Забытое льняное поле

0
732
Время на чтение 7 минут

В течение многих и многих веков важнейшей сельскохозяйственной культурой на Руси был лен. Он исстари кормил и одевал. В народе лен даже ласково величали «кормильцем», его прославляли, о нем слагали песни.

Успешный опыт предыдущего поколения

Российские льноводы на протяжении всего двадцатого столетия славились своими замечательными традициями, богатейшим практическим опытом, мощной аграрно-технической базой, великолепной научной школой, передовыми технологиями и многим-многим другим, что является неотъемлемым составным элементом для успешного ведения отраслевого сельского хозяйства и организации льняного текстильного производства.

Даже в сверхтрудные послевоенные годы, когда необходимо было в первую очередь накормить страну и спасти народ от угрозы голода, в Советском Союзе лен-долгунец возделывали на площади более чем 2 млн. га. Невероятный по нынешним меркам показатель!

Параллельно с подъемом послевоенного отечественного льноводства самым активным образом развивалось и льняное текстильное производство. Все это не являлось случайностью. В те трудные далекие годы, невзирая на всевозможные тяготы и лишения, была успешно осуществлена государственная плановая программа по восстановлению и динамичному развитию текстильной промышленности, в том числе и ее важной льняной составляющей. Тогда же была успешно реализована и программа по воссозданию для отечественных текстильщиков своей собственной аграрной сырьевой базы. Результаты не заставили себя долго ждать. В стране начали стремительно расти размеры посевных площадей льна-долгунца. Столь же стремительно росли и объемы промышленного текстильного производства. И увеличивались тогда не только площади и объемы. За сравнительно небольшой послевоенный период значительно улучшились качественные показатели товарного льняного волокна.

В дальнейшем, приблизительно на рубеже 60-х и 70-х годов, в связи с переходом на более современные аграрные и производственные технологии, а также в связи с масштабным техническим перевооружением специализированных сельхозпредприятий и предприятий текстильной и легкой промышленности, произошло планомерное сокращение общей посевной площади, отведенной под эту техническую культуру. Средние годовые показатели посевных площадей льна-долгунца в ту пору стабилизировались на уровне 1,5 - 1,7 млн. га.

Следует отметить, что российская льноводческая доля в этот период традиционно составляла более половины от общесоюзного показателя посевных площадей, и обычно колебалась в пределах от 800 тыс. га до 1 млн. га. Остальные 600 - 700 тыс. га площадей приходились на другие советские республики, достаточно активно занимавшиеся льноводством - на Белоруссию, Украину, Литву, Латвию и Эстонию.

Следует выделить еще один фактор, в значительной степени повлиявший в свое время на изменение показателей величины льняных посевных площадей. Дело в том, что во второй половине двадцатого столетия в Российской Федерации (РСФСР) началось стремительное развитие хлопкоткачества. Это обстоятельство, даже с учетом всей его неоспоримой пользы, самым негативным образом повлияло на процесс успешно осуществлявшегося развития льноткачества и, соответственно, на процесс полноценного функционирования его сырьевой базы - сельскохозяйственного льноводства. Российский лен постепенно начал сдавать свои позиции завозимому из соседних республик хлопку.

К тому времени, ко всему прочему, в стране началось еще и активное развитие промышленного производства искусственных и синтетических волокон и нитей. По сути дела, в текстиле в те годы происходил этап радикальных технологических новаций, и этот стремительный процесс развития был, вне всякого сомнения, полностью целесообразен и закономерен. Мировая и отечественная наука предложили тогда целый ряд принципиально новых и крайне необходимых технологических и технических решений. И нет никакого смысла отрицать их значимость и актуальность - это был действительно мощный прорыв вперед. Текстильная химия (синтетика) способствовала еще более успешному и еще более продуктивному развитию процессов прядения и ткачества, позволила значительно улучшить главные технологические и потребительские свойства вырабатываемых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий. Но, вместе с тем, пресловутая синтетика внесла и свою вполне определенную лепту в процесс вытеснения льна.

