Дорога на Куликово поле

Новости Москвы 
0
832
Время на чтение 16 минут

Через несколько дней будет отмечаться знаменательное событие в истории нашего Отечества- 635-летие битвы с басурманскими ордами на реке Непрядве. Куликово поле стало духовным символом единения земель русских. И это историческое значение Куликова поля до сих пор не утратило своей актуальности. О самой битве, как и об исторических событиях, предшествующих ей написано огромное число научных трудов, монографий, научных и популярных книжиц. Однако Куликово поле до сей поры бережно хранит свои тайны. Одна из таких тайн связана с дорогой, по которой русские православные полки шли на бранное поле...

Путешествуя сегодня на автомобиле, мы часто сетуем на плохие дороги, а то и вовсе на их отсутствие. Но каково же было передвигаться в XII - XIV вв., когда само понятие «дорога» подразумевало под собою лишь направление, колею от телег, проложенную среди полей, дремучих лесов и чащоб? Весенне-осенняя распутица практически прекращало любое передвижение из-за липкой непролазной грязи и разлившихся рек. Основная тягловая сила - лошадь - требовала к себе особого отношения, ей нужен был отдых, водопой и запас фуража. В то далекое время путешественников на дорогах подстерегали шайки разбойников, готовых если не убить, то безбожно ограбить. И хорошо, если после встречи с ними кто-то оставался живым и здоровым. Еще великий князь Иван Калита, благодаря стараниям которого Москва начала активно торговать, старался искоренить дорожных татей. Например, в Энциклопедии «История московских районов» приводятся такие сведения: « По тогдашним законам ограбленный купец обращался к князю. На место происшествия выезжала особая комиссия, которая начинала искать следы, оставленные преступниками. Если след приводил к ближайшей деревне, считалось, что ее жители могли участвовать в ограблении или укрывать разбойников. Разбирательство было коротким - крестьяне должны были возместить пострадавшему всю сумму ущерба. Если они были невиновны, то им необходимо было «отвести след», т.е. указать комиссии, куда преступники скрылись. Комиссия шла по следам все дальше и дальше, пока не находила виновных в разбое или же крестьяне одной из следующих деревень не могли «отвести след» от себя».

А вспомните русские лютые зимние стужи и метели? Снежные вихри мгновенно заметали накатанные пути-дороги, порою не оставляя путнику никаких шансов добраться живым до какого-нибудь человеческого жилья. Вспомните пушкинские «Записки покойного Ивана Петровича Белкина, в частности, рассказ «Метель». Казалось бы, ехать было недалеко и дорога знакома, а вот нет, ничего не вышло. Интересный рассказ приводится в «Очерках семейной хроники» Владимира Троицкого, уроженца села Михайловского Тульской губернии, что расположено в верхнем течении Непрядвы. В этом замечательном повествовании о крестьянском быте конца XIX века, есть эпизод, который заслуживает того, чтобы привести его в качестве примера. «Буквально каждую зиму, как дань Деду Морозу, замерзало несколько человек, а иногда и вместе с лошадью, сбившихся во время вьюги с дороги. Была ли вьюга днем или ночью - одинаково ничего не было видно. В таких случаях во всех церквах непрерывно звонили в самый большой колокол, чтобы привлечь заблудившихся на звон. Маленькие вешки, расставленные на дорогах, быстро заметались снегом и исчезали. Одно время уездные власти приказали, чтобы каждый хозяин, чья земля примыкает к дороге, посадили на своей пашне осенью несколько ветел, что, конечно, не составляло большого труда, так как воткнутый кол или палка из ветлы прекрасно принимались расти. К сожалению, наш крестьянин мало того что ленив, но еще глуп и упрям, и всякое, даже явно полезное для него дело встречает враждебно, с ворчанием. Но как бы то ни было, приказ был выполнен. Посаженные деревца протянулись аллеей на 35 верст. Теперь нет опасности заблудиться, даже в сильную вьюгу. Но за зиму все вехи-саженцы были повыдерганы. Вся дорога по-прежнему стояла пустынной и голой. И снова каждую зиму кладбище оглашается воем и причитаниями над жертвами деду Морозу».

