Созданная в 2011 году и запущенная в декабре 2012 года социальная сеть «Татар иле» («Татарский дом») при финансовой поддержке Правительства Республики Татарстан должна была стать своеобразным «татарским Facebook». В создаванном интернет-ресурсе 12 разделов: «Новости», «Фото», «Видео», «Аудио», «Энциклопедия», «Библиотека» и др. Более того, есть и возможность изучения татарского языка онлайн. Поскольку первоначально проект татарской социальной сети осуществлялся под эгидой Всемирного конгресса татар, его разработчики в лице директора Фонда развития Татнета Раиля Гатауллина рассчитывали, что «Татар иле» станет связывающим татар по всему миру виртуальным ресурсом. Однако, как сообщает казанское издание «Реальное время», хотя при запуске проекта его авторы замахнулись на цифру в 2-3 миллиона пользователей за год, на деле оказалось, что за три года существования проекта в нем зарегистрировалось 4 тысячи человек, многие из которых, судя по сайту, зашли ради интереса и забросили свои страницы.
На создание и функционирование татарской социальной сети изначально выделили 14,8 млн. рублей, однако впоследствии в ходе проверок Счетной палаты 8 млн. рублей были возвращены обратно в бюджет. Если в 2011-2013 гг. координатором проекта выступал Всемирный конгресс татар, то в 2013 году его передали под крыло холдинга «Татмедиа», а затем и вовсе под контроль Министерства образования и науки Татарстана. Последнее объявило недавно электронный аукцион на развитие этой социальной сети, победителю которого дадут на это 3 млн. рублей из бюджета. Среди условий ставится не только продолжение наполнения ресурса контентом, но и требование довести до 5 декабря 2015 года численность пользователей до 15 тысяч человек. Последнее является, кстати, показателем того, что уже никто не ожидает от социальной сети, что она наберет 2-3 миллиона пользователей-татар, как ее создатели пытались первоначально самоуверенно заявлять. Вероятным победителем станет все тот же Фонд развития Татнета Раиля Гатауллина, который создал ресурс и получал все эти годы бюджетные средства на поддержание его функционирования. Другое дело, насколько реально востребован этот ресурс у татарской молодежи, на которую он рассчитан, если его посещаемость всего 250 человек в день (в месяц 6 тысяч уникальных пользователей). Это совершенно никак не тянет на то, чтобы называться социальной сетью. В ответ на такие замечания Гатауллин жалуется, что ему мало дают бюджетных средств (в прошлом 2014 году он получил 3 млн. рублей, но заявляет, что необходимо «для полноценного развития» 8 млн. рублей в год)и обижается, когда «Татар иле» называют мертворожденным проектом, что вообще-то ближе к истине. Даже позиционированный изначально как ресурс в Интернете, где можно будет изучать онлайн курсы татарского языка для всех желающих, он не получил своего развития. Доступен только первый (начальный) уровень обучения, хотя именно возможность обучения татарскому языку через эту социальную сеть позиционировалось как одно из преимуществ этого ресурса.
На мой взгляд, «Татар иле» - типичный пример бессмысленного расходования бюджетных средств ради этнического тщеславия. Дескать, у нас у татар должен быть свой «Facebook». Никогда не понимал смысл создания социальных сетей по национальному или религиозному признаку. Очевидно же, что это абсолютно убыточно и провально. В 2012-2014 гг. планировалось было открыть социальную сеть для мусульман «SalamWorld» (идея принадлежала функционеру Совета муфтиев России Абдул-Вахеду Ниязову), однако она так и осталась на бумаге, хотя не исключаю, что какую-то сумму ему удалось получить от спонсоров. «Татар иле» хоть и запустилась, но очевидно, что для властей Татарстана превратилась в чемодан без ручки, когда тащить неудобно, а бросать жалко. Не проще ли использовать уже существующие социальные сети, не имеющие строго этнорелигиозной зацикленности, и внутри тех же «Вконтакте», «Одноклассников» или «Facebook» создавать группы и сообщества национально-конфессиональной направленности, что и так уже многие организации и отдельные энтузиасты делают. Это будет бесплатно, быстрее и эффективнее, поскольку именно в них и находится потенциальная аудитория. Но в Татарстане, где за бюджетные деньги три года назад запустили татарскую социальную сеть «Татар иле» («Татарский дом»), и в которой состоят на сегодняшний момент всего 4 тысячи татар из около 7 млн. татар в мире, хотят и дальше в этот бесперспективный и убыточный проект вкладывать бюджетные миллионы, чтобы - внимание! - количество пользователей достигло 15 тысяч человек. Многие группы «Вконтакте» уже давно имеют гораздо в разы больше подписчиков и пользователей. В итоге мое мнение: социальная сеть «Татар иле» - это самый типичный пример идейной нищеты, пафосного этнического тщеславия и пустой растраты бюджетных средств. Особенно последнее удручает: такое чувство, что больше не на что тратить деньги, как на то, что не пользуется популярностью.