В результате, к концу 70-х годов в России произошло еще одно достаточно серьезное сокращение посевных площадей льна-долгунца. Правда, своевременно принятые правительственные меры, и это следует выделить особо, не позволили тогда деградировать льняной подотрасли. Правительству удалось в самые кратчайшие сроки (на это ушло 2-3 года) выправить ситуацию, точно сбалансировав и оптимизировав подотраслевую легпромовскую структуру, продолжив успешное развитие и хлопчатобумажного, и льняного, и других секторов. Тогда удалось не просто временно преодолеть наметившийся кризис в льноводстве и льняном текстиле, но и полностью стабилизировать ситуацию. В результате своевременно принятых мер в стране уже через два года вновь началось увеличение посевных площадей льна-долгунца. И с 1981 года, как результат, в России (РСФСР) начался рост валового сбора товарного льноволокна. Всего за два года этот показатель вырос более чем в два раза (с приблизительно 100 тыс. тонн / год до более чем 210 тыс. тонн / год).

Постперестроечное падение

Серьезные негативные изменения в российском льноводстве, равно как и во всей советской и российской экономике, произошли в годы так называемой «перестройки». К 1991 году валовый сбор льняного волокна вновь сократился до 102 тыс. тонн / год, а под посевы льна-долгунца в том году было отведено лишь 328 тыс. га.

С тех пор, с 1991 года, началось непрекращающееся падение вниз, и на протяжении последних 25 лет размеры посевных площадей льна в России продолжали лишь устойчиво снижаться.

За постперестроечные годы посевные площади льна в России сократились более чем в 6 (!) раз: с 328 тыс. га до 50 тыс. га. Когда-то любая, отдельно взятая льноводческая область (Вологодская, Новгородская, Костромская, Смоленская, Тверская, Ярославская, Кировская, Псковская) сеяла приблизительно столько же (30 - 50 тыс. га), а некоторые из них сеяли значительно больше, чем сегодня сеют во всей огромной России.

Четверть века прошло. И все это время ситуация только постоянно ухудшалась. Падение продолжалось и в «лихие девяностые», и в «тучные нулевые» годы. Оно, к сожалению, продолжается и в настоящее время.

Так, например, посевная площадь льна-долгунца в России стабильно продолжает сокращаться четвертый год подряд: 2012 г. - 57,2 тыс. га, 2013 г. - 55,3 тыс. га, 2014 г. - 50,5 тыс. га, 2015 г. - 50,4 тыс. га.

Следует заметить, что на нынешний 2015 год было запланировано посеять лен на площади 53,1 тыс. га., но и этот более чем скромный план оказался всего лишь планом. Переломного роста так и не последовало. Общее снижение посевов только за последние четыре сезона составило более 10 %, и это очень серьезное сокращение. Особенно, если оно происходит на столь ничтожно малых для отрасли исходных величинах, да еще и в условиях устойчивого кризиса. Без дальнейших серьезных негативных последствий для самих аграриев и потребителей их продукции такие процессы не проходят.

За последние годы было полностью уничтожено льноводство в Псковской области. Лен там больше не сеют и производством льноволокна больше не занимаются. Местные льнозаводы ликвидированы и разорены. А ведь на Псковщине крестьяне испокон веков занимались выращиванием этой культуры. Тамошние купцы и торговцы успешно вели льняную торговлю, а промышленники активно и успешно занимались производством льняной пряжи и тканей. В советские годы Псковская область регулярно находилась в группе льноводческих лидеров, практически всегда занимая стабильное третье место по размерам посевных площадей льна-долгунца, вслед за Тверской и Смоленской областями.

Не намного лучше ситуация складывается и в других традиционно льняных регионах и областях Российской Федерации. Например, в Костромской области. В 2015 году там было засеяно льном всего 200 (!) гектаров. Катастрофический показатель! Катастрофическое падение! Для сравнения, еще совсем недавно, в 2010 году, в Костромской области льном-долгунцом было засеяно 1400 гектаров. Тоже не слишком много, но в целых 7 раз (!) больше, чем сейчас. Оба этих показателя (200 га и 1400 га) являются запредельно низкими для Костромской области, до сих пор сохранившей на своей административной территории льняное текстильное производство. Где же костромским текстильщикам брать сырье?

К слову сказать, в советские годы в Костромской области, традиционно славившейся своим качественным льном, этой культурой ежегодно засевали 40 - 80 тыс. га. А сегодня костромские прядильщики и ткачи вынуждены завозить для своих производственных нужд льняное сырье из Сибири и Белоруссии. Вот так!

Массу таких горьких примеров можно бесконечно долго приводить и по другим некогда знаменитым льноводческим областям Северо-Западного региона России.