Дневной конный переход в среднем не превышал 20-25 км, чтобы не утомлять лошадей и еще засветло успеть расположиться на ночлег. По ночам никто не ездил. Как правило, место для ночлега выбиралось вблизи от речки или озера, где можно было набрать воды для приготовления пищи и напоить лошадей. Если посмотреть на современную карту Подмосковья, то можно заметить - на всех главных дорогах, расходящихся из столицы, почти на одинаковом расстоянии в 20-30 км расположились города, основанные в местах, где издревле существовали стоянки. Каждый из таких городов стоит на реке, поскольку воду для хозяйственных нужд обычно брали непосредственно из реки или озера, не утруждая себя рытьем колодцев, за исключением крепостей, где колодец был необходим на случай осады.

Родники, если они находились вблизи от селения, также использовались для набора воды, но потребность жителей в воде превышала возможность водоотдачи родника, поэтому воду старались брать из больших водоемов. Нынешняя мода, столь популярная в определенных кругах, на питие воды из святых источников-родников появилась гораздо позже. Натаскать из родника значительное количество воды для личного пользования и водопоя скота не простая задача. По этой причине родниками пользовались ограниченно. Не случайно и то, что наиболее известные святые источники находятся неподалеку от монастырей. Численность братии была невелика, и родник вполне мог обеспечить их запросы необходимым количеством воды. Мы давно «позабыли» дедовские обряды и обычаи, когда набирая воду из родника, путник исполнял своеобразный обряд, чем-то повторяющий обряд таинства крещения. Ведь для того, чтобы испить студеной родниковой водицы, которая находилась вровень с поверхностью земли, необходимо было поклониться матушке-земле, а для этого - снять шапку или другой какой головной убор. Набирая воду в баклажку невозможно было удержаться, чтобы не напиться самому, и вот тогда путник становился на колени и, как истинно православный, по христианскому обычаю крестился. Не имея под рукой подходящей посудины, а обычно так оно и было, вода зачерпывалась ладонями, сложенными в форме «лодочки», и путник, черпая хрустальную родниковую водицу, тем самым «отбивал» земные поклоны.

Утолить первоначальную жажду можно раза за три, т.е. за три земных поклона. После чего, как правило, омывалось лицо, а для того чтобы осушить ладони, влажными руками проводили по волосам и бороде. Вот таким незамысловатым образом, как бы и повторялся обряд нашего православного крещения. Нынешняя мода на «святые купания» и безмерное употребление «святой» воды является искажениями тех, древних и уже позабытых нами, обычаев. Отеческая любовь и бережение родников впоследствии передалась и колодезям, к которым относились с особым трепетом, обихаживали и своевременно чистили...

Но вернемся к древним дорогам. Академик С.Б.Веселовский отмечал: «По нашим понятиям, большие дороги и вообще удобные пути сообщения являются всегда несомненным благом, но в условиях жизни Руси в средние века были особые обстоятельства, которые заставляли население смотреть на это дело иначе и избегать близкого соседства с большими дорогами, ... по всей Руси тяжелым бременем для придорожных селений были частые проезды княжеских гонцов и ратных людей. По обычаям того времени, они имели право только на постой, а кормы себе и лошадям должны были покупать « ценою», т.е. по добровольному соглашению. На деле ратные люди и гонцы постоянно нарушали этот обычай и вызвали бесконечные жалобы населения... Население жаловалось, что гонцы и ратные люди берут корм не «ценой», а «сильно», травят и вытаптывают лошадьми посевы и покосы и обжигают «хоромы», т.е. употребляют на топливо «нутро избяное», все, чем можно обогреться». Не стоит забывать и о татях-разбойниках, подстерегавших путников на дорогах. Не случайно, а именно по вышеназванным причинам, для удобства и безопасности передвижения формировались обозы, что позволяло разделить тяготы дорожной жизни между всеми участниками нелегкого путешествия.

