itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Живое древо русского хозяйства

О том, как вести хозяйство в условиях экономического кризиса

Новости Москвы 
0
919
Время на чтение 9 минут

Наше время понимает, чувствует, переживает мир,
как хозяйство, а мощь человечества как богатство
преимущественно в экономическом смысле слова...
С.Булгаков

Кризисные явления в хозяйстве возникают не сами по cебе. Они являются результатом действия или бездействия со стороны межгосударственных, государственных структур и властей и представителей общества.

Возникновение экономических кризисов, в первую очередь, связано с мировоззренческими установками людей, которые строят или разрушают хозяйство своей страны.

Мне хотелось бы поделиться опытом с теми людьми, которые попытаются организовать свое дело в России. Вряд ли мой опыт универсален и его можно применять в любом случае, но, быть может, кому-то он и будет полезен, так как, открывая свой бизнес (дело), Вы неизбежно столкнетесь и с кризисами.

Если смотреть философски, то любое новое предприятие - это новое хозяйство. Хозяйство - владение хозяина, требующее его постоянного попечения и существующее благодаря свободному труду и обязательной работе, обеспечивающее жизнь и благосостояние владельцу и зависимым от него людям. [2]

Любое хозяйство имеет хозяина, тружеников и простых работников. Необходимо заранее обдумать, как вести хозяйство, и какие деловые и человеческие отношения выстраивать внутри него. Хозяйственная деятельность направлена на производство не только обычной продукции, но и на производство идеальных ценностей - знаний, нужных и полезных человеку. Вначале пути по строительству нового предприятия стоит изучить, как это было до нас. Русское хозяйство - это не только производство материальных объектов, но и стяжание духовных и нравственных начал.

Хозяйство есть выражение двух метафизических начал - жизни и смерти, свободы и необходимости, механизма и организма. В своем прогрессе оно есть победа организующих сил жизни над дезорганизующими силами смерти и делами ее... [2]

Хозяйство, по мнению философов, - это потребление и производство, которое достигается усилием и трудом его членов. Действительно, любой завод, любая фабрика, в первую очередь, потребляет сырье, материалы и пр. для производства готовой продукции. Cоответственно, хозяин завода фактически отвечает за потребление, а работники «радеют» - трудятся в поте лица и сообща созидают общее дело. Радение - искреннее старание в исполнении дел и обязанностей вплоть до чрезмерного усердия в следовании принятым порядкам, нормам и обычаям. [4]

Не подневольный труд рабочего из-под палки, а радетельный труженик - вот мечта истинного хозяина. Обращаясь к наследию прошлого и кладезю соборной народной мудрости, можно много почерпнуть для дела, например, ознакомившись с русскими поговорками и пословицами о работнике:

На охочего работника и дело найдется.

Каков работник - такова ему и плата.

Большой говорун - плохой работник.

Отвыкший от дела - не работник.

Работнику - полтина, мастеру - рубль.

Хороший указчик дороже десяти работников.

По работе и работника знать.

В замечательном «Словаре русской ментальности», одним из авторов которого является выдающийся ученый Колесов В.В., дано такое описание слову работник - трудящийся человек, профессионально занятый в определенной области конкретного дела или обслуживающий кого-то, работая по найму. [4]

«Ответственность» хозяина имеет глубокий смысл и, судя по всему, гармонично соотносится с радеющими труженниками и работниками. Ответственность - серьезное обязательство перед обществом или человеком, ощущаемое как бремя. Ответственность подразумевает необходимость отчитываться, отвечать за свои действия и принимать на себя вину в случае неприятного течения или положения дел. [4] Русская мудрость гласит: «каков хозяин - таков и работник». Ответственность побуждает истинного хозяина и тружеников к сверхусилиям, на которые простые работники чаще всего не способны и не готовы. Труженик народу дорог - работящий народу полезен. Труженики умирают, а дела их живут. Труженику медовые пышки, а лодырю - еловые шишки. В гармоничном согласии участников русского хозяйства рождаются новые предприятия, заводы, фирмы и тп.

В русском хозяйстве до сих пор сохраняется уникальная форма - артель, которая гармонично соединяет хозяина и труженика в одно целое, развивая и преумножая их возможности. Артель - добровольный союз (товарищество) равноправных работников, решающих производственные и хозяйственные задачи на основе самоуправления, взаимопомощи и взаимовыручки. Русские артели подробно описаны Платоновым О.А. в книге, изданной институтом Русской цивилизации. [5]

Мне представляется русское хозяйство как живое дерево с крепким стволом (хозяином), могучими корнями (предками), большими сучьями, устремленными к небу и в сторону (тружениками), и сучками, ветками (рабочими). Дерево, которое дает плоды, которое необходимо поливать, которому необходим солнечный свет и плодородная почва (благоприятные условия). Русское хозяйство подобно живому дереву.