Все наоборот

В последнее время везде и всюду достаточно много говорится о необходимости экономических перемен, о неотложных мерах по диверсификации экономики, о безальтернативной важности развития отечественной промышленности и сельского хозяйства, о принципиальной значимости провозглашенной политики импортозамещения. Все медийное пространство ежедневно задает такие вопросы и размышляет на эти темы. Об этом безустанно рассуждают представители российского экспертного сообщества.

На самом высоком правительственном уровне, и это ни для кого не секрет, идет постоянное обсуждение всех этих злободневных реорганизационных вопросов и потенциально возможных рациональных решений.

Все это так. Действительно, сегодня обо все этом очень много говорится. И сразу же возникает вполне закономерный вопрос. Почему бы не начать с малого - с восстановления собственного льноводства и развития льняного текстиля? Ведь Россия в этом деле всегда была и лидером, и законодателем моды. Лен в России всегда был рентабельным.

Зарубежный льняной текстиль, для сравнения, в последние годы переживает своего рода ренессанс. В мире устойчиво сохраняется спрос на льняное волокно, пряжу, нити и на готовые льняные и полульняные изделия. Во многих экономически состоятельных странах льноводство до сих пор активно и успешно развивается. Среди них, например, Белоруссия, Бельгия, Великобритания, Италия, Китай, Нидерланды, Франция.

С отечественным льном, увы, получается все наоборот. Россия по-прежнему продолжает сворачивать свои льняные посевные площади, и некогда успешное и славное отечественное льноводство из года в год стремительно сдает свои позиции. И никаких позитивных изменений, во всяком случае пока, так и не происходит.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Ответ на 4., Люся:

Ну если смотреть в сегодняшнее время хлопковая ткань и не такая уж дешёвая.

Льняная будет раза в три дороже. 100%хлопковая мужская рубашка самое маленькое стоит 950 рублей и прогладить её очень трудно.

Льняная будет дороже, гладить льняную ткань ещё сложнее. Льняная ткань жёсткая, она не пригодна для изготовления маек и трусов (после хлопка их из льна мало кто захочет носить). Майки и трусы стирают чаще и изнашивается трикотаж быстрее чем верхняя одежда. Хлопок заменить льном невозможно.
Нечернозёмец / 02.11.2015, 10:28

4. Re: Забытое льняное поле

Ну если смотреть в сегодняшнее время хлопковая ткань и не такая уж дешёвая. 100%хлопковая мужская рубашка самое маленькое стоит 950 рублей и прогладить её очень трудно.Хлопок закупается за той же самой границей.А вот в программе импортозамещения порох на основе льна дешевле чем хлопок.Ведь в старые времена порох делали изо льна.
Люся / 02.11.2015, 08:41

3. Ответ на 1., Анатольева:

Проблема поднята правильно, но все же почему лен не востребован в достаточной мере?

Попробую ответить и назову целый ряд причин: Хлопчатобумажная ткань мягче и легче чем льняная. По этой причине практически все поголовно носят сорочки из хлопка, как трусы и майки и многое другое. Хлопчатобумажная ткань дешевле чем льняная. Средняя урожайность хлопка составляет 30 ц/га, а льна - меньше 10 ц/га. Хлопок легче обрабатывать для получение ткани чем лён. Мягче чем хлопок лишь шёлк, но его производство дороже. По этой причине не только в нашей стране, в СССР, но и во всём мире вектор текстильной промышленность был направлен в сторону хлопководства.
Нечернозёмец / 01.11.2015, 22:57

2. Дело за малым.

Почему бы не начать с малого - с восстановления собственного льноводства и развития льняного текстиля?

А как? Что делать? Юрий Крупнов ранее опубликовал статью на эту тему. Уважаемый Андрей Александрович! У Вас есть план, стратегия на этот счет? Может быть, в комментарии ответите?
Углич / 01.11.2015, 16:19

1. Re: Забытое льняное поле

Проблема поднята правильно, но все же почему лен не востребован в достаточной мере? Хотя те льняные ткани, что есть в магазинах, очень дорогие, цена простыни из льна доходит до 600 рублей. Ткани то китайские,то белорусские. Почему его производство в российских льняных областях стало не рентабельно? И слово "в течение" в самом начале статьи должно иметь окончание "е", а не "и"
Анатольева / 01.11.2015, 16:09
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Лукьянчиков
Все статьи Андрей Лукьянчиков
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28