Еще со времен князя Даниила Московского, а затем Ивана Данииловича Калиты, о временах которого до сих пор нам напоминают названия Большой, Малой и Средней Калитниковских улиц, немало внимания уделялось торговле, которая в XIII-XV вв. заменяла и внешнеполитические сношения. Стремясь укрепить положение московского княжества, и преследуя собственные политические цели, великий князь Иван Калита поддерживал тесные связи с золотоордынскими ханами. В это время, благодаря рачительной политике князя, московские владения значительно расширились за счет выкупов уделов у менее состоятельных князей. Прирастало московское княжество и за счет освоения свободных южных земель, граничивших с Диким полем. Для размещения золотоордынских послов - чиновников и их свиты с военным эскортом выделялись обособленные территории, т.н. «ордынские» или «посольские» слободы. Вслед за посольствами, по проторенной ими дороге потянулись в Москву купцы и торговцы, а поскольку основным товаром кочевых народов являлись лошади и иной скот, то для пастбищ требовались просторные луговые земли. Такие вот удобные пойменные луга имелись вблизи от московского кремля в Замоскворечье, что и побудило золотоордынских купцов начать освоение этой местности. Вскоре Замоскворечье изобиловало обширными конными базарами, мастерскими по выделке и обработке кожи, изготовлению конной упряжи и мастерами - шорниками. С той древней поры на карте Москвы сохранились названия Большой и Малой Татарских улиц, район «Кожевники» у современного Павелецкого вокзала. Местечко, где проживали посредники - переводчики, прозываемые «толмачами», получило название Толмачевский переулок. В память о тех временах сохранили свои названия улицы: Большая и Малая Ордынки, расположение которых как бы задает движение в южном направлении. Именно отсюда брала свое начало одна из самых страшных и легендарных московских дорог - «Ордынская» или «Крымская» дорога.

По мнению современных исследователей, древняя «татарская слобода» располагалась в районе Климентовского и Большого Толмачевского переулков, между Пятницкой улицей и Лаврушенским переулком, как бы ограничивая с обеих сторон Большую Ордынку. Именно это место, прозванное «ордынцами», являлась во времена князя Дмитрия компактным поселением золотоордынских чиновников, своего рода посольским районом, где помимо жилых зданий вполне мог располагаться и незначительный воинский гарнизон, предназначенный для «почетного эскорта» и охраны особо важных чиновников. Не будет ошибкой, если предположить, что нечто подобное имелось и в золотоордынских городах, поскольку торговля предусматривает взаимный товарооборот. Также можно предположить, что купцы помимо основной своей негоциантской деятельности занимались в тылу потенциального противника сбором разведывательных данных.

Сейчас уже невозможно точно узнать по каким приметам прокладывались древние дороги, ведь ни карт, ни компасов в те времена не существовало. Мудры были наши пращуры и... хитры.

В летописях, где упоминается о нашествии на Русь орд хана Батыя, например, в «Повести о разорении Рязани Батыем» или же в Тверской летописи определенно указывался путь движения войск Батыя. « В год 1237 окаянные татары зимовали около Черного леса и отсюда пришли тайком лесами на Рязанскую землю во главе с царем их Батыем. И сначала пришли и остановились у Нузы, и взяли ее, и стали здесь станом. И оттуда послали своих послов, женщину-чародейку и двух татар с ней, к князьям рязанским в Рязань, требуя у них десятой части: каждого десятого из князей, десятого из людей и из коней: десятого из белых коней, десятого из вороных, десятого из бурых, десятого из пегих - и во всем десятого. Князья же рязанские... и муромские князья, и пронские решили сражаться с ними, не пуская их в свою землю. Вышли они против татар на Воронеж и так ответили послам Батыя: «Когда нас всех не будет в живых, то все это ваше будет».

Можно предположить, что и русские князья и басурманские войска достаточно хорошо ориентировались на местности, включая приграничные районы и ничейные земли. И здесь нет ничего удивительного, поскольку на таких нейтральных землях проживали «свободные» люди, никогда и ни кому не подчинявшиеся. Были ли они православными христианами или же подобно своим древним предкам, придерживались язычества, установить достоверно сейчас невозможно. Несомненно только одно, этот свободный люд, проживавший в басурманском окруженье, вынужден был выработать особый уклад жизни, чтобы суметь не только выжить в таких условиях, но и продолжить свой род. Историки отмечают, что в долине рек Битюг и Хопер, на территории Воронежской области, порою встречаются как басурманские поселения, так и славянские, что, несомненно, подтверждает совместное проживание в указанном регионе. Быть может, это были потомки скифов и сарматов, чьи курганы до сих пор можно отыскать на землях среднего Дона, или это были славяне, бежавшие когда-то из хазарского или половецкого полона и осевшие здесь, на этот вопрос еще предстоит ответить. Не вызывает сомнения только одно, в этом человеческом разноплеменном «котле» варился свободолюбивый и отважный этнос, который возможно со временем стал прародителем казачеству. Закаленный постоянной борьбой с природой за свое существование и вынужденный взяться за оружие из-за постоянных набегов недругов, этот народ на личном опыте выработал тактические приемы выживания там, где обычному землепашцу - крестьянину выжить было не под силу. Умение приспособиться к природным стихиям, ориентироваться в степных бескрайних просторах, отыскать дорогу к жилью в заснеженных степных ярах и балках, согласитесь, это ли не подвиг? А уменье противостоять превосходящему по численности противнику? Одолевать его не силой, а своим уменьем и сноровкой, лихой джигитовкой и отчаянной, но хорошо продуманной до мелочей, кратковременной схваткой? Столетиями оттачивалось это мастерство, которое с младенчества впитывалось с молоком матери. А как позабыть по малоизвестный Червленый яр, некие земли, где в ту древнюю пору проживали православные христиане и к которым в 14 веке были обращены послания, как митрополита Киевского и всея Руси Феогноста, так и митрополита Московского, Киевского и всея Руси Алексия.

