itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

1000 лет книжной мудрости Руси

0
364
Время на чтение 5 минут

*

Мы не погрешим против истины, если в текущем 2016 году отметим 1000-летие первой публичной библиотеки отечества всех ныне живущих русичей - великих, малых и белых. Это книжное собрание вышло из рук Ярослава, сына крестителя Руси Владимира. Мы не знаем, с каких лет и где наследник владыки Пути из варяг в греки начал собирать книги. Пока был жив отец, Ярослав (в крещении Георгий) правил сначала в Ростове, потом Новгородом Великим. Во втором по значению граде державы Рюриковичей на Волхове-реке близ озера Ильмень им были основаны первая в стране школа и скрипторий, как называли тогда собранные под одной крышей подобие издательства и переплётной мастерской. Там переводились на церковнославянский и древнерусский языки доставленные из Царьграда манускрипты. Им не было цены, их хранили как золотой запас в надёжных помещениях, недоступных для огня и лихих людей, с них не спускали глаз. Хранилище и было прообразом библиотеки, вначале для избранных. Мне могут возразить, что в те «тёмные времена» на восточных окраинах христианского мира, книгочеи встречались не часто. Возможно, такое мнение верно для Западной Европы, невзирая на первые университеты, которым дала начало Академия Карла Великого, греки-ромеи и арабские просвеители. Там развитие грамоты тормозилось отсутствием доступного писчего материала. Но на северо-западе Руси горожане и смерды буквально строчили друг другу письма по всякому поводу на практически даровой бересте. Находки цыдулог в болотистых почвах - тому подтверждение: «От Микиты к Анне. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то послух (свидетель) Игнат...».

Но я отвлёкся. Возвращаюсь к нашей первой публичной библиотеке и к её основателю.

**

Чтобы стать зачинателем народного образования своей страны, надо было родиться книжником, сызмала проявить любовь к чтению. Этим наклонностям способствовала врождённая хромота княжича, будущего хозяина завидных владений: коль не суждено быть ему воином, как деду Святославу, то станет во мнении народном мудрым правителем. И стал. Потомки нарекли первого библиофила своей истории, первого собирателя книг Мудрым. Он и для нас сейчас, спустя ровно 1000 лет после того, как наследовал великое княжение, Ярослав Мудрый

Когда скончался отец, сын, в кровавых состязаниях с братьями, добыл себе в 1016 году «Киевский стол». Это другая история, которую я здесь обойду. Сейчас разговор об ином, о появлении в Мати Городомъ Рускымъ доступного для грамотного люда книгохранилища, то ли перемещённого из северных владений, то ли зачатого здесь (впрочем, какая разница? Держава-то была одна.

***

Заглянем мысленным взором в киевскую библиотеку Ярослава Мудрого. К сожалению, летописцы не отличались многословием. 10 веков назад их заинтересованный взгляд не надолго останавливался на столь малом объекте, как помещение, в котором складировалась продукция мирного труда переписчиков и авторов оригинальных сочинений. Тогда вся мудрость Востока и Античного Мира, переработанная христианской мыслью византийских мудрецов, вмещалась всего в несколько сотен, от силы - в тысячу томов. Их изготавливали любовно, медленно, тщательно в монастырских скрипториях. Переносили на чистые пергаментные листы старинные тексты духовного и, реже, светского содержания, ошибаясь в переводах, домысливали утраченное. Листы сшивались в тетради. Книжный блок обретал богатый переплёт. Рукописные кодексы становились высшей духовной и материальной ценностью. Многие из них дождались Гуттенберга и других первопечатников, в том числе наших, Скорину и Фёдорова, мастера «книг пред тем невиданных».

Зная наклонности властителя огромной державы, размерами превзошедшей империю Карла Великого, подданные князя и заморские гости отовсюду везли в княжескую резиденцию книги, пополняя его личное собрание манускриптов. Властительный книгочей велел в 1037 году разместить своё бесценное сокровище на хорах Софийского собора в Киеве. Таким образом, частное собрание стало, с известными оговорками, публичным. Слово «библиотека» впервые появилась в «Геннадиевской библии», переведённой и написанной в Новгороде в 1499 году, а в XI веке книгохранилище называлось Домом книги. Таким домом стал в столице добатыевой Руси Божий дом, и в этом особый для нас смысл...

