itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Отклик на статью диакона Владимира Василика «О глашатаях всеобщего спасения»

0
1046
Время на чтение 6 минут

Эта тема достаточно непростая. Многое от нас скрыто и не все на пользу нам знать.

Ясно одно: эта тема требует особого внимания, настроя и достойного подхода и изложения.

Речь идет в конечном счете о присутствии Самого Бога, «на Него же не смеют чини Ангельстии взирати». И понятно, что к таким темам надлежит относиться с особым благоговением. И эта тема требует особого стиля - величественного, сдержанного, глубокого, в то же время достаточно простого и доступного для обычного человека.

В этом контексте статья известного богослова и историка диакона Владимира Василика «О глашатаях всеобщего спасения» вызывает достаточно противоречивые чувства. О.Владимир здесь использует далеко не все свои, действительно, незаурядные возможности. Серьезную тему, требующую хорошей подборки цитат из Священного Писания и Святых Отцов, ссылок на серьезную богословскую литературу, он затрагивает весьма поверхностно, предпочитая литературные экскурсы и эмоциональную аргументацию. Может быть, для него вопрос о всеобщем спасении и решен, но для известной части его аудитории (к которой он и обращается), таковым он не является. Автор, судя по преамбуле, - в курсе той аргументации, по которой всеобщее спасение невозможно, но он почему-то не удосуживается ее развернуть для читателей.

Второе, что на наш взгляд неуместно - форма статьи и иронический тон, который здесь неприемлем. Богословская статья не должна становиться фельетоном. Даже если речь идет не об Имени Господнем, а о тех, кто искажает Истину Христову, иронический тон неприемлем, если в статье говорится о священных догматах и она касается Имени Божия. Возмущение и боль автора, который борется не только против исторических, но и богословских фальсификаций, понятны, но пусть это будет возмущение, а не ирония.

Что же касается содержательной стороны вопроса, то я целиком поддерживаю точку зрения автора. На мой взгляд, любой человек, живущий в настоящее время, может рассчитывать на спасение, но при одном, очень важном условии: при полном, искреннем и глубоком покаянии и исправлении.

«Царство Небесное нудится» (Мф. 11:12), говорится в Священном Писании. Сорок лет преп. Мария Египетская в нечеловеческих условиях, в жаркой пустыне, без пищи, одежды и крова над головой оплакивала грехи далекой юности. С другой стороны, благоразумному разбойнику потребовалось всего несколько слов во время страданий на кресте, чтобы унаследовать Царствие Небесное; не будем, однако забывать, что после своего исповедания он провисел несколько часов, терпя страшные страдания, и претерпел перебитие голеней.

В любом случае, как нас учат Священное Писание и Предание, необходимо свободное произволение и личный подвиг человека. А чем станет человек, если у него это отнять? Биороботом, не более. Величие (и трагизм) человека как образа Божия состоит в возможности свободно сказать Богу: «Да», но увы, это подразумевает и возможность сказать Ему "Нет". Детерминированная необходимость всеобщего спасения отрицает человека как такового, замысел Бога о человеке. Более того, при таком подходе вся история человечества оказывается фарсом, насмешкой: зачем века и тысячелетия страданий, заблуждений, грехов, реки крови и человеческие муки, если результат запрограмирован - принудительная мировая гармония? И если так, почему бы этому результату не состояться заранее?

Более того, представление о всеобщем принудительном спасении входит в очевидное противоречие с духовным опытом как всей Церкви, так и ее отдельных членов. Можем ли мы

представить, что спасутся нераскаянные сатанисты, уносящие в мир иной весь мрак своей души, происходящий от общения с бесами? Или представимо ли спасение сознательных самоубийц, например смертников-моджахедов, которые, к тому же, не только убивают себя, но умервщляют с собой и десятки невинных людей? Времени для покаяния, даже минимального, у них нет, значит и разговоры о их спасении излишни. Более того, забегая вперед, скажем, что они вредны, ибо служат оправданию международного терроризма, в том числе и мусульманского.

«Смерть грешников люта» (Пс. 33:11). Как практикующему врачу с 55 летним стажем, мне приходилось присутствовать при смерти людей, которые кричали нечеловеческим голосом, рвали на себе одежду и не из-за физической боли, ибо обезболивание проводилось на самом высшем уровне. Это был крик непокаявшейся души, душераздирающий крик в самом прямом смысле этого слова - вопль раздираемой души. Так в частности, погибали люди, прибегавшие к силам диавола - колдуны, ворожеи, гадалки...

Один врач как-то спросил мою знакомую медсестру: «Ты вот в Церковь ходишь. Скажи мне, а как мне душу дьяволу продать, да подороже?» Та пришла в ужас: «Да как Вы можете? Вы же потом на том свете вечно мучиться будете?» А он в ответ: «А мне тот свет не интересен. Для меня все - здесь и сейчас». Думаю, что судьба таких людей в мире ином будет складываться, мягко говоря, не лучшим образом... А теперь предположим на секунду, что все в обязательном порядке спасутся. Что тогда мы можем ответить этому врачу? Более того, мы предоставим ему великолепную возможность провести удачную коммерческую операцию: вначале продать душу дьяволу, а потом все равно получить вечное спасение.