Проживая на ничейной территории между русскими княжествами и басурманскими землями, эти люди были прекрасными следопытами-проводниками и, надо полагать, к их услугам неоднократно прибегали как князья, так и ордынские ханы. От тех далеких времен, когда для переправы использовались речные броды, а удобные места для отдыха определялись водопоями-колодезями, на наших картах сохранились такие названья, как «Конь-Колодезь», «Меньшой колодезь», «Гремячий Колодезь» и др. Все наши пути-дороги были накрепко связаны пуповиной - колодезями...

В летописных повествованиях XII - XIII вв. неоднократно упоминались некие «бродники», община, проживавшая на берегах Дона, Азовского моря и в междуречье Дона и Волги. Есть предположение, что свое название они получили от слова «брод», т.е. речная переправа. Как предполагал историк Голубовский, «бродники» вполне могли являться прототипом казачества. Что же, такое вполне может быть, ведь кто-то же «проводил» купеческие караваны и войска по донским степям?

Страшная и легендарная «Ордынская» дорога из Московии на юг, в Крым или на юго-восток, в золотоордынский Сарай пролегала от Боровского холма, т.е. от стен Кремля через Москву-реку и выходила на болото. Татарское слово «балчех» или «балчик», означающее «болото», «грязь» или «топкую глину», со временем было переиначено в «балчуг». Отсюда брала свое начало легендарная «Ордынская» дорога или попросту говоря - «Ордынка». Посмотрим на современное Замоскворечье. В глаза сразу же бросаются названия улиц: Большая и Малая Ордынки. По мнению Абдулхана Ахтамзяна, профессора, доктора исторических наук, еще в конце XIII - начале XIV вв. вблизи от Кремля, а возможно и непосредственно на его территории располагалось золотоордынское посольство. Согласно древнему преданию, митрополит Алексий по просьбе хана Джанибека своими молитвами исцелил супругу хана - царицу Тайдулу, получив за это в дар участок земли вблизи от Кремля, на котором в 1365 году была возведена церковь во имя чуда Архистратига Михаила, предводителя небесного воинства, которая послужила началом для основания Чудова монастыря. По мнению профессора Ахтамзяна и ряда других историков, таких «нейтральных» земель, находившихся в ведении «золотоордынских посольств», в Москве и Подмосковье было несколько.

Современные улицы - Большая и Малая Ордынки, задавали «Ордынской» дороге общее направление движения на юг. Проходя по Большой Ордынке, дорога выходила к Даниловскому монастырю и продвигалась вдоль современного Варшавского шоссе в направлении к селу Котлы, получившего свое название от речки Котловки и известному еще со времен Ивана Калиты. За Котлами дорога раздваивалась. Одна направлялась к селу Коломенскому, а другая продолжалась в южном направлении, к современному городу Подольску.

Можно предположить, что дружины великого князя Дмитрия Ивановича и его брата Владимира Андреевича Серпуховского из белокаменного Кремля выходили вместе, а потом разделились. Великий князь пошел на нынешнее Коломенское, форсировал Москва-реку и там, в прибрежных лесных зарослях обрел "свою угрешу", обнаружив чудесным случаем образ Николая Чудотворца. Видимо здесь и был дан князем обет возвести храм в случае победы в битве. Сейчас на этом месте находится Николо-Перервинский монастырь, а ранее - храм, имевший прозвание «Николы Старого», что говорит о древности его происхождения. Потом, со временем, многое позабылось и Николо-Угрешский монастырь принял на себя легенду о своем основании Дмитрием Донским...

