Феноменология русской идеи и американской мечты

Новости Москвы 
0
765
Время на чтение 7 минут

Россия есть страна непредсказуемого прошлого и с большим трудом обсуждаемого будущего. В настоящее окаянное время философия успеха и феномен богатства как главные составляющие американской мечты становятся привычным ответом на вопрос о смысле человеческого существования. О «Великой американской мечте» мы слышим часто: есть великая страна Америка, где всякий может стать Президентом или воротилой большого бизнеса. Американская мечта является функционалом жизни Соединенных Штатов.

Практически во всех катехизисах по «философии успеха» и «учебниках быстрого счастья» отмечается, что мысль материальна и всегда предшествует материальному успеху. Поэтому индивидуум, возжелавший реализовать VIP-цель стать богатым, не должен бояться и сомневаться. Жизненно необходимо заниматься бизнес-тренингами и обязательно достигать своей заветной мечты. Следует быть уперто- настойчивым и делать все возможное уже сегодня. Со временем реальность не выдержит непрерывного натиска и в доме устойчиво поселится счастье. Из самых психотерапевтичных, умных и гибких формируется высшее общество.

Идеи и смыслы предшествуют не только материальному бонусу, но и изменениям обстоятельств самой жизни. Стремление к познанию есть необходимо- начальный этап переделывания объективной реальности. В иных словах: любая человеческая деятельность предполагает наличие мысли и знания.

В мире сосуществуют как идеи о самопожертвовании во имя человечества, так и подробности жизни утопающих в роскоши миллиардеров. Но сущность социального идеала и тайна материального богатства остаются раскрытыми не полностью. В истории России были разные подходы к вопросу о приоритете духовного или материального, общественного или частного. В конечном итоге утилитарные интересы приносились в жертву духовному идеалу.

Христиане по достоинству оценили тезис о существовании вечных Идей мироздания и выдвинули нравственный эталон в «десяти заповедях». Вещество идеала «конструируется» из ценностно-осмысляемого материала реального бытия. Очевидно, что идеал, разрушающийся от времени или под воздействием конъюнктуры, не имеет права на существование. Бессмертие идеалу обеспечивает его принципиальная недостижимость.

Идеалистическое сознание устремлено в Небо и порождается критическим отношением к действительности. Утопия есть отрицание настоящего и бунт против действительности. Характерным признаком утопического сознания является выход за пределы не только реального, но и возможного. Формирование идеалов как высшего духовного продукта есть прорыв в справедливое и светлое будущее.

Русские мыслители в исканиях совершенного социального устройства и правды разработали целостную мировоззренческую систему под названием «русская идея». Представители различных философско-политических дорог и направлений сходились во мнении, что России суждено великое будущее, а русскому народу - всемирное предназначение.

В русской идее видели идеальную сущность, позволяющую постигнуть тайный замысел Творца-демиурга и подлинное бытие. Россия имеет во всемирной истории особую миссию, связанную с утверждением истинно христианского, православного начала. Она должна духовно преобразить мир светом своей святости и стать итогом земного пути христианства.

Весомо-достойный вклад в осмысление «русской проблемы» внес родоначальник славянского мессианизма киевский митрополит Илларион (XI в.). В начале XVI века псковский монах Филофей чутко ощущал направление геополитического ветра и выступил с учением «Москва-Третий Рим». В русской мессианской мысли данной «частной пропагандистской конструкции» принадлежит ключевое место.

Впервые термин «русская идея» использовал художник слова Ф.М.Достоевский. Силу России философ-писатель видел в русской «воле»: несмотря на все безобразия, в которых пребывал российский народ, он проявит высоту духа, когда придет его час. Профессиональный сострадатель отмечал в одной из ранних статей: «Мы видим, что русская нация ‒ это не обыкновенное явление истории всего человечества. В русском народе выступает способность высоко синтетическая, способность всепримиримости, всечеловечности».

Согласно славянолюбу А.С.Хомякову, история человечества может быть рассмотрена из одного великого начала ‒ народной веры и целостного «живознания». Заметно: русская идея выражала себя в принципах мессианизма и эсхатологизма. Эти определения образуют органическое единство, внешним выражением которого является трудно постижимая и «зигзагообразная» судьба России.

Если «Святая Русь» получила в наследство эллинскую идею Космоса, побуждающую к эстетическому осмыслению всеединства мира, то «Христианский мир» западной Европы утвердился благодаря римской культуре, основанной на жесткой структуре социума, праве и рационализации.

Соединенным Штатам немногим больше 200 лет. Потомки «отцов-основателей» - авантюристов, романтиков и искателей приключений любят к месту (и не к месту) употреблять словосочетание «American Dream» - Американская Мечта. Данный термин обозначает определенный уровень материального достатка.

Однако. Есть у этого слогана и другое значение со знаменитой квинтэссенцией «self-made man» ‒ «человек, который сделал себя сам». Это легенда о «Настоящем Американце», начавшем с нуля (или «минуса») и достигшего запредельных высот успеха. Как Генри Форд, Авраам Линкольн, Франклин Рузвельт, Билл Гейтс и множество других. В основании Мечты лежит представление об Америке как стране неограниченных возможностей. А если и ограниченных, то только внутренними пределами индивида и его способностью воспользоваться свободой, за которой он отравлялся в Новый Свет.

Элементы капиталистического духа были свойственны американской душе еще в тот период, когда этому духу не соответствовало никакого хозяйственного «тела». Рождение американской мечты парадоксально данная разновидность социальной мифологии возникла не в самой Америке, а в Европе, откуда была «трансплантирована» в Новый Свет.

