Опыт борьбы Иосифа Волоцкого с «пятой колонной»: прошлое и настоящее

Новости Москвы 
0
999
Время на чтение 8 минут

На протяжении истории всегда были враги в нашем Отечестве как внешние, так и внутренние. Преподобный Иосиф Волоцкий аскет, хозяйственник, великий молитвенник, талантливый писатель, государственник в 15-16 веках стал защитой в тяжелое время государственного становления как бескомпромиссный борец с «пятой колонной».

В каждом веке нашей истории восходит своя духовная звезда, созидающая и окормляющая наше Отечество как духовно, так и телесно, и, без преувеличения двуедино это относится к святому преподобному Иосифу Волоцкому. В этом году мы празднуем 500-летие его памяти. Это в аксиомах нашей истории событие не менее важно, чем, например, Куликовая битва или освобождение Москвы от поляков. Так в чем же дело?

Вначале коротко о нем.

Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин; 14 ноября 1439 - 9 сентября 1515) родился в дворянской семье выходцев с Литвы, находившихся на службе князя Бориса Волоцкого. Иван первым в семье принял постриг, позднее перешли в монашество все три его брата, отец и три племянника. С восьми лет учился грамоте у старца Арсения в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре. Около 1459 года в возрасте около 20 лет принял монашество. Сначала направился в Саввин монастырь в Твери, покинул его и перешёл в Боровск в обитель Пафнутия Боровского, где прожил 18 лет, под руководством Пафнутия. Пафнутий отличался праведной жизнью и большим трудолюбием. В обитель пришёл и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.

1 мая 1477 года умирает преподобный Пафнутий. Новым игуменом был назначен Иосиф Санин. Он пытался ввести строгий общежительный устав; встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и два года странствовал. После ухода Иосифа братия обратилась к великому князю, чтобы он назначил им нового игумена, но Иван III ответил: «Нет вам игумена, опричь Иосифа», повелев его сыскать. Иосиф вернулся, в мае 1479 покинул Пафнутьево-Боровский монастырь и основал свой собственный на родине во владениях Волоцкого князя в 20 км от Волоколамска. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского.

Как свидетельствует о нем «житие»: «Иосиф охотно принимал в свой монастырь постриженников других монастырей». Сохранились свидетельства, что Иосиф принимал в монастырь голодавших, он «повелел расходовать на помощь голодающим все запасы монастыря и занимать деньги на покупку хлеба, не считаясь с ропотом братии».

1 июня он вернулся в родное княжество, князь Борис Волоцкий сразу выделил строителей и первая деревянная церковь была заложена 6 июня, а 15 августа завершена. Каменный храм был завершен за 5-6 лет, расписывал его знаменитый Дионисий.

На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, ему принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».

Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 г., погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 г. преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 г. - к общерусским.

Итак, постараемся проследить разные виды его деятельности.

В первую очередь это его духовный труд на ниве паствы. С точки зрения безбожного современника, какая может быть польза обществу, если человек спрятался в лесу в монастыре? Но именно сила духа человека просвещенная благодатью Божьею - святость - стала той духовной атмосферой, в которой возросла и вышила целая плеяда высшего духовенства. Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников - это и выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил (1539 г.) и святой Макарий (1563 г.), архиепископ Вассиан Ростовский (1515 г.) брат преподобного, епископы Симеон Суздальский (1515 г.), Досифей Крутицкий (1544 г.), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий (1563 г.) и Герман (1567 г.), святитель Варсонофий, епископ Тверской (1576 г.).

Мировоззрение того средневекового человека не было секуляризовано, и религия как образ жизни не была нечто отдельным от общественности. Духовенство, воспитанное преподобным, созданные им и его учениками монастыри стали миссионерскими и просветительскими центрами, духовным стержнем государственности.

Во-вторых, если выражаться языком современника, то, без преувеличения, преподобный стал образцом служения Церкви обществу и государству. И это уже можно смело назвать достойным ответом «пятой колоне».

Рассмотрим этот вид его служения в призме знаменитого полемического противостояния между двумя мировоззренческими школами, во главе которых стояли святые того времени преподобный Иосиф Волоцкий и преподобный Нил Сорский.