А князь Владимир Серпуховской пошел дорогой к себе в отчину. Конечно, в те далекие годы города Подольска ещё не существовало, но это не означает, что земли вдоль среднего течения Пахры являлись безлюдными. Напротив, еще с давних времен здесь проживали племена язычников-вятичей и современные историки долину Пахры по праву называют настоящей «страною вятичей». Не вдаваясь в подробности, целесообразно лишь отметить следующий факт - до сих пор на высоком крутом берегу Пахры находится деревня Бяконтово, названная так по имени боярина Федора Бяконта, пришедшего сюда во времена Даниила Московского. Именно здесь, на живописных берегах величавой Пахры, боярин получил вотчину, где у него родился первенец- Елевферий, ставший впоследствии митрополитом Московским, Киевским и всея Руси Алексием, духовным наставником, другом и соратником великого князя - отрока Дмитрия Ивановича Донского. Здесь, на берегу Пахры, имелся удобный брод у Бяконтова мыса, выводивший к древнему граду Добрятину, основанному еще дядькой князя Владимира Крестителя - Добрыней Никитичем, когда он крестил в этих землях непокорных вятичей. Надо думать, что сюда, в порубежные пределы Московии приходили с Дона бродники-проводники, рассказывая много интересного о своих раздольных степях, донских крутобоких белогорьях и загадочных «дивах» - белокаменных столбах, об ожесточенных схватках с басурманами-разбойниками. А как же иначе! Ведь бродники не только выполняли службу по охране торговых караванов, но в свою очередь также нуждались в разнообразных товарах.

Так вот, после Добрятина дорога направлялась к древнему Серпухову и в районе села Молоди вновь раздваивалась. Короткий путь вел на Серпухов, а более продолжительная дорога пролегала вдоль русла реки Лопасни на Хотунь и выходила к берегу Оки, на «Сенькин» брод. Этот брод был легендарным, поскольку им часто пользовались басурманские отряды при набегах на русские княжества.

По мнению историков на правобережной стороне Оки помимо древнего града Лопасни располагались и другие древнерусские городки. Академик М. Н.Тихомиров в своем труде «Список русских городов дальних и близких» приводит следующий перечень городков Рязанского княжества: «Рязань старая на Оце. А Новый городок Олгов на усть Проне. Пронеск. Торческ. Воино. Шилов. Старый Лвов. Глебов. Зареческ. Переяславль на Трубеже. Михаилов. Перевитеск. Шипино. Ростиславль. Венев. Тешилов. Крилатеск. Неринеск. Кулатеск. Рослаль . Польскыи. Свинеск. Новгородок на Осетре. Бобруеск. Дубечин. На Плаве Микитин. Вердерев. Ломихвост. Вверх Дону Дубок. Корнике. Урюпеск». Упомянутый в перечне Перевитск расположен недалеко от села Белоомут, на Оке. В районе Каширы находился древний Тешилов, а в писцовых книгах 16 в. в Каширском уезде указываются переправы в Сенькине, в Липицах, под Тешиловым, в Любвине. В 19 в. на месте Тешилова стояла деревня Спас-Тешилово, при впадении речки Хохлы в Оку. Неренск, который в списке рязанских городов указан рядом с Тешиловым, мог располагаться по соседству, т.к. там находится озеро Неринское. Кулатеск по мнению Тихомирова может быть отождествлен с древним Колтеском, там где находилось село Колтово. Город Дубок предположительно находился в верховьях Дона. Существует версия о том, что место города Дубка соответствует селениям Старое Городище (Богородицкому) и Дубкам Данковского уезда. К Дубкам на Дону ведет современная дорога из Рязани через Пронск и Скопин. В настоящее время от древних городков в лучшем случае остались сглаженные валы и оплывшие рвы.

В свое время Вадимом Леонидовичем Егоровым в работе «Историческая география золотой орды XIII-XIV вв.» отмечалось: «Сведения духовных грамот и княжеских договоров 14 в. прямо указывают на существование на русской территории особой буферной зоны в районе верхнего бассейна Дона и среднего течения Оки, подобно той, которая была зафиксирована на Днепре при разборе путешествия Карпини.

