В своей основе коррупция - это плата за услуги чиновников, те услуги, которые они могли бы не оказать, если бы соответствующей оплаты не было. Нередко государственные функции являются товаром чиновников, который они реализуют в соответствии со спросом.
Еще проще, власть и ее функции воспринимаются как способ кормления лиц, осуществляющих эти функции. В такой точке зрения много историчности, так как в стародавние времена чиновники назначались без оклада на так называемое «кормление» за счет исполнения обязанностей.
Твердый же оклад не всегда соответствует возможностям нормального существования.
Так, например, в семидесятых годах прошлого века, будучи следователем районной прокуратуры, я получал оклад 152 руб. в месяц, при условии ненормированного, фактически 12 часового рабочего дня, без выходных и лишь изредка раз в два-три года предоставляемого отпуска. Потом, правда, эти перекосы нагрузок были существенно исправлены, но суть от этого вряд ли поменялась и по сей день. То есть оплата труда лиц, отправляющих властные функции, зачастую явно не соответствовала объему их работы. В те времена коррупция еще сдерживалась идеологическим воздействием, создававшим определенный общественный климат. Во всяком случае, поколения тех, кто шел за участниками войны в нравственном отношении, как мне кажется, были и остались более твердыми и стойкими, чем даже те, кто рожден десятилетием позднее. Там уже личный интерес преобладает над долгом, с соответствующей коррекцией нравственности.
Конечно, людям свойственно изменятся и по преимуществу не в лучшую сторону. Но факт остается фактом. В тридцатые-сороковые годы был некий непонятый и, в сущности, не познанный феномен пассионарного, духовного подъема народов СССР. Подъема, последствия которого мы ощущаем и используем. Утверждать, что такой взлет был результатом исключительно идеологической работы и пропаганды, это значит проявить неуважение к своему народу, к своим родителям. Пропаганда была и остается существенной причиной, но не основной. Главное во внутренней готовности людей к самопожертвованию ради общих, коллективных целей, воспринимаемых истинно верными и полезными. В этом тексте, не обсуждается насколько были верными и полезными те цели, как не обсуждается истинность и полезность целей либерального правительства, управляющего страной сегодня.
Но мне кажется, есть неоспоримый факт, вытекающий в частности из личного восприятия людей, делавших историю в тридцатые и сороковые годы (рожденные в шестидесятые и позднее, полагаю, этих людей практически не помнят). Этот неоспоримый факт в том, что русская история в тридцатые и сороковые годы двадцатого века при всей ее атеистической метаморфозе была и собственно остается неким аналогом Святой Руси, тожеисторически относительно короткого периода, в котором были явлены духовные силы народа. Возможно происхождение у этих явлений одно: наложение испытаний следующих друг за другом внешней и гражданской войны.
Но как собственно эти рассуждения соотносятся с заголовком материала?
Святость, (святой означает - отдельный) к поколениям, возросшим в тридцатых, сороковых это определение, на мой взгляд, применимо, несмотря даже на отношение к религии, и предполагает некую высокую планку оценок нравственного состояния общества.
И высота, на которой общество в конкретный момент своего бытия, ставит такую планку, определяет его отношение к любому явлению, в том числе и к коррупции.
Решительное и жесткое осуждение, с которым у нас принято говорить о коррупции, контрастно воспринимается на фоне весьма невысоко поставленной обществом планки нравственности.
Я не встречал ни одного осуждающего сегодня коррупцию (и сам не исключение), который не являлся бы носителем изрядного груза не скрытых в тайниках души, а общеизвестных, мягко говоря, недостатков.
Полезность осуждения, такого явления как коррупция, состоит, на мой взгляд, в том, что осуждающий это явление, при назначении на должность, деятельность исполнителя которой он осуждает, сам ни при каких условиях не способен злоупотреблять полномочиями. Одновременно при этом желательно еще и что-то понимать в деле.
Ведь что такое осуждение властей, по сути? Это скрытое или явное желание обрести, хотя на краткий срок, полномочия в объеме должности, исполнитель которой осуждается за неэффективность, злоупотребления или за что-то еще, с целью решения той или иной проблемы, в чем осуждающий как то заинтересован.
За всяким осуждением всегда стоит: «Я бы сделал не так, а лучше». Аналог общеизвестной исторической фразы: «Мы пойдем другим путем». Автор фразы обладал достаточной силой, чтобы предложить другой путь. Только в его результате мы оказались в ситуации, когда вынуждены говорить о другом новом пути, отвергнув столетие назад провозглашенный предыдущий новый путь.
Нравственная планка осуждающих и ниспровергающих, если она невысока, не создает ожидаемых последствий.
В этом смысле осторожность, постепенность в борьбе с коррупцией - это в большей степени осторожность по отношению к обществу, ощущающему антикоррупционный тренд. Это ни столько потворство коррупции, сколько сбережение общества, которое не может, не готово взять на себя груз бескорыстного, самоотверженного и эффективного служения.
Говоря еще проще: власть очень похожа на нас самих.