Первичные ингредиенты североамериканской цивилизации имели разные географические, расово-этнические истоки. Америка существовала задолго до ее открытия. С самых ранних дней западной цивилизации гипер- активные граждане мечтали о потерянном Рае, Золотом веке и материальном изобилии. С первыми сведениями о Новом Свете возникло ощущение превращения данной мечты в географическую реальность.

«Переехав» в Новый Свет, европейская Утопия сменила «имя» и трансформировалась по сути. Она обрела черты общенационального мифа и социального архетипа. Сквозь толщу американского опыта прорастали массовые ожидания, представления и ориентации. Положение страны-изолята порождало представления об «исключительности» и «избранности» Америки, а значит и превосходстве над другими странами и народами. Национальной религией стал либерализм в обыденно-практической форме «образа жизни».

Философия успеха и прагматизма базируется на традициях, которые возникли еще среди первых переселенцев. Готовность помочь человеку добрым практическим советом сочеталась с немногословием и отсутствием морализаторства. Литература добрых советов также опирается не на абстрактные философские принципы или религиозные догмы, а на эмпирический опыт, понятный рядовому американцу. Можно сказать, что если русская идея обращается к сердцу и душе человека, то американская мечта - к его (рациональному) разуму.

Носители Мечты смотрели на нее преимущественно как на стратегический бизнес- план и искали счастье прежде всего для себя. А для остальных ‒ лишь в той степени, в какой это могло быть предпосылкой и условием их собственного счастья. Это создавало благоприятную среду для философии прагматизма («думай и богатей!»), которая истолковывала истину прежде всего с точки зрения практической полезности.

На протяжении линейной истории Америки ведущим нравственным принципом была протестантская этика. Однако изначальные идеи претерпели метаморфозу и практическая философия протестантизма стала основой буржуазного прагматизма с его лозунгом: «Пусть погибнут наши тела, но мы накопим деньги, чтобы спасти наши души».

В период «Великой депрессии» иллюзиям национального успеха был нанесен нокаутирующий удар. Начались поиски новых решений. Громче стали слышны голоса моралистов, винивших людскую расточительность и исчезающее трудолюбие.

Вторая мировая война бросила вызов традициям индивидуализма и отразилась в новой политике Ф.Рузвельта с идеями коллективного спасения. Ф.Д.Рузвельт всегда утверждал, что жизнь богаче и шире любой догмы. Он совершил социальную революцию на пути борьбы с реальными проблемами и всегда гордился тем, что никогда не использовал насилие. Американский Президент нашел единственный «работающий» вариант общности с народом: он заявил, что разделяет его ценности и идеалы, но в то же время остается патрицием в сердце.

Уже к концу 50-х гг. стало вполне очевидно, что «этика успеха» пуста, как рассохшаяся бочка. Тем не менее, Америка стремилась любой ценой ее сохранить. Это была последняя надежда наполнить американскую жизнь смыслом, ибо нет ничего страшнее для нации, чем духовный вакуум и опустошенность.

Этика успеха нашла свое отражение в литературе и была подхвачена такими пропагандистами, как Э.Карнеги, Д.Рокфеллер, Д.Карнеги, Н.Хилл. И другие. Одним из «ответвлений» данной этики является психология личного мастерства («нейролингвистическое программирование»). В настоящее время много самоучителей «быстрого счастья» появилось и в России.

Большинство лауреатов Нобелевской премии представляют США. Многие номинанты получили образование в России. Титанический размах имеет «утечка мозгов» и интеллектуальная миграция ученых. В Соединенных Штатах они имеют более широкие возможности приложения своим умам и талантам. И несравнимо меньшее количество американских граждан эмигрировали из США в Россию.

Непредсказуемое поведение российского социума в конце ХХ века ‒ результат расширительной трактовки «философии успеха» и управляемости социальных процессов. В результате насилия над ментальностью деформируется тонкие и чувствительные механизмы социальной памяти. Разрывается связь времен и поколений.
По богомольной России катится огромная слеза несбывшихся надежд. В настоящее время политика сводится преимущественно к сеансу гипноза и игре аффектами. В отличие от античного аристократа Перикла, который стал человеком народа, современные ораторы не стремятся привлечь слушателей твердой логикой, уверенностью в своей правоте и истинностью позиции.

Сердце не научится любить, если устало ненавидеть. Главнейшая проблема современности - поиск траекторий российского Возрождения. Основания такой «технологии» лежат в идеально-национально-духовной сфере культуры, образования и воспитания.

Основной функционал культуры - художественная инсталляция идей, их совмещение с массовым сознанием и метаморфоза в материальную силу. Фольклорно-патриотическая песня тысячекратно эффективнее лекции о геополитике. Стержневая ценность - де-факто русский язык как «путное» средство межнационального общения.

Подрастающее поколение надо социализировать, не адаптируя его к действующей политической системе, а обучая философии, принципам и способам общественного действия. В детский растущий организм должно входить вещество национального идеала.

Невозможное в социальной сфере всего лишь невероятно, а невероятное в принципе возможно. Это так в том числе и потому, что тактика имеет свойство самоорганизации при правильно выбранной стратегии. Одно и то же действие может быть тактическим или стратегическим. Денежную стратегию «философии успеха» следует превратить в тактику.

Еще Римский клуб выдвинул тезис исключительной важности: социальная перспектива не может быть связана только с либерально-демократическими соблазнами. В который раз история учит, что процветание сопутствует народу, правители которого руководствуются высокими Идеалами. Наше спасение - в глубине, где далеко не каждый шаг является высшим.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Емельянов
И летит фанера над страной
Современная эстрада деградирует под натиском шоу-бизнеса
27.03.2019
Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
О сложном и тернистом пути формирования социально-ответственного бизнеса в России
21.03.2019
Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
Размышления Сергея Емельянова к 200-летию классика марксизма
03.05.2018
Все статьи Сергей Емельянов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 08:27
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 07:44
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24