Неизвестно, сколько томов (не считая отдельных документов) находилось в той библиотеке. Наверное, учитывая социальное положение первого собирателя, страстного книгочея, не меньше той тысячи, о которой сказано выше. Вполне вероятно, что, кроме богослужебных книг, сюда попали кодексы с сочинениями Платона и Аристотеля, Галена, Тита Ливия, Страбона... Тема эта увлекательная. Но неужели библиотека погибла без следа? Неужели давно ведущиеся поиски её напрасны? Ведь рукописи, есть мнение, «не горят». Предусмотрительные хранители «законсервированной мудрости», предчувствуя катастрофы, старались надёжно упрятать то, что является главным мерилом ценности. Увы, неизвестно, куда, в какое подземелье, под какие своды переместился с хор Софиевского собора Дом книги князя Ярослава. Но, по крайней мере, одна из них вроде бы уцелела.

Исследователи былого предполагают, что Реймское Евангелие, на котором присягали короли Франции, доверяя тексту, написанному на кириллице и глаголице, вывезла из Киева княжеская дочь Анна Ярославна. Книга составила часть её приданного, когда она стала королевой католической страны. После Анны французы читать её не могли. Для них она стала реликвией, наполненной кабалистическими знаками. Только через 700 лет после смерти Анны царь Пётр Первый, будучи гостем Реймса, прочитал вслух и перевёл на французский язык несколько фраз, к изумлению хозяев реликвии.

****

Вот такая история нашей первой (но первой ли!?) библиотеки. Возможно, часть книг оказалась в также легендарном книжном сундуке Ивана Грозного, который уже больше века ищут энтузиасты. Ведь после Владимира Мономаха, когда, под давлением половецкого поля и перенаселённости начался массовый исход жителей Поднепровья на север, за Оку, в плодородное Ополье, среди перевозимого скарба, отмечали хронисты, были книги, много книг. Их завезли аж на берега Белого моря, в леса Северной Двины и дальше - Печоры, где (и только там!) сохранились былины, впервые запетые на юге и записанные местными грамотеями. За Окой потом обнаружили и «Слово о полку Игореве», сочинение киевского автора, как доказали исследователи.

А что те, кто остался в Среднем Поднепровье? Едва отбившись от половцев, они уполовинились при Батые и, в конце концов, оказались под Польшей и Литвой. То есть, надо полагать, стали почти европейцами (ещё не в ЕС, но на пути туда). Своих сородичей, ранее отъехавших в Московию и там смешавшихся с потомками вятичей и кривичей, они, вслед за панами поляками, прозвали москалями. От большой обиды на них. Ведь, по мнению свидомитов, переселенцы не только увезли книги с прочим скарбом, но и умыкнули вывеску с дэржавных ворот, с названием Русь. И на новом месте переиначили, переписали её, с подсказки подлых греков, - Россия. Но потомки полян не зря назвали себя «хитрыми хохлами». Лишившись старых книг, они начали красну пысьмэннисть «с нуля», думами «Про козака Голоту» та «Козака Мамая». До «Кобзаря» этого запаса хватило. Правда, Поднепровье было всегда обильно настоящими просветителями. Но они массово же, в течение последующих веков, уезжали в Московию, где был на них спрос. И там, вместе с коренными москалями, писали книги на общерусском литературном языке, развивали общерусскую культуру, укрепляли общее для всех потомков Киевской Руси Государство Российское. Яркое, прекрасное созвездие общерусской нации. Так по сей день.

Может быть в этом ответ на сакральный вопрос - где сейчас книги из библиотеки князя Ярослава? Да они все, без потерь, в русской (общерусской) художественной, научной и популярной литературе. Они растворились в этом книжном море, передав ему свою мудрость.

Послесловие

Закончив эту зарисовку, я сделал для себя случайное открытие: оказывается, в 2016 году исполняется ровно 900 лет первому из сохранившихся летописных сводов. «Повесть временных лет» - традиционное название первоначальной летописи, составленной иноком Киево-Печерского монастыря Никоном, хотя до неё, предположительно, существовали два более ранних свода. Но это, как принято говорить, совсем другая история. Излагать её сегодня я не готов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Сокуров
Ночная забава
Историйка близкого завтра
04.03.2021
Хрупкий самоцвет
Непридуманная история
01.03.2021
Маленькая девочка с большими зелёными глазами
Рассказ из Альбома по рисованию
25.02.2021
Все статьи Сергей Сокуров
Последние комментарии