И у сотен тысяч православных людей, регулярно ходящих в храм Божий, возникает законный вопрос - а как быть с Притчей о Страшном Суде, которая торжественно читается каждый год перед началом Великого Поста? Как быть с ее грозным эпилогом: «И пойдут сии (т.е. грешники) в муку вечную, а праведники - в жизнь вечную» (Мф. 28:46). Отметим, что в этой притче грешники осуждаются лишь за преступное бездействие - "алкал Я и не дали мне есть", тогда чего же достойны греховные деяния? Некоторые современные богословы будут лукаво доказывать, что слово «вечный» в Священном Писании означает промежуток от настоящего времени до жизни будущего века. Но перечтите все Священное Писание, вы такого учения не найдете. Более того, Притча о Страшном Суде однозначно свидетельствует против такого толкования: Страшный Суд и есть начало жизни будущего века. Ведь недаром мы в Символе Веры исповедуем: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века". Св. апостол Павел однозначно говорит: «Пьяницы Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9) . Кому верить - Первопрестольному Апостолу и Вселенной Учителю, или современным так сказать богословствующим ученым?

Для человека серьезного - это не праздный вопрос. Он касается смысла жизни. Неужели все дозволено здесь на земле и никто, в конечном счете, не понесет ответственности за свои поступки, раз финал предполагается один - и для праведников и для грешников?

Вы представляете, какие тогда открываются широкие ворота для злобствующих (не надо себя укрощать), для убийц (все можно, все простится), для насильников, воров, скупцов и мотов - не надо бороться со страстями, все потом перекроется, но чем? Милосердием Божиим? Не стоит им спекулировать. А между тем пытаются. Не хочу обижать всех цыган, среди них много достойных людей, но когда один мой знакомый священник спросил двух наркоторговцев-цыган, как они Бога не боятся, то получил простодушный ответ: «А нам Бог заранее простил все грехи». Очень близко новомодному учению о всеобщем спасении. Если оно победит, то страшно себе представить, какое влияние оно окажет на общество в целом. Вседозволенность и безответственность за проступки и преступления приведет к массовой распущенности, необузданности всего общества в целом и не только людей неверующих, но уже и христианского, православного сообщества.

Как точно отмечал один из западноевропейских историков (Марк Блок), «страх пред адом был одним из важнейших социальных факторов средневековья». Если «государево око» не всегда могло проникнуть в тайны человеческой преступности, то Око Божественного проникало всегда и останавливало христиан от неверных поступков, ибо верующий человек знал, что за всякое нарушение нравственного закона он будет отвечать в нынешнем, или будущем веке. Православие всегда было сдерживающей силой против разрушения общественного порядка. Именно ему мы обязаны сохранением нравственных и духовных ценностей. Православие было хранительницей государственности в России и не только. И немаловажным сдерживающим фактором была угроза возмездия и вечных мук. Разрушение этой веры всегда приводило к катастрофическим последствиям. За примерами далеко ходить не надо: послереволюционный разгул атеизма в России обозначился валом хулиганства, бандитизма, мошенничеств и прочих преступлений. Наш близкий друг Серафим Ильич Четверухин в своей повести «Толмачи» в свое время описал такой вот эпизод: «Рассказывал мой отец про одну девушку, которая жила достойно, себя хранила, Бога боялась. Потом сосед просветил ее: «Бога нет». Она как с цепи сорвалась - взвилась и сказала, что никогда не была так счастлива. Оказывается можно все - пей, блуди, воруй». К таким же, если не к худшим последствиям может привести проповедь всеобщего спасения.

И в завершение отмечу важную черту о. Владимира - деликатность. Он не называет имен этих, с позволения сказать, новоявленных богословов. И правильно делает. «К миру призвал нас Господь». Пусть они сами себя узнают. Может быть, и покаются в своих неразумных писаниях.

Г.Г. Руденкова, врач, ветеран труда

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. полякову.

А насчет точки зрения части отцов - опять-таки Вы не в курсе. В святоотеческом лексиконе разницы между "вечный" и "бесконечный" - НЕТ. Это - осиповский новодел.Замешанный на лукавстве.

4. Полякову.

И зачем Вы разоблачаете Осипова? А насчет его высказываний, Вы не в курсе. Увы, он действительно заявил, что представление о вечных муках является бесчеловечным.

3. Re: Отклик на статью диакона Владимира Василика «О глашатаях всеобщего спасения»

Некоторые ретивые богословы даже упрекают в бесчеловечии тех отцов Церкви, которые утверждают обратное.

(из статьи диакона В.Василика) Почему бы не назвать имена этих богословов? А.И.Осипов, например, не упрекает Отцов в бесчеловечии, хотя склоняется к точке зрения части Отцов, что мучения будут вечными, но не бесконечными. Осипов преподает нашим батюшкам богословие.
Сергей Поляков / 23.07.2015, 12:50

2. Re: Отклик на статью диакона Владимира Василика «О глашатаях всеобщего спасения»

По-моему, есть мущественная разница - "всеобщее спасение" и "финитное всеобщее спасение". Это какое-то логическое смещение - как было бы, если бы крнечность (предельность) наказания отменяла бы неотвратимость наказания.
Лебядкин / 23.07.2015, 10:49

1. Re: Отклик на статью диакона Владимира Василика «О глашатаях всеобщего спасения»

Спасибо за статью. Вроде и простые истины, но важно их помнить
РоманС / 23.07.2015, 10:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Руденкова
На Новый 2021 год
Стихи
29.12.2020
«Не хочется бросать тень на своих коллег…»
Врач-хирург Галина Руденкова обеспокоена стахановскими темпами при создании вакцины от коронавируса
23.10.2020
Баллада о голубях
Великопостные стихи
23.04.2019
Война
Часть 1. Блокада. Стихи
28.01.2019
Татьянин день
Стихи
24.01.2019
Все статьи Галина Руденкова
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30