Давайте посмотрим, что произойдет, если по какой-то причине одно из звеньев выпадает, тогда происходит развал предприятия.

Представим себе, что хозяин предприятия жадный, обманывает своих работников, не платит им положенного, экономит на их здоровье, не вкладывая в мероприятия по технике безопасности и т.п. В свою очередь народ его ненавидит, работает спустя рукава и растаскивает все, что плохо лежит. Итог такого предприятия очевиден.

Рассмотрим другую крайность, хозяин фабрики очень добрый, "жалеет" своих работников, ведет популистскую политику и платит им больше, чем того позволяет бюджет предприятия. Неизбежно произойдет крах, тк будут копиться долги и скоро не будет уже средств ни на сырье для производства, ни на зарплату. О том «добрый» или «злой» хозяин можно судить со временем, и я, скорее, говорил бы об ответственном, деловом или бестолковом хозяине. В любом деле ценится соразмерность.

Хозяин (предприниматель) должен уметь планировать, видеть и оценивать все риски, смотреть на перспективу, быть бережливым и осмотрительным. В русских поговорках и пословицах можно увидеть любовь и уважение русских людей к хорошему хозяину и понимание, что без головы дела не создать. «Без хозяина земля - круглая сирота». Есть поговорки и пословицы о деловых качествах, необходимых хозяину: «Хозяин по двору пройдет - рубль найдет, назад пройдет - другой найдет». «Хозяин лежит - весь дом лежит, хозяин с постели - весь дом на ногах». «Добрый хозяин - господин деньгам, плохой - слуга». «Хороший хозяин одним глазом спит».

В известном произведении русского классика Льва Николаевича Толстого «Хозяин и работник», изложенном в простой ненавязчивой гениальной форме, можно найти интересные для наших современников мысли и переживания автора, который точно знает, о чем пишет. И поверьте, автором не случайно выбрана форма рассказа, т.к. тема эта очень тонкая и сложная, и с наскока к ней не подобраться. Вроде бы простой сюжет, достаточно спокойное и стройное повествование, но сколько спрятано на страницах рассказа наблюдений автора, который неоднократно помещает своих героев в экстремальную ситуацию, четко расставляя и определяя им заданную роль. Рассказ Толстого начинается с воли хозяина, который задумал поездку в снежную бурю, и заканчивается жертвенной гибелью главного героя. Примечательно, что работник, не смотря на стужу, выжил, а конь и хозяин замерзли насмерть. В этом рассказе нет явной морали, нет плохих и хороших, нет жестких оценок и выводов, но, безусловно, есть жизненная правда, так необходимая и в наше время.

Освещение проблематики роли хозяина в жизни и хозяйстве будет неполным, если мы забудем про книгу «Домострой», которая дает представление, как наши предки строили свой Русский Дом, и какие правила и порядки были заведены на Русской Земле, о чем не лишним будет вспомнить и нам. Удачной выглядит и форма подачи «Домостроя», в виде поучений и наставлений христианину. Для революционеров и разрушителей тема «Домостроительства России» - пустой звук, а для русских православных людей - идеал устройства нашего общего соборного хозяйства.

Упомянем еще одну тему, уместно будет вспомнить о бедности и богатстве, а точнее о скудости и богатстве. Как измерять эти понятия в духовном, душевном и материальном пространстве мира? Как оценивать успешность и результативность дела, по каким критериям, и как соотносятся успех и банкротство (крах) в духовном, душевном и материальном?

Хозяин - собственник и распорядитель личного имущества; владелец хозяйства, хозяйствующий в своем деле (хозяин положения). [4] На деле это выражается в том, что он не выгребает всю прибыль из копилки, благо контроля над ним нет никакого, а вкладывает и вкладывает в общее дело, тем самым созидая его и выстраивая тыл. Именно эта подушка безопасности и позволяет в условиях кризиса выжить не только хозяину, но и выстоять предприятию без серьезных потерь. Без учета традиций (корней) - на пустом месте, самодовольно считая себя умнее своих отцов и дедов, невозможно построить крепкое хозяйство.

Хозяин должен думать не только о хлебе насущном, но и о вечном. Именно поэтому на Русской Земле в почете меценаты, благотворители, жертвователи. Таким образом, у тружеников и работников на предприятии хозяин заслуживает авторитет. Ведь он радеет о вечном, небесном, а не только о собственной выгоде.

Последнее время на Русской Земле идет духовная, политическая, экономическая, реальная битва, которая временами обостряется. И наше российское хозяйство приходится строить в этих военных условиях, и лучше в ближайшее время они не будут, тк за последние годы я что-то не припомню других условий. К ним необходимо приспосабливаться и подбирать, воспитывать радеющих о деле тружеников.

