Вопрос доверия

Бывший СССР 
0
485
Время на чтение 3 минуты
Как сообщается, первый зампред комитета Государственной Думы по делам национальностей Михаил Старшинов (фракция «Единая Россия») выразил желание ввести контроль со стороны государства за качеством религиозного образования и проповеднической деятельности. В качестве позитивного примера такого контроля была названа система, существовавшая в СССР, то есть советы по делам религий и их уполномоченные. Учреждение в современной России органа с подобными полномочиями было бы совершенно неверным шагом.

Желание государства контролировать систему религиозного образования понятно. Религия выводит человека за горизонты земной жизни, поэтому земные ценности для религиозного человека менее значимы, чем для человека исключительно светского. Последний дорожит своим статусом, имуществом, свободой, наконец, собственно жизнью, поскольку обладает только тем, что имеет. Искренне религиозный человек может лишиться всего, стоять перед лицом неизбежной смерти и считать, что главное всё-таки остаётся с ним – это его посмертная участь. Такого человека нельзя подкупить, тяжело напугать, с ним трудно договориться – он не склонен идти на компромиссы. Если мировоззрение религиозного человека уже сформировано, изменить его очень сложно. Поэтому становится крайне важным, что закладывается в основу его мировоззрения. Государство, не желающее получать сюрпризы в виде религиозного терроризма или экстремизма, должно знать, чему учат религиозные школы и проповедники. Это – точка зрения из локуса государства.

Но земное государство реализует не истину, а власть. Ради сохранения и упрочнения власти в государстве допускаются те или иные отклонения от истины. История знает случаи, когда в идеологии государства от истины не остаётся практически ничего. Поэтому верующий человек полностью довериться государству не может. Его отношение к государству основывается не на доверии, а на оценке действий государственных институтов. Оценка осуществляется на основании ценностей, составляющих ядро его веры. Это ядро формируется в результате религиозного образования. Поэтому с точки зрения верующего человека стремление государства контролировать религиозное образование выглядит как попытка влиять на содержание его веры.

И, надо сказать, что подобная интерпретация вполне уместна. С точки зрения государства было бы весьма неплохо иметь возможность формировать содержание религиозного мировоззрения таким образом, чтобы в каждого верующего уже на этапе его обучения основам веры закладывались законопочитание и гражданская лояльность. Повод для конфликта возникает, если задуматься о границах подобной лояльности. Из локуса веры всегда оговариваются условия: лояльность государству допустима только до определенного момента – если закон требует, чтобы верующий нарушил заповеди веры, то он предпочтёт нарушить закон. Из локуса государства такая ситуация видится недопустимой: закон – это всегда закон. Идеальная с точки зрения государства верадолжна приравнивать закон к заповеди, на практике это означало бы сакрализацию государства.

Контроль за религиозным образованием неизбежно будет приводить к некоторому перекосу в сторону сакрализации государства. Даже если дело не зайдет слишком далеко, следует ожидать таких проявлений как придание отблеска святости вполне земным государственным инициативам, снижение критического восприятия и оправдание отступлений от нравственности в государственном управлении. В результате пострадает не только государство, которое начнёт достаточно быстро загнивать, но и вера, поскольку люди, чувствуя расхождение с нравственным идеалом, станут разувериваться. Всё это выльется в очередную историческую катастрофу.

Каким же тут может быть выход? Религиозный экстремизм необходимо пресекать, вводить государственный контроль за проповедями и религиозным образованием нельзя. Как решить эту задачу?

Думается, самым правильным выходом было бы переосмысление института регистрации религиозных организаций. Если государство регистрирует религиозную организацию, оно тем самым признаёт, что мировоззрение и деятельность данной организации не представляет для государства угрозы. При этом религиозная организация должна иметь возможность эффективного контроля проповеди и религиозного образования, осуществляемыхее членами. Иными словами, государство определяется, кому оно доверяет, а дальше простирается зона ответственности религиозной организации.

В какой-то степени это подразумевается и сейчас. Возможно, что-то требуется специально прописать в законе, но вводить специальные государственные структуры по контролю за религиозными организациями совершенно избыточно. Я бы расценил это как акт государственного недоверия, например, в отношении Русской Православной Церкви. Неужели наша Церковь не в состоянии сама обустроить религиозное образование правильным образом? Неужели можно предположить, что в рамках РПЦ может возникнуть и получить мировоззренческую поддержку религиозный терроризм или экстремизм? Государство должно прямо ответить, доверяет ли оно русской Церкви или нет. Если доверяет, то никакие структуры контроля за нами со стороны государства не нужны. Если же нет, то есть ли у нас основания доверять государству?
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Вопрос доверия

Неужели можно предположить, что в рамках РПЦ может возникнуть и получить мировоззренческую поддержку религиозный терроризм или экстремизм? (с) В рамках РПЦ - нет. В молельных домах условных пятидесятников или бахаистов тоже вряд ли. А где-нибудь в медресе в солнечной Махачкале, м?
рудовский / 09.08.2016, 10:18

3. Re: Вопрос доверия

Да нет, автор не разобрался. Сейчас в любом вузе или колледже существуют худенькие, постоянно сокращаемые кафедры с голодающими преподавателями и роскошные, раздутые, как корова поевшая клевера, прекрасно финансируемые отделы контроля качества, Там платят прекрасно. Интересно,, кто придумал такое вражество?
Lucia / 09.08.2016, 10:00

2. Re: Вопрос доверия

Борьба синедриона и иегемона не должна так волновать людей.
Лебядкин / 09.08.2016, 07:15

1. Re: Вопрос доверия

"....желание ввести контроль со стороны государства за качеством религиозного образования и проповеднической деятельности"... Только "партия власти" могла решиться предложить такую несусветную глупость, как введение контроля за качеством религиозного преподавания.... Прежде всего надо это обра-зование ввести, обустроить, наладить. Качество же могут единственно определять не бывшие учителя истории, но единственно - батюшки, священники, профессиональные служи-тели Церкви. И самое главное: весь парадокс в том ,что никак не может светская бездуховная власть брать на себя контроль за духовной работой в школе. Это же чушь, извините, собачья, такого не может быть в принципе. А потому пусть "партия власти" поумерит свой пыл, да и подумает о том - как бы им мирно да по тихому распуститься: ведь власть не может вмещать в себя понятие "партия". Были преце-денты, но к чему они привели - общеизвестно.
Николаев. / 04.08.2016, 19:29
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Бывший СССР
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40