... Это вытекает из опасений Ивана Даниловича Калиты и его сына за сохранность явно недавно приобретенных земель вдоль левого берега Оки, из упоминаний Коломны в качестве баскакской «очины» и из присутствия баскаков в Туле. Проживавшее здесь русское население находилось под управлением золотоордынской администрации. Судя по приведенным источникам, наиболее северным пунктом этого анклава была Коломна, где пребывал особый баскак, или «посол», власть которого не распространялась на тульские пределы. К коломенскому баскачеству, видимо, относились и упомянутые в духовной грамоте великого князя Ивана Ивановича «Лопастненьские места», располагавшиеся неподалеку, у левого притока Оки - Лопасни. Конец монгольского управления этими землями связан с деятельностью Ивана Даниловича Калиты.

С юга к коломенскому баскачеству примыкало тульское, занимавшее район, ограниченный с запада и севера верхним и средним течением Оки, а с востока - рязанскими пределами...

Юридически этот район на протяжении 14 в. считался подвластным Золотой Орде, о чем косвенно можно судить по договору московского и рязанского князей 1402 г. Однако практическая власть монголов здесь после событий «великой замятни» в Орде и битвы на Куликовом поле была сведена к минимуму...».

И далее автор отмечает: «На протяжении всего 14 в. не изменилось положение Тулы и окружающих ее земель. Московский и рязанский князья давали друг другу обязательства не занимать этот район. Договоры между ними 1382 и 1402 гг. трактуют статус Тулы и ее округи как нейтральный».

По предположению В.Л.Егорова, основанных на описании путешествия Пимена в Константинополь в апреле 1389 года, земли в верхнем и среднем течении Дона в конце 14 в. использовались Золотой Ордой только для летних кочевок и русские путешественники впервые сталкивались с золотоордынским населением лишь в районе Перевоза (Переволоки), в том месте, где течение Дона ближе всего подходит к Волге.

Но была ли в действительности так безлюдна донская земля? Конечно же - нет. Здесь с древности проживали свободолюбивые люди, сохранившие свои самобытные обычаи и традиции, свой особый этнос. Попытки басурман покорить этот народ видно не увенчались успехом. Можно с уверенностью предположить, что эти люди являлись прародителями донских казаков. Видимо отсюда, из этих благодатных земель и надо искать след в истории с обретением образа Донской Божией Матери.

После Коломны русские дружины перешли Оку по «Сенькину броду» и вышли на древний градец Лопасню, откуда и потянулись вдоль границ Рязанского княжества на Куликово поле. До сих пор тайной остается летописное местечко Березуй, где накануне битвы русские полки поджидали отставших. Бытует много версий на этот счет. Кто-то склонен считать нынешний поселок Епифань тем самым Березуем, кто-то отдает предпочтение иным местам. От летописного Березуя до бранного поля был один переход. Русские полки, как можно предположить, остановились в устье реки Мокрая Табола, оставили обоз и выдвинулись на Куликово поле. Встали на защиту Святой Руси и Веры православной!

Как можно предположить, беклярбек Мамай шел на Московию не торопясь. Возможно, дорога басурман пролегала через нынешний Липецк на древний Данков, разоренный еще Батыем. Оттуда, перейдя Дон, войско выдвинулось на современный п. Воскресенский, от которого до Куликова поля было рукой подать. Вот на легендарном Куликовом поле рати и сошлись, сражаясь ожесточенно, не на жизнь, а на смерть.

Остальное вам итак уже известно...

Михаил Переславцев, Москва - Куликово поле
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Переславцев
Война с нашей Памятью
Хроники двух месяцев…
04.05.2022
Хроники вандализма
Действия вандалов носят целенаправленный характер на фоне отлаженной режиссуры коллективного и организованного непринятия политики России
26.04.2022
Не трогайте нашу Память!
Наше молчание будет только подзадоривать вандалов и откровенных отморозков, разрушающих памятники русским солдатам
09.04.2022
Сегодня нужно действовать!
В Германии осквернили памятник советским воинам, павшим в боях за освобождение Европы от нацизма
30.03.2022
Что же мы молчим?
Пора всеми законными способами выразить своё негодование и протест по фактам осквернения памятников и воинских захоронений за рубежом
24.03.2022
Все статьи Михаил Переславцев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35