Преподобный Иосиф и его школа «иосифляне» отстаивали позиции о необходимости монастырских землевладений, развития ремесленничества при монастырях и красивого убранства храмов, богослужебной утвари. Он аргументирует эту позицию в своей книге «Просветитель».

Представители Нила Сорского «нестяжатели» занимали противоположную точку зрения - максимального отречения от всего этого, обвиняя в «стяжании» оппонентов. История сама показала и определила необходимость параллельного существования двух систем.

Например, основанный преп. Иосифом Волоколамский монастырь стал местом, которое кормило всю округу, особенно в голодные годы, для этого нужны были монастырские землевладение и производство. Монастырь выдавал крестьянам, говоря современным языком, - беспроцентные кредиты! Фактически в социальном аспекте св. Иосиф начал этим борьбу с закрепощением крестьян. Клеветники преп. Иосифа ставили цель, чтобы Русская Церковь была неспособной к духовному просвещению и материальной помощи своему народу! Личное противостояние святых Иосифа Волоцкого и Нила Сорского является мифом либеральной пропаганды от «пятой колоны», «нестяжательские аргументы» стали оружием у «жидовствующших» еретиков, требовавших секуляризации церковных земель, желавших нанести по Русской Церкви сокрушительные удары.

Отстаивание системы и ее построения - монастырского землевладения - было связано с необходимостью материальной базы для миссии и образования всего народа, сыграло государствообразующую роль, а не только для Церкви. Вопреки лживым обвинениям в адрес Русской Православной Церкви от ее врагов (основном от современных так называемых язычников и «пятой колоны»), что Церковь поощряла «крепостное право», крестьяне на монастырских землях намного лучше себя чувствовали и развивались, чем где-либо.

Говоря современным языком, преп. Иосиф был угрозой «олигархам» той эпохи. Поэтому и подвергался нападкам и клевете, даже «нестяжательными аргументами». Переходя на современность, такая же демагогия используется «пятой колоной», компрадорскими силами для дискредитации Русской Церкви и Святейшего Патриарха Кирилла. Вспомним раздутые кампании про «часы», «резиденции», «яхты» и т.д. Ведь сегодняшнее послушание Патриарха, его крестоношение и святительство как раз связаны с решениями тех же вопросов, которые стояли и перед преподобным Иосифом.

В-третьих, это служение на государственной ниве. Это довольно широкая тема: миротворчество, православная государственнообразующая идеология, борьба с опасными для государствами ересями.

Так, например, преподобный, обладая невероятным авторитетом в обществе, во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Иоанна III выступил перед Иоанном как посередник и примеритель. Что и увенчалось успехом.

Колоссальное влияние преподобного Иосифа Волоцкого было на Великого князя Иоанна III, «Собирателя Русских земель»! Это формирования государственной идеологии - Москва-Третий Рим, и, главное - хранение православной веры! Этому поспособствовал брак князя с с византийской царевной Софьей (Зоей), племянницей последнего императора Византии Константина XI, погибшего в 1453 г. при взятии Константенополя турками. Отец Софьи, Фома Палеолог, последний правитель Морейского деспотата, бежал от наступающих турок в Италию вместе со своей семьёй; его дети пользовались папским покровительством. С того времени появляется титул князя как легитимного приемника от последнего Византийского Императора - «самодержец, автократор» (греч.Αυτοκράτορ), т.е. царь! Папа Римский хотел через этот брак повлиять на принятие Флорентийской унии (1439г.) Московским князем, что закончилось полным провалом.

Все это происходило при сложнейших политических обстоятельствах: княжьи распри, посягательство литовских князей на Русские Земли, татарские набеги...

Москва действительно стала «Третьим Римом» - наследником Византии, а после ее падения, единственным в мире сильным православным государством, империей, сверхдержавой, руководители которой осознавали миссию Российского государства хранить и распространять по всему миру Истину Православия.

Так вот, против этого брака была партия, что держалась ереси «жидовствующих», кроме богословских тонкостей, эта «пятая колонна» преследовала конкретные политические цели. Против этой ереси бескомпромиссным борцом стал святой Иосиф.

