквями (в широком смысле) те общины, которые по его же словам к истинной Церкви не относятся, но и не абсолютно чужды самого слова во всех отношениях: «Латинская церковь есть апостольского происхождения...».

Не знал Владыка слова святителя Филарета (Дроздова) «О значении церковной молитвы о соединении церквей»? Не читал, как святитель Марк Эфесский (!) обращался к Папе Евгению:

«Он [Христос] побудил тебя, Первенствующего среди священнослужителей Его, пригласить нас сюда, и подвигнул благочестивейшего нашего Императора послушаться тебя, а также сотворил нашего Пастыря и Патриарха забыть старость и долговременное недомогание, а нас - пастырей (находящихся) под ним, отовсюду собрал и сотворил отважиться на долгий путь, и море и прочие бедствия. О, разве не очевидно, что это произошло силою и судом Божиим и что результат также будет хорошим и богоугодным, как уже наперед намечается? Итак, Святейший Отец, прими чад твоих, издалека с Востока приходящих: обними их, бывших в разделении в течение долгого времени; уврачуй смутившихся...

А теперь в отношении тебя, Святейший Отец, я сотворю слово... тебе предстоит противоположное, блаженнейший Отец, если только пожелаешь разстоящаяся собрать и «средостение вражды» (Ефес. 2: 14) разрушить... Так и ныне, Святейший Отец! Хорошо - квасный хлеб, хорошо - и безквасный...» и так далее.

Не поверю!

Не поверю я и в то, что владыка Лонгин Божественную Литургию служит, а в Писание не заглядывает:

«Второе: слово Святой Литургии... и притом какое право они имели изменять слово «Причастие»? ... они поменяли на «Общение», потому что они хотят общаться... и начинают менять слова в Святой Литургии...»

Преосвященный Владыка путает возглас и текст Второго послания Св. Апостола Павла к Коринфской общине, где чёрным по белому:

«Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами».

И по-гречески:

Ἡ χάριςτοῦκυρίουἸησοῦχριστοῦ, καὶ ἡ ἀγάπη τοῦθεοῦ, καὶ ἡ κοινωνία τοῦἁγίου πνεύματος μετὰ πάντωνὑμῶν. Ἀμήν.

А поскольку он взял текст Декларации с сайта Московской Патриархии, то перед его глазами была ссылка - 2 Кор. 13: 13.

«это всё ересь - эти 30 пунктов. Но я не поминаю Патриарха Кирилла на Литургии самое главное из-за пятого пункта [склейка] и поймите правильно эти слова: «5. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии». И что он хочет? Чтобы мы причастились вместе с Папой Римским или что? Без покаяния, без исправления?»

И это - главное! Почему «понять правильно» означает обвинить своего Предстоятеля? Ведь правда, не сказано «без покаяния, без исправления». Почему же надо задавать вопрос и тут же давать на него ответ, который вовсе не следует из текста?

Хочу ли я причаститься вместе с Римским Папой? Конечно, да. Очень хочу, чтобы это произошло, разумеется, при условии, о котором сам Владыка говорит в записи, как об обязательном: покаяние, принятие всей православной догматики, отречения от всех заблуждений и так дальше. Есть ли у меня основания подозревать Патриарха в желании иного? Нет таких оснований. У тех, кто ищет повода оснований таких тоже нет. Я это знаю, потому что ничего, кроме пустых домыслов ни один из наших горе-ревнителей мне не смог привести за мои многочасовые с ними споры. Но одно дело - сетевые «боевые хомячки» и «диванные богословы», другое дело - целый епископ. Не понимаю...

«Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников» - так они называют всех святых Православной Церкви - предшественники, что они во всём виноваты, что ещё открыты эти раны[склейка]различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах - Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности»

То же самое. Сколько сетевых копий я сломал, разъясняя, что вовсе не обязательно - как минимум! - о святых здесь идёт речь, а, стало быть, нельзя первый помысел принимать за истинный.

Текст говорит о предшественниках, вовсе не обозначая этим словом святых Православной Церкви. Раны были нанесены предшественниками, многие из которых вовсе не были святыми, увы, не все православные иерархи прошлого были святы. Вина лежит на тех, кто наносил эти раны - для меня это римокатолики, а вовсе не святые моей Церкви, потому я и не воспринимаю здесь написанное, как оскорбление. Пожалуйста, обвиняйте текст в том, что он двусмысленный, но тогда не обвиняйте в том, что он однозначно против святых.

Да, у нас с католиками именно различие в понимании и изъяснении веры: наше верное, а католическое - ложное. Да, мы скорбим об утрате единства, которое воистину стало «следствием человеческой слабости и греховности». Это же правда. Именно человеческая слабость и греховность, нераскаянность и гордыня привели западную часть Вселенской Церкви в пагубные ереси, разве не так? Но если так, то чем же текст погрешает против истины?

Я вижу, ощущаю искреннюю боль в глазах Владыки, когда он говорит:

«значит все святые были слабые и грешные... какое право они имели осквернять мои святыни, мою Церковь? Святых отцов, обвинять их, что они грешные - да, они грешные, я знаю, без греха ни одного человека, но ихняя жизнь была свята... [далее склейка] произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: "Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин. 17: 21)».

Вижу, верю, что на самом деле болит его душа, но никак не могу согласиться с тем, что только так можно понять, написанное в Декларации. Тем более, что он сам даёт повод обвинить его в хуле на святых. Он же сказал, что святые грешны. Если подойти к его словам с той меркой, с какой он подходит к словам «Совместного заявления...», есть все основания устроить бунт в его епархии.