Ранее уже говорилось, что с чужими - инородцами каши не сваришь. [7] Мой опыт говорит о том, что нужно держаться своих (родных) людей, а гастарбайтеры в трудную минуту предадут и уедут туда, где выгоднее. Родным соотечественникам уезжать некуда.

Труженики и работники создают, производят продукцию, и очень важно, чтобы хозяин старался создать для них достойные условия. Но не всегда это возможно, тк хозяин, кроме ответственности должен иметь предпринимательские способности и навыки. Ничего может не получиться и по причине отсутствия нормальных условий существования хозяйства. Именно из-за сложных, подчас невыносимых внешних условий, хозяину часто приходится хитрить. Он не вправе быть наивным. Можно слушать в пол-уха, что говорят вокруг и передают, особенно в СМИ, а делать, как подскажет сердце.

Хозяин отвечает за благосостояние работников перед Господом и кесарем (государством). Также он несет ответственность перед будущими поколениями. Как ствол у большого дерева бывает крепкий, так и с крепким хозяином хозяйство развивается.

С другой стороны представим «чудовищный» альянс, когда «добрый» и безответственный хозяин трудится на одном предприятии с нерадеющими работниками (гнилыми сучьями). У такого хозяйства на выживание шансов нет, оно зачахнет как больное дерево.

Проблема хозяина и работника в России сейчас стоит очень остро, так как огромная армия господ-хозяев ведет дело любой ценой. По сути, львиную долю заработанных средств они тратят не на дело (зарплату, сырье, новое оборудование и т.п.), а на себя. Многим из них за бесценок достались советские предприятия, которые постепенно распродаются. И все эти национальные российские богатства разбазариваются - растрачивается достояние, созданное еще нашими предками. Для людей старшего возраста это особенно очевидно.

К современному труженику и работнику предъявляются важные и известные издревле требования. Многие ли из нас задумывались о том, что значит не радеть о деле? Это чисто русское слово и ведет оно свое происхождение от слова род - идеальная сущность родственных, социальных или духовных связей, порождающих внутреннее родство, - в отличие от случайных свойств или временной близости. [4]

А что еще объединяет строителей хозяйства кроме деловых и человеческих отношений? В идеале их сплачивает дух и скрепляет вера. В этом случае и результат деятельности оценивается не только богатством (изобилием и избытком материальных благ), но и духовным совершенством людей. Русское хозяйство, скрепленное православной верой предков, - это крепкий дом на прочном фундаменте. Cила русского духа - это главная особенность русского хозяйства, которая позволяет даже в неблагоприятных условиях созидать добрые дела. Русский дух - непобедим, его не задушить различными санкциями.

Учитывая особенности и сложности устроения любого успешного хозяйства, организованного не любой ценой, отметим существенную длительность этого процесса, которая чаще всего измеряется десятилетиями, а иногда и поколениями Домостроителей.[7] В современной России и прошлых веков хозяйство сохраняется и обустраивается не только в материальном смысле. Его уже вроде нет, руками не потрогать, но в то же время, невидимые Божественные силы побуждают людей строить и творить, а предки строителей невидимо питают их, делятся своим бесценным опытом.

Б.Б.Сергуненков, предприниматель, остров Коневец, 15.05.2015

[1] Артель и артельный человек / Сост., введение В.В. Аверьянова / Отв. ред. О.А. Платонов. - М: Институт русской цивилизации, 2014.

[2] Булгаков C.Н. Философия хозяйства. - М.: Институт русской цивилизации, 2009

[3] Домострой. Поучения и наставления всякому христианину / Сост., вступит. ст. и коммент. В. В. Колесова / отв. Ред. Платонов О.А. - М.: Институт русской цивилизации, Родная страна, 2014.

[4] Колесов В.В., Колесова Д.В., Харитонов А.А. Cловарь русской ментальности. В 2 т. - С.Петербург: Златоуст, 2014.

[5] Русская артель. - Москва: Институт русской цивилизации, 2013.

[6] Cергей Шарапов, Марина Улыбышева. Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства. - М.: «Ковчег», 2013.

[7] Cергуненков Б.Б. Слово и дело русского предпринимателя, - СПб: ООО типография «НП-Принт», 2013
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Сергуненков
«Надо показать, что Петербург – православный город»
Один из организаторов Крестного хода по Невскому проспекту Борис Сергуненков призывает петербуржцев продемонстрировать силу Православия, соединившись в молитвенном шествии
11.09.2015
Долго ли быть Благовещенской церкви музеем?
Борис Сергуненков о забытом обещании петербургских властей вернуть старейший храм Лавре
20.07.2015
Все статьи Борис Сергуненков
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09