Так кто же такие «жидовствующие»? Если коротко, то идеологическая суть следующая: отрицания основоположных христианских догматов - отрицание Троицы, божества Иисуса Христа, а также следование некоторым обрядовым предписаниям иудаизма. Ересь появилась от некоего «жидовина Схария». Говоря современным языком, элиты Новгорода и Москвы подхватили новое «учение». Они даже пользовались покровительством Царя, так что справиться с ними было весьма сложно. Политические цели при всех их «благих, духовных, богословских» тонкостях, были конкретно земные - ослабить новообразовавшееся и утверждающееся Московское Царство, тем более на фоне противостояния с независимым Новгородом, который мог войти в союз с Литвой или Швецией против Москвы. Новгород -центр появления ереси.

Когда состоялась историческая встреча в 1503 году Царя Иоанна III с преподобным Иосифом Волоцким, Царь признал правоту св. Иосифа в том, что он «пригрел еретиков и предателей», целью которых была ликвидация Православных Церкви и Царства. Царь сделал выводы, Церковь и Царство были спасены. Ведь если бы «ересь жидовствующих», распространившаяся в виде «тайной доктрины для посвященных» в ближайшем окружении Иоанна Третьего, восторжествовала, без православного мессианства, Великой идеи - о Третьем Риме, Россия просто не состоялась бы, была бы поглощена той же Речью Посполитой - католической «сверхдержавой» своего времени. «Жидовствующие» были самой настоящей «пятой» и «шестой» колоннами в государстве.

Сделаю ряд выдержек с книги преподобного «Просветитель». Слово тринадцатое: «Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку... Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям - всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням».

Возможно, покажется, что это весьма дикарское наставление, да еще от святого! Но если сравнить с действиями того времени «цивилизованной» Европы, например, с Францией, взять хотя бы Варфоломеевскую Ночь, когда по приказу короля за одну ночь(!) католиками было вырезано около 30 тысяч гугенотов, а в соседних городах по 6 тыс., то наставления преподобного выглядят очень гуманными. А ведь речь идет и о безопасности государства, цивилизационном нравственном выборе и судьбе людей!

Аналогом той ереси сегодня является тоталитарная секта жидовствующих - «Свидетели Иеговы», которые кроме богословских тонкостей, преследуют и идеологически навязывают своим адептам антигосударственные идеи, являются культурным и социальным антиподом государственности. Не зря во многих странах Европы эта секта запрещена.

500-летний юбилей преставления преподобного Иосифа Волоцкого говорит нам о духовном подвиге, который понес святой, был востребован по своей бескомпромиссности, как в то суровое время, так и сегодня в борьбе с «пятыми колоннами». Без преувеличения, его вклад исторически роковой в жизни государства. Основа его подвига - христианская святость, именно это будет созидать наше земное Отечество и не лишит нас Отечества Небесного!

Автор статьи, протоиерей Олег Трофимов, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается помощи. Карта Сбербанка России: 676196000086178580
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Опыт борьбы Иосифа Волоцкого с «пятой колонной»: прошлое и настоящее

Благодарю автора за статью о выдающейся личности истории России. Как еще мало введено в широкий публицистический оборот имен и свершений из истории России. Чуть что, современный публицист готов вставить в свои размышления перед читателями пример из зарубежного опыта, цитату зарубежного мыслителя, факт из жизни зарубежного деятеля. В итоге нас все несет заглядываться то на Европу, то на Африку, то на Китай.
Анатольева / 29.09.2015, 15:33
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Олег Трофимов
Печать Апокалипсиса уже открыта!
На фоне мировой пандемии коронавируса актуализируется тема различных пророчеств
30.03.2020
Вселенская миссия Русской Церкви
Итоги 2019 года, перспективы и предложения
04.01.2020
Мир без войн и «кафиров»
Правящая династия Саудовской Аравии разорвала союз с ваххабитами
10.10.2019
Открытое обращение к старообрядцам
Неужели разделением мы будем дальше радовать дьявола?
09.10.2019
«Фашизм – прямое порождение дикого капитализма»
О V Международном съезде антифашистов «Будущее без нацизма и терроризма» в Севастополе
06.08.2019
Все статьи Протоиерей Олег Трофимов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29
Высока у подвига цена
Новый комментарий от Советский недобиток
19.04.2024 04:27