2. Все виды искусства соединяют нас с небом, с божественной сферой бытия. Это райская музыка на земле, величественные соборы, отсылающие нас к Небесному Граду. Существует устойчивое мнение, что духовный мир можно явить в иконах, фресках, мозаике, с помощью специального художественного приема - обратной перспективы. Поскольку она невозможна в скульптуре, то считается не православным делом. Скульптура существовала в Византии до времени иконоборчества и несколько столетий после этого периода. Единственный сохранившийся образец византийской круглой скульптуры - Пресвятая Богородица с младенцем - хранится в музее Виктории. Сохранилась в небольшом количестве Пермская деревянная скульптура, использовавшаяся в убранстве православного храма. И только.
Но любое эстетическое чувство соединяет нас раем. Пройдя долгий путь исторического культурного развития от палеолита до христианской эры, скульптура нашла свое собственное место, и нашла свою завершающую форму. Это Кресты на местности и на православных храмах, Распятия в храмах, нательные кресты верующих и кресты на облачениях священнослужителях. И через них мы эстетически, конечно не только эстетически, возносимся ко Кресту на небе. Кресту, о котором нам сообщил прп. Андрей Юродивый: «По Божественному изволению я пребывал, в течение двух недель, в сладостном видении...Я видел себя в прекрасном и дивном рае...Умом и сердцем удивлялся я несказанной прелести рая Божия и услаждался, ходя по нему. Там находилось множество садов, наполненных высокими деревьями, которые колыхаясь своими вершинами, веселили мои очи, и от ветвей их исходило великое благоухание...сих деревьев нельзя уподобить по красоте ни единому земному дереву... В тех садах были бесчисленные птицы с золотыми, белоснежными и разноцветными крыльями. Они сидели в ветвях райских деревьев и так прекрасно пели, что от сладкозвучного их пения я не помнил себя...После сего на меня напал какой-то ужас, и мне показалось, что я стою на верху небесной тверди, передо мною же ходит какой-то юноша, с светлым, как солнце, лицом, одетый в багряницу...Когда я ходил по его стопам, то увидел Крест большой и прекрасный по виду подобный радуге, а кругом его стояли огневидные, как пламень, певцы и воспевали сладостное пение, славословя Господа, некогда распятого на Кресте. Шедший предо мною юноша, подойдя ко Кресту, облобызал его, и дал знак мне, чтобы я облобызал Крест... Лобызая его, я исполнился несказанной духовной сладости и обонял благоухание сильнее райского» (Еп.Игнатий (Брянчанинов) т.3 Аскетические опыты. С-Пб.,1905.С.86).
3. Возможна ли сейчас массовая установка крестов на местности в России? Ответ однозначный, не реально. Так может быть, их заменят скульптуры Иисуса Христа?
Кресты на местности, распятия на естественных и искусственных вершинах напоминают нам, что прежде чем наступит последний Страшный Суд, все увидят знамение Креста в небе. Все станут свидетелями его Воздвижения. Страшный суд человечества будет совершен перед Крестом Христовым, на котором любовь Бога к человеку и любовь человека к Богу явлены до конца. И потому вполне возможно вместо крестов на местности устанавливать скульптуры Иисуса Христа. И уж конечно не где-то, а в городе святого Петра надо начать ставить скульптуры Христа. И да будет так!