«Подписание на Кубе декларации - это предательство, попрание Православной веры и для меня лично эти 30 пунктов есть 30 сребренников Иуды», - так он сказал и даже повторил с нажимом: «Я говорю, что для меня лично...»

Владыко, помилуйте, неужели все 30 пунктов - и ничего в них хорошего, ничего достойного? Только такое сравнение, не для красного словца, а - по существу?

«Это отречение от нашей веры Православной и непочитание святых отцов на протяжении 10-ти веков. Эта Декларация - учение и легализация религии антихриста подписана в аэропорту и богохульно и лживо восстает на истину Христову. И именно потому мы отвергаем Декларацию. Она несет в себе дух отступничества и соблазн для наших православных христиан».

За два часа ни словом не были подтверждены подобные обвинения. Я не могу поверить, что православный епископ может всерьёз такое говорить, но вот - мои уши слышат, мои глаза видят это, и я недоумеваю. Хотя и на земном суде, и на Страшном я готов засвидетельствовать, что единственное слово из сказанного верно. Соблазн. Просто по факту - соблазн Декларация произвела и я вижу, что в числе соблазнившихся не только миряне, не только традиционные «бабушки», но и священники и один архиерей.

Однако насколько в том виновна Декларация?

Как-то я пытался одной даме, которая жаловалась, что муж раздражает её, объяснить своими словами одну идею из «Лествицы» преподобного Иоанна. Понимаешь, говорил я (мы по давнему знакомству были «на ты»), правильно говорить не «он меня раздражает», а «я раздражаюсь». От него зависит, как себя вести, но раздражаться или нет - это зависит от тебя. Так Крест Христов является соблазном для одних и безумием для других наших соседей по планете, но это вовсе не означает, что Крест по своей сути безумен и соблазнителен.

Чем больше поднимается жар обличения, тем меньше я вижу логической связи между теми или иными словами Декларации и той интерпретацией, которую им дают обличители.

«Я один знаю, что это лжесобор, собор нечестивых, который готовится только для антихриста... и когда мы слышим, что нашим канонам, догматам, литургии будет ревизия - как для вас это звучит? Ревизия Литургии? А что там?»

Да, что там, Владыко? Что, где сказано про ревизию? Я не знаю. И не говорю, что знаю. Покажите мне, поднимите мне веки, чтобы я узнал. Я и правда хочу увидеть, но мне в глаза летит только пыль, поднимаемая ветром эмоций.

По первому образованию я физик. Я привык решать задачи. Ожидаю, чтобы было «дано» и «следует», а также почему следует именно это, а не другое нечто. Все ли условия соблюдены, все ли решения приняты во внимание?

Наверно, я просто слишком далёк от современной Украины и той логике, по которой можно сказать «я не понимаю», чтобы сразу после этих слов заявить с абсолютной уверенностью невообразимую дичь:

«Почему называли Всеправославный Святой и Великий собор? Мы не понимаем. Все соборы назывались... будьте бдительны, братья и сестры [склейка] потому что они ищут это - объединять все религии в одно, чтобы красиво принимать своего «мессию», про которого вы знаете, что он - антихрист».

Я набираю в поисковике слова «святой и великий собор» и сразу попадаю по ссылке на слова Святейшего Патриарха, сказанные им 2 февраля 2016 г. на Архиерейском Соборе:

«Предстоящий Святой и Великий Собор Православной Церкви мы не называем Вселенским, - сказал далее Святейший Патриарх Кирилл. - В отличие от древних Вселенских Соборов, он не призван решать вероучительные вопросы, так как они давно решены и не подлежат пересмотру. Он также не призван вносить какие-либо новшества в литургическую жизнь Церкви, в ее канонический строй. Тем не менее, он может, если будет правильно подготовлен, стать важным фактором укрепления межцерковного единства и взаимодействия, а также послужить уточнению тех ответов, которые Православная Церковь на основании своего многовекового Предания дает на вопросы современности».

Святейший Владыка также подчеркнул, что этот «Собор только в том случае будет Всеправославным, если в нем примут участие представители всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей».

По-моему, это вполне исчерпывающий ответ. Вкупе с тем, что в Правилах Церкви различные Соборы именуют себя и Великими, и Святыми, и даже одновременно, при том, что вовсе не являлись Вселенскими, даже не претендовали на вселенскость.

Если я правильно понял, то владыка Лонгин непосредственно слышал эти слова Патриарха. На видео он с явной горечью и, кажется, большой обидой рассказывает, что пытался что-то возразить, но ему не дали слова. Мне бы очень не хотелось думать, что это огорчение явилось единственной причиной его «непоминания» Святейшего, но он сам никакого иного объяснения мне не оставил.

Простите меня, Всечестной Владыка, но я, грешный, как ни пытался Вас понять, не могу по совести согласиться с Вами. Я верю в искренность и глубину Ваших чувств, но не вижу и малейшей логики и последовательности в Ваших мыслях. Я смиренно прошу Вас простить меня за недостоинство и это моё непонимание, но я мечтаю лишь, чтобы Вы показали мне образ большего смирения, обратившись с просьбой о прощении к Святейшему Патриарху Кириллу, в чьей неправоте и нечистых намерениях Вам не удалось меня убедить.

Испрашивая Ваших святых молитв, Ваш недостойный послушник, раб Божий Александр.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Молодец

Умелая казуистика.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Люлька
Вандализм и убийство
Тот, кто рубил лицо на памятнике невинному больному мальчику, запросто рубил бы и живого мальчика
03.08.2017
Новые апостолы
Беседа с Александром Люлькой, ректором Школы православного миссионера
07.12.2014
Все статьи